В первой половине XIX века в Европе наметились два направления в области методики игры на контрабасе. Представители первой школы считали, что нотный материал следует в учебниках располагать по позициям. Кстати, этот метод в дальнейшем восторжествовал и прочно утвердился во всей Европе. Одним из создателей этого метода был профессор Пражской консерватории по классу контрабаса В. Гаузе, который в 1828 году издал свою «Школу». Представителем второго направления – беспозиционной системы изложения нотного материала в XIX веке был Боттезини, школа которого имела много последователей.
Итальянские школы игры на контрабасе XIX века
В первой половине XIX века в Европе наметились два
направления в области методики игры на контрабасе.
Представители первой школы считали, что нотный материал
следует в учебниках располагать по позициям. Кстати, этот
метод в дальнейшем восторжествовал и прочно утвердился во
всей Европе. Одним из создателей этого метода был профессор
Пражской консерватории по классу контрабаса В. Гаузе,
который в 1828 году издал свою «Школу». Представителем
второго направления – беспозиционной системы изложения
нотного материала в XIX веке был Боттезини, школа которого
имела много последователей. Эта система утвердилась во
многих странах, в том числе и в России, где преподавание на
контрабасе по принципу этой школы велось до 1910 года.
Принципиальное расхождение этих двух направлений
заключается, прежде всего, в аппликатурной системе. Дело в
том, что Боттезини, его предшественники и последователи
считали (в силу, повидимому, большой громоздкости
инструмента) невозможным охват на контрабасе полутона 12
пальцами, поэтому в первых трех позициях охват полутона они
осуществляли 13 и 14 пальцами, а выше третьей позиции – 13
и 12 пальцами, тон же – 14 пальцами.
При такой аппликатурной системе распределять материал по
позициям было, конечно, бессмысленно. Естественно, что
итальянская аппликатурная система была явно несовершенна,
несмотря на то, что в Италии имелись отдельные выдающиесявиртуозыконтрабасисты. Исполнительство на контрабасе в тех
странах, в которых применялась итальянская система, в целом
стояло на довольно низком уровне. Недостаточное
использование самого сильного 2го пальца не могло дать
хороших результатов.
Отметим, что Боттезини в своей «Школе» выступил как ярый
сторонник трехструнного инструмента. Он писал: «Не вдаваясь
в бесплодное перечисление преимуществ и недостатков
контрабасов с 3мя и 4мя струнами и не вникая в обсуждение
вопроса их действительного объема, начну повествование о
подлинном контрабасе, который в интересах более простой
постановки пальцев, так же как и в отношении большей
четкости и полноты звука, располагает только 3мя струнами».
«Школа» Боттезини издана в 80х годах XIX века. Она состоит
из двух отдельных выпусковчастей. Первая рассматривает
применение контрабаса в оркестре (Del Contrabassi in
Orchestra), вторая – использование его в сольной игре (Del
Contrabasso solista). Первая часть открывается предисловием,
после которого помещен рисунок, изображающий
контрабасиста, играющего на трехструнном инструменте
туртовским смычком с низкой колодкой. Здесь же подробно
разъяснен способ держания этого смычка. По Боттезини пальцы
располагались немного впереди колодочки, большой палец
опирался на трость, то есть постановка несколько напоминала
современную виолончельную:Рис. 3
Интересно, что, хотя сам Боттезини играл таким смычком, в
«Школе» он приводит изображение и другого смычка, который
называет подобным типу Драгонетти (arco alla Dragonetti). Этот
короткий смычок с лукообразной тростью и низкой колодкой не
имеет ничего общего с подлинным смычком Драгонетти.
Возможно, что во времена Драгонетти в Италии имелось два
типа смычка – с прямой тростью и высокой колодкой и с
короткой, лукообразной тростью и низкой колодкой. Но в
данном случае для нас важнее не тип смычка, а способ,
предлагаемый для его держания Боттезини: 4й и 5й пальцы
помещались между тростью и волосом, а 2й и 3й – сверху
трости (см. рис. 4).
Можно полагать, что несмотря на огромный авторитет
Боттезинивиртуоза в Италии, при нем широко бытовали два
способа держания смычка – «сверху» и «сзади».Рис. 4
Затем Боттезини излагает общие методические принципы, после
чего начинается практическая часть. Предлагается ряд
упражнений: для ведения смычка по открытым струнам, для
левой руки в одной позиции, изучение всех тонов, входящих в
тесситуру контрабаса, освоение интервалов, украшение
мелодического голоса, переходы по струне, pizzicato. В
заключении первой части приводятся упражнения, включающие
различные комбинации уже усвоенных навыков.
Во второй части «Школы» рассматривается применение
контрабаса в сольной игре. Указывается строй (ЛяРеСоль –
снизу вверх) трехструнного контрабаса (тот же, что и в первой
части) и приводится диапазон инструмента по его реальному
звучанию от си контроктавы до си второй октавы (кроме того,
добавляются флажолеты ре и соль третьей октавы).
