История развития системы воспитания этической культуры А.И. Шемшуриной

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научная школа А.И. Шемшуриной создавалась в процессе проектирования и реализации системы воспитания этической культуры учащихся. Этическое воспитание рассматривалось на базе разработанной учёным теории в процессе многолетней научной и педагогической деятельности. Система разработана в логике гуманистической парадигмы современных педагогических тенденций и технологий, аккумулирует накопленные в науке и практике знания о воспитательных системах, принципах их построения, потенциальных резервах школьного учреждения.
Иконка файла материала История развития системы воспитания этической культуры А.doc
История развития системы воспитания этической культуры А.И. Шемшуриной Научная школа А.И. Шемшуриной создавалась в процессе проектирования и реализации системы воспитания этической культуры учащихся. Этическое воспитание рассматривалось на базе разработанной учёным теории в процессе многолетней научной и педагогической деятельности. Система разработана в логике гуманистической парадигмы современных педагогических тенденций и технологий, аккумулирует накопленные в науке и практике знания о воспитательных системах, принципах их построения, потенциальных резервах школьного учреждения. Её научная основа определена методологическими позициями философии о морали как деятельностном способе духовного самоопределения человека, духовно-практического освоения мира, концепцией взаимосвязи культуры и нравственного мира личности, идеями о диалогической основе культуры, взаимообусловленности культуры и этики. Педагогическая основа и технология системы построена на интеграции получаемых воспитанниками из разных источников человековедческих знаний и преобразование их через эмоциональное проживание и этическую рефлексию в опыт осознанного морального поведения как важнейшего условия нравственного развития учащихся. Специфика разработанной системы в обеспечении научного тезауруса, обоснованности теоретических предпосылок, а также в её педагогической реализации в практическом опыте школ в более 20 регионов нашей страны и государств СНГ. Особенность спроектированной системы в её ориентированности на культурологические корни национальной культуры, изучение глубинных истоков народной педагогики с богатой палитрой методических средств и форм эмоционального включения школьников в процесс практического освоения нравственными нормами жизнедеятельности, определение этических и психолого- педагогических параметров "диалога культур", стимулирование образования и воспитания человека культуры. Педагогическое решение системы осуществлено в рамках прикладной этики, в технологи, построенной на принципах диалогического взаимодействия со школьниками. На данных принципах созданы и практикоориентированные методические пособия по организации и специфике этического урока в разных возрастных группах школьников. Научная и методическая обеспеченность данной системы обосновала создание большой творческой группой учёных и практиков, объединённых под руководством А.И. Шемшуриной в Межрегиональное объединение "Этическое воспитание школьников" и уже более десяти лет успешно ведущих научную и методическую работу по данной проблеме. Эта работа характерна как научными ежегодными семинарами с большим привлечением педагогов-практиков, так и организацией по данной проблеме двух Всероссийских конференций совместно с Министерством образования РФ (1992 г., 1998 г.). Из межрегионального объединения выросла исследовательская группа, в которую входили аспиранты, соискатели, научные сотрудники, педагоги-практики. Многие из них сотрудники управленческих структур образования, директора и заместители директоров школ, организующие работу объединения в своих регионах (Краснодарский край, Невинномысск, Брянская область, Обнинск, Когалым, Североморск, Пермская область, Лысьва, Минск, Харьков, Терасполь и т.д.) Восемь человек защитили под руководством А.И. Шемшуриной диссертации, развивая и углубляя различные аспекты разработанной ею проблемы: формирование духовных потребностей личности в процессе этического воспитания, совестливости и других важнейших нравственных качеств, научные и педагогические основы этического урока, особенности его структуры и методики построения, психолого-педагогические параметры этического диалога. Из защитившихся работал директором Областного ИУУ г. Харькова П.С. Дементьев, заведующими кафедрой этого же института В.Г. Сычёв, Т.Н. Каптан, доцентом Педагогического университета г. Харькова и директором школы №75 В.В. Григораш. В Министерстве РФ работает С.А. Смирнов. Те, кто остались в школе высоко квалифицированными учителями, организуют творческие группы по избранной проблеме. А.И. Шемшурина в НИИ теории и методов воспитания РАО, а затем в НИИ развития личности РАО возглавляла группу по проблеме этического воспитания. В данный период работает заведующей лабораторией воспитания нравственно-этической культуры в Госнии семьи и воспитания РАО. В РАО она работает более 30 лет.