КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА
Раздел долгосрочного плана:
7.3В Периодическая таблица химических элементов
Дата:
Школа: КГУ «ОШ №121»г.Алматы»
Класс: 7
ФИО учителя: «Отличник образования Республики Казахстан» Татарченко С.А.
Количество
присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока
История создания периодической таблицы химических элементов
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
7.2.1.1 знать и сравнивать классификации элементов на примере работ И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И.
Менделеева
Цели урока
Учащийся:
умеет сравнивать классификации химических элементов;
понимает принципы попыток классификаций химических элементов;
знает «семейства» химических элементов.
понимает развернутую структуру Периодической таблицы.
Критерии оценивания
Учащийся:
умеет сравнивать классификации химических элементов;
понимает принципы попыток классификаций химических элементов;
знает «семейства» химических элементов.
понимает развернутую структуру Периодической таблицы.
Языковые цели
Учащиеся могут:
задавать вопросы, устно и письменно объяснять принципы классификации элементов
Предметная лексика и терминология
семейства, тенденция, свойства, группа, Периодическая таблица, описание ядра, протон, атомный номер,
элемент, радиоактивный, твердые вещества, жидкости, газы, неметаллы, металлы.
Серия полезных фраз для диалога/письма
Периодическая Таблица разбита на группы элементов
Элементы в одной группе обладают схожими свойствами
x относится к одной группе также, как и y, потому что они оба имеют z
Почему (элемент) относится к данной группе?
Привитие ценностей
Труд и творчество
Сотрудничество, взаимоуважение ценностей друг друга
Уважение
Забота об окружающей среде и стремление к устойчивому развитию
Образование в течение всей жизни
Критическое и творческое мышление, уверенность в себе и навыки рефлексии, общение, обоснование действия
и рефлексия
Межпредметные связи
Физика(строение атома), биология(понятие: классификация),математика(формула расчета
среднеарифметического значения)
Предварительные знания Химия 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества
Естествознание 56кл: Атомы. Молекулы. Вещества
Ход урока
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
0 10 мин
Приветствие. Психологический настрой. Все учащиеся разделены на три группы (протон с высоким
уровнем мотивации «С», нейтрон со средним уровнем мотивации «В», электрон с низким уровнем
мотивации «А» ученики сами выбирают группы). Учитель для подведения итогов предыдущего раздела
задает вопросы. Общеклассная работа
Что такое атом?
Из чего состоит атом?
Как определить состав любого атома?
Физический смысл нуклона?
Что такое молекула?
Свойства вещества определяются атомом или молекулой?
На какие две группы разделил Й. Берцелиус все элементы? (рис.22).
Какими свойствами характеризуются металлы и неметаллы?
Что можно взять за основу систематизации элементов?
Учащиеся высказывают свои предположения (Свойства или атомную массу).
Учитель объявляет тему и с помощью учеников формирует цели урока. Учащиеся самостоятельно
формулируют критерии успеха.
Ресурсы, карточки «протон»«нейтрон«электрон»
Середина урока
10 25 мин 25 35 мин 35 40мин
Постановка проблемы.
И так, начнем с самого начала. К середине XIX было открыто 63 химических элемента. И возникла проблема:
Как классифицировать эти элементы? Что взять за основу классификации?
Учащимся в мини группах предлагается подумать около 510 минут, на чём основана та или иная
классификация, после чего они высказывают свои мысли по этому поводу и выполняют работы в
тетрадях формативного оценивания. Важно показать, что в ходе развития систем происходила эволюция
мысли относительно структуры «идеальной классификации».
Первой группе выданы карточки элементов, где элементы со сходными свойствами сгруппированы в
«триады» и окрашены разными цветами. Учащиеся раскладывают карточки по увеличению атомных
масс и вычисляют среднеарифметическое значение атомной массы среднего элемента. Выполняя
задания, учащиеся приходят к выводу И.Дёберейнера, что свойства элемента зависят от атомных масс и
не для всех элементов правило «триад» применяется.
Формативное оценивание 1 группы.
Раздел/Тема
7.3B Периодическая таблица химических
элементов
7.2.1.1 Сравнивать классификации элементов
на примере работ И. Дёберейнера.
Навыки высокого порядка: знание, понимание,
анализ
Критерий оценивания
Обучающийся
• Описывает классификацию элементов
И.Дёберейнера
• Сравнивает преимущества и недостатки
теории.