Обратим внимание на очень важное обстоятельство. Боттезини
не дает указаний на перестройку инструмента тоном выше для
сольной игры. Более того, приведенные в конце этой части
«Школы» пьесы с сопровождением фортепиано изложены в
клавирах у контрабаса и фортепиано в одной тональности. То
же наблюдается в произведениях Боттезини, дошедших до нас в
оригинальных рукописных клавирах (фантазии «Лючия» иВариациях Паизиелло), и клавирах первых изданий ряда других
сочинений. Все это, казалось бы, явно указывает на применение
натурального строя контрабаса.
Однако анализ музыки приводит к иному выводу. Поскольку в
сочинениях Боттезини диапазон внизу ограничивается нотой си,
а вверху ясно ощущается необходимость использования струны
Ля, можно сделать следующий вывод. В клавирах Боттезини
записывал реальное звучание сольной партии, а свой
трехструнный контрабас строил тоном выше. Тогда легко
объясняется ограничение диапазона внизу звуком си (открытая
струна Ля, настроенная тоном выше), понятно и звучание
верхней струны Ля (Соль – настроенная тоном выше). В этом
случае многие непонятные трудности становятся более ясными
и доступными для исполнения... После изложения натурального
звукоряда контрабаса Боттезини приводит натуральные
флажолеты на всех струнах.
В краткой теоретической справке Боттезини подчеркивает
значение флажолетов для сольной игры на контрабасе. Потом
следуют гаммообразные примеры в довольно высоких позициях,
и рассматривается способ игры большим пальцем (ставка).
Значительное внимание уделено гаммам ломаными терциями,
квартами, квинтами, секстами, септимами и октавами.
Приводятся специальные упражнения для legato (широко
используются высокие позиции струн Ре и Ля). Далее идут
двухоктавные гаммы, и к ним добавляются разнохарактерные
легкие этюды (по четырепять строчек). В этих упражнениях
большое внимание уделено штрихам. В частности, Боттезини,
повидимому, придавал большое значение выработке штриха –
два раза вниз смычком:Кроме того, даются упражнения для выработки приемов
исполнения пунктирного ритма и несимметричных штрихов.
Интересны упражнения для развития трели с нахшлагом. Затем
в «Школе» помещается рисунок струны с точным указанием ее
отдельных точек, дающих тот или иной флажолет. После всех
этих предварительных указаний и простейших упражнений
Боттезини предлагает множество так называемых «маленьких
упражнений». Изучая материал этих упражнений, так же как и
концертных произведений Боттезини, можно убедиться, с какой
необычайной виртуозной легкостью владел он высочайшими
регистрами грифа. «Маленькие упражнения» завершаются
этюдом в двойных нотах:
Кроме этого этюда Боттезини приводит фрагмент написанного
двойными нотами эпизода из своего Концерта:
Здесь же дается характерная для Боттезини фигурация
арпеджио (почти в буквальном виде повторяющаяся в его
Вариациях на тему Паизиелло):Заканчивается вторая часть «Школы» Боттезини так
называемыми «Мелодическими этюдами» с сопровождением
фортепиано. Тут помещена его чудесная Элегия и отрывок из
«Венецианского карнавала», а также фрагмент из финала
«Сомнамбулы» Беллини, Серенада из «Севильского
цирюльника» Россини, Ария трубадура Верди, Романс
Доницетти. При изучении «Школы» Боттезини сразу бросается
в глаза неестественная для современного контрабасиста
аппликатура хроматических ходов:
У Боттезини, как и его последователей В. Жданова и А. Клинга,
3й палец замещает 2й. Например:
Парадоксальность очевидна: охват полутона 12 пальцами
считался итальянской школой неудобным, а охват 34 пальцами
– удобным и естественным. Но обратим внимание на
постановку левой руки Боттезини с опущенным локтем и
висящей кистью. Если учесть, что он держал контрабас
довольно наклонно, то это в связи с постановкой левой руки
многое объясняет в его аппликатуре, делает ее более доступной
для исполнителя. Во всяком случае, такой аппликатурой играливеличайшие контрабасисты, в том числе и сам Боттезини, чьи
произведения считались непревзойденными по техническим
трудностям.
В «Школе» Боттезини, как правило, 2й палец в первой
половине грифа не применялся, он эпизодически допускался
только в ставке (в высоких позициях).
Различные интервалы на разных струнах Боттезини предлагает
исполнять одинаковой аппликатурой, например и малую, и
большую терции 14 пальцами.
Вся «Школа» Боттезини построена на гаммах и упражнениях к
ним в соответствующей тональности. После гамм идут
упражнения в группетто и форшлагах. Все упражнения
исполняются различными штрихами. Большой палец
используется, как и в наши дни, но обозначается у Боттезини
знаком +.
Весьма характерно, что даже в ставке (в высоких позициях)
охват полутона иногда производится 13 пальцами.
