Итоговая контрольная работа по русскому языку для 11 класса.
Оценка 4.6

Итоговая контрольная работа по русскому языку для 11 класса.

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русский язык
11 кл
29.01.2022
Итоговая контрольная работа по русскому языку для 11 класса.
Контрольная работа составлена для итоговой аттестации по русскому языку в выпускных профильных классах на основе учебника "Русский язык" И.В.Гусаровой. В работе представлены два варианта, спецификация и критерии оценивания.
Итоговая контрольная работа по русскому языку (11 класс).docx

Итоговая контрольная работа по русскому языку (профильный уровень)

на основе учебника под ред. Гусаровой И.В.

 

Вариант 1.

Часть 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3 к этому тексту.

 

(1)Из­вест­но, что в пред­пуш­кин­скую эпоху зву­ко­пись яв­ля­лась утончённым сти­ли­сти­че­ским приёмом и ис­поль­зо­ва­лась толь­ко при опи­са­нии вы­со­ких об­ра­зов, кра­со­ты при­ро­ды, воз­вы­шен­ных чувств. (2)Пуш­кин рас­ши­рил диа­па­зон ху­до­же­ствен­но­го ис­поль­зо­ва­ния зву­ко­пи­си, вклю­чив в него всё лек­си­че­ское бо­гат­ство языка, в том числе про­сто­ре­чие (раз­го­вор­ную речь го­род­ско­го на­се­ле­ния: части ду­хо­вен­ства, мел­ко­го и сред­не­го чи­нов­ни­че­ства, ду­хо­вен­ства, раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции, ме­щан­ства) и язык на­род­ных песен, былин, ска­зок. (3)( … ) Пуш­кин в своём твор­че­стве до­бил­ся един­ства слова и об­ра­за, в его по­э­зии ху­до­же­ствен­ная форма ни­ко­гда не всту­па­ла в про­ти­во­ре­чие с со­дер­жа­ни­ем, ибо на­сто­я­щий ху­дож­ник ни­ко­гда не до­пу­стит, чтобы кра­си­вые звуки за­те­ня­ли или обед­ня­ли мысль, со­дер­жа­ние.

 

1. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Пушкинская по­э­зия бла­го­да­ря рас­ши­ре­нию диа­па­зо­на ис­поль­зо­ва­ния зву­ко­пи­си до­стиг­ла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней сли­лись образ и звук.

2) Пушкин рас­ши­рил диа­па­зон ис­поль­зо­ва­ния звукописи, вклю­чив в неё всё лек­си­че­ское бо­гат­ство рус­ско­го языка.

3) В пред­пуш­кин­скую эпоху зву­ко­пись яв­ля­лась утончённым сти­ли­сти­че­ским приёмом и ис­поль­зо­ва­лась при опи­са­нии «высоких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт все­гда сле­дит толь­ко за бла­го­зву­чи­ем своей поэзии.

5) Пуш­кин в своём твор­че­стве до­бил­ся един­ства слова и об­ра­за, в том числе за счёт рас­ши­ре­ния диа­па­зо­на звукописи.

 

2. Какое из приведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии текста?

Во­пре­ки этому ;Имен­но так ;  Однако ;  В свою очередь ;  Вот почему

 

3. Прочитайте сло­вар­ную статью, в ко­то­рой при­ве­де­ны зна­че­ния слова ОБРАЗ. Определите, в каком зна­че­нии это слово ис­поль­зо­ва­но в пред­ло­же­нии 3. На­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в сло­вар­ной статье.

ОБРАЗ , -а; м.

1) Вид, облик. Со­здать что-н. по сво­е­му об­ра­зу и по­до­бию (т. е. по­хо­жим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что по­те­рять облик человеческий). В об­ра­зе кого-н. (в виде ко- го-н.).

2) Живое, на­гляд­ное пред­став­ле­ние о ком-чём-н. Светлый о. матери.

3) В искусстве: обобщённое ху­до­же­ствен­ное от­ра­же­ние действительности, облечённое в форму кон­крет­но­го ин­ди­ви­ду­аль­но­го явления. Пи­са­тель мыс­лит о.

4) В ху­до­же­ствен­ном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Ар­тист вошёл в о. (вжился в роль).

5) Порядок, на­прав­ле­ние чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.