Задание для 1 группы. 1) Из предложенных карточек элементов выберите карточки одинакового цвета, которые И.Дёберейнер
объединил по химическим свойствам в «триады».
Расположите каждую «триаду» по возрастанию атомных масс.
2) Рассчитайте величину атомной массы среднего элемента, как среднеарифметическое значение
первого и третьего элементов каждой «триады» и проверьте по карточке среднего элемента.
Вычислите атомную массу неизвестного элемента, если были уже открыты 35,5 Cl и 127I.Какой
элемент предсказал И.Дёберейнер?
Все ли элементы подчиняются правилу «триад».
3)
4) Выпишите из учебника формировку правило «октав».
5) Выпишите из учебника формировку периодического закона.
Вывод:
Сущность теории «триад» И. Дёберейнера _____________________________________________
________________________________________________________________
Вычислить атомную массу элемента Sr из «триады» Ca Sr Ba
Вычислить атомную массу элемента Na из «триады» Li Na K
Вычислить атомную массу элемента Se из «триады» S Se Te
Вычислить атомную массу элемента Cl из «триады» Cl Br I
Дескриптор
Обучающийся
описывает сущность теории триад И. Дёберейнера;
Вычислили правильно атомную массу элемента Sr;
Вычислили правильно атомную массу элемента Na
Вычислили правильно атомную массу элемента Se
Вычислили правильно атомную массу элемента Br
Все ли элементы подчиняются правилу «триад».
КАРТОЧКА – КОНСУЛЬТАЦИЯ.
Формула расчета среднеарифметического значения: x=А+В
2
Второй группе выданы 28 карточек 4 цветов с надписями «до»… «си». Они выкладывают в столбик
«октавы» по цвету «красный», «оранжевый», «зеленый», «синий», а затем переворачивают карточки на
1800
и получают «октавы» Дж.Ньюлендса. Они видят, что элементы расположены в порядке
возрастания атомных масс, всем элементам присвоены порядковые номера, что под одним порядковым
номером написаны иногда два символа. Затем учащиеся выписывают закон «октав» из учебника и
приходят к выводу Дж.Ньюлендса, что свойства периодически повторяются через семь элементов или
кратное сими элементов. Выполняя задания формативного оценивания, учащиеся формируют понятия
«семейств» щелочных металлов, щелочноземельных, галогенов, хальцетидов и вывод, что данная
структура классификации не идеальна.
Формативное оценивание 2 группы.
Тема:
7.3B Периодическая таблица химических элементов
Цель обучения
7.2.1.1 Сравнивать классификации элементов на примере работ И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И.
Менделеева
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка: знание, понимание, анализ
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает классификацию элементов Дж. Ньюлендса.
• Сравнивает преимущества и недостатки теории.
Задание для 2 группы.
Джон Ньюлендс за основу классификации взял атомную массу атомов, присвоил
элементам порядковые номера и заметил, что через семь элементов, свойства
элементов, простых веществ и их соединений повторяются. Вам выданы
карточки с надписями «до»… «си», расположите их в 4 столбика по 7 карточек
по цвету «красный», «оранжевый», «зеленый», «синий», а затем перевернуть на
1800.
1) Как изменяются атомные массы элементов с 1 по 28 порядковый номер?
2) Запишите символы и названия элементов семейства галогенов – 1,8,15.
Запишите символы и названия элементов семейства щелочных металлов
2,9,16,23.
Запишите символы и названия элементов семейства щелочноземельных
металлов3,10,17.
Запишите символы и названия элементов семейства халькогенов 7,14,28.
3) Как бы назвали закон Дж. Ньюлендса одним словом.
Какие достоинства и недостатки закона «октав»?
4) Вычислите атомную массу неизвестного элемента, если были уже открыты
40 Cа и 48Ti. Какой элемент предсказал Д.И.Менделеева?
5) Выпишите из учебника формировку периодического закона.
Вывод:
Сущность закона «октав» или закона Дж.Ньюлендса
______________________________________________
________________________________________________________________
Дескриптор
Обучающийся
Правильно определили, как изменются атомные массы элементов с 1 по 28
порядковый номер?
Записывают символы и названия элементов семейства галогенов.
Записывают символы и названия элементов семейства щелочных металлов.
Записывают символы и названия элементов семейства щелочноземельных металлов.
Записывают символы и названия элементов семейства халькогенов.
Правильно вычислили атомную массу Sc.
