Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии.
Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире - эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной специальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века. Именно в этот период усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии.
. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛЫХ ГРУПП
Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.)
эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в
условиях группы,
принято считать первым экспериментальным
исследованием в социальной психологии.
Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире -
эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в
зарубежной специальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века.
Именно в этот период усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался
эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии.
Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску
объективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В.Меде и в
США Ф.Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую
Н.Трипплетом.
Ф.Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как
"совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом
индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях". Отказ
рассматривать группу как определенную реальность Ф.Оллпорт объяснял
отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его
позитивистскими установками.
В процессе накопления научных знаний и развития методов
исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой
социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее
индивидуумов.
Важный этап развития психологии малых групп за рубежом,
относящийся к периоду 30-х - начала 40-х годов, ознаменовался рядом
оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и
первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения.
Так, например, М.Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению
групповых норм; Т.Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых
условиях; В.Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует
программу "живых" групп в трущобах большого города; складывается "теория
черт" лидерства и т.п. В этот же период на базе исследования
управленческой деятельности в промышленной организации Ч.Бернард
выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки
зрения решения групповых задач и со стороны поддержания внутреннего
равновесия и сплочения).
Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К.Левину,
который явился основоположником крупного научного направления, широко
известного под названием "групповая динамика". Под его руководством были
проведены исследования Р.Леппита и Р.Уальта по изучению групповой
атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового
поведения в процессе дискуссии и др. К.Левин одним из первых изучал
феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты,
динамику групповой жизни.
Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии
психологии малых групп за рубежом - в этот период возникает практическаяпотребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных
приемов управления группами.
К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов,
определявших развитие психологии групп, таких, как: социометрическое
направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход
средством эмпирико-статистическое направление, формально-модельный
подход, теория подкрепления.
В нашей стране изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю
психологическую и непсихологическую традицию. Отдельные эмпирические
факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в
публикациях ряда участников русско-японской войны 1904-1905 гг.
Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране
сыграли научные труды и практическая деятельность В,М,Бехтерева,
А.С.Залужского.
После гражданской войны для развития психологии коллективов
характерен повышенный интерес исследователей к проблеме вожачества.
Среди многочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена
таких психологов, как П.П.Блонский и Д.Б.Эльконин, чьи взгляды на
некоторые аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и
сегодня привлекают внимание специалистов.
Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С.Макаренко ознаменовали собой
принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем
коллектива. В работе Макаренко реализуются (хотя и в упрощенном виде)
важнейшие методологические принципы исследования социальной группы:
деятельности, системности, развития.
В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малой
группы, организация, структура и управление (включая руководство и
лидерство),
сплоченность,
психологический климат, мотивация групповой длительности, эмоциональные
и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных
новообразований в связи с развитием самой группы.
нормативная регуляция поведения,
Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической
направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом
изучения малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования
малых групп и коллективов. В этот период формируются социально-
психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и
коллективов, функционирующих в сфере производства, спорта, образования,
в условиях особой трудности и повышенного риска.
70-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповой
психологии.
В это десятилетие оформилось несколько крупных
исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и
влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции
коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных,
относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному
расширению в 70-е годы подверглась сама проблематика отечественных
исследований малых групп, в которой среди прочих появились разделы,
связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями,На протяжении третьего этапа (80-егоды) продолжались и усиливались
тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой
психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента.
Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой
психологии:
групповой интеграции и
эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому
климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым
отношениям.
руководству и лидерству,
экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой
сплоченностью и эффективностью, психотерапией.
Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в
нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов
социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой
степени влияющих на развитие научной мысли. Это - деятельностный подход,
социометрическое направление,
параметрическая концепция и
организационно-управленческий подход.