 

4. В одном из приведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке ударения: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

запЁртый  понЯв   добелА   корЫсть    оптОвый

 

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Чтобы по­лу­чить льго­ты на санаторно-курортное лечение, не­об­хо­ди­мо ПРЕД­СТА­ВИТЬ документы, пе­ре­чис­лен­ные ниже.

Силь­ный при­бой и КА­МЕ­НИ­СТЫЙ берег сде­ла­ли пляж не­при­год­ным для купания.

В усадь­бе со­хра­ни­лись уни­каль­ные ли­по­вые аллеи, ВЕ­КО­ВЫЕ дубы и вы­са­жен­ные в про­шлом веке си­бир­ские кедры.

Как специалист-технолог, Ни­ко­лай рас­счи­ты­вал устро­ить­ся на одном из фар­фо­ро­вых или СТЕК­ЛЯН­НЫХ за­во­дов региона.

Ему была ПРЕДО­СТАВ­ЛЕ­НА воз­мож­ность по­вы­сить свою квалификацию.

 

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошибка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошибку и за­пи­ши­те слово правильно.

около ТРИ­СТА фотографий

ПО­ЕЗ­ЖАЙ­ТЕ в город

пара НОСКОВ

наиболее УМЕСТНЫЙ

греческих БОГИНЬ

 

7. Установите со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и предложениями, в ко­то­рых они допущены: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го списка.

Грамматические ошибки

А) на­ру­ше­ние по­стро­е­ния пред­ло­же­ния с при­част­ным оборотом

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и сказуемым

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным приложением

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми членами

Д) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии слож­но­го предложения

Предложения

1) У партизан были не только винтовки, но и пулеметы и гранаты.

2) Лек­цию слу­ша­ли не толь­ко внимательно, но и записывали.

3) Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям.

4) По территории парка, ставшей теперь частью заповедника, гуляло фламинго.

5) Нерки с упорством преодолевают все препятствия, проплывая многие сотни километров, пока не доберутся до места.

6) Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу.

7) Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.

8) Воспоминания Ильи Рутецкого посвящены его молодости, которую он провел, работая на крупном машиностроительном заводе — ЗИЛе.

9) В 1992 г. Государственный национальный парк «Беловежской пущи» включен в Список Всемирного наследия человечества.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

8. Определите слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная непро­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

прин..матьоз..рничатьобж..гатьвпеч..тлениесож..леть

 

9. Определите ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив пропущенную букву.

без..звестный, сверх..нтересный;

беспр..станный, непр..ложный;

по..толкнуть, о..биться;

ра..жаловать, и..подтишка;

обез..яна, ин..екция.

 

10. Выпишите слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

вол..вой   ослаб..вать   обид..ться    фасол..вый    подстра..вающийся

 

11. Выпишите слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

расплат..шься,    прикле..вший,   раска..шься,   пристро..шь,   погон..шься

 

12. Определите предложение, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТНО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Это был ни­ко­му (не)известный артист.

Часто (не)достаёт решительности, чтобы от­сто­ять свои убеждения.

Мне при­ш­лось пе­ре­жить (не)поддающийся опи­са­нию ужас.

В нем (не)было ни совести, ни доброты, ни честности.

Никто (не)мог на­звать его злым человеком.

 

13. Определите предложение, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТНО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

Сравнение «Дорожных жалоб» и эле­гии «Брожу ли я…» Пуш­ки­на показывает, (НА) СКОЛЬ­КО (ПО) РАЗ­НО­МУ поэт может ин­тер­пре­ти­ро­вать одну и ту же тему.

(В) ТЕ­ЧЕ­НИЕ тех двух часов, что дру­зья шли по городу, им (НА) ВСТРЕ­ЧУ не по­пал­ся ни один из его жителей.

Миноносец «Буйный», стре­ляя по неприятелю, дал пол­ный ход (В) ПЕРЁД, (В) ДО­ГОН­КУ за вра­же­ской эскадрой.

Он рас­пла­тил­ся (СО) МНОЙ франками, ко­то­рые (В) ПО­СЛЕД­СТВИИ я сдал в кассу.

(НЕ)СМОТРЯ на непогоду, мы ВСЕ(ТАКИ) ре­ши­ли идти в поход.

 

14. Укажите все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н.

На хо­зя­и­не была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и холсти(4)ые, давно не глаже(5)ые штаны.

 

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

1) Зимою и летом осе­нью и вес­ной хорош рус­ский лес.