Третьей группе выданы 36 карточек 3 цветов s, p, dсемейств, на которых написаны порядковый
номер, атомная масса, символы, а на некоторых символы не указаны. Используя «магические цифры
2,8,8,18», учащиеся раскладывают карточки по возрастанию атомных масс и цвету в столбики. При
раскладывании необходимо выполнить условие, чтобы элементы со сходными свойствами (семейства)
попали в один ряд. Учащиеся получат внешний вид развернутой периодической системы, которую
создал Д.И.Менделеев. Отвечая на задания формативного оценивания, учащиеся рассчитают атомную
массу предсказанного элемента; установят, что через 2,8,8,18 элементов свойства повторяются, что
«магические цифры» это и есть периодичность, Учащиеся по учебнику записывают формулировку
периодического закона по Д,И.Менделееву, обсуждают что первично закон или таблица. Делают вывод,
что периодическая таблица это «график» периодического закона.
Формативное оценивание 3 группы. Раздел/Тема
7.3B Периодическая таблица химических элементов
Цель обучения
7.2.1.1 Сравнивать классификации элементов на примере работ И. Доберейнера, Дж. Ньюлендса,
Д.И. Менделеева.
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка: знание, понимание, анализ.
Критерий оценивания
Обучающийся
• Описывает классификацию элементов Д.И. Менделеева.
• Сравнивает преимущества и недостатки теории.
Задание для 3 группы.
Д.И. Менделеев за основу классификации взял рациональные «зерна» теорий
И.Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, систематизировал все знания открытых элементов и открыл
периодический закон, а на его основе создал периодическую систему. Вам выданы 36 карточек 3
цветов красный, желтый и синий, на которых написаны порядковый номер, атомная масса,
символы, а на некоторых символы не указаны. Используя «магические цифры 2,8,8,18», учащиеся
раскладывают карточки по возрастанию атомных масс и цвету в столбики. При раскладывании
необходимо выполнить условие, чтобы элементы со сходными свойствами (семейства) попали в
один ряд. В науке существуют следующие «семейства» это щелочных металлов: Li, Na, K;
щелочноземельных металлов:Be, Mg, Ca; галогенов:F, Cl, Br; халькогенов: O, S, Se; инертные
газы: He, Ne, Ar, Kr. Учащиеся получат внешний вид развернутой периодической системы,
которую создал Д.И.Менделеев.
1. Вычислите атомные массы неизвестных элементов, если были уже открыты 40 Cа и 48Ti, а также
65Zn и 73Ti. Какие элементы предсказал Д.И.Менделеев? ( Используйте формулу определения
среднеарифметического значения )
2. Что означают «магические цифры 2,8,8,18»?
3. Сколько «семейств» элементов было известно при создании периодической системы и какие
элементы входят в состав каждого «семейства»?
4. Составьте формулы оксидов щелочных металлов по общей формуле R2O ?
Вывод:
Сущность Д.И. Менделеева ____________________________________________
_______________________________________________________________
Дескриптор
Обучающийся
Правильно вычислили атомную массу экобора;
Правильно вычислили атомную массу экоалюминия;
Знают понятие «периодичность».
Написали формулы оксидов щелочных металлов.
Правильно знают количество «семейств» химических элементов.
Группы после выполнения заданий меняются по методу Джексо. Во время объяснения спикеры добиваются, чтобы учащиеся по возможности, сами сделали правильные
выводы, посредством наводящих вопросов.
Следующий вид работы – это ролевая игра.
Трем ученика с повышенной мотивацией были выданы опережающие задания «Жизнь и деятельность
великих химиков», остальные учащиеся будут заполнять таблицу.
