1 вариант 1. В каком году Россия была провозглашена империей? 1) 1613 г. 2) 1721 г. 3) 1755 г. 4) 1801 г.
2. Определите даты Северной войны: А) 1721-1725 Б) 1700-1721 В) 1699-1722 Г) 1709-1721
3. Понятие «Бироновщина» связано с эпохой правления:
А) Елизаветы Петровны Б) Анны Иоановны В) Петра III Г) Екатерины I
4. Главным итогом русско-турецких войн 2половины 18 века является:
А) выход России в Черное море Б) выход России в Балтийское море В) сохранение прибалтийских территорий Г) захват Белоруссии
5. Кто из русских полководцев командовал войсками при взятии крепости Измаил в ходе русско-турецкой войны во второй половине XVIII в.? 1) Б. К. Миних 2) А. В. Суворов 3) П. И. Багратион 4) Б. П. Шереметев
6. Стремление ближайших сподвижников Петра I сохранить власть в своих руках после смерти императора стало причиной
1) передачи власти юному Петру II 2) возведения на престол Елизаветы Петровны 3) учреждения Сената 4) создания Верховного тайного совета
7. Прочтите отрывок из указа Сената и укажите, кому из государей российских был пожалован названный в документе титул.
«В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в оказание своего должного благодарения за его высокую милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования, и особливо во время прошедшия Шведские войны, явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданный в такую славу у всего света чрез единое токмо свое руковождение привел... именем всего народа российского просить, дабы изволил принять... от них титло: Отца Отечествия, императора Всероссийского».
1) Петру I 2) Алексею Михайловичу 3) Павлу I 4) Михаилу Романову
8. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. (РИСУНОК)
Какому
историческому событию посвящена данная картина? 1) Крестьянской войне под
предводительством Е. И. Пугачёва
2) . Стрелецким бунтам 3) Смутному времени 4) Восстанию крестьян под
предводительством С. Т. Разина
9. Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика. Из сочинения историка
«С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.
После
своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими
философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие
усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы.
Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти.
И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был
преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано
гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к
государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными.
Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на
политику». ОТВЕТ__________
10. Расположите события в хронологическом порядке войны
(запишите цифры в последовательном порядке):
1) основание Санкт-Петербурга ; 2) учреждение Академии наук; 3) введение нового летоисчисления ; 4) создание Сената
11. Даты — 1708 г., 1709 г., 1721 г. — отражают основные события войны
1) Ливонской 2) Семилетней 3) Северной 4) Русско-турецкой
12. Как назывался документ в XVIII в., определявший порядок государственной службы в Российской империи; соотношение всех чинов, воинских, статских и придворных по старшинству; последовательность чинопроизводства?
1) «Табель о рангах» 2) «Указ о единонаследии» 3) «Жалованная грамота дворянству» 4) Соборное уложение
13. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель |
Созданный орган власти |
Годы правления |
А ___________ |
Конференция при высочайшем дворе |
1741-1761 гг. |
Екатерина I |
Верховный тайный совет |
Б ___________ |
Анна Иоановна |
В ___________ |
1730-1740 гг. |
Пропущенные элементы: 1) 1725-1727 гг. 2) Пётр II 3) Елизавета Петровна 4) Кабинет министров 5) Сенат 6) 1761-1761 гг.
14. Политика покровительства отечественной промышленности и торговле называется:
1)экспорт 2)ревизия 3)импорт 4)протекционизм
15. Каким
образом Екатерина II пришла к власти? 1)
по наследству после смерти своего отца; 2) в
результате дворцового переворота;
3) в результате избрания на Земском соборе;
4) по завещанию своего брата.
16. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала 1.)Бирона 2)Радищева 3) Новикова 4)Баженова
17. Назовите ученого, возродившего на Руси забытое искусство мозаики: 1) Кулибин 2) Ломоносов 3) Татищев
18. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Годовые обороты русских портов
Год |
Санкт-Петербург |
Архангельск |
Астрахань |
1719 |
1976 тыс. руб. |
2942 тыс. руб. |
961 тыс. руб. |
1726 |
3953 тыс. руб. |
245 тыс. руб. |
988 тыс. руб. |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ |
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемые через порт |
1) 1726 г. |
Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится |
2) 1719 г. |
В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в |
3) Астрахань |
4) Архангельск |
|
5) Санкт-Петербург |
2 вариант 1. В каком году был основан г. Санкт-Петербург? 1) 1703 г. 2) 1710 г. 3) 1715 г. 4) 1723 г.
2. Понятие «Потешные полки» связано с эпохой правления: А) Петра III Б) Бирона В) Петра I Г) Ивана Антоновича
3. В результате разделов Речи Посполитой Россия получила земли А) Прибалтики Б) Белоруссии, Украины, Литвы В) Турции Г) Швеции
4. Необходимость обретения выхода к Чёрному морю стала в годы правления Екатерины II причиной
1) русско-турецких войн 2) заключения Вечного мира с Польшей 3) участия России в разделах Польши 4) антифранцузской политики Российской империи
5. Что из перечисленного стало одной из причин обострения социальной напряжённости в годы правления Петра I?
1) разрешение помещикам ссылать неугодных крестьян в Сибирь 2) освобождение дворян от обязательной государственной службы
3) установление бессрочного сыска беглых крестьян 4) рост налогов и увеличение повинностей
6. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите командующего, упомянутого в отрывке.