После Боттезини «Школы игры на трехструнном контрабасе»
написали в Италии Франческо Гизерих (17721851), Карло
Монтанари (18091898), Аннибал Менгори (18511895) и Густав
Кампострини (1831 1904). Упомянем еще «Школу игры на
трехструнном контрабасе» Зедельмайера, которая была введена
в консерваториях Неаполя и Палермо.
В середине XIX века четырехструнный контрабас, наконец,
проник и в Италию. Одним из первых ввел в учебный план
преподавание на этом инструменте Луиджи Негри (18371892),ученик Росси, а с 1858 года его преемник в Миланской
консерватории (преподавал там до 1890 года).
Он опубликовал первую в Италии «Школу игры на
четырехструнном контрабасе». Авторами других таких «Школ»
явились Антонио Конти, Джузеппе Мерангони и Итало Каими.
Интересно, что методические принципы Боттезини еще долгое
время приспосабливались и к четырехструнному контрабасу.
Так, изданная позже «Школа» Клинга почти ничем не
отличается от «Школы» Боттезини. Те же методические
установки, такое же расположение нотного материала, гамм и
упражнений к ним.
Недостатком большинства этих «Школ» является то, что они
односторонне подходят к развитию техники игры на
контрабасе. Недостаточно разработаны такие важные приемы
игры, как штрихи и правила перехода из позиции в позицию. В
силу этого данные «Школы» в настоящее время надо
рассматривать лишь как важные исторические документы, по
которым можно видеть, как зарождалась контрабасовая
педагогика. Если методика еще находилась в зачаточном
состоянии, то практика, как мы уже говорили, выдвинула ряд
видных контрабасистов, что очень быстро получило отражение
в творчестве итальянских композиторов.
Интересно раскрыты возможности контрабаса в шести
замечательных сонатах Джоаккино Россини (17921868),
написанных для своеобразного состава: две скрипки,
виолончель и контрабас. История создания этого цикла такова.В 1804 году Россини жил в Равенне у контрабасисталюбителя
Триосси. В благодарность за гостеприимство юный композитор
написал и посвятил своему «другу и меценату» шесть камерных
сонат, в которых значительную роль уделил контрабасу.
Автографы этих произведений долгое время считались
утерянными, и только в 1954 году все шесть сонат были
опубликованы научным институтом Centro di studi Rossiniani.
Сонаты написаны двенадцатилетним мальчиком, но известно,
что музыкальное дарование Россини развилось очень рано. В эти
же годы он уже выступал на оперной сцене, а двумя годами
позже, в возрасте четырнадцати лет, стал оперным дирижером!
Сонаты для квартета показывают не только живую творческую
фантазию, мастерство изложения и развития музыкального
материала, но и удивительное знание выразительных
возможностей струнных инструментов. Все сонаты имеют три
части: монотематическое Allegro с эпизодом вместо
разработки, певучую среднюю часть и оживленный финал в
форме рондо или вариаций. В свободно развитых мелодиях уже
явственно ощущается стиль будущего автора «Севильского
цирюльника». В то же время комическое начало, столь
блистательно проявившееся в операх Россини, также явственно
ощущается в этих его ранних сочинениях. Автор предисловия к
изданию сонат для квартета итальянский музыковед А.
Бонаккорси отмечает, что Россини выявил в контрабасе
характерные, несколько гротескные черты, сближающие его с
оперным basso buffo. В сонатах Россини контрабас становится
равноправным участником веселого, полного жизнерадостности
«кипения» четырех инструментов, партии которыхравнозначны. В этом ансамбле контрабас по «легкости»
характера своей партии не уступает скрипкам.
Джузеппе Верди (18131901) первый из оперных композиторов
блестяще показал возможности контрабаса как выразительного
солирующего инструмента оперного оркестра. В трех операх
Верди – «Риголетто», «Аида» и «Отелло» – проходят большие
solo контрабаса. Наиболее значительно solo в опере «Отелло»,
впервые поставленной в Милане 5 февраля 1887 года. Оно
является едва ли не самым замечательным образцом
использования выразительных сольных возможностей
контрабаса в оркестре:
Это solo, звучащее в кульминационном, наиболее трагическом
эпизоде оперы, очень сложно для исполнения не только в
техническом, но и в художественном отношении. Несомненно,
что, создавая все эти solo контрабаса, Верди пользовалсяконсультациями своего друга Боттезини. Первым исполнителем
этих solo в театре «Ла Скала», очевидно, был выдающийся
итальянский контрабасист Д. Андреоли.
Обращение Верди к сольным возможностям контрабаса говорит
о многом: ясно, что в Италии во второй половине XIX века
культура исполнения на контрабасе стояла на большой высоте.
Так как в этот период в итальянской музыке основным жанром
являлась опера, именно в ней получил свое высшее воплощение
контрабас как мелодический сольный инструмент, великолепно
передающий драматическитрагедийное начало.