История виолончели

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 15.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

История виолончели (Виолончель) Виолончель (итал. violoncello, сокращённо. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века Виолончель имеет такое же строение, что и скрипка, однако значительно больших размеров. На виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём (шпилем). История запомнила двух мастеров, особенно прославившихся производством виолончелей. Это - Гаспаро да Сало и Паоло Маджини. Они жили на рубеже ХVI - ХVII столетия и первому из них народная молва приписывала честь «изобретения» современной скрипки с четырьмя струнами, настроениями квинтами, усовершенствование violone, или контрабаса виолы и наконец, создание виолончели. Первые мастера, строившие виолончели не совсем еще ясно представляли тот верный путь в развитии современной виолончели, который был завершен вполне, лишь Антонио Страдивари. Что представляет собой современная виолончель и на что она способна в оркестре? - Этот инструмент, также, как и все прочие представители семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны, настроенные бинтами. Они звучат октавой ниже альта и дают Do и Sol большой октавы и Re и La малой. Благодаря этому объем виолончели очень велик, а характер его звучания чрезвычайно разнообразен. Каждая струна виолончели имеет свою собственную окраску звука, свойственную ей одной Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому голосу bassa profundo и обладает большой полнотой звука. Этот отрезок звукоряда виолончели очень хорош в музыке мрачной, таинственной и драматичной. В техническом отношении виолончель является пости совершенным инструментом. Ей доступны все технические тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего воспроизведения они, как правило требуют большей затраты труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной хотя и столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там было крайне незавидным, никто из современников тогда даже и не догадывался о богатейших художественно - исполнительских возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались столь же скромными и даже убогими. Такой великий мастер оркестра, как Иоган-Себастьян Бах ни разу не поручил виолончели певучей партии, в которой она могла бы блеснуть своими качествами. Бетховен был несомненно первым композитором - классиком, определившим истинное достоинство виолончели и поставившим ее, на то место в оркестре, какое ей подобает по праву. Несколько позднее, романтики - Вебэр и Мэндельсон - еще более углубили выразительные средства виолончели в оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная, фантастичная и возбужденная, и они, найдя ее в звуках виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом. Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - ее теплоту, искренность и глубину звучания, а ее исполнительские качества давно уже покорили сердца как самих музыкантов, так и их восторженных слушателей. После скрипки и фортепиано, виолончель является, наиболее любимым инструментом, к которому обращали свои взоры композиторы, посвящая ей свои произведения, предназначенные для исполнения в концертах с сопровождением оркестра или фортепиано. Особенно богато использовал виолончель Чайковский в своих произведениях, Вариациях на тему Рококо, где представил виолончели такие права, что сделал это свое небольшое произведение достойным украшением всех концертных программ, требуя от исполнения подлинного совершенства в умении владеть своим инструментом. Наибольшим успехом у слушателей пользуется, пожалуй, концерт Сэн-Санса, и к сожалению редко исполняемый тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. К числу любимых, но также довольно редко исполняемых, следует отнести Виолончельные концерты Шумана и Дворжака. Теперь, чтобы полностью. Исчерпать весь состав смычковых инструментов, принятых сейчас в симфоническом оркестре, остается «сказать» лишь несколько слов о контрабасе. Подлинная «басовая» или «контрабасовая виола» располагала шестью струнами и, по свидетельству Мишэля Коррэтта - автора известной в свое время «Школы для контрабаса», напечатанной им во второй половине ХVIII столетия, - называлась итальянцами «violone». Тогда контрабас был все еще настолько большой редкостью, что даже в 1750 году Парижская опера располагала только одним инструментом. На что же способен современный оркестровый контрабас? В техническом отношении контрабас пора уже признать вполне совершенным инструментом. Контрабасам поручаются вполне виртуозные партии, выполняемые ими с подлинной артистичностью и мастерством. Бетховен в своей пасторальной симфонии, клокочущими звуками контрабаса очень удачно подражает вою ветра, раскатом грома и вообще создает полное ощущение разбушевавшейся стихии во время грозы. В камерной музыке обязанности контрабаса чаще всего ограничиваются поддержкой басовой партии. Таковы в общих чертах художественно- исполнительские возможности участников «струнной группы». Но в современном симфоническом оркестре «смычковый квинтет» часто применяется как «оркестр в оркестре».
