Итальянское музыкальное искусство первой половины XIX века развивалось в духе патриотического освободительного движения, в котором участвовали широкие народные массы. «Бедной порабощенной Италии запрещается говорить, и она может лишь с помощью музыки поведать свои сердечные чувства, – писал Г. Гейне. – Все свое негодование против чужеземного владычества, свою жажду свободы, свое бешенство перед сознанием собственного бессилия, свою скорбь при мысли о прошлом величии и, наряду с этим, свои слабые надежды, свое ожидание, свою страстную мольбу о помощи – все это претворяет она в мелодии...»
Итальянское контрабасовое искусство
Итальянское музыкальное искусство первой половины XIX века
развивалось в духе патриотического освободительного
движения, в котором участвовали широкие народные массы.
«Бедной порабощенной Италии запрещается говорить, и она
может лишь с помощью музыки поведать свои сердечные
чувства, – писал Г. Гейне. – Все свое негодование против
чужеземного владычества, свою жажду свободы, свое
бешенство перед сознанием собственного бессилия, свою
скорбь при мысли о прошлом величии и, наряду с этим, свои
слабые надежды, свое ожидание, свою страстную мольбу о
помощи – все это претворяет она в мелодии...»
И действительно, музыкальная культура Италии в этот период
достигает высокого расцвета. Коснулся этот расцвет и
контрабасового исполнительства. Кроме прославленного
Драгонетти, известно еще много выдающихся итальянских
контрабасистов. В их ряду, прежде всего, следует упомянуть
профессора Миланской консерватории Луиджи Росси,
прекрасного контрабасиста и выдающегося педагога,
воспитавшего отличных контрабасистов, в том числе великого
виртуоза Дж. Боттезини. Должность профессора Миланской
консерватории Росси занял в 1835 году. Педагогическая
деятельность Росси успешно протекала в Миланской
консерватории почти четверть века (18351858). К плеяде
выдающихся контрабасистов Италии следует отнести и Карло
Россаро (18281878), совмещавшего работу в оркестре спедагогикой и сольными выступлениями. Кроме того, им
написана интересная фантазия для контрабаса.
Развитие искусства игры на контрабасе неизбежно вызвало и
развитие методической мысли. На первых порах в Италии
пользовались при обучении игре на контрабасе трудом
Бонифацио Азиоли, опубликованным в 1823 году в Милане.
Азиоли не играл на контрабасе, и его работа, несмотря на
серьезное изложение теоретической части, в практическом
отношении оставляла желать лучшего. Это побудило двух
видных контрабасистов, уже упомянутого Луиджи Росси и
музыканта капеллы короля Сардинии Луиджи Англуа (1801
1872), опубликовать в 1845 году в Милане новую «Школу для
контрабаса» (в двух частях), которая хотя и оставалась верной
теоретическим принципам Азиоли, но в практической части
оказалась более методически разработанной. Таким образом, и
в области педагогики и в области исполнительства имелись
значительные достижения.