2) Спек­такль ока­зал­ся смеш­ным и по­учи­тель­ным и актуальным.

3) По­тя­ну­лись серые су­мрач­ные дни и дол­гие ночи.

4) По-прежнему смеётся и стар и млад над при­клю­че­ни­я­ми героя Алек­сандра Демьяненко.

5) Ко­ло­коль­чик звон­ко пла­чет и хо­хо­чет и визжит.

 

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лошади (1) вы­тя­нув­шие чёрные го­ло­вы (2) и (3) со­гнув­ши­е­ся над ними всад­ни­ки (4) по­ка­зы­ва­лись на мгно­ве­ние на белом фоне неба.

 

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наедине с тобою (1) брат (2)

Хотел бы я побыть:

На свете мало (3) говорят ( 4)

Мне остаётся жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж … Да что? моей судьбой,

Сказать (5) по правде (6) очень

Никто не озабочен.

Отца и мать мою (7) едва ль

Застанешь ты в живых …

Признаться (8) право (9) было б жаль

Мне опечалить их …

(М. Ю. Лермонтов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На про­тя­же­нии мно­го­ве­ко­во­го пути раз­ви­тия ис­кус­ства ба­ти­ка (1) мастера-гравёры от­би­ра­ли и от­шли­фо­вы­ва­ли узоры (2) глав­ным мо­ти­вом (3) ко­то­рых (4) ста­но­ви­лись цветы и листья.

 

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мальчик знал (1) что в этом подъ­ез­де слу­жит су­ро­вый швей­цар (2) и (3) что (4) если на­чать при­ста­вать к про­хо­жим прямо у две­рей (5) то можно от­ве­дать креп­ких тумаков.

 

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания 20 - 24

 

(1)В дет­стве я за­чи­ты­вал­ся книж­ка­ми про ин­дей­цев и страст­но меч­тал жить где-ни­будь в пре­ри­ях, охо­тить­ся на би­зо­нов, но­че­вать в ша­ла­ше… (2)Летом, когда я окон­чил де­вя­тый класс, моя мечта не­ожи­дан­но сбы­лась: дядя пред­ло­жил мне охра­нять па­се­ку на бе­ре­гу тощей, но рыб­ной ре­чуш­ки Си­ся­вы. (3)В ка­че­стве по­мощ­ни­ка он на­вя­зал сво­е­го де­ся­ти­лет­не­го сына Мишку, парня сте­пен­но­го, хо­зяй­ствен­но­го, но про­жор­ли­во­го, как гал­чо­нок.

(4)Два дня про­ле­те­ли в один миг: мы ло­ви­ли щук, об­хо­ди­ли до­зо­ром наши вла­де­ния, во­ору­жив­шись луком и стре­ла­ми, без уста­ли ку­па­лись; в гу­стой траве, где мы со­би­ра­ли ягоды, та­и­лись га­дю­ки, и это при­да­ва­ло на­ше­му со­би­ра­тель­ству остро­ту опас­но­го при­клю­че­ния. (5)Ве­че­ра­ми в огром­ном котле я варил уху из пой­ман­ных щук, а Мишка, пыхтя от на­ту­ги, вы­хле­бы­вал её огром­ной, как ковш экс­ка­ва­то­ра, лож­кой.

(6)Но, как вы­яс­ни­лось, одно дело — чи­тать про охот­ни­чью жизнь в кни­гах, и со­всем дру­гое — жить ею в ре­аль­но­сти.

(7)Скука мало-по­ма­лу на­чи­на­ла то­мить меня, вна­ча­ле она ныла не­силь­но, как не­до­ле­чен­ный зуб, потом боль стала на­рас­тать и всё ярост­нее тер­зать мою душу. (8)Я стра­дал без книг, без те­ле­ви­зо­ра, без дру­зей, уха опро­ти­ве­ла мне, степь, уты­кан­ная оран­же­вы­ми кам­ня­ми, по­хо­жи­ми на клыки вы­мер­ших реп­ти­лий, вы­зы­ва­ла тоску, и даже далёкое поле жёлтого под­сол­неч­ни­ка мне ка­за­лось огром­ным клад­би­щем, ко­то­рое за­ва­ли­ли ис­кус­ствен­ны­ми цве­та­ми.

(9)Од­на­ж­ды после обеда по­слы­шал­ся гул ма­ши­ны. (10)Дядя так рано ни­ко­гда не при­ез­жал — мы ре­ши­ли, что это раз­бой­ни­ки-гра­би­те­ли.

