«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
Оценка 4.9

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
технология
8 кл
31.05.2018
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса к изучению истории, технологии и МХК через внеурочную деятельность посредством интегративного подхода. Задачи: Предоставление школьникам возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности: проектной, исследовательской, творческой. Использование подиума театра моды исторического костюма как средства для развития аналитического образа мышления обучающихся. Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма. Воспитание эмоционально-эстетического вкуса обучающихся.конспект
конспект.docx
История костюма на Руси. X­XXI вв.  (интеграция истории, технологии, МХК и ДО) Развитие познавательного интереса к изучению истории, ЦЕЛЬ: технологии и МХК через внеурочную деятельность посредством интегративного подхода. Задачи: Предоставление школьникам возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности: проектной, исследовательской, творческой. Использование подиума театра моды исторического костюма как средства для развития аналитического образа мышления обучающихся. Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма. Воспитание эмоционально-эстетического вкуса обучающихся. Оборудование: 1. 2. Музыкальное сопровождение на проход каждой модели. Акустическая система. Оформление: Импровизированный подиум. Модели выходят на сцену, проходят по центру через зал и  садятся в конце зала на отведённые места) Под мелодию «Всегда» (Н.Кадышева) ведущие выходят на сцену). Д о б р ы й д е н ь, дорогие гости! Ведущий 1: Ведущий 2: З д р а в с т в у й т е! Сегодня мы с вами совершим небольшое, но очень в а ж н о е путешествие: путешествие в и с т о р и ю русского костюма. Мы постараемся рассказать и показать вам, какую Ведущий 1: одежду носили наши предки, какой фасон складывался и почему. Ведущий 2: Итак, смотрите и слушайте! (Звучит мелодия «Гусляр». Ведущие спускаются к мкрф  и начинают своё повествование).  Ведущий 1:  К X веку на территории Европы складывается Древнерусское государство со столицей в Киеве. Тесные связи Руси домонгольского периода с Византией и Западной Европой определили характер русского костюма, который, несмотря на свою  самобытность, развивался в русле общего направления.  (1 модель на сцене: вышитой, в простых брюках, босиком, за плечами лапти, в руках – пучок пшеницы ). Ведущий 2: На формирование древнерусской одежды огромное влияние оказала суровая русская зима, занятия землепашеством и скотоводством. Поэтому основным материалом для изготовления одежды были льняные ткани, от грубого холста до тончайших полотен. мальчик в  грубо связанной домотканной  рубахе, но искусно    (Модель проходит по залу, поворачивается). Ведущий 1: Домотканная шерсть грубой выделки называлась с е р м я г а, а цветные ткани получили название к р а ш е н и н ы. Искусные мастерицы украшали одежду нарядной вышивкой, бахромой из ниток разного цвета, называемой п е с т р я д ь ю. Крестьяне носили онучи с л а п т я м и, обувь из лыка и берёзовой коры. Ведущий 2: Основой мужского костюма была р у б а х а, подпоясанная узким поясом. (Уход).  