Фамилия
Год
открытия
Сущность
открытий
Критика
открытий
Иоганн Вольфганг Дёберейнер
(13 декабря 1780, — 24 марта 1849, )В 1829 году немецкий химик Иоганн Вольфганг Дёберейнер предпринял
первую значимую попытку систематизации элементов (Д. И. Менделеев сформулировал свой периодический
закон на 40 лет позже, в 1869 году). Дёберейнер заметил, что некоторые сходные по своим химическим
свойствам элементы можно объединить по три в группы, которые он назвал триадами:
а) Li, Na, K б) Ca, Sr, Ba в) P, As, Sb г) S, Se, Te д) Cl, Br, I
И хотя сейчас мы знаем, что Дёберейнер был прав, его современники без энтузиазма отнеслись к его
предположениям, указывая на неточность и неполноту этой системы Проблема систематизации, обобщения и
понимания структуры остро стоит во всех областях знания. Сейчас в школе принято идти «обратным» путем:
от описания электронных орбиталей к химическим свойствам веществ, и поэтому мало кто задумывается о том,
откуда вообще появилось представление об электроном строении. При становлении периодического закона
было много проблем с тем, что тогда еще были открыты не все элементы, не про все элементы понимали, чистое
это вещество или соединение — так называемый «лжеэлемент», которыми, как правило, выступали устойчивые
оксиды некоторых элементов, — и вообще, почему всё состоит не из четырех первооснов, как до этого
предполагали алхимики.Дёберейнер был один из первых, кто угадал, как следует подходить к систематизации
знаний химиков тех времен. Он правильно понял, что надо рассматривать зависимость химических свойств от
атомных весов. И его закон в изначальной формулировке звучит так: «Если расположить три сходных по
химическим свойствам элемента в порядке возрастания их атомных весов, то атомный вес второго (среднего)
элемента будет равен среднему арифметическому атомных весов первого и третьего». Ему помогла поддержка
шведского химика Йёнса Якоба Берцелиуса, который создал прообраз современной номенклатуры химических
элементов и соединений.
Джон Александр Рейна Ньюлендс — английский химик.
Родился в Лондоне 26 ноября 1837 г.,умер 29 июля 1898г. Отец, шотландский священник Уильям Ньюлендс, не
хотевший, чтобы сын пошёл по его стопам, подготовил его к поступлению в химический колледж. Мать, Мэри
Сара Рейна, итальянка, привила сыну любовь к музыке. Получив образование в колледже, он в 1857 г. Ньюлендс
становится ассистентом химика в Королевском сельскохозяйственном обществе. Однако под влиянием матери
Ньюлендс уезжает на её родину, в Италию, где набирало силу освободительное движение во главе с Джузеппе
Гарибальди. Там в начале 1860 г. Ньюлендс познакомился со Станислао Канниццаро — одним из реформаторов
атомномолекулярного учения. Общение с Канниццаро, повидимому, привлекло внимание Ньюлендса к
проблеме атомных весов элементов.
В начале 1864 г. Ньюлендс прочёл анонимную статью, автор которой утверждал, что атомные веса большинства
элементов с большей или меньшей точностью кратны восьми. Мнение анонимного автора было ошибочным,
однако Ньюлендс решил продолжить исследования в этой области. Он составил таблицу, в которой расположил
все известные элементы в порядке увеличения их атомных весов (по данным Канниццаро). В статье,
датированной 20 августа 1864 г., он отметил, что в этом ряду наблюдается периодическое появление
химически сходных элементов. Пронумеровав элементы (элементы, имеющие одинаковые веса, имели и один и
тот же номер) и сопоставив номера со свойствами элементов, Ньюлендс сделал вывод: «Разность в номерах
наименьшего члена группы и следующего за ним равна семи; иначе говоря, восьмой элемент, начиная с данного
элемента, является своего рода повторением первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке…». Тем самым
им впервые была высказана идея о периодичности изменения свойств элементов.
Спустя год, 18 августа 1865 г., Ньюлендс опубликовал новую таблицу элементов, назвав её «законом октав»,
который формулировался следующим образом: «Номера аналогичных элементов, как правило, отличаются или
на целое число семь, или на кратное семи; другими словами, члены одной и той же группы соотносятся друг с
другом в том же отношении, как и крайние точки одной или больше октав в музыке». Публикации Ньюлендса,
подобно другим (довольно многочисленным) попыткам нахождения всякого рода закономерностей среди
атомных весов элементов, не привлекли особого внимания. 1 марта 1866 г. Ньюлендс сделал доклад «Закон
октав и причины химических соотношений среди атомных весов» на заседании Лондонского химического ии
аи
Дм трий Ив нович Мендел ев
общества, который не вызвал особого интереса. История сохранила лишь ехидное замечание Дж. Фостера: не
пробовал ли докладчик располагать элементы в порядке начальных букв их названий и не обнаружил ли при
этом какихлибо закономерностей?
После 1866 г. Ньюлендс не предпринимал попыток дальнейшей разработки своей систематики; в 1868—1886 гг.
