История виолончели (Виолончель)
Виолончель (итал. violoncello, сокращённо. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века
Виолончель имеет такое же строение, что и скрипка, однако значительно больших размеров. На виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём (шпилем).
История запомнила двух мастеров, особенно прославившихся производством виолончелей. Это - Гаспаро да Сало и Паоло Маджини. Они жили на рубеже ХVI - ХVII столетия и первому из них народная молва приписывала честь «изобретения» современной скрипки с четырьмя струнами, настроениями квинтами, усовершенствование violone, или контрабаса виолы и наконец, создание виолончели. Первые мастера, строившие виолончели не совсем еще ясно представляли тот верный путь в развитии современной виолончели, который был завершен вполне, лишь Антонио Страдивари.
Что представляет собой современная виолончель и на что она способна в оркестре?
- Этот инструмент, также, как и все прочие представители семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны, настроенные бинтами. Они звучат октавой ниже альта и дают Do и Sol большой октавы и Re и La малой. Благодаря этому объем виолончели очень велик, а характер его звучания чрезвычайно разнообразен. Каждая струна виолончели имеет свою собственную окраску звука, свойственную ей одной Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому голосу bassa profundo и обладает большой полнотой звука. Этот отрезок звукоряда виолончели очень хорош в музыке мрачной, таинственной и драматичной.
В техническом отношении виолончель является пости совершенным инструментом. Ей доступны все технические тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего воспроизведения они, как правило требуют большей затраты труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной хотя и столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там было крайне незавидным, никто из современников тогда даже и не догадывался о богатейших художественно - исполнительских возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались столь же скромными и даже убогими. Такой великий мастер оркестра, как Иоган-Себастьян Бах ни разу не поручил виолончели певучей партии, в которой она могла бы блеснуть своими качествами.
Бетховен был несомненно первым композитором - классиком, определившим истинное достоинство виолончели и поставившим ее, на то место в оркестре, какое ей подобает по праву. Несколько позднее, романтики - Вебэр и Мэндельсон - еще более углубили выразительные средства виолончели в оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная, фантастичная и возбужденная, и они, найдя ее в звуках виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом.
Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - ее теплоту, искренность и глубину звучания, а ее исполнительские качества давно уже покорили сердца как самих музыкантов, так и их восторженных слушателей. После скрипки и фортепиано, виолончель является, наиболее любимым инструментом, к которому обращали свои взоры композиторы, посвящая ей свои произведения, предназначенные для исполнения в концертах с сопровождением оркестра или фортепиано. Особенно богато использовал виолончель Чайковский в своих произведениях, Вариациях на тему Рококо, где представил виолончели такие права, что сделал это свое небольшое произведение достойным украшением всех концертных программ, требуя от исполнения подлинного совершенства в умении владеть своим инструментом.
Наибольшим успехом у слушателей пользуется, пожалуй, концерт Сэн-Санса, и к сожалению редко исполняемый тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. К числу любимых, но также довольно редко исполняемых, следует отнести Виолончельные концерты Шумана и Дворжака. Теперь, чтобы полностью. Исчерпать весь состав смычковых инструментов, принятых сейчас в симфоническом оркестре, остается «сказать» лишь несколько слов о контрабасе.
Подлинная «басовая» или «контрабасовая виола» располагала шестью струнами и, по свидетельству Мишэля Коррэтта - автора известной в свое время «Школы для контрабаса», напечатанной им во второй половине ХVIII столетия, - называлась итальянцами «violone». Тогда контрабас был все еще настолько большой редкостью, что даже в 1750 году Парижская опера располагала только одним инструментом. На что же способен современный оркестровый контрабас? В техническом отношении контрабас пора уже признать вполне совершенным инструментом. Контрабасам поручаются вполне виртуозные партии, выполняемые ими с подлинной артистичностью и мастерством.
Бетховен в своей пасторальной симфонии, клокочущими звуками контрабаса очень удачно подражает вою ветра, раскатом грома и вообще создает полное ощущение разбушевавшейся стихии во время грозы. В камерной музыке обязанности контрабаса чаще всего ограничиваются поддержкой басовой партии. Таковы в общих чертах художественно- исполнительские возможности участников «струнной группы». Но в современном симфоническом оркестре «смычковый квинтет» часто применяется как «оркестр в оркестре».
Виолончель (итал. violoncello, сокращённо. cello, нем.
Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный
инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой
половины XVI века
Виолончель имеет такое же строение, что и скрипка, однако
значительно больших размеров. На виолончели играют сидя,
ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём
(шпилем).
История запомнила двух мастеров, особенно прославившихся
производством виолончелей. Это Гаспаро да Сало и Паоло
Маджини. Они жили на рубеже ХVI ХVII столетия и первому
из них народная молва приписывала честь «изобретения»современной скрипки с четырьмя струнами, настроениями
квинтами, усовершенствование violone, или контрабаса виолы и
наконец, создание виолончели. Первые мастера, строившие
виолончели не совсем еще ясно представляли тот верный путь в
развитии современной виолончели, который был завершен
вполне, лишь Антонио Страдивари.
Что представляет собой современная виолончель и на что она
способна в оркестре?
Этот инструмент, также, как и все прочие представители
семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны,
настроенные бинтами. Они звучат октавой ниже альта и дают
Do и Sol большой октавы и Re и La малой. Благодаря этому
объем виолончели очень велик, а характер его звучания
чрезвычайно разнообразен. Каждая струна виолончели имеет
свою собственную окраску звука, свойственную ей одной
Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому
голосу bassa profundo и обладает большой полнотой звука. Этот
отрезок звукоряда виолончели очень хорош в музыке мрачной,
таинственной и драматичной.
В техническом отношении виолончель является пости
совершенным инструментом. Ей доступны все технические
тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего
воспроизведения они, как правило требуют большей затраты
труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной хотя и
столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в
оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там
было крайне незавидным, никто из современников тогда даже ине догадывался о богатейших художественно исполнительских
возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка
резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались
столь же скромными и даже убогими. Такой великий мастер
оркестра, как ИоганСебастьян Бах ни разу не поручил
виолончели певучей партии, в которой она могла бы блеснуть
своими качествами.
Бетховен был несомненно первым композитором классиком,
определившим истинное достоинство виолончели и
поставившим ее, на то место в оркестре, какое ей подобает по
праву. Несколько позднее, романтики Вебэр и Мэндельсон
еще более углубили выразительные средства виолончели в
оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная,
фантастичная и возбужденная, и они, найдя ее в звуках
виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом.
Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все
композиторы глубоко ценят виолончель ее теплоту,
искренность и глубину звучания, а ее исполнительские качества
давно уже покорили сердца как самих музыкантов, так и их
восторженных слушателей. После скрипки и фортепиано,
виолончель является, наиболее любимым инструментом, к
которому обращали свои взоры композиторы, посвящая ей свои
произведения, предназначенные для исполнения в концертах с
сопровождением оркестра или фортепиано. Особенно богато
использовал виолончель Чайковский в своих произведениях,
Вариациях на тему Рококо, где представил виолончели такие
права, что сделал это свое небольшое произведение достойнымукрашением всех концертных программ, требуя от исполнения
подлинного совершенства в умении владеть своим
инструментом.
Наибольшим успехом у слушателей пользуется, пожалуй,
концерт СэнСанса, и к сожалению редко исполняемый тройной
концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. К
числу любимых, но также довольно редко исполняемых,
следует отнести Виолончельные концерты Шумана и Дворжака.
Теперь, чтобы полностью. Исчерпать весь состав смычковых
инструментов, принятых сейчас в симфоническом оркестре,
остается «сказать» лишь несколько слов о контрабасе.
Подлинная «басовая» или «контрабасовая виола» располагала
шестью струнами и, по свидетельству Мишэля Коррэтта
автора известной в свое время «Школы для контрабаса»,
напечатанной им во второй половине ХVIII столетия,
называлась итальянцами «violone». Тогда контрабас был все
еще настолько большой редкостью, что даже в 1750 году
Парижская опера располагала только одним инструментом. На
что же способен современный оркестровый контрабас? В
техническом отношении контрабас пора уже признать вполне
совершенным инструментом. Контрабасам поручаются вполне
виртуозные партии, выполняемые ими с подлинной
артистичностью и мастерством.
Бетховен в своей пасторальной симфонии, клокочущими
звуками контрабаса очень удачно подражает вою ветра,
раскатом грома и вообще создает полное ощущениеразбушевавшейся стихии во время грозы. В камерной музыке
обязанности контрабаса чаще всего ограничиваются
поддержкой басовой партии. Таковы в общих чертах
художественно исполнительские возможности участников
«струнной группы». Но в современном симфоническом
оркестре «смычковый квинтет» часто применяется как
«оркестр в оркестре».