мальчик в подпоясанной рубахе из дорогой атласной ткани, порты  из шёлка, (2 модель: заправлены в сапоги, на голове – шапка. Большие пальцы рук – за поясом). Ведущий 1: Почти все одежды надевались через голову, то есть, не были р а с п а ш н ы м и, а имели спереди небольшой разрез. Рубаха шилась ниже пояса, но не ниже икры ноги. (Модель начинает медленно двигаться по залу, поворачивается). Ведущий 2: Если бедные люди носили одежду из холстины и лапти, то богатые крестьяне использовали дорогие шёлковые ткани и высокие сапоги без каблуков. (Уходит). Ведущий 1: о р з н о, который на правом плече застёгивался ф и б у л о й. Одежду киевских князей дополнял небольшой плащ – к (3 модель: на голове – обруч, на  ногах – сапоги, на поясе – меч и кошелёк). мальчик в длинной оранжевой  рубахе, на левом плече – корзно,  2 Ведущий 2: шубой, которую носили внакидку. К поясу подвешивался к о ш е л ё к – к а л и т а. В Новгороде и Владимире корзно заменялся (Уходит). Шло время. Русь освободилась от монгольского ига. Ведущий 1: (Звучит «Скоморох»). Росли границы государства, налаживались экономические и торговые связи. Одежда становилась богаче и тяжелее. Появляется удлинённый кафтан – т я г и л я й со стоячим воротником – к о з ы р е м. (4 модель: мальчик  в кафтане,  в тюбетейке, в сапожках. В руках – ларец.). Ведущий 2: Как следствие монгольского ига в русском костюме появились предметы восточного обихода: тюбетейка (т а ф ь я) и пояса (к у ш а к и). (Модель проходит по залу, поворачивается). Ведущий 1: Одежды этого периода шьют из привозных тканей: из Италии, Турции, Византии, Ирана, Англии, Франции. У знати в почёте бархат, парча, атлас ярких цветов. Но для народного костюма использовались ткани, изготовлявшиеся дома. (Уходит). Ведущий 2: Женщины на Руси тоже носили рубаху, которая отличалась от мужской лишь длиной. девушка в кокошнике, в косе – лента, в длинной красной  рубахе, в душегрее, (5 модель: в туфлях на каблучке. В руках – зеркальце с ручкой, на пальчике платочек). Ведущий 1:  Отличием женского костюма являлась  д у ш е г р е я, пошитая из  дорогих тканей и отороченная мехом  Её носили  женщины всех  сословий и только в  праздник. Вышивку  исполняли  шёлком  и   к а н и т е л ь ю,  кручёной золотой и  серебряной нитью. (Модель проходит по залу. Поворачивается). Ведущий 2: Женские причёски довольно просты. У девушек - длинные распущенные волосы, подхваченные тесьмой или лентой, а также косы, низко заплетённые на затылке. На голове – к о к о ш н и к. (Ждёт следующую модель). Замужние женщины полностью скрывают свои волосы Ведущий 1: под головным убором: ч е п ч и к о м - п о в о й н и к о м, нарядным к и к у, платком - у б р у с о м. (6 модель: на девушке – понёва, поверх нарядный фартук, свободная кофта, в руках – крынка, на ногах – сапоги на широком устойчивом каблучке). 3 Ведущий 2: Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали п о н ё в у – юбку, которая закреплялась на талии шнуром – г а ш н и к о м. Понёву шили из пёстрых и ярких тканей. Модель, которую вы видите, была продемонстрирована (Модели делают круг по залу и уходят). Ведущий 1: в Москве на выставке достижений народного хозяйства в 1997 году. Этот костюм принадлежит уроженке села Колыбельское Чаплыгинского района Липецкой области. (Уходит). (Мелодия на выход боярыни, царя и царевны). Ведущий 2:  Костюм боярыни отличался пышностью и богатством.  Л е т  н и к  убирался мехом. Иногда костюм весил 15­20 килограммов. Это придавало  походке плавность и гордую осанку.  (7 модель: боярыня в бордовом сарафане, в летнике, руки ­ в муфте, бордовые сапожки)  Ведущий 1:   Головной убор украшался драгоценными камнями. На ногах – сапожки.  Чело  к и ч н о е,  украшено  р я с н ы м и   жемчужными прядями с подвесками вдоль  щек, спадающими на плечи.  (Модель проходит по залу и уходит). Ведущий 2:  Царские одежды настолько ярки и богаты, что их сравнивали с  «солнцем, убранным звёздами».  (8 и 9 модели: Царь с посохом и поодаль за ним царевна  выходят на сцену). Ведущий 1:  Царское облачение состояло из  п л а т н а – длинного одеяния без  воротника, с широкими рукавами. Сверху надевался круглый широкий воротник – б а р м ы.  (Царь проходит через зал, останавливается, ждёт царевнц). Ведущий 2:  Шапка Мономаха представляла собой кованную золотом тюбетейку,  обтянутую бархатом с драгоценными камнями, с собольей опушкой и крестом  сверху. По­видимому это был подарок хана Узбека Ивану Калите.  (Царевна идёт через зал, подходит к царю. Оба  начинают движение по кругу). Ведущий 1:  Костюм царевны состоял из царского платья. Линия застёжки борта,  низ рукавов обшивались декоративной полосой. Голову украшал  убор, расшитый  золотом, жемчугом, драгоценными камнями и самоцветами. (Оба уходят). Ведущий 2:  Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась.  (10 модель:  Колокольный перезвон. Входит митрополит с посохом и крестом в руках). Ведущий 1:  Головным убором священнику служил белый или чёрный (в зависимости  от сана)  к л о б у к. Во время службы надевали специальное облачение. С конца XVII  века чёрный цвет стал считаться траурным.  (Священник медленно проходит через зал и уходит). Ведущий 2:  Бояре, купцы, крестьяне сотни лет оставались при своём, исконно  русском, лишь постепенно осваивая отдельные детали европейской моды.  4 Ведущий 1: В XVIII веке европейская мода шагает в Россию!  (11 модель:  Фейерверк. Появляется Император Петр I, в руках – грамота, читает). Ведущий 2:  Замена русского платья на общеевропейский костюм произошла в  начале XVIII столетия по воле Петра Первого и имела большое политическое  значение. Это было одним из средств борьбы со старозаветным боярством. С  трудом, со скрипом приживается новое. Иноземный костюм, спущенный сверху  петровским указом, не пошёл дальше дворянского сословия.  (ПетрI проходит через зал. Останавливается). Ведущий 1:  Пример в простоте одежды подавал сам царь. Мужской костюм  состоял из рубашки с кружевным  ж а б о,  и   к а ф т а н а  с расширенными полами.  Наиболее распространённой формой шляпы была  т р е у г о л к а.   (Останавливается, ждёт модель в костюме Екатерины). Ведущий 2:   Женскому костюму периода царствования Екатерины II в 70­90 годы  XVIII века характерны особая пышность и богатство.  (12 модель: Ведущий 1:  Придворные дамы носили широко декольтированные, приталенные  платья на каркасной основе. Для каждого парадного выхода императрице готовилось  новое платье.  (Модель проходит через зал. Петр I подаёт ей руку, делают круг, уходят). Ведущий 2:  В Петербургских и Московских музеях хранятся тронные и свадебные  наряды царственных особ. После дочери Петра I Елизаветы осталось 15 тысяч  парадных платьев.  (Петр I и Екатерина  уходят). Ведущий 1:  В начале XIX века народный костюм остался почти без изменений. Но под влиянием французской моды девушки стали подпоясывать сарафаны под грудью.  (13 модель: Звучит мелодия «Я в садочке была». Девушка в зелёном сарафане и девушка в  юбке и вышитой рубахе, у обеих в руках  корзинки, на  ногах полусапожки).  Выходит на сцену Екатерина II, в руках – веер). Ведущий 2:   Русская аристократия тоже увлеклась  античностью. Дамы носили  прямые платья с завышенной талией, длинную юбку и узкий лиф, короткий  рукав  ­ фонарик  и перчатки, на ногах туфельки без каблука.  (14 модель:  Появляется девушка в костюме Наташи Ростовой, в руках ридикюль). Ведущий 1:  С XIX века в России регулярно выходят журналы мод, и российские  модницы привозят платья из Парижа или шьют их по модным образцам.  (Наташа Ростова, вальсируя, проходит через зал. Потом уходит). Ведущий 2:    Детский костюм отражал детали взрослого костюма, а мужской –  вобрал  в себя военный дух того времени. В моде на балах –  вальс и  мазурка.  (Звуки мазурки. Танцует детская пара, потом проходят по залу и уходят). Ведущий 1: Атрибуты и аксессуары женского костюма несут дополнительную информацию о хозяйке платья, подчеркивая её вкус и индивидуальность. (Мелодия из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово»). (15 модель: девочка в серебряном платье и шляпке-капоре, в руках ридикюль). 