он работал на сахарорафинадном заводе и практически не занимался научной работой. На родине он был
известен как специалист в области сахароварения, усовершенствовавший технологический процесс
приготовления сахара. Лишь в 1875 г. Ньюлендс опубликовал несколько работ, где, в частности, впервые
предложил термин «порядковый номер» элемента, не вкладывая в него, однако, особого физического смысла. В
1884 г. он выпустил книгу «Об открытии периодического закона и об отношениях между элементами», в
которой собрал свои основные статьи и опубликовал претензию на приоритет открытия Периодического
закона.
В 1887 г. Лондонское королевское общество присудило Ньюлендсу одну из самых почётных наград того
времени — медаль Дэви: «за открытие периодического закона химических элементов», хотя пятью годами
ранее этой награды были удостоены Дмитрий Менделеев и Лотар Мейер «За открытие периодических
соотношений атомных весов». Это награждение выглядело несколько сомнительным, хотя неоспоримой
заслугой Ньюлендса является то, что он действительно впервые констатировал факт периодического изменения
свойств химических элементов, нашедший отражение в «законе октав».
еи
(27 января 1834 года, Тобольск — 20 января 1907 года, ) — русский
учёныйэнциклопедист: химик,
физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог,метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, во
здухоплаватель, приборостроитель.
Профессор СанктПетербургского университета; членкорреспондент по разряду
«физический» Императорской СанктПетербургской Академии наук.
Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов,
. Д. И. Менделеев опубликовал свою первую схему периодической таблицы в 1869 году в статье «Соотношение
свойств с атомным весом элементов» (в журнале Русского химического общества); ещё ранее (февраль 1869 г.)
научное извещение об открытии было им разослано ведущим химикам мира. Днём открытия периодического
закона считается 1 марта (17 февраля по старому стилю) 1869 года, в который Д. И. Менделеев закончил
работу над «Опытом системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве»[2]. И только в
декабре выходит работа немецкого химика Мейера, который изменил своё решение в пользу мысли
Д. И. Менделеева и в зарубежной литературе считается либо «одним из первооткрывателей», либо «независимо
от Менделеева опубликовавшим этот периодический закон».
По легенде, мысль о системе химических элементов пришла к Менделееву во сне, однако известно, что
однажды на вопрос, как он открыл периодическую систему, учёный ответил: «Я над ней, может быть,
двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово».
Написав на карточках основные свойства каждого элемента (их в то время было известно 63, из которых
один — дидим Di — оказался в дальнейшем смесью двух вновь открытых элементов празеодима и неодима),
Менделеев начинает многократно переставлять эти карточки, составлять из них ряды сходных по свойствам
элементов, сопоставлять ряды один с другим[3]. Итогом работы стал отправленный в 1869 году в научные
учреждения России и других стран первый вариант системы («Опыт системы элементов, основанной на их
атомном весе и химическом сходстве»), в котором элементы были расставлены по девятнадцати
горизонтальным рядам (рядам сходных элементов, ставших прообразами групп современной системы) и по
шести вертикальным столбцам (прообразам будущих периодов). В 1870 году Менделеев в «Основах химии»
публикует второй вариант системы («Естественную систему элементов»), имеющий более привычный нам
вид: горизонтальные столбцы элементованалогов превратились в восемь вертикально расположенных групп;
шесть вертикальных столбцов первого варианта превратились в периоды, начинавшиеся щелочным металлом и
заканчивающиеся галогеном. Каждый период был разбит на два ряда; элементы разных вошедших в группу
рядов образовали подгруппы.Сущность открытия Менделеева заключалась в том, что с ростом атомной
массы химических элементов их свойства меняются не монотонно, а периодически. После определённого
количества разных по свойствам элементов, расположенных по возрастанию атомного веса, свойства начинают
повторяться. Например, натрий похож на калий, фтор похож на хлор, а золото похоже на серебро и медь.
Разумеется, свойства не повторяются в точности, к ним добавляются и изменения. Отличием работы
Менделеева от работ его предшественников было то, что основ для классификации элементов у Менделеева
была не одна, а две — атомная масса и химическое сходство. Для того, чтобы периодичность полностью
соблюдалась, Менделеевым были предприняты очень смелые шаги: он исправил атомные массы некоторых
элементов (например, бериллия, индия, урана, тория, церия, титана, иттрия), несколько элементов разместил в
своей системе вопреки принятым в то время представлениям об их сходстве с другими (например, таллий,
считавшийся щелочным металлом, он поместил в третью группу согласно его фактической [источник не указан 2009 дней].