(11)Схва­тив лук и стре­лы, мы вы­ско­чи­ли из па­лат­ки, чтобы дать отпор не­зва­ным го­стям. (12)Возле па­се­ки оста­но­ви­лась «Волга». (13)Вы­со­кий муж­чи­на лет со­ро­ка, обой­дя ма­ши­ну, от­крыл зад­нюю дверь и помог выйти ма­лень­ко­му ста­рич­ку. (14)Тот, ша­та­ясь на сла­бых ногах, тя­же­ло осел на траву и стал с жад­ной прон­зи­тель­но­стью смот­реть кру­гом, слов­но чуял в лет­нем зное какой-то неотчётли­вый запах и пы­тал­ся по­нять, от­ку­да он ис­хо­дит. (15)Вдруг ни с того ни с сего ста­ри­чок за­пла­кал. (16)Его лицо не мор­щи­лось, губы не дро­жа­ли, про­сто из глаз часто-часто по­тек­ли слёзы и стали па­дать на траву. (17)Мишка хмык­нул: ему, на­вер­ное, по­ка­за­лось чуд­ным, что ста­рый че­ло­век пла­чет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Муж­чи­на, ко­то­рый привёз ста­ри­ка, по­ни­мая при­чи­ну на­ше­го удив­ле­ния, по­яс­нил:

(20)— Это мой дед! (21)Ра­ны­пе он жил здесь. (22)На этом самом месте сто­я­ла де­рев­ня. (23)А потом все разъ­е­ха­лись, ни­че­го не оста­лось…

(24)Ста­рик кив­нул, а слёзы не пе­ре­ста­вая текли по его серым впа­лым щекам.

(25)Когда они уеха­ли, я огля­нул­ся по сто­ро­нам. (26)Наши тени — моя, вы­со­кая, и Миш­ки­на, чуть мень­ше, — пе­ре­се­ка­ли берег. (27)В сто­ро­не горел костёр, ве­те­рок ше­ве­лил фут­бол­ку, ко­то­рая су­ши­лась на верёвке… (28)Вдруг я ощу­тил всю силу вре­ме­ни, ко­то­рое вот так раз — и слиз­ну­ло целую все­лен­ную про­шло­го. (29)Не­уже­ли от нас оста­нут­ся толь­ко эти смут­ные тени, ко­то­рые бес­след­но рас­та­ют в ми­нув­шем?! (30)Я, как ни си­лил­ся, не мог пред­ста­вить, что здесь когда-то сто­я­ли дома, бе­га­ли шум­ные дети, росли яб­ло­ни, жен­щи­ны су­ши­ли бельё… (31)Ни­ка­ко­го знака былой жизни! (32)Ни­че­го! (ЗЗ)Толь­ко пе­чаль­ный ко­выль скорб­но качал стеб­ля­ми и уми­ра­ю­щая ре­чуш­ка едва ше­ве­ли­лась среди ка­мы­шей…

(34)Мне вдруг стало страш­но, как будто подо мной рух­ну­ла земля и я ока­зал­ся на краю без­дон­ной про­па­сти. (35)Не может быть! (Зб)Не­уже­ли че­ло­ве­ку не­че­го про­ти­во­по­ста­вить этой глу­хой, рав­но­душ­ной веч­но­сти?

(37)Ве­че­ром я варил уху. (38)Мишка под­бра­сы­вал дрова в костёр и лез своей цик­ло­пи­че­ской лож­кой в ко­те­лок — сни­мать пробу. (39)Рядом с нами робко ше­ве­ли­лись тени, и мне ка­за­лось, что сюда из про­шло­го не­сме­ло при­шли не­ко­гда жив­шие здесь люди, чтобы по­греть­ся у огня и рас­ска­зать о своей жизни. (40)Порою, когда про­бе­гал ветер, мне даже слыш­ны были чьи-то тихие го­ло­са…

(41)Тогда я по­ду­мал: па­мять. (42)Чут­кая че­ло­ве­че­ская па­мять. (43)Вот что че­ло­век может про­ти­во­по­ста­вить глу­хой, хо­лод­ной веч­но­сти. (44)И ещё я по­ду­мал о том, что обя­за­тель­но всем рас­ска­жу о се­го­дняш­ней встре­че. (45)Я обя­зан это рас­ска­зать, по­то­му что ми­нув­шее по­свя­ти­ло меня в свою тайну, те­перь мне нужно до­не­сти, как тле­ю­щий уголёк, живое вос­по­ми­на­ние о про­шлом и не дать хо­лод­ным вет­рам веч­но­сти его по­га­сить.

