Научная школа А.И. Шемшуриной создавалась в процессе проектирования и реализации системы воспитания этической культуры учащихся. Этическое воспитание рассматривалось на базе разработанной учёным теории в процессе многолетней научной и педагогической деятельности. Система разработана в логике гуманистической парадигмы современных педагогических тенденций и технологий, аккумулирует накопленные в науке и практике знания о воспитательных системах, принципах их построения, потенциальных резервах школьного учреждения.
История развития системы воспитания этической культуры А.И. Шемшуриной
Научная школа А.И. Шемшуриной создавалась в процессе проектирования и реализации системы
воспитания этической культуры учащихся. Этическое воспитание рассматривалось на базе
разработанной учёным теории в процессе многолетней научной и педагогической деятельности.
Система разработана в логике гуманистической парадигмы современных педагогических
тенденций и технологий, аккумулирует накопленные в науке и практике знания о воспитательных
системах, принципах их построения, потенциальных резервах школьного учреждения. Её научная
основа определена методологическими позициями философии о морали как деятельностном
способе духовного самоопределения человека, духовно-практического освоения мира, концепцией
взаимосвязи культуры и нравственного мира личности, идеями о диалогической основе культуры,
взаимообусловленности культуры и этики.
Педагогическая основа и технология системы построена на интеграции получаемых
воспитанниками из разных источников человековедческих знаний и преобразование их через
эмоциональное проживание и этическую рефлексию в опыт осознанного морального поведения
как важнейшего условия нравственного развития учащихся.
Специфика разработанной системы в обеспечении научного тезауруса, обоснованности
теоретических предпосылок, а также в её педагогической реализации в практическом опыте школ
в более 20 регионов нашей страны и государств СНГ.
Особенность спроектированной системы в её ориентированности на культурологические корни
национальной культуры, изучение глубинных истоков народной педагогики с богатой палитрой
методических средств и форм эмоционального включения школьников в процесс практического
освоения нравственными нормами жизнедеятельности, определение этических и психолого-
педагогических параметров "диалога культур", стимулирование образования и воспитания
человека культуры.
Педагогическое решение системы осуществлено в рамках прикладной этики, в технологи,
построенной на принципах диалогического взаимодействия со школьниками. На данных
принципах созданы и практикоориентированные методические пособия по организации и
специфике этического урока в разных возрастных группах школьников.
Научная и методическая обеспеченность данной системы обосновала создание большой
творческой группой учёных и практиков, объединённых под руководством А.И. Шемшуриной в
Межрегиональное объединение "Этическое воспитание школьников" и уже более десяти лет
успешно ведущих научную и методическую работу по данной проблеме. Эта работа характерна
как научными ежегодными семинарами с большим привлечением педагогов-практиков, так и
организацией по данной проблеме двух Всероссийских конференций совместно с Министерством
образования РФ (1992 г., 1998 г.).
Из межрегионального объединения выросла исследовательская группа, в которую входили
аспиранты, соискатели, научные сотрудники, педагоги-практики. Многие из них сотрудники
управленческих структур образования, директора и заместители директоров школ, организующие
работу объединения в своих регионах (Краснодарский край, Невинномысск, Брянская область,
Обнинск, Когалым, Североморск, Пермская область, Лысьва, Минск, Харьков, Терасполь и т.д.)
Восемь человек защитили под руководством А.И. Шемшуриной диссертации, развивая и углубляя
различные аспекты разработанной ею проблемы: формирование духовных потребностей личности
в процессе этического воспитания, совестливости и других важнейших нравственных качеств,
научные и педагогические основы этического урока, особенности его структуры и методики
построения, психолого-педагогические параметры этического диалога.
Из защитившихся работал директором Областного ИУУ г. Харькова П.С. Дементьев, заведующими
кафедрой этого же института В.Г. Сычёв, Т.Н. Каптан, доцентом Педагогического университета г.
Харькова и директором школы №75 В.В. Григораш. В Министерстве РФ работает С.А. Смирнов. Те,
кто остались в школе высоко квалифицированными учителями, организуют творческие группы по
избранной проблеме.
А.И. Шемшурина в НИИ теории и методов воспитания РАО, а затем в НИИ развития личности РАО
возглавляла группу по проблеме этического воспитания. В данный период работает заведующей
лабораторией воспитания нравственно-этической культуры в Госнии семьи и воспитания РАО. В
РАО она работает более 30 лет.