История становления и развития курса ОБЖ
Оценка 4.6

История становления и развития курса ОБЖ

Оценка 4.6
Лекции
docx
ОБЖ
Взрослым
07.05.2017
История становления и развития курса ОБЖ
Принятие необходимых мер по введению курса ОБЖ • Курс ОБЖ вводится с целью подготовки учащихся к поведению в экстремальных условиях и принятию дополнительных мер по совершенствованию воспитательной и профилактической работы с допризывной молодежью с привлечением воинских частей и военных училищ. • Министерству образования РСФСР поручается разработать программы курса ОБЖ. • Министерству труда совместно с Министерством образования поручается ввести в государственных общеобразовательных учебных заведениях вместо должности военного руководителя новую должность преподавателя курса ОБЖ. • Условия оплаты труда для преподавателя ОБЖ – как для военного руководителя. • Дополнительно принимаются меры по обеспечению изъятия стрелкового оружия из государственных общеобразовательных учебных заведений и возвращению его соответствующим органам.Лекция. Нормативно-правовая база становления и развития курса ОБЖ
Становление и развитие ОБЖ.docx
Становление и развитие ОБЖ      Постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г.  № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях»  • • • • Согласно предложению Министерства образования  РСФСР с 1 сентября 1991 года допризывная  подготовка учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений РСФСР проводится:   а) в урочное время:  ­ в ходе изучения нового курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (Примеч.: отсюда пошло  название курса, а не учебного предмета)»;  ­ на уроках физической культуры (Примеч.: курс ОБЖ стал относиться к образовательной области  «Физическая культура»);  • б) во внеурочное время:  • ­  на занятиях в кружках, факультативах, спортивных и военно­прикладных секциях.    Принятие необходимых мер по введению курса  ОБЖ    • Курс ОБЖ вводится с целью  подготовки учащихся к поведению в экстремальных условиях и принятию  дополнительных мер по совершенствованию воспитательной и профилактической работы с допризывной  молодежью с привлечением воинских частей и военных училищ.  • Министерству образования РСФСР поручается разработать программы курса ОБЖ.   • Министерству труда совместно с Министерством образования поручается ввести в государственных  общеобразовательных учебных заведениях вместо должности военного руководителя новую должность  преподавателя курса ОБЖ.  • Условия оплаты труда  для преподавателя  ОБЖ – как для военного руководителя.    • Дополнительно принимаются меры по обеспечению  изъятия стрелкового оружия из  государственных общеобразовательных учебных заведений и возвращению его соответствующим  органам. Приказ Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169  «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса   «Основы безопасности жизнедеятельности»  • С 1991 ­ 1992  учебного года    курсу  ОБЖ  вводится для учащихся   II (III,   IV), VI ­ VII  классов общеобразовательных школ по временной утвержденной приказом  программе. Допризывная подготовка учащихся X ­ XI классов осуществляется входе   проведения   занятий   по   курсу   ОБЖ,  а  также  в кружках,  спортивных  и военно­прикладных секциях, на факультативах, уроках физической культуры. В целях совершенствования воспитательной   и профилактической работы с допризывной молодежью используются   не   только     возможности     воинских   частей,     военных     учебных   заведений,   но   и организаций и учебных центров ДОСААФ.   • Для подготовки юношей ­ учащихся, желающих поступить в военные учебные  заведения,  организуются общеобразовательные  школы  и классы с углубленным изучением военного дела. Занятия по курсу ОБЖ включаются в общешкольное расписание. Курс ОБЖ  ведут преподаватели ОБЖ  или учителя, прошедшие  соответствующую подготовку. К проведению занятий по  основам  медицинских  знаний привлекаются медицинские работников школ,  лица,  выделенные органами здравоохранения,  а  также преподаватели     биологии     и     других предметов, имеющих подготовку по программе медицинских сестер.   Школы   обеспечиваются   учебным   имуществом,   методическими   наглядными   пособиями. Проводится  курсовая  подготовка  учителей  и  классных руководителей,  занятых в для преподавания ОБЖ.   • Принято решение  ежегодно  проводить День  защиты  детей.  Приказ Минобразования России и ГКЧС России от 16 марта  1993 г. № 66/85 «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях»  • Курс ОБЖ вводится не только в общеобразовательных учреждениях, но и в учреждениях начального и среднего профессионального образования.    • Разрабатываются программы курса ОБЖ для различных типов образовательных учреждений. Вводятся требования к обязательному минимуму содержания программ и обязательному минимуму обеспечения их учебно­методическими пособиями.  • По согласованию с Минтрудом России утверждается тарифно­квалификационная характеристика должности преподаватель­организатор ОБЖ.   • Разрабатываются   примерные   учебные   планы   и   программы   для   подготовки   и   переподготовки специалистов по курсу ОБЖ в педагогических вузах и институтах усовершенствования учителей. • Проведение   занятий   по   курсу   ОБЖ   в   общеобразовательных   учреждениях   (со  II   по   XI   класс)   и   в учреждениях начального и среднего профессионального образования возлагается на преподавателя­ организатора ОБЖ.      • Преподавателям­организаторам ОБЖ устанавливаются  должностные оклады (за 36 часов работы в неделю с учетом ведения курса ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год).  • При объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю (180 часов в год) оплата производится в размере 0,5 должностного оклада с продолжительностью рабочей недели 18 часов.    Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. № 174 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных  стандартов   начального,   общего,   основного   общего,   среднего   (полного)   общего   и   начального профессионального образования»  • В соответствии с законодательством устанавливаются государственные   образовательные стандарты, включающие федеральный и национально­региональный компоненты.  • Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных  программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.       • Национально­региональные   компоненты   государственных   образовательных   стандартов устанавливаются субъектами Российской Федерации в лице их органов государственной власти.        • Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования вводятся по новым общеобразовательным программам и программам начального профессионального образования не ранее чем через 5 лет после начала работы по данным программам.  Примеч. : т.е. с 1999 г.).  • До момента введения стандартов   действуют временные требования, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации. Приказ Минобразования России от 19.05.1998 N 1236 «Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»   Курс ОБЖ  • Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях  • Опасные   ситуации,   возникающие   в   повседневной   жизни.   Закономерности   их   проявления,   способы защиты от них. Правила дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности на воде. Способы автономного выживания человека в природных условиях.  • Опасные и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их последствия и влияние на безопасность   жизнедеятельности.   Защита   населения   от   чрезвычайных   ситуаций   природного   и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. Гражданская оборона и ее задачи.  • Действия  обучающихся   в  условиях  чрезвычайных   ситуаций   мирного  и   военного   времени.  Способы повышения   защитных   свойств   дома   (квартиры,   класса).   Использование   средств   индивидуальной   и коллективной защиты. Организация эвакуации населения.  • Опасные ситуации социального характера, их прогнозирование и выход из них.  • Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.  • Понятие здоровья и здорового образа жизни. Вредные привычки и их профилактика.  • Хронические неинфекционные заболевания, основные факторы риска, их причины, связь с образом жизни.   Нарушение   осанки,   сколиоз,   близорукость,   нервные   расстройства,   патологии   сердечно­ сосудистой системы.  • Инфекционные болезни и их профилактика.  • Методы и средства оказания  первой медицинской помощи  (Примеч.:  неправильный термин)   при различных травмах, повреждениях и отравления.    Приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 N 56 "Об утверждении обязательного минимума содержания Основы безопасности жизнедеятельности (приведено в сокращении)  среднего (полного) общего образования"    • Основы здорового образа жизни • Здоровье человека. Здоровый образ жизни. Рациональное питание и здоровье. Взаимоотношение полов,  профилактика болезней, передающихся половым путем. СПИД и его профилактика. Вредные привычки  (табакокурение, употребление алкоголя, наркомания и токсикомания), их влияние на здоровье.  Профилактика вредных привычек и др.      • Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях  • Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного, природного и социального характера. Правила безопасного        поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС).Единая государственная система  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и др.       • Гражданская оборона  • Структура гражданской обороны и ее задачи. Современные средства поражения и их поражающие факторы.  Правила поведения населения в зоне вооруженных конфликтов. Основные мероприятия по защите населения от средств поражения. Средства индивидуальной и коллективной защиты.  Международное гуманитарное право в области безопасности жизнедеятельности.                   • Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи   • Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, ушибах, растяжениях и переломах,     отравлениях, тепловом и солнечном ударах, ожогах и отморожениях, поражении электрическим током и  молнией. Правила наложения повязок и оказания первой медицинской помощи при переломах.      • Основы военной службы   • Основы обороны государства и ее организации. Законодательство Российской Федерации в области обороны.                     Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе. Вооруженные силы и порядок  подготовки граждан к военной службе в ряде развитых стран. Боевые традиции и история Вооруженных  Сил России, символы воинской чести. Воинская обязанность граждан и воинский учет. Виды воинской  деятельности и их особенности. Общие требования, предъявляемые воинской деятельностью к духовным и  физическим качествам, уровню образования призывников. Права и свободы военнослужащих.  Альтернативная гражданская служба. Военные аспекты международного права. Дисциплинарная,  административная и уголовная ответственность военнослужащих. Социальная защищенность  военнослужащих и их семей на период прохождения военной службы.    Приказ Минобразования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от  31 августа 1995 г. № 463/1268 «Об утверждении тарифно­квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей»    • Устанавливались  разряды оплаты труда Единой тарифной сетки  по должностям работников учреждений   образования,   в   том   числе   для     преподавателя­организатора   (основ   безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) ­  8 – 14 разряды.  • Утверждены тарифно­квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений   образования,   в   том   числе   для   преподавателя­организатора   (основ   безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки).   • Тарифно­квалификационные   характеристики   (требования)   устанавливались   к     должностным обязанностям  по  осуществлению обучения и воспитания обучающихся, формированию их общей культуры личности,  планированию и проведению мероприятий по охране труда, жизни и здоровья обучающихся   и  работников   учреждения,  организации   и   проведению   совместно   с  учреждениями здравоохранения медицинского обследования юношей допризывного и призывного возрастов для приписки их к военкоматам и др.    • Согласно     требованиям   преподаватель­организатор   должен   оказывать   помощь   военкоматам   в отборе   юношей   для   поступления   в   военные   учебные   заведения;   ведет   учет   военнообязанных   в учреждении   и   представлять   соответствующие   отчеты   в   военкоматы;     разрабатывать   план гражданской обороны (ГО) учреждения; организовывать занятия по ГО с работниками учреждения; готовить и проводить командно­штабные, тактикоспециальные учения и другие мероприятия по ГО; обеспечивать содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО   в   надлежащей   готовности;   проводить   практические   занятия   и   тренировки   по   действиям обучающихся и работников учреждения в экстремальных ситуациях и др.   • Определены  требования   к   знаниям  основ   законодательства   и   нормативных   правовых   актов   в области безопасности жизнедеятельности и требования к квалификации по разрядам оплаты (8­14 разряды).    «Об утверждении базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»  Приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322   Учебные предметы    Количество часов в год  II  IV  III  Всего Учебные Русский язык  предметы  Литературное чтение  Родной язык и литература*  Иностранный язык  Математика  Окружающий мир (человек, природа, общество)  Искусство (Музыка и ИЗО)  Технология (Труд)  Физическая культура  Основы религиозных культур и светской этики  Итого:  Региональный   (национально­региональный)   компонент   и компонент   образовательного   учреждения   (6­дневная   учебная неделя)  Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6­ дневной учебной неделе  Региональный   (национально­региональный)   компонент   и компонент   образовательного   учреждения   (5­дневная   учебная неделя)  Русский язык  Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5­ Литература  дневной учебной неделе  Родной язык и литература*  Иностранный язык  Математика  Информатика и ИКТ  История   V  105  70  (210)  105  175  70  К о л и ч е с т в о   ч а с о в   в   г о д   102  68  (136)  68  136  68  68  34  102     646  238  884  136  Всего  102  68  (102)  68  136  68  68  68  102     680  204  884  102  102  68  (102)  68  136  68  68  68  102  34  714  170  884  68  306  204  (340)  204  408  204  204  170  306  34  2040  612  2652  306  VI  105  782  70  (210)  105  175  782  VII  105  70  (175)  105  175  70  70  782  VIII  105  70  (105)  105  175  35  70  IX  70  105  (105)  105  175  70  70  2346  490  385  (805)  525  875  105  350 Базовый учебный  план основного общего образования Базисный учебный план  среднего (полного) общего образования Законодательное и нормативное правовое обеспечение преподавания курса ОБЖ в настоящее время    Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования  • В соответствии со статьей 11Федерального закона от 29.12.2012 N 273 ­ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации" вводятся  федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные  государственные требования, которые  обеспечивают:  • 1) единство образовательного пространства Российской Федерации;  • 2) преемственность основных образовательных программ;  • 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом  образовательных потребностей и способностей обучающихся;  • 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к  условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.  • Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия  установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших  образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от  формы получения образования и формы обучения.  Федеральные государственные образовательные стандарты   включают в себя требования к:   • 1) структуре основных образовательных программ (в том числе  соотношению обязательной части основной  образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;  • 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым,  материально­техническим и иным условиям;  • 3) результатам освоения основных образовательных программ.   • Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего  образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных  технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням  образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования  могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по  соответствующим уровням профессионального образования.     Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897  (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"   • Стандарт устанавливает следующие  требования к результатам освоения обучающимися курса «Основы  безопасности жизнедеятельности»:   • 1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания  необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного  поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;  • 2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;  • 3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;  • 4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в  том числе от экстремизма и терроризма;  • 5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;  • 6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков,  курение и нанесение иного вреда здоровью;  • 7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;  • 8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;  • 9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,  включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;  • 10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных  ситуаций; • 11) умение оказать первую помощь пострадавшим; • 12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в  ситуациях неопределенности;  • 13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально  складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;  • 14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом  природных, техногенных и социальных рисков.  Основные направления внеурочной деятельности на уровне основного общего образования  • Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным  учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных  санитарно­ эпидемиологических правил и нормативов.  • Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно­нравственное,  физкультурно­спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).  • Формы организации образовательной деятельности ­ кружки, художественные студии, спортивные клубы и  секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно­практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно­ патриотические объединения и т.д.  • Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках  реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет организация,  осуществляющая образовательную деятельность.  • Образовательная организация разрабатывает учебный план основного общего образования, календарный  учебный график и план внеурочной деятельности;  • Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию  основным образовательным программам основного общего образования, разрабатывает основную  образовательную   программу   основного   общего   образования   в   соответствии   со   Стандартом   и   с   учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования.  • Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть,  формируемую участниками образовательных отношений,   • Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а  часть, формируемая участниками образовательных отношений, ­ 30% от общего объема основной  образовательной программы основного общего образования. • Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать  достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего  образования.  • Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на  основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего  образования с учетом программ, включенных в ее структуру.  • Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:  • 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;  • 2) содержание учебного предмета, курса;  • 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.  • Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:  • 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;  • 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;  • 3) тематическое планирование.    • В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических  лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную  деятельность, и организаций дополнительного образования.    Требования к рабочей программе  учебных предметов, курсов     Требования   к   кадровым   условиям   реализации   основной   образовательной   программы основного общего образования  • укомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность педагогическими,   руководящими и иными работниками;  • уровень квалификации педагогических и иных работников организации, осуществляющей образовательную  деятельность;  • непрерывность профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей  образовательную деятельность, реализующего образовательную программу основного общего образования. • Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность,  реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой  должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по  соответствующей   должности,   а   для   педагогических   работников   государственного   или   муниципального организации, осуществляющей образовательную деятельность ­ также квалификационной категории.  • Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную  деятельность, реализующего основную образовательную программу основного общего образования,  требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым  ими должностям устанавливается при их аттестации.  • Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную  деятельность, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, должна  обеспечиваться освоением работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность,  дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.    Требования к финансово­экономическим условиям реализации основной  образовательной программы основного общего образования  • Финансово­экономические условия должны:  • обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение  бесплатного общедоступного основного  общего образования;  • обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований Стандарта;  • обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы основного общего  образования и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая внеурочную  деятельность.  • Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования  определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм  обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных  условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения  дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных  условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных  законодательством особенностей организации и осуществления образовательной деятельности  в расчете на  одного обучающегося.     Требования к созданию безопасных  условий реализации основной образовательной программы основного общего образования  • 1) соблюдение: санитарно­эпидемиологических требований образовательной деятельности (требования к  • • • • • • • водоснабжению, канализации, освещению, воздушно­тепловому режиму, размещению и архитектурным  особенностям здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, его территории,  отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию);  требований к санитарно­бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);  требований к социально­бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест  учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат  психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания  обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение  обслуживания обучающихся);  строительных норм и правил; требований пожарной и электробезопасности;  требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организаций, осуществляющих  образовательную деятельность;  требований к транспортному обслуживанию обучающихся;  требований к организации безопасной эксплуатации улично­дорожной сети и технических средств организации дорожного движения в местах расположения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;  требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и  оборудования, используемого в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;  своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;  • • 3) архитектурную доступность (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей  образовательную деятельность).  