Соловьева Людмила Владимировна,
педагог дополнительного образования, ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
«История театральной ширмы»
(к программе «От иголки до кукольного театра»
Раздел: Декорации к спектаклю)
Театральная постановка создаётся из огромного количества важных элементов, среди которых не только пьеса и актёрская игра артистов. Не менее важны для успеха спектакля и декорации, основная роль которых – создание пространства для происходящего действия. Театральные декорации – незаменимый атрибут любой постановки, который придаёт ей особую атмосферу и шарм. Постановки кукольного верхового театра не являются исключением.
Одним из основных элементов декораций для кукольного верхового театра является ширма. Конструкции этого атрибута уже более 100 лет.В геометрическом понимании это вертикально расположенная поверхность, над верхним краем которой играют куклы и за которой скрыты актеры.Старые народные кукольники пользовались для своих представлений несложными ширмами небольших размеров. Актер чаще всего был один, и, следовательно, кукол на ширме могло появляться не более двух одновременно. Декоративного оформления в большинстве случаев не было. В основном было два варианта ширм. Первый вариант:
|
||
Второй вариант:
|
Если с течением времени в устройстве ширмы и происходили какие-либо конструктивные изменения, то они делались главным образом в целях облегчения ширмы при переноске или для большей устойчивости. Роль игрового пространства выполнял все тот же небольшой по длине передний верхний край ширмы — грядка.
Советский театр кукол проделал по линии развития сценической техники огромный путь.Самые ранние ширмы советских кукольных театров отличались от ширмы старых русских народных кукольников только большей длиной грядки. Такие ширмы существуют во многих кукольных театрах и по сей день и служат для постановки наиболее простых спектаклей.
Ширмы для кукольного театра разделяются на стационарные и выездные. Стационарные ширмы сооружают, когда у коллектива есть свое постоянное помещение для выступлений, а выездные – когда нет постоянного места для выступления, и много приходится выступать вне аудитории.
К созданию ширмы для спектакля необходимо подойти основательно, так как это – самый главный элемент декорации кукольного верхового театра. В некоторых стационарных кукольных театрах строится единая ширма, постоянная для всех спектаклей. Но это бывает сравнительно редко. Чаще всего ширмы делаются разборными и складными. Необходимость в этом вызывается главным образом тем, что все кукольные театры, даже те, у которых есть стационар, дают большое количество выездных спектаклей. Кроме того, многие кукольные театры для разных постановок делают разные ширмы, руководствуясь теми или иными требованиями спектакля.
Среди основных характеристик, которыми она должна обладать, выделяют:
· прочность;
· легкость;
· несложное изготовление;
· портативность;
· возможность быстро собрать и разобрать;
· изобразительные характеристики.
Очень важным параметром является высота ширмы, так какдолжна полностью скрывать находящихся за ней актеров — участников спектакля, поэтому высота ее рассчитывается в зависимости от роста последних.Актеры обычно стоят за ширмой во весь рост — это наилучшее положение для работы с куклой. Таким образом, при взрослых исполнителях нормальная высота ширмы 1 м 70 см. Эта цифра может колебаться на 2—3 см в ту или иную сторону.
Для актеров ниже среднего роста за ширмой ставится низкая скамейка во всю длину передней грядки. Актеру, работающему на скамейке, приходится все время держать свою куклу у самой грядки, что лишает его возможности меняться местами с партнерами. К тому же даже самая узкая скамейка мешает работе других актеров. Поэтому чем уже будет эта скамейка, тем лучше, но все же она должна быть не меньше длины ступни актера.
Репетиция кукловодов без прикрытия ширмы: |
||
|
||
Работа кукловода за ширмой: |
||
|
|
|
|
|
|
Работа кукловода: |
Что видят зрители: |
|
|
|
|
Ещё одним важным параметром является форма ширмы. Раньше театры использовали только ширму исключительно с прямой передней линией. Но на современном этапе наряду с этим встречаются ширмы различных форм: ломаными линиями, отрезками эллипсиса, дугами окружности.Это многообразие вызвано к жизни все возрастающей сложностью тем и сюжетов кукольного спектакля и, следовательно, желанием обогатить мизансценические возможности театра кукол.
Ширма с дугообразной линией имеет свои положительные качества. Различные проходы и пробеги (охота, погоня) на ширме с прямой линией получаются плохо. И в самом деле: куклы, добежав до конца линии, должны резко повернуть в сторону, скрыться, а потом выбежать снова — либо с той же стороны, либо с противоположной. Впечатления непрерывного пробега при этом не получится. Между тем при таком же пробеге на круглой ширме линия воспринимается зрителем как непрерывная прямая линия.
Ширма в виде выпуклой ломаной линии или овала, лучше скрывает актеров от зрителей, сидящих на боковых местах. Зритель первого ряда не должен сидеть слишком близко к ширме. Лучше всего, если расстояние от первого ряда до ширмы будет равняться 2 м. Бывают случаи, когда куклу необходимо отвести от линии ширмы, но пользоваться этим следует чрезвычайно умеренно. Практика работы кукольных театров позволяет вывести заключение, что в среднем можно допустить отход куклы от передней линии на 20—25 см. Но не дальше, иначе она будет уже не видна зрителям дальних рядов.
Варианты ширм для верхового кукольного театра разных форм:
|
Для создания декораций к кукольному спектаклю в рамках объединения «От иголки до кукольного театра остановимся на ширме, у которой при центральной прямой линии имеются две боковые створки, примыкающие к центральной под тупым углом. Такой вариант ширмы очень удобен для самодеятельного театра поскольку:
· позволяет режиссеру спектакля располагать мизансцены кукол и декоративные детали не только по прямой, но и по бокам;
· на такой ширме получаются три обособленных игровых пространства. На боковых створках может происходить диалог, который не должен быть услышан персонажем, находящимся на центральной линии. Это будет выглядеть более правдоподобно.
При этом ширма должна быть достаточного размера и располагаться так, чтобы зритель, занимающий крайнее место первого ряда, не мог увидеть нечто такое, что должно быть скрыто от него: актеров, работающих с куклой, декорации, подготовленные к следующей картине.
Каркас ширмы обтягивается тканью. Ткань для ширмы может быть нейтральной или декорированной аппликацией и дополнительными элементами. Это во многом зависит от самого театрального действа и от возможностей тех, кто выполняет театральную ширму.
|
|
Также ширма может быть выполнена из ткани, которую используют для фланелеграфов и все элементы на ней могут быть съёмными. Это очень удобно, так как элементы, выполненные для разных постановок могут дополнять друг друга и давать простор для обогащения визуального ряда кукольного спектакля.
|
|
Прежде чем пространство сцены для постановки кукольного театра будет оформлено, необходимо создать эскизы, которые служатосновой для создания любых театральных декораций.
После создания эскиза приступаем к подбору материала – тканей. Если мы решили делать ширму для спектакля по типу фланелеграфа, то ткань для основного фона должна быть соответствующей. Подбираем материал для натягивания на саму раму ширмы и для декорирующих элементов. Если элементы будут съёмными – предусматриваем наличие «липучек» и мест для их крепления. По такому же принципу создаём задник, кулисы. Затем по подгруппам выполняем пришивные или отдельные элементы, после чего создаём общую работу – декорации кукольного для спектакля.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.