Иконка файла материала 1.docx
Виолончель (итал. violoncello, сокращённо. cello, нем.  Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный  инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века  Виолончель имеет такое же строение, что и скрипка, однако  значительно больших размеров. На виолончели играют сидя,  ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём  (шпилем).  История запомнила двух мастеров, особенно прославившихся  производством виолончелей. Это ­ Гаспаро да Сало и Паоло  Маджини. Они жили на рубеже ХVI ­ ХVII столетия и первому  из них народная молва приписывала честь «изобретения»современной скрипки с четырьмя струнами, настроениями  квинтами, усовершенствование violone, или контрабаса виолы и  наконец, создание виолончели. Первые мастера, строившие  виолончели не совсем еще ясно представляли тот верный путь в развитии современной виолончели, который был завершен  вполне, лишь Антонио Страдивари.  Что представляет собой современная виолончель и на что она  способна в оркестре?  ­ Этот инструмент, также, как и все прочие представители  семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны,  настроенные бинтами. Они звучат октавой ниже альта и дают  Do и Sol большой октавы и Re и La малой. Благодаря этому  объем виолончели очень велик, а характер его звучания  чрезвычайно разнообразен. Каждая струна виолончели имеет  свою собственную окраску звука, свойственную ей одной  Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому  голосу bassa profundo и обладает большой полнотой звука. Этот отрезок звукоряда виолончели очень хорош в музыке мрачной,  таинственной и драматичной.  В техническом отношении виолончель является пости  совершенным инструментом. Ей доступны все технические  тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего  воспроизведения они, как правило требуют большей затраты  труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной хотя и  столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в  оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там  было крайне незавидным, никто из современников тогда даже ине догадывался о богатейших художественно ­ исполнительских возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка  резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались  столь же скромными и даже убогими. Такой великий мастер  оркестра, как Иоган­Себастьян Бах ни разу не поручил  виолончели певучей партии, в которой она могла бы блеснуть  своими качествами.  Бетховен был несомненно первым композитором ­ классиком,  определившим истинное достоинство виолончели и  поставившим ее, на то место в оркестре, какое ей подобает по  праву. Несколько позднее, романтики ­ Вебэр и Мэндельсон ­  еще более углубили выразительные средства виолончели в  оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная,  фантастичная и возбужденная, и они, найдя ее в звуках  виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом.  Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все  композиторы глубоко ценят виолончель ­ ее теплоту,  искренность и глубину звучания, а ее исполнительские качества давно уже покорили сердца как самих музыкантов, так и их  восторженных слушателей. После скрипки и фортепиано,  виолончель является, наиболее любимым инструментом, к  которому обращали свои взоры композиторы, посвящая ей свои  произведения, предназначенные для исполнения в концертах с  сопровождением оркестра или фортепиано. Особенно богато  использовал виолончель Чайковский в своих произведениях,  Вариациях на тему Рококо, где представил виолончели такие  права, что сделал это свое небольшое произведение достойнымукрашением всех концертных программ, требуя от исполнения  подлинного совершенства в умении владеть своим  инструментом.  Наибольшим успехом у слушателей пользуется, пожалуй,  концерт Сэн­Санса, и к сожалению редко исполняемый тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. К  числу любимых, но также довольно редко исполняемых,  следует отнести Виолончельные концерты Шумана и Дворжака.  Теперь, чтобы полностью. Исчерпать весь состав смычковых  инструментов, принятых сейчас в симфоническом оркестре,  остается «сказать» лишь несколько слов о контрабасе.  Подлинная «басовая» или «контрабасовая виола» располагала  шестью струнами и, по свидетельству Мишэля Коррэтта ­  автора известной в свое время «Школы для контрабаса»,  напечатанной им во второй половине ХVIII столетия, ­  называлась итальянцами «violone». Тогда контрабас был все  еще настолько большой редкостью, что даже в 1750 году  Парижская опера располагала только одним инструментом. На  что же способен современный оркестровый контрабас? В  техническом отношении контрабас пора уже признать вполне  совершенным инструментом. Контрабасам поручаются вполне  виртуозные партии, выполняемые ими с подлинной  артистичностью и мастерством.  Бетховен в своей пасторальной симфонии, клокочущими  звуками контрабаса очень удачно подражает вою ветра,  раскатом грома и вообще создает полное ощущениеразбушевавшейся стихии во время грозы. В камерной музыке  обязанности контрабаса чаще всего ограничиваются  поддержкой басовой партии. Таковы в общих чертах  художественно­ исполнительские возможности участников  «струнной группы». Но в современном симфоническом  оркестре «смычковый квинтет» часто применяется как  «оркестр в оркестре».