«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
технология
8 кл
31.05.2018
ЦЕЛЬ: Развитие познавательного интереса к изучению истории, технологии и МХК через внеурочную деятельность посредством интегративного подхода.
Задачи:
Предоставление школьникам возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности: проектной, исследовательской, творческой.
Использование подиума театра моды исторического костюма как средства для развития аналитического образа мышления обучающихся.
Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма.
Воспитание эмоционально-эстетического вкуса обучающихся.конспект
конспект.docx
История костюма на Руси. XXXI вв.
(интеграция истории, технологии, МХК и ДО)
Развитие познавательного интереса к изучению истории,
ЦЕЛЬ:
технологии и МХК через внеурочную деятельность посредством
интегративного подхода.
Задачи:
Предоставление школьникам возможности попробовать свои силы в
различных видах деятельности: проектной, исследовательской,
творческой.
Использование подиума театра моды исторического костюма как
средства для развития аналитического образа мышления
обучающихся.
Изучение и расширение глоссария моды исторического костюма.
Воспитание эмоционально-эстетического вкуса обучающихся.
Оборудование:
1.
2.
Музыкальное сопровождение на проход каждой модели.
Акустическая система.
Оформление:
Импровизированный подиум.
Модели выходят на сцену, проходят по центру через зал и
садятся в конце зала на отведённые места)
Под мелодию «Всегда» (Н.Кадышева) ведущие выходят на сцену).
Д о б р ы й д е н ь, дорогие гости!
Ведущий 1:
Ведущий 2:
З д р а в с т в у й т е! Сегодня мы с вами совершим
небольшое, но очень
в а ж н о е путешествие: путешествие в и с т о р и ю русского
костюма. Мы постараемся рассказать и показать вам, какую
Ведущий 1:
одежду носили наши предки, какой фасон складывался и почему.
Ведущий 2: Итак, смотрите и слушайте!
(Звучит мелодия «Гусляр». Ведущие спускаются к мкрф и начинают своё повествование).
Ведущий 1: К X веку на территории Европы складывается Древнерусское государство
со столицей в Киеве. Тесные связи Руси домонгольского периода с Византией и Западной
Европой определили характер русского костюма, который, несмотря на свою
самобытность, развивался в русле общего направления.
(1 модель на сцене:
вышитой, в простых брюках, босиком, за плечами лапти, в руках – пучок пшеницы ).
Ведущий 2: На формирование древнерусской одежды
огромное влияние оказала суровая русская зима, занятия
землепашеством и скотоводством. Поэтому основным
материалом для изготовления одежды были льняные ткани, от
грубого холста до тончайших полотен.
мальчик в грубо связанной домотканной рубахе, но искусно
(Модель проходит по залу, поворачивается).
Ведущий 1:
Домотканная шерсть грубой выделки называлась с е р
м я г а, а цветные ткани получили название к р а ш е н и н ы. Искусные
мастерицы украшали одежду нарядной вышивкой, бахромой из ниток
разного цвета, называемой п е с т р я д ь ю. Крестьяне носили онучи
с л а п т я м и, обувь из лыка и берёзовой коры.
Ведущий 2: Основой мужского костюма была р у б а х а,
подпоясанная узким поясом.
(Уход).
мальчик в подпоясанной рубахе из дорогой атласной ткани, порты из шёлка,
(2 модель:
заправлены в сапоги, на голове – шапка. Большие пальцы рук – за поясом).
Ведущий 1:
Почти все одежды надевались через голову, то есть, не были р а с п а
ш н ы м и, а имели спереди небольшой разрез.
Рубаха шилась ниже пояса, но не ниже икры ноги.
(Модель начинает медленно двигаться по залу, поворачивается).
Ведущий 2: Если бедные люди носили одежду из холстины и
лапти, то богатые крестьяне использовали дорогие шёлковые
ткани и высокие сапоги без каблуков.
(Уходит).
Ведущий 1:
о р з н о, который на правом плече застёгивался ф и б у л о й.
Одежду киевских князей дополнял небольшой плащ – к
(3 модель:
на голове – обруч, на ногах – сапоги, на поясе – меч и кошелёк).