максимальной валентности), оставил в таблице пустые клетки, где должны были разместиться пока не
открытые элементы. В 1871 году на основе этих работ Менделеев сформулировал Периодический закон, форма
которого со временем была несколько усовершенствована.
Научная достоверность Периодического закона получила подтверждение очень скоро: в 1875—1886 годах были
открыты галлий (экаалюминий), скандий (экабор) и германий (экасилиций), для которых Менделеев, пользуясь
периодической системой, предсказал не только возможность их существования, но и с поразительной
точностью описал целый ряд физических и химических свойств.
В начале XX века с открытием строения атома было установлено, что периодичность изменения свойств
элементов определяется не атомным весом, а зарядом ядра, равным атомному номеру и числу электронов,
распределение которых по электронным оболочкам атома элемента определяет его химические свойства.
Дальнейшее развитие периодической системы связано с заполнением пустых клеток таблицы, в которые
помещались всё новые и новые элементы: благородные газы, природные и искусственно
полученные радиоактивные элементы. В 2010 году, с синтезом 118 элемента, седьмой период периодической
системы был завершён, проблема нижней границы таблицы Менделеева остаётся одной из важнейших в
современной теоретической химии
В период с 2003 по 2009 год, был утвержден ИЮПАК. 113й химический элемент, открытый специалистами
японского института естественных наук «Рикэн», получил название нихоний.
Элементы 115 и 117 получили названия московий (Mc) и теннессин (Ts) в соответствии с предложениям ОИЯИ,
а также Национальной лаборатории ОкРидж, Университета Вандербильта и Ливерморской национальной
лаборатории в США.
118й элемент получил название Оганесон (Og) в честь профессора Юрия Оганесяна, внесшего вклад в
исследования сверхтяжелых элементов. Наименование было предложено коллективами Объединенного
института ядерных исследований и Ливерморской национальной лаборатории. (источник: МОСКВА, 1 декабря
2016, 09:07 — REGNUM (информационное агентство).[4]
Учитель: « Представим, что в наше время изобретена машина времени и у нас есть возможность пригласить на
нашу конференцию «Виды классификаций химических элементов» трех великих ученых прошлых веков. Это
немецкий химик Иоган Дёберейнер, английский химик Джон Ньюлендс, русский химик Д.И. Менделеев.»
Учитель: «В какие года вы жили?» (И. Дёберейнер 17801848г., Дж. Ньюлендс 18371898г., Д.И. Менделеев –
18341907г.)
Учитель: «Ваши хобби?» (И. Дёберейнер математика,
Дж.Ньюлендсмузыка,Д.И.Менделееввоздухоплавание, станкостроитель и др. )
Учитель: «Ваши открытия в химии?» (И. Дёберейнер: в 1817 «Правило «триад», Дж. Ньюлендс: в 1865г.
«Закон «октав», Д.И. Менделеев: в1869г. «Периодический закон»)
Учитель: «В чем сущность ваших открытий?»
( И. Дёберейнер:« Есть «триады» элементов, которые имеют сходные свойства и у среднего элемента атомная
масса равна среднеарифметическому значению крайних элементов.
Дж. Ньюлендс: «Если расположить элементы в порядке возрастания атомных масс, то через семь элементов
или кратное семи элементов свойства элементов и их соединений периодически повторяются. Я ввел
порядковые номера элементов, располагая их по возрастанию атомных масс, а также конкретизировал понятие
«семейство»это ряд элементов, которые имеют сходные физические и химические свойства, имеют
одинаковые формы соединений и их свойства.
Д.И. Менделеев:«А я взял ваши рациональные «зерна» за основу, систематизировал все знания об элементах и
открыл периодический закон и создал периодическую систему, которой пользуется мир и 21 веке.» )
Учитель: «А за что Вас критиковали ваши современники?»
(И. Дёберейнер: «Не для всех известный элементов правило «триад» применялось.»
Дж. Ньюлендс: « Для первых 17 элементов закон «октав» был убедителен, а дальше он исполнялся не всегда.
Критиковали меня, что под одним номером находилось по два элемента.
Д.И. Менделеев:«Меня критиковали за мои «магические цифры», за то, что я некоторые элементы расположил
не по атомной массе, а по их свойствам, что у многих элементов призывал заново определить атомные
массы, что в таблице оставил пустые клетки и предсказал их свойства)
Учитель: «Уважаемые ученые время расставило все на место. Мы жители 21 века понимаем без ваших
открытий мы не достигли бы нашего уровня современной науки и жизни. Большое спасибо за ваш научный
подвиг и за участие в нашей конференции.
