История и философия сестринского дела.

  • Презентации учебные
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 12.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Каждая медицинская сестра должна знать историю развития сестринского дела. В отличие от Европы сестринский уход в России имеет светские корни. Организацией сестринских общин, больниц для неимущих, занимались женщины благородного происхождения и великие княгини (Ольга, Мария). В зарубежных странах уходом занимались в основном женщины низших слоев общества ("падшие женщины"). В России профессия "сестры милосердия" считалась уважаемой.
Иконка файла материала istoria_i_filosofia_SD (1).ppt
История и философия сестринского дела. Преподаватель: Лютенберг Н.С.
 Введение.  Становление ухода на Руси X ­ XVII в.в.   Развитие ухода в XVIII в.    Сестринский уход в XIX в.    Медицинская сестра в ХХ в.
Введение.  Каждая медицинская сестра должна знать историю  развития сестринского дела.   В отличие от Европы сестринский уход в России имеет  светские корни. Организацией сестринских общин, больниц  для неимущих, занимались женщины благородного  происхождения и великие княгини (Ольга, Мария).   В зарубежных странах уходом занимались в основном  женщины низших слоев общества ("падшие женщины").   В России профессия "сестры милосердия" считалась  уважаемой.
Становление ухода на Руси  X ­ XVII в.в.  Женский уход за больными существовал во все времена и во всех  странах мира. Женщины выполняли гигиенические мероприятия и  создавали комфортабельные условия для больных, чаще родственников.  В монастырях сестры ухаживали за больными бескорыстно. Массово  для ухода за больными женщины не привлекались. На Руси уже в Х  веке княгиня Ольга организовала больницу, где уход был поручен  женщинам. В XVI веке "Стоглавый собор" издает указ об организации  мужских и женских богаделен с привлечением на работу женщин.  В XVII веке в период "Смутного времени" на территории Троице­ Сергиевского монастыря был создан первый госпиталь ­ в 1612 году.  В 1618 году при Троицком монастыре возникла первая (в  современном понимании) больница. В 1650 году появилась больница на  территории Андреевского монастыря. Достоверных данных нет, но  возможно в этих больницах применялся женский уход.
Развитие ухода в XVIII в.  Примерно в 1707 году в Москве был создан первый гражданский  госпиталь.   1715 году указом Петра I были организованы воспитательные  дома в которых должны были служить женщины.   Затем привлечение женщины к работе в больницах было отменено, роль  сиделок выполняли отставные солдаты. Возможно использование женского  труда носило временный характер.   В 1735 году вышел генеральный регламент о госпиталях,  в котором определяется сфера деятельности женщин (мытье полов, стирка  белья).   В 1763 году в Москве учреждена Павловская больница,  где специально для больных женщин имелись "бабы – сидельницы" из вдов  и жен больничных солдат. Специального обучения сестер не было.
Сестринский уход в XIX в.  Многие авторы считают, что именно с 1803 года в России возникло "сестринское дело". Спорить с этим трудно, но именно с начала 19 века  началась специальная подготовка женского сестринского персонала.   В 1818 году был создан "Институт сердобольных вдов",  а при больницах появились курсы сиделок для женщин.   Другие авторы считают, что сестры милосердия появились в России  только в 1841 году, после создания первой общины сестер милосердия  (Свято­Троицкой).   В 1854 году была создана Крестовоздвиженная община  сестер милосердия. Ее настоятельной стала Е.М. Бакунина –  некоторые авторы считают именно ее основоположницей  "сестринского дела" в России. Во время Крымской войны она  проявила себя как очень хороший организатор. После войны она уехала в  родовое имение, в Тверской губернии, и организовала там лечебницу для  крестьян (считается основоположницей сельской медицины).
Сестринский уход в XIX в.  Велико участие в развитие "сестринского дела"  Н.И. Пирогова ­ великого русского хирурга. Когда была  создана крестовоздвиженская община Пирогов руководил  ею. Пирогов активно привлекал к уходу женщин,  поддерживал нововведения среди сестринского персонала.
В 1854 году была создана  Крестовоздвиженная община  сестер милосердия.
Бакунина Екатерина  Михайлова (1810­1894гг.) Дарья Севастопольская  (1836­1892гг.) Императрица Александра  Федоровна с дочерьми  Ольгой и Татьяной
Флоренс Найнтингейл (12 мая 1820г.­1910г.)  Первое научное определение  сестринского дела дала Флоренс  Найтингейл в "Записках об уходе" 1859г.  Она считала, что сестринское дело –  действие по использованию  окружающей среды пациента в целях  содействия его выздоровлению. При  этом цель сестринского ухода была  сформулирована так: "создать для  пациента наилучшие условия для  активизации его собственных сил".  Называя сестринское дело искусством,  она считала, что это искусство требует  "организации, практической и научной  подготовки".
Русско­турецкая война 1877­1878 гг. Василий Верещагин. После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.
Реформирование сестринского образования в  начале XX века  В начале ХХ столетия руководство благотворительными  учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1909  году была открыта Марфо ­ Марьинская обитель, которая к 1911 году  становится "центром милосердия" в Москве.   В 1914 году община была превращена в госпиталь в связи с началом  Первой Мировой Войны. Подготовка сестринского персонала  осуществлялась при общинах.   До 1917 года в России насчитывалось 10 тысяч сестер милосердия.   26 августа 1917 года в Москве состоялся  I Всероссийский съезд сестер милосердия,  на котором было учреждено  Всероссийское общество сестер милосердия.
МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ У ПОСТЕЛЕЙ БОЛЬНЫХ  В ЛАЗАРЕТЕ В ИМПЕРАТОРСКОМ ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ  ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
 Первые медицинские школы появились в 1920 году. Были  разработаны программы по подготовки акушерок, медсестер  и санитаров.   В 1927 году под руководством Н.А. Семашко, издано  "Положение о медсестрах" в котором определены  обязанности медицинских сестер по уходу за больными.   В 1934­1938 годах подготовлено 9 тысяч медсестер,  насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и  отделений.  В 1953 годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские  училища, создана система среднего специального образования.  К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система  сестринского образования (училище, колледж, высшее сестринское  образование).
 В это время появляются новые требования к подготовке  медсестер: "для сознательного отношения к назначениям  врача, она должна быть медицински грамотна". Но на  деятельность медсестер это не сказалось. Сознательное  отношение к назначениям врача, даже если оно и  вырабатывается, остается невостребованным (всю  ответственность несет врач).
 В 1993 г. была создана и принята философия  сестринского дела.  В 1994 г. создана Ассоциация Медицинских сестёр  России, принимающая участие в работе Международного  Совета сестёр.  В 1999 г. 30 ноября организованна Республиканская  общественная организация «Мордовская Ассоциация  специалистов со средним медицинским образованием».
Задачи Ассоциации:  Защита профессиональных интересов сестринского  персонала, преподавателей сестринского дела и студентов.  Повышение роли сестринского персонала в системе  здравоохранения, повышение престижа профессии, через  профессионализм кадров.  Совершенствование организационно­ методической базы.  Развитие внедрение новых сестринских технологий в  практическое здравоохранение.  Повышение уровня оказания и качества сестринских услуг.  Распространение передового опыта и научных достижений в  области сестринского дела.  Возрождение традиций сестринского милосердия.
Медицинским сестрам отводится одна  из ведущих ролей в решении задач медико ­ социальной помощи населению и  повышении качества и эффективности  медицинских услуг сестринского  персонала в ЛПУ.
12 мая                            Всемирный день                          медицинской сестры.  Хотя фактически празднику уже более ста лет,  официально он был учрежден только в 1971 году. День медицинской сестры отмечается  с момента объединения сестер милосердия из 141 страны  в профессиональную общественную организацию –  международный совет медицинских сестер.
Философия  сестринского  дела­  часть  общей  философии,  представляет  систему  взглядов  на  взаимоотношения  между  медсестрой,  пациентом  ,  обществом и окружающей средой. Философия сестринского дела включает в себя    следующие аспекты: 1. Определение  сестринского  дела,  его  миссии,  цели  и  задачи 2. Соотношение сестринского дела и медицины 3. Взаимодействие медицинской сестры и пациента 4. Профессиональная этика медицинской сестры 5. Характер  общества.  и  взаимодействия  сестринского  дела
Согласно  международной  договоренности,  концептуальной  моделью  сестринского  дела  является  структура,  основанная  на  философии  сестринского  дела, включающей  (основные  категории):  четыре  парадигмы  1)сестра, «сестринское дело»,  2)личность ­ пациент,  3)окружающая среда,  4)здоровье.
Основной  принцип  философии  сестринского  дела  –  уважение  прав  и  достоинств  человека.  Он  реализуется  не  только  в  работе  сестры  с  пациентом,  но  и  в  ее  сотрудничестве  с  другими  специалистами. Международным советом медицинских сестер был разработан  кодекс  поведения  медицинских  сестер.  Согласно  этому  кодексу,  фундаментальная  ответственность  медсестер  имеет  четыре  главных  аспекта (уровни деятельности медицинской сестры): 1) содействие укреплению здоровья, 2) профилактика заболеваний,  3) восстановление здоровья (утраченных функций),  4) облегчение страданий.
Профессиональная  этика  медицинской  сестры  является  проводником  философии сестринского дела в повседневной практике. Этические элементы философии сестринского дела:   1. Обязанности медицинской сестры:  ­ уважать пациента; ­ говорить правду; ­уважать право на самоопределение; ­ не причинять вреда; ­ делать добро; ­ уважать обязательства других; ­ держать слово; ­ сотрудничать; ­ быть преданной. 2.  Ценности (идеалы):  ­ профессионализм; ­ независимость; ­ достоинство; ­ уход; ­ здоровье; ­ здоровая семья. 3. Добродетели медицинской сестры:  ­ знание; ­ умение; ­ ответственность; ­ жалость; ­ сотрудничество; ­ забота.
Сестринский процесс — это научно­обоснованная технология ухода в  сестринском деле. Сестринский процесс направлен на повышение качества жизни  пациента путём решения возникающих у него проблем.   Цели сестринского процесса  Обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния.  Предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента.  Помощь пациенту и его семье к дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.  Поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных  потребностей или в обеспечении спокойной смерти     Преимущество использования сестринского процесса  Индивидуальность, учёт клинических, личностных и социальных потребностей пациента.  Возможность широкого использования стандартов сестринского ухода.  Соучастие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.
Организация сестринского  процесса состоит из 5 этапов:
Этапы сестринского процесса: Сбор и оценка данных о состоянии пациента (сестринское обследование) 1. Выявление потребностей и определение проблем пациента (Сестринская диагностика) 2. Определение целей и задач сестринской помощи (ухода) (Планирование сестринского вмешательства) 3. Способы и методы сестринской помощи (ухода) или реализация  сестринского плана (Сестринское вмешательство) 4. 5. Определение степени достижения целей (Оценка результата)
Заключение.      Развитие "сестринского дела" в России протекало очень  трудно и длительно. Но несмотря на это в 19 веке профессия  сестры милосердия была очень почетна. С начала XX века  вплоть  до  нашего  времени  на  неё  возложены  основные  обязанности  по  уходу  за  пациентами – это профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация  и облегчение страданий. Она должна быть прекрасным руководителем (на любом  уровне), обладающим задатками лидера, менеджера, педагога и психолога.
Спасибо за внимание!