мальчик в длинной оранжевой рубахе, на левом плече – корзно,
2 Ведущий 2:
шубой, которую носили внакидку. К поясу подвешивался к о ш
е л ё к – к а л и т а.
В Новгороде и Владимире корзно заменялся
(Уходит).
Шло время. Русь освободилась от монгольского ига.
Ведущий 1:
(Звучит «Скоморох»). Росли границы государства, налаживались
экономические и торговые связи. Одежда становилась богаче и
тяжелее. Появляется удлинённый кафтан – т я г и л я й со стоячим
воротником – к о з ы р е м.
(4 модель: мальчик в кафтане, в тюбетейке, в сапожках. В руках – ларец.).
Ведущий 2: Как следствие монгольского ига в русском
костюме появились предметы восточного обихода: тюбетейка (т
а ф ь я) и пояса (к у ш а к и).
(Модель проходит по залу, поворачивается).
Ведущий 1: Одежды этого периода шьют из привозных тканей: из
Италии, Турции, Византии, Ирана, Англии, Франции. У знати в почёте
бархат, парча, атлас ярких цветов. Но для народного костюма
использовались ткани, изготовлявшиеся дома. (Уходит).
Ведущий 2: Женщины на Руси тоже носили рубаху, которая
отличалась от мужской лишь длиной.
девушка в кокошнике, в косе – лента, в длинной красной рубахе, в душегрее,
(5 модель:
в туфлях на каблучке. В руках – зеркальце с ручкой, на пальчике платочек).
Ведущий 1: Отличием женского костюма являлась д у ш е г р е я, пошитая из
дорогих тканей и отороченная мехом Её носили женщины всех сословий и только в
праздник. Вышивку исполняли шёлком и к а н и т е л ь ю, кручёной золотой и
серебряной нитью.
(Модель проходит по залу. Поворачивается).
Ведущий 2: Женские причёски довольно просты. У девушек -
длинные распущенные волосы, подхваченные тесьмой или
лентой, а также косы, низко заплетённые на затылке. На голове
– к о к о ш н и к. (Ждёт следующую модель).
Замужние женщины полностью скрывают свои волосы
Ведущий 1:
под головным убором: ч е п ч и к о м - п о в о й н и к о м, нарядным к и
к у, платком - у б р у с о м.
(6 модель: на девушке – понёва, поверх нарядный фартук, свободная
кофта, в руках – крынка, на ногах – сапоги на широком устойчивом
каблучке).
3 Ведущий 2: Поверх рубахи замужние женщины обычно
надевали п о н ё в у – юбку, которая закреплялась на талии
шнуром – г а ш н и к о м. Понёву шили из пёстрых и ярких тканей.
Модель, которую вы видите, была продемонстрирована
(Модели делают круг по залу и уходят).
Ведущий 1:
в Москве на выставке достижений народного хозяйства в 1997 году.
Этот костюм принадлежит уроженке села Колыбельское Чаплыгинского
района Липецкой области.
(Уходит).
(Мелодия на выход боярыни, царя и царевны).
Ведущий 2:
Костюм боярыни отличался пышностью и богатством. Л е т
н и к убирался мехом. Иногда костюм весил 1520 килограммов. Это придавало
походке плавность и гордую осанку.
(7 модель: боярыня в бордовом сарафане, в летнике, руки в муфте, бордовые сапожки)
Ведущий 1: Головной убор украшался драгоценными камнями. На ногах – сапожки.
Чело к и ч н о е, украшено р я с н ы м и жемчужными прядями с подвесками вдоль
щек, спадающими на плечи.
(Модель проходит по залу и уходит).
Ведущий 2: Царские одежды настолько ярки и богаты, что их сравнивали с
«солнцем, убранным звёздами».
(8 и 9 модели: Царь с посохом и поодаль за ним царевна выходят на сцену).
Ведущий 1: Царское облачение состояло из п л а т н а – длинного одеяния без
воротника, с широкими рукавами. Сверху надевался круглый широкий воротник – б а р м
ы.
(Царь проходит через зал, останавливается, ждёт царевнц).