5 Ведущий 2: перчатки, платки и сумочки. Лицо обрамляют локоны. Всё очень женственно и возвышенно. В моде жабо, пуговицы, карманы, шляпки, (Девочка проходит через зал). Ведущий 1: года привело к поражению французской моды в России. Поражение Наполеона в Отечественной войне 1812 (Делает круг и уходит) В 30-е годы XIX века утверждается пышность и Ведущий 2: помпезность русского аристократического костюма. Она является своего рода отголоском жестокой реакции в общественной жизни после расправы с декабристами. (Звучит «Романс» из к/ф «Метель»). (16 модель: девушка в пышном голубом платье медленно идёт по залу и читает роман). Снова в моде – приталенный с и л у э т. Платье украшено Ведущий 1: кружевом, бантами, воланами. В моде – мечтательность и увлечение сентиментальными романами. (Ждёт). Украшение кружевами и искусственными цветами Ведущий 2: делает светскую красавицу ослепительной. Тонкую талию подчёркивают пышность юбок и особый крой рукавов б и д е р м е й е р. (Продолжает звучать мелодия «Романса»). (17 модель: девушка в вечернем белом платье, в руках букетик цветов). Ведущий 1: Естественную красоту лица подчёркивает причёска из туго стянутых волос и свободных локонов с вплетёнными цветами. А как хороши украшения! Как не вспомнить слова А.С. Пушкина: «Чистейшей прелести чистейшей образец». (Обе модели делают круг и уходят). 6 Ведущий 2: Вторая половина XIX века. В моду входит т у р н ю р, женский силуэт в профиль S-образной формы. (Звучит «Вальс» из к/ф «Метель»). (18 и 19 модели: появляются девушки в розовом платье с зонтиком и в зимнем наряде с муфтой. Обе останавливаются на сцене. Через зал идёт девушка в розовом платье). Талия сзади несколько завышена и прямо от неё Ведущий 1: начинаются сборки, украшенные воланами. Огромную роль в костюме играют дополнения: перчатки, зонтик и маленькая шляпка. (Модель проходит через зал и останавливается). Ведущий 2: В зимнем костюме турнюр заменён мягкой драпировкой. Костюм дополняют головные уборы, украшенные бантами или вуалью. (Обе девушки поворачиваются и уходят). Ведущий 1: Стиль м о д е р н, то есть, новейший, современный. Появляются автомобили, фотография, кино. В парках играют духовые оркестры. Мода начала XX века – это новый ритм жизни. (Звучит вальс «Воспоминание» в исполнении духового оркестра). (20 модель: Появляется девушка в чёрно-оранжевом платье с цветком в руке. На голове большая шляпа с газовым шлейфом, украшенная цветами). Ведущий 2: Идеалом моды становится женщина–цветок, женщина – украшение салонов и театров. зал. Уходит). Ведущий 1: женщины и костюм русской интеллигенции. В начале XX века формируется тип самостоятельной (Проходит через (21 модель: Мелодия «Время, вперёд!». Появляются три марксистки, 7 в руках одной из них – книга. Стоят на сцене, склонившись к книге, читают). У женщин – п а р о ч к а: тёмная юбка и Ведущий 2: светлая блузка. Одежда скромная, строгая, которая следовала общепризнанной моде, но при этом была удобной и доступной. (Девушки-марксистки пересекают зал и уходят. Мелодия продолжает звучать). Октябрьская революция изменила социальный состав Ведущий 1: общества. Исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к трудовой деятельности, а также слепое подражание западной моде. (22 модель: появляется девушка-революционерка в кожаной куртке, в красной косынке, в сапогах, в руках – газета. Стоит на сцене, рука с газетой поднята.). Ведущий 2: Красный цвет, цвет знамени, приобрёл в это время важнейшее символическое значение в декоративном решении костюма. Кожаные куртки, прямые юбки, красные косынки, повязанные на лоб – одежда женщин. (Модель решительно пересекает зал и останавливается). Ведущий 1: войны создавался новый человек, боец, герой, красноармеец- буденновец! В обстановке хозяйственной разрухи и гражданской (23 модель: мальчик в шинели и будённовке с винтовкой в руках чётко выполняет команду «кругом», пересекает зал и останавливается рядом с революционеркой). Ведущий 2: Форма красноармейца – матерчатый ш л е м, ш и н е л ь, с а п о г и. Старинные мотивы отделки петлицами удачно сочетались с красным цветом звезды на шлеме. Скромность и строгость пролетарского народного костюма объяснялась тем, что, разрушая старый мир «гнёта и насилия», революционеры отреклись от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нём. 8 (Уходят, делая круг по залу). Ведущий 1: сохранились едва ли не в первозданном виде. Рациональный крой народного костюма и его декор Ведущий 2: Поэтому русский к у т ю р ь е Вячеслав Зайцев советует: «Нам в наследство оставлена жемчужина народной мудрости – народный костюм. И его надо использовать повсеместно!». И в заключении мы предлагаем вам посмотреть деловой Ведущий 1: стиль нашего современника, ваших ровесников, учеников г и м н а з и и № 19! (24 – 33 модели: Звучит мелодия «Сказочный бал». На сцену выходит шеренга старшеклассников, затем шеренга учащихся среднего звена. Становятся в два ряда. Выходят по одному на центр сцены, поворачиваются, проходят через зал, останавливаются). Ведущий 2: Перед вами брючный костюм, он подчёркивает строгость и элегантность. Брюки – это одна из 5 вещей, которые одели людей XX века. Ведущий 1: Брюки определяют свободу движений, а брючный костюм делает стройной любую фигуру. Ведущий 2: Жилет наряду с галстуком составляет яркую деталь делового стиля. Ведущий 1: Костюм «тройка» был и остаётся основной формой одежды деловых мужчин Удачно подобранные цвета пиджаков и брюк Ведущий 2: сохраняют за мужским костюмом стиль делового. 9 Строгую деловитость этой мужской одежды подхватили Ведущий 1: женщины: появились прямые юбки, пиджаки на подкладке. Белый цвет блузок всегда делает костюм парадным. Ведущий 2: Синий цвет костюма наряду с чёрным считается цветом делового стиля. Звание гимназиста требует от учащихся соблюдение опрятного Ведущий 1: вида и ношение одежды делового стиля. Ведущий 2: Всё это в сочетании с причёской, обувью и походкой воспитывает человека нового тысячелетия. (Модели делают круг по залу и уходят. Все Ведущие в это время поднимаются на сцену). Мы благодарим всех, кто совершил с нами путешествие в Ведущий 1: историю русского костюма. Хочется надеяться, что сегодня Вы узнали много нового и интересного. Ведущий 2: В показе моделей участвовали учащиеся 2-11 классов! Ведущий 1: образования и учитель технологии! Художники по костюмам педагог дополнительного Постановщик и музыкальный редактор педагог Ведущий 2: дополнительного образования! Ведущий 1: А вели сегодняшнее шоу ученик 11 класса ____________________, Ведущий 2: И ученица 11 класса Ведущие оба: До новых встреч, друзья! (Звучит мелодия «Всегда») __________________________________________________________________________ 10 Список использованной литературы 1. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М.: ОЛМА- ПРЕСС Экслибрис, 2002. – 176 с. 2. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности / Раиса Владимировна Захаржевская.-3-е изд.доп.- М.: РИПОЛ классик, 2007.-288 с.: ил. 3. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель», 1998. – 496с. 4. Современная энциклопедия. Аванта+. Мода и стиль/Глав.ред В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 480 с.:ил. 5. Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик; Худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 509 с.:ил. 11

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»

«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.