Требования к созданию условий для разных видов деятельности  • Образовательная организация, должна иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе  детей­инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной  деятельности:  • учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников,  лекционные аудитории; • помещения для занятий учебно­исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и  техническим творчеством (лаборатории и мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным  искусством; • лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков;  • информационно­библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и  книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;  актовые и хореографические залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы,  спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем), автогородки;  • • • помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие  возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; • помещения  медицинского назначения;  административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебной деятельности с детьми­инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;  гардеробы, санузлы, места личной гигиены;  • • участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон;  • полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной  деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и  машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства,  технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации);  • мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.    Требования к учебно­методическому и информационному обеспечению  • Учебно­методическое и информационное обеспечение включает  характеристики оснащения  информационно­ библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений,  школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и  направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников  образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной  программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.  • Учебно­методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы  основного общего образования должно обеспечивать:  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на  основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к  электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);  • укомплектованность учебниками, учебно­методической литературой и материалами по всем учебным  предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных  учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания.  Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:  • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы  учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную  часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;  • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для  освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету,  входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной  образовательной программы основного общего образования.    Примерная основная образовательная программа основного общего образования  • Разработана в соответствии с ФГОС ООО, одобрена научно ­методическим советом по общему образованию и  включена в реестр  аккредитованных образовательных программ.   • Согласно программе в ходе изучения курса ОБЖ  выпускник научится, в том числе :  • классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;  • использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;  • безопасно использовать бытовые приборы;  • безопасно использовать средства бытовой химии;  • безопасно использовать средства коммуникации;  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;  • • использовать средства и способы само­ и взаимопомощи на воде;  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;  готовиться к туристическим походам; • классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных  явлений для личности, общества и государства;  • определять состояния оказания неотложной помощи;  • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;  • классифицировать средства оказания первой помощи….  • Согласно программе в ходе изучения курса ОБЖ  выпускник  получит возможность научиться (в тексте  программы выделено курсивом и является не обязательным).  Комментарий: в программе не отражено формирование понятия готовности к защите Отечества (относительно ФГОС ООО).  организацию;  Примерный учебный план основного общего образования  • фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;  • определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и  • распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.  • Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками  образовательных отношений.  • Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных  предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию  образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и  учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные  учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе  обучения.  • Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и  потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива  образовательной организации.  • Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной  части;   • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников  образовательных отношений, в том числе этнокультурные;  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Вариант примерного недельного учебного плана основного общего образования (минимальный в расчете на Предметные области  Филология  Математика и информатика  Общественно­научные предметы  Естественнонаучные предметы  Искусство  Технология  Физическая культура и Основы  безопасности жизнедеятельности  Итого  5267 часов за весь период обучения)  Учебные  предметы    Класс ы  Обязательная часть  Русский язык  Литература  Иностранный язык  Математика  Алгебра  Геометрия  Информатика  История  Обществознание  География  Физика  Химия  Биология  Музыка  Изобразительное  искусство  Технология  ОБЖ  Физическая культура  Количество часов в неделю  V  IX  VI  VII  VIII  5  3  3  5  2  1  1  1  1  2  6  3  3  5  2  1  1  1  1  1  2  4  2  3  3  2  1  2  1  2  2  1  1  1  2  2  26  2  28  2  29  3  3  3  3  2  1  2  1  2  3  2  2  3  2  3  3  2  1  2  1  2  2  2  2  1  1  1  2  30  1  2  30  Всег о  21  13  15  10  9  6  3  10  4  8  7  4  7  4  3  7  2  10  143 Часть, формируемая участниками образовательных  отношений  Максимально допустимая недельная нагрузка  2  28  1  29  2  31  2  32  3  33  10  153  Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413  (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"   • Результаты освоения базового курса ОБЖ должны отражать:  • 1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о  культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально­нравственной позиции  личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от  внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;  • 2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту  населения от внешних и внутренних угроз;  • 3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других  действий противоправного характера, а также асоциального поведения;  • 4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного,  физического и социального благополучия личности;  • 5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и  социального характера;  • 6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных  привычек (курения, пьянства и т.д.);  • 7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в  условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;  • 8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них  признакам, а также использовать различные информационные источники;  • 9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели  личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных  ситуациях;  • 10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и  воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;  • 11) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных  состояниях   ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ     • Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на  уровне среднего общего образования, осваивается на базовом уровне и является одной из  составляющих предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности  жизнедеятельности».  • Содержание представлено следующими модулями.  • Модуль «Основы комплексной безопасности» раскрывает вопросы, связанные с экологической  безопасностью и охраной окружающей среды, безопасностью на транспорте, явными и скрытыми  опасностями в современных молодежных хобби подростков.  • Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» раскрывает  вопросы, связанные с защитой населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,  техногенного и социального характера.  • Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации»  раскрывает вопросы, связанные с противодействием экстремизму, терроризму и наркотизму.  • Модуль «Основы здорового образа жизни» раскрывает основы здорового образа жизни.  • Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» раскрывает вопросы, связанные с  оказанием первой помощи, санитарно­эпидемиологическим благополучием населения и  профилактикой инфекционных заболеваний.  • Модуль «Основы обороны государства» раскрывает вопросы, связанные с состоянием и тенденциями  развития современного мира и России, а также факторы и источники угроз и основы обороны РФ.  • Модуль «Правовые основы военной службы» включает вопросы обеспечения прав, определения и  соблюдения обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы,  увольнения с военной службы и пребывания в запасе.  • Модуль «Элементы начальной военной подготовки» раскрывает вопросы строевой, огневой,  тактической подготовки.  • Модуль «Военно­профессиональная деятельность» раскрывает вопросы военно­профессиональной  деятельности гражданина. Предметная область  Учебный предмет   Русский язык и  литература  Родной язык и родная  литература  Иностранные языки  Общественные науки  Математика и  информатика  Естественные науки  Физическая культура,  экология и основы  безопасности  жизнедеятельности  Русский язык  Литература  Родной язык   Родная литература  Иностранный язык  Второй иностранный язык  История  Россия в мире  Экономика  Право  Обществознание  География  Математика:   алгебра   и   начала математического анализа, геометрия  Информатика  Физика  Химия  Биология  Естествознание  Физическая культура  Экология  Основы безопасности  жизнедеятельности  Индивидуальный проект*    Б*  Б*  Б  Б  Б*  Б  Б*  Б**  Б  Б  Б  Б  Б*  Б  Б  Б  Б  Б  Б*  Б  Б*  Уровень изучения предмета  базовый  углубленный  У  У  У  У  У  У  У  У  У  У  У  У  У  У  У Примерный учебный план среднего общего образования Предметная область  Учебный  предме т   Уровен ь  Количеств о часов  Русский язык и  литература  Русский язык   Литература  Родной язык и родная  литература  Математика и  информатика  Родная литература / Родной  язык  Математика: начала анализа, геометрия  Информатика    алгебра   и   математического Компьютерная графика  Иностранные языки  Иностранный язык  Естественные науки  Физика  Биохимия  Общественные науки  История (Россия в мире)  Физическая культура,  экология и основы  безопасности  жизнедеятельности  Физическая культура  Основы безопасности  жизнедеятельности  Б  Б  Б  У  У  ЭК  Б  У  ЭК  Б  Б  Б  Индивидуальный проект  ЭК  Предметы и курсы по выбору ФК  70  210  420   280   70   210  350  140  140  210  70   70   350  ИТОГО  2590 Пример учебного плана технологического профиля среднего общего образования

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ

История становления и развития курса ОБЖ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017