Ведущий 2: Шапка Мономаха представляла собой кованную золотом тюбетейку,
обтянутую бархатом с драгоценными камнями, с собольей опушкой и крестом
сверху. Повидимому это был подарок хана Узбека Ивану Калите.
(Царевна идёт через зал, подходит к царю. Оба начинают движение по кругу).
Ведущий 1: Костюм царевны состоял из царского платья. Линия застёжки борта,
низ рукавов обшивались декоративной полосой. Голову украшал убор, расшитый
золотом, жемчугом, драгоценными камнями и самоцветами.
(Оба уходят).
Ведущий 2: Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась.
(10 модель: Колокольный перезвон. Входит митрополит с посохом и крестом в руках).
Ведущий 1: Головным убором священнику служил белый или чёрный (в зависимости
от сана) к л о б у к. Во время службы надевали специальное облачение. С конца XVII
века чёрный цвет стал считаться траурным.
(Священник медленно проходит через зал и уходит).
Ведущий 2: Бояре, купцы, крестьяне сотни лет оставались при своём, исконно
русском, лишь постепенно осваивая отдельные детали европейской моды.
4 Ведущий 1: В XVIII веке европейская мода шагает в Россию!
(11 модель: Фейерверк. Появляется Император Петр I, в руках – грамота, читает).
Ведущий 2: Замена русского платья на общеевропейский костюм произошла в
начале XVIII столетия по воле Петра Первого и имела большое политическое
значение. Это было одним из средств борьбы со старозаветным боярством. С
трудом, со скрипом приживается новое. Иноземный костюм, спущенный сверху
петровским указом, не пошёл дальше дворянского сословия.
(ПетрI проходит через зал. Останавливается).
Ведущий 1: Пример в простоте одежды подавал сам царь. Мужской костюм
состоял из рубашки с кружевным ж а б о, и к а ф т а н а с расширенными полами.
Наиболее распространённой формой шляпы была т р е у г о л к а.
(Останавливается, ждёт модель в костюме Екатерины).
Ведущий 2: Женскому костюму периода царствования Екатерины II в 7090 годы
XVIII века характерны особая пышность и богатство.
(12 модель:
Ведущий 1: Придворные дамы носили широко декольтированные, приталенные
платья на каркасной основе. Для каждого парадного выхода императрице готовилось
новое платье.
(Модель проходит через зал. Петр I подаёт ей руку, делают круг, уходят).
Ведущий 2: В Петербургских и Московских музеях хранятся тронные и свадебные
наряды царственных особ. После дочери Петра I Елизаветы осталось 15 тысяч
парадных платьев.
(Петр I и Екатерина уходят).
Ведущий 1: В начале XIX века народный костюм остался почти без изменений. Но под
влиянием французской моды девушки стали подпоясывать сарафаны под грудью.
(13 модель: Звучит мелодия «Я в садочке была». Девушка в зелёном сарафане и девушка в
юбке и вышитой рубахе, у обеих в руках корзинки, на ногах полусапожки).
Выходит на сцену Екатерина II, в руках – веер).
Ведущий 2: Русская аристократия тоже увлеклась античностью. Дамы носили
прямые платья с завышенной талией, длинную юбку и узкий лиф, короткий рукав
фонарик и перчатки, на ногах туфельки без каблука.
(14 модель: Появляется девушка в костюме Наташи Ростовой, в руках ридикюль).
Ведущий 1: С XIX века в России регулярно выходят журналы мод, и российские
модницы привозят платья из Парижа или шьют их по модным образцам.
(Наташа Ростова, вальсируя, проходит через зал. Потом уходит).
Ведущий 2: Детский костюм отражал детали взрослого костюма, а мужской –
вобрал в себя военный дух того времени. В моде на балах – вальс и мазурка.
(Звуки мазурки. Танцует детская пара, потом проходят по залу и уходят).
Ведущий 1:
Атрибуты и аксессуары женского костюма несут
дополнительную информацию о хозяйке платья, подчеркивая её вкус и
индивидуальность.
(Мелодия из т/ф «О бедном гусаре замолвите слово»).
(15 модель:
девочка в серебряном платье и шляпке-капоре, в
руках ридикюль).
5 Ведущий 2:
перчатки, платки и сумочки. Лицо обрамляют локоны. Всё очень
женственно и возвышенно.