И последний вопрос, что Вы взяли за основу систематизации химических элементов? (Хором:«Конечно
атомную массу элементов» Д.И. Менделеев: «А вы я знаю в современном мире за основу систематизации взяли
заряд ядра, но это же не отрицает существование периодического закона, который я открыл фактически с
моими сегодняшними коллегами.) После
заполнение
таблицы
доске.
работы
по
Химия 7 класс
ПТ.
Карточки «триад»
Фамил
ия
И.
Дёбер
ейнер
Дж.
Ньюле
ндс
Д.И.
Менде
леев
Сущность
открытия
основа
систематизации
«атомная масса»
«триады»
элементов, которые
имеют
сходные
свойства
у среднего
элемента атомная
масса равна
среднеарифметичес
кому значению
крайних элементов
предсказал элемент
бром
расположены
элементы в порядке
возрастания
атомных масс
через семь
элементов или
кратное семи
элементов свойства
элементов и их
соединений
периодически
повторяются.
ввел порядковые
номера элементов,
располагая их по
возрастанию
атомных масс
сформировал
понятие
«семейство»это
ряд элементов,
которые имеют
сходные
физические и
химические
свойства, имеют
одинаковые формы
соединений и их
свойства
основа
систематизации
«атомная масса»
химические
свойства элементов,
формы и свойства
соединений
периодически
повторяются
Год
открытия
1817год
Критика открытия
правило «триад»
применяется не
для
всех
элементов
учащиеся сверяют
интерактивной
1865год
закон «октав»
исполняется не
всегда.
под одним
номером
находилось по два
элемента.
История создания
1869г.
«магические
цифры»,
некоторые
элементы
расположил не по
атомной массе, а
по их свойствам.
элементов
призывал заново
определить
атомные массы.
в таблице оставил
пустые клетки и
предсказал их
свойства Карточка консультация
Химия 7 класс История создания ПТ. Карточки «октав» Химия 7 класс История создания ПТ. Карточки 36 элементов ПТ https://ru.wikipedia.org/wiki/Дёберейнер,_Иоганн_Вольфганг https://ru.wikipedia.org/wiki/Ньюлендс,_Джон_Александр https://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеев,_Дмитрий_Иванович Химия 7 класс История создания ПТ. Слайд 1
Конец урока
4045 мин
Подведение итога урока по целям: Существует множество форм Периодической Таблицы, что элементы
после номера 82 всё больше и больше неустойчивы (радиоактивны) и чем в меньших количествах мы их
обнаруживаем, тем более сложные и комплексные методы мы используем для этого.
Рефлексия:
I.Заполняют ответы на стикерах и наклеивают на «лестницу успеха» (самооценка и обратная связь)
1. Что на уроке было самым трудным?
2. Что осталось непонятным?
3. Что нового узнали?
II. Метод «Светофор»: понялзеленый, надо еще поработатьжелтый, не понялкрасный
Химия 7 класс История создания ПТ.Стикеры.
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Учитель внимательно смотрит за ходом урока, оказывает поддержку учащимся.
Группы дифференцируют по уровням знания.
Задания для групп формативного оценивания дифференцируют по уровню сложности.
Карточкиподдержки с математической формулой вычисления среднеарифметического значения.
Дифференциация для учащихся с повышенной мотивацией –опережающее задание. Дифференция по
времени учащихся, которые быстрее справились с формативным заданием помогают одноклассникам своей
группы.
Учитель оценивает успеваемость учащихся по качеству ответов на задания.
С помощью
набора карточек с названиями элементов и информацией о них, сравнивают различные
«семейства» элементов, изменение свойств в группах, вычисляют атомные массы предсказанных элементов,
использую активные формы и методы обучения: «Светофор», «Лестница успеха», самооценивание после
заполнения таблицы «Сущность и критика открытий» .
В помощь учащимся при изучении темы, использована презентация Power Point
Соблюдение правил техники безопасности.
Работа в парах и группах, а также обсуждение работы друг с другом и с учителем развивает уважение мнения
других и способность общаться соответствующим образом друг с другом и со взрослыми.
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему?
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из
левой колонки.
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что
необходимо обратить внимание на последующих уроках?
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
/История создания периодической таблицы Д.И.Менделеева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.