«Начальнику крепости [командующий] послал короткое извещение: «Я с войсками прибыл сюда. 24 часа на размышление — и воля; первые мои выстрелы — уже неволя; штурм — смерть». Из крепости получен был ответ: «Скорее небо обрушится на землю, чем сдастся Измаил».
В ночь с 10 на 11 декабря войска шестью колоннами выступили из лагеря к стенам крепости. Скоро наступление было замечено. От непрерывной стрельбы точно огненной нитью засветились валы стены Измаила. Опытные воины сознавались, что никогда не случалось им испытать такого адского огня. С жестокими потерями дошли русские до укреплений и стали заваливать вязанками хвороста глубокие крепостные рвы… Жестоким и кровавым боем, шаг за шагом, продвигались наши вперёд. К 8 часам утра всё было кончено: из 42 тысяч турецкого гарнизона спасся один человек, который и принес на родину известие о страшном ударе, разразившемся над Турцией».
1) А. Г. Орлов-Чесменский 2) А. В. Суворов 3) П. А. Румянцев-Задунайский 4) П. И. Багратион
7. Военачальником в русско-турецких войнах эпохи Екатерины II был 1) А.Д. Меншиков 2) П.А. Румянцев 3) В.А. Корнилов 4) М.Д. Скобелев
8. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. Какому событию военной истории России посвящена данная картина? РИСУНОК
1) Русско-шведской войне
1788-1790 гг. 2) походам А. В. Суворова 1799 г.
3) Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. 4) разделам Речи Посполитой
9. Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите годы его правления. Из сочинения историка
«Император был человеком капризным, легко менял свои привязанности и к тому же отличался болезненной подозрительностью. Эти черты, несомненно, наложили свой отпечаток на его внутреннюю политику. Внешняя политика императора отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя.
Во главе русско-австрийских войск Суворов совершил поход в Северную Италию, где в сражениях на реках Адде, Требии, а также при Нови одержал победы над французскими войсками. Одновременно с сухопутными войсками русская эскадра Ф. Ф. Ушакова побеждала в Средиземном море, изгоняя французов из Ионического архипелага, где под протекторатом России возникла республика — первое независимое от турок греческое государство. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.
В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий. Некоторые историки считают, что император находился в плену идеи удушения Французской революции путём объединения в Мальтийском ордене под его руководством дворян всей Европы ОТВЕТ_________
10. Период с 1725 г. по 1762 г. принято
называть 1) Смутным временем 2) периодом Петровских реформ
3) эпохой дворцовых переворотов 4) «бунташным» временем
11. К
характеристике абсолютизма относится 1) наличие представительного органа
2) неограниченный характер власти монарха
3) контроль народа над работой государственной власти 4) создание местного
самоуправления
12. Какие понятия относятся к царствованию Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два понятия и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Земский собор 2) просвещённый абсолютизм 3) Уложенная комиссия 4) кондиции 5) Верховный тайный совет
13. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель |
Годы правления |
Преемник на троне |
Екатерина I |
А ___________ |
Петр I |
Б ___________ |
1741-1761 гг. |
Петр III |
Анна Иоанновна |
1730-1740 гг. |
В ___________ |
Пропущенные элементы: 1) Екатерина II 2) 1761-1762 гг. 3) Елизавета Петровна 4) Иван VI 5) 1725-1727 гг. 6) 1727-1730 гг.
14. . Как называлась передача церковного имущества в государственную собственность: 1) протекционизм; 2) меркантилизм; 3) секуляризация; 4) колонизация.
15. Крестьянская война Е. И. Пугачева проходила в: 1) 1763—1765 гг.; 2) 1771—1774 гг.; 3) 1773—1775 гг.; 4) 1783—1786 гг.
16. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны (запишите цифры в последовательном порядке):
1) Полтавская битва ; 2) Гангутское сражение ; 3) сражение у деревни Лесной; 4) Нишатдский мирный договор
17. Издателем сатирических журналов «Трутень», «Живописец» был(а): 1. Екатерина II 2. Е. Р. Дашкова 3. А.Н. Радищев 4. Н.И. Новиков
18. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Текстильная промышленность России во второй половине XVIII в.
Годы |
Суконные мануфактуры |
Полотняные мануфактуры |
Шёлковые мануфактуры |
1760-е гг. |
73 |
85 |
60 |
1790-е гг. |
158 |
318 |
357 |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ |
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) Наиболее высокими темпами во второй половине XVIII в. росло количество предприятий по производству |
1) сукна |
Б) Общее количество текстильных мануфактур во второй половине XVIII в. |
2) выросло почти вдвое |
В) В 1760-е гг. наибольшим было количество предприятий по производству |
3) полотна 4) увеличилось почти в 4 раза 5) шёлка |
Данная итоговая контрольная работа состоит из трех частей.
правильный ответ - 1 балл,
задания №9, 13,18 правильно ответили 2 балла, частично-1 балл
Максимальное количество баллов за работу 21 балл.
На выполнение работы отводится академический час.
Перевод баллов в оценку:
19-21 баллов – «отлично»,
18-14 баллов – «хорошо»,
9-13 баллов – «удовлетворительно». от 8 баллов -2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.