В моде жабо, пуговицы, карманы, шляпки,
(Девочка проходит через зал).
Ведущий 1:
года привело к поражению французской моды в России.
Поражение Наполеона в Отечественной войне 1812
(Делает круг и уходит)
В 30-е годы XIX века утверждается пышность и
Ведущий 2:
помпезность русского аристократического костюма. Она является
своего рода отголоском жестокой реакции в общественной
жизни после расправы с декабристами.
(Звучит «Романс» из к/ф «Метель»).
(16 модель: девушка в пышном голубом платье медленно идёт по
залу и читает роман).
Снова в моде – приталенный с и л у э т. Платье украшено
Ведущий 1:
кружевом, бантами, воланами. В моде – мечтательность и увлечение
сентиментальными романами. (Ждёт).
Украшение кружевами и искусственными цветами
Ведущий 2:
делает светскую красавицу ослепительной. Тонкую талию
подчёркивают пышность юбок и особый крой рукавов б и д е р м е й
е р. (Продолжает звучать мелодия «Романса»).
(17 модель:
девушка в вечернем белом платье, в руках букетик цветов).
Ведущий 1:
Естественную красоту лица подчёркивает причёска из туго
стянутых волос и свободных локонов с вплетёнными цветами. А как хороши
украшения! Как не вспомнить слова А.С. Пушкина: «Чистейшей прелести
чистейшей образец».
(Обе модели делают круг и уходят).
6 Ведущий 2: Вторая половина XIX века. В моду входит т у р н ю р,
женский силуэт в профиль S-образной формы.
(Звучит «Вальс» из
к/ф «Метель»).
(18 и 19 модели: появляются девушки в розовом платье с зонтиком и в
зимнем наряде с муфтой. Обе останавливаются на сцене. Через зал идёт
девушка в розовом платье).
Талия сзади несколько завышена и прямо от неё
Ведущий 1:
начинаются сборки, украшенные воланами. Огромную роль в костюме играют
дополнения: перчатки, зонтик и маленькая шляпка.
(Модель проходит через зал и останавливается).
Ведущий 2: В зимнем костюме турнюр заменён мягкой
драпировкой. Костюм дополняют головные уборы, украшенные
бантами или вуалью.
(Обе девушки поворачиваются и уходят).
Ведущий 1:
Стиль м о д е р н, то есть, новейший, современный. Появляются
автомобили, фотография, кино. В парках играют духовые оркестры.
Мода начала XX века – это новый ритм жизни.
(Звучит вальс «Воспоминание» в исполнении духового оркестра).
(20 модель: Появляется девушка в чёрно-оранжевом платье с
цветком в руке. На голове большая шляпа с газовым шлейфом,
украшенная цветами).
Ведущий 2: Идеалом моды становится женщина–цветок,
женщина – украшение салонов и театров.
зал. Уходит).
Ведущий 1:
женщины и костюм русской интеллигенции.
В начале XX века формируется тип самостоятельной
(Проходит через
(21 модель: Мелодия «Время, вперёд!». Появляются три
марксистки,
7 в руках одной из них – книга. Стоят на сцене, склонившись к книге,
читают).
У женщин – п а р о ч к а: тёмная юбка и
Ведущий 2:
светлая блузка. Одежда скромная, строгая, которая следовала
общепризнанной моде, но при этом была удобной и доступной.
(Девушки-марксистки пересекают зал и уходят. Мелодия продолжает
звучать).
Октябрьская революция изменила социальный состав
Ведущий 1:
общества. Исчезли роскошные туалеты, не приспособленные к
трудовой деятельности, а также слепое подражание западной моде.
(22 модель: появляется девушка-революционерка в кожаной
куртке, в красной косынке,
в сапогах, в руках – газета. Стоит на сцене, рука с газетой поднята.).
Ведущий 2: Красный цвет, цвет знамени, приобрёл в это время
важнейшее символическое значение в декоративном решении
костюма. Кожаные куртки, прямые юбки, красные косынки,
повязанные на лоб – одежда женщин.
(Модель решительно пересекает зал и останавливается).
