Итоги реформы В.Сперанского
1. После дворцового переворота 1801 года на престол взошёл старший сын Павла I Александр I. Воспитателем Александра Павловича Екатерина II назначила швейцарского правоведа Ф. Лагарпа, который стремился привить воспитаннику уважение к либеральным и республиканским идеям. После вступления на престол император стремился реформировать систему государственного управления и воплотить в жизнь ряд либеральных реформ.
2. В 1803–1804 годах была проведена реформа образовательной системы. Для обучения детей крестьян были созданы приходские училища, для детей горожан — уездные училища, а дети дворян могли обучаться в губернских гимназиях. Были созданы и новые университеты. Либеральные идеи проявились в издании в 1804 году университетского устава, который даровал университетам широкие права самоуправления. К решению крестьянского вопроса правительство Александра I подходило с осторожностью. Был принят ряд указов, которые регламентировали положение крепостных крестьян.
3. Для обсуждения проектов либеральных реформ Александр I учредил Негласный комитет, в который входили его ближайшие единомышленники. В ходе заседаний Негласного комитета обсуждались также возможные пути ограничения самодержавия. Регулярные собрания Негласного комитета были прекращены в 1802 году, что было связано с началом воплощения в жизнь министерской реформы. Сами члены Негласного комитета заняли руководящие должности в новых министерствах.
4. В 1802 году началось проведение министерской реформы. Прежние коллегии уже не справлялись со всеми возложенными на них обязанностями, поэтому для управления различными сферами были созданы министерства. Решения по вопросам, которые относились к ведению того или иного министерства, принимались теперь не коллегиально, а единолично возглавлявшим его министром. В 1802 году была осуществлена также реформа Сената. Ему были даны высшие судебные функции и право осуществлять контроль деятельности властей на местах.
5. В 1809 году М. М. Сперанский подготовил и представил «Введение к Уложению государственных законов». Данный документ предполагал осуществление масштабного реформирования системы управления государством. Во исполнение проекта в 1810 году был создан Государственный совет, получивший законосовещательные функции. Однако проект М. М. Сперанского вызвал неоднозначную реакцию в дворянской среде, поэтому воплощение остальных предложений приостановилось. Позже М. М. Сперанский был отстранён от службы и отправлен в ссылку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.