Искусство
лат. eхperimentum — опыт
Образное осмысление действительности
Процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе
Творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Современное искусство
англ. contemporary art; в 90-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство»
Совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века.
Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением.
История возникновения современного искусства.
В нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов.
Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов).
Поиск новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перфоромансы и хеппенинги).
отход от реалистичности и натурности.
Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Рубеж 60-х и 70-х гг - развитие концептуального искусства и минимализма.
В 70-х - усиление социальной направленности арт-процесса как с точки зрения содержания, так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.
Конец 70-х и 80-е годы - «усталость» от концептуального искусства и минимализма. Возврат интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»).
Серед. 80-х - время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп, расцвет фотографии в искусстве (как к средство художественного выражения).
На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х — видео и аудио, затем — компьютеры, и в 90-х — Интернет.
Современное искусство выходит на первое место.
три кита актуального искусства:
инсталляция
перфоманс
хэппининг
Искусство становится не эстетичным, отпугивая человека.
Актуальное искусство становится понятно лишь избранному кругу искушенного и подготовленного зрителя.
Новые формы в искусстве:
Хэ́ппенинг
англ. Happening
форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью.
Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию.
Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.
Основоположник - Джон Кейдж, который осуществил первый хэппенинг в 1952 году.
Термин в 1958 году был предложен Аланом Капроу, учеником Кейджа
Инсталляция
англ. installation — установка, размещение, монтаж
форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.
Перфоманс
англ. performance — представление, выступление)
форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.
К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.
Впервые слово перформанс было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4'33"» (4 минуты 33 секунды тишины).
Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бёрден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др.
В России наиболее известны перформансы Олега Кулика, супругов Герловиных, Елены Ковылиной и пр.
Россия
С 60-х нет единого стиля – абсолютная идея творчества, восстановление пропущенного интервала
Основные зрители – западные публицисты и журналисты
60-80 гг.- волна эмиграций, они так и забыты
Иерархия созданных групп не соответствовала реальным позициям
Для 60-х важна конфигурация с сюрреализмом
Начало 2000-х годов - разочарование в возможностях технических средств для художественных практик.
«современное искусство» становится инструментом власти постдемократического общества? Энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.
Возврат к товарному объекту, отказ от процесса.
Музеи, Биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства - инструменты привлечения капитала, инвестиций в туристический бизнес или часть государственной политики
Влияние частных коллекционеров на всю систему современного искусства. (Например, на рынке современного искусства Великобритании с 1980-х годов доминирует Чарльз Саатчи)
Делаем выводы:
Современное искусство – искусство экспериментов, поисков, постоянно совершенствуется.
Современное искусство – искусство, основанное на ощущениях, чувствах, носит чисто субъективный характер.
Основной упор делается на идею, на так называемый концепт.
Но!
отличительная черта искусства - в наличии образа (тех мыслей и чувств, которые вызывает увиденное).
Что есть образ?
В искусстве это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
А что мы видим и чувствуем, когда смотрим на работы современных художников?
Образы зачастую отталкивают взгляд, субъективный взгляд на предметы мира непонятен ни художникам-профессионалам, ни непросвещенному народу.
Бывает ли искусство ради искусства?
Давно доказано – бывает и такое, но все же искусство всегда для людей.
Возможно, ли создать что-то новое в искусстве, отказавшись от опыта предшествующих поколений?
Да, но это скорее будет называться творчеством, нежели искусством.
В понятии "искусство" важны два фактора - это образ и красота. Если что-либо из этого отсутствует, то это не искусство. Без художественного образа искусства нет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.