Ведущий 1:
войны создавался новый человек, боец, герой, красноармеец-
буденновец!
В обстановке хозяйственной разрухи и гражданской
(23 модель:
мальчик в шинели и будённовке с винтовкой в
руках чётко выполняет команду «кругом», пересекает зал и
останавливается рядом с революционеркой).
Ведущий 2: Форма красноармейца – матерчатый ш л е м, ш
и н е л ь, с а п о г и. Старинные мотивы отделки петлицами
удачно сочетались с красным цветом звезды на шлеме.
Скромность и строгость пролетарского народного костюма
объяснялась тем, что, разрушая старый мир «гнёта и насилия»,
революционеры отреклись от всего, что хотя бы в какой-то мере
напоминало о нём.
8 (Уходят, делая круг по залу).
Ведущий 1:
сохранились едва ли не в первозданном виде.
Рациональный крой народного костюма и его декор
Ведущий 2: Поэтому русский к у т ю р ь е Вячеслав Зайцев
советует: «Нам в наследство оставлена жемчужина народной
мудрости – народный костюм. И его надо использовать повсеместно!».
И в заключении мы предлагаем вам посмотреть деловой
Ведущий 1:
стиль нашего современника, ваших ровесников, учеников г и м н а з и и №
19!
(24 – 33 модели:
Звучит мелодия «Сказочный бал». На сцену выходит
шеренга старшеклассников, затем шеренга учащихся среднего звена.
Становятся в два ряда. Выходят по одному на центр сцены, поворачиваются,
проходят через зал, останавливаются).
Ведущий 2: Перед вами брючный костюм, он подчёркивает строгость
и элегантность.
Брюки – это одна из 5 вещей, которые одели людей XX века.
Ведущий 1:
Брюки определяют свободу движений, а брючный костюм делает стройной
любую фигуру.
Ведущий 2: Жилет наряду с галстуком составляет яркую деталь
делового стиля.
Ведущий 1: Костюм «тройка» был и остаётся основной формой одежды
деловых мужчин
Удачно подобранные цвета пиджаков и брюк
Ведущий 2:
сохраняют за мужским костюмом стиль делового.
9 Строгую деловитость этой мужской одежды подхватили
Ведущий 1:
женщины: появились прямые юбки, пиджаки на подкладке. Белый цвет
блузок всегда делает костюм парадным.
Ведущий 2: Синий цвет костюма наряду с чёрным считается цветом
делового стиля.
Звание гимназиста требует от учащихся соблюдение опрятного
Ведущий 1:
вида и ношение одежды делового стиля.
Ведущий 2: Всё это в сочетании с причёской, обувью и походкой
воспитывает человека нового тысячелетия.
(Модели делают круг по залу и уходят. Все Ведущие в это время поднимаются
на сцену).
Мы благодарим всех, кто совершил с нами путешествие в
Ведущий 1:
историю русского костюма. Хочется надеяться, что сегодня Вы узнали много
нового и интересного.
Ведущий 2:
В показе моделей участвовали учащиеся 2-11 классов!
Ведущий 1:
образования и учитель технологии!
Художники по костюмам педагог дополнительного
Постановщик и музыкальный редактор педагог
Ведущий 2:
дополнительного образования!
Ведущий 1: А вели сегодняшнее шоу ученик 11 класса
____________________,
Ведущий 2: И ученица 11 класса
Ведущие оба: До новых встреч, друзья!
(Звучит мелодия «Всегда»)
__________________________________________________________________________
10 Список использованной литературы
1. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. – М.: ОЛМА-
ПРЕСС Экслибрис, 2002. – 176 с.
2. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до
современности / Раиса Владимировна Захаржевская.-3-е изд.доп.-
М.: РИПОЛ классик, 2007.-288 с.: ил.
3. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История
моды. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Астрель»,
1998. – 496с.
4. Современная энциклопедия. Аванта+. Мода и стиль/Глав.ред В.А.
Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 480 с.:ил.
5. Я познаю мир: История вещей: Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик;
Худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова. – М.: ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 509 с.:ил.
11
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
«История костюма на Руси. X-XXI вв. (интеграция истории, технологии, МХК и ДО). Сценарий внеурочного мероприятия»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.