(По Р. Са­ви­но­ву*)

* Роман Сер­ге­е­вич Са­ви­нов (род. в 1980 г.) — рос­сий­ский пи­са­тель, пуб­ли­цист.

 

20. Какие вы­ска­зы­ва­ния не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию текста?

1) Ста­рик сообщил, что на бе­ре­гу этой речки рань­ше была боль­шая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъ­е­ха­лись кто куда.

2) Спу­стя много лет ничто не на­по­ми­на­ло о том, что пре­жде на бе­ре­гу речки Си­ся­вы жили люди.

3) После раз­го­во­ра со ста­ри­ком герой-рассказчик понял, что есть толь­ко один спо­соб про­ти­во­сто­ять страш­ной не­из­беж­но­сти — ра­до­вать­ся каж­дой ми­ну­те жизни.

4) Через не­сколь­ко дней «индейской» жизни маль­чи­ки пали духом, по­то­му что, остав­шись одни, без при­смот­ра взрослых, вы­нуж­де­ны были са­мо­сто­я­тель­но до­бы­вать себе пищу.

5) Па­мять можно про­ти­во­по­ста­вить глухой, хо­лод­ной вечности.

 

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся ошибочными?

1) Пред­ло­же­ние 8 объ­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 7.

2) В пред­ло­же­ни­ях 11–12 со­дер­жит­ся повествование.

3) В пред­ло­же­нии 14 пред­став­ле­но опи­са­ние дей­ствий персонажа.

4) В пред­ло­же­нии 45 пред­став­ле­но повествование.

5) В пред­ло­же­ни­ях 26—27 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

 

22. Из предложений 7-8 выпишите слово, употреблённое в переносном значении

 

23. Среди пред­ло­же­ний 9−16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при по­мо­щи при­тя­жа­тель­но­го местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

24. Прочитайте фраг­мент рецензии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти текста. Не­ко­то­рые термины, ис­поль­зо­ван­ные в рецензии, пропущены. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из списка.

«Важную роль в со­зда­нии об­ра­за Мишки иг­ра­ет син­так­си­че­ское сред­ство — (А)_____ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с по­мо­щью ко­то­ро­го передаётся доб­ро­душ­ный юмор автора. В фи­наль­ной части ре­че­вой строй тек­ста меняется. (Б)_____ («печальный ковыль», «бездонной пропасти») при­да­ют раз­ду­мьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп — (В)_____ (в пред­ло­же­нии 28) − по­мо­га­ет со­здать образ без­жа­лост­но­го времени. Син­так­си­че­ское сред­ство — (Г)_____ (предложение 36) — от­ра­жа­ет глу­би­ну чувств юноши».

Список терминов:

1) диалектизм

2) эпитеты

3) парцелляция

4) синтаксический параллелизм

5) вопросительное предложение

6) сравнительный оборот

7) просторечное слово

8) метафора

9) анафора

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

 

Часть 3. Сформулируйте проблему текста и определите авторскую позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа по русскому языку (профильный уровень)

на основе учебника под ред. Гусаровой И.В.

 

Вариант 2

 

Часть 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3 к этому тексту.

(1)Обы­чай устра­и­вать гла­ди­а­тор­ские бои, ко­то­рые пред­став­ля­ли собой смер­тель­ные по­един­ки между обу­чен­ны­ми в спе­ци­аль­ных шко­лах во­ен­но­плен­ны­ми, ра­ба­ми и жаж­ду­щи­ми славы доб­ро­воль­ца­ми — гла­ди­а­то­ра­ми (от лат. gladiiis — «меч»), рим­ля­не за­им­ство­ва­ли у этрус­ков, для ко­то­рых бои рабов, про­во­див­ши­е­ся при по­гре­бе­нии знат­ной особы, имели глу­бо­кое ре­ли­ги­оз­ное обос­но­ва­ние и яв­ля­лись выс­шей че­стью, ко­то­рую могли воз­дать пред­ку бла­го­род­ные на­след­ни­ки. (2)Пер­вые рим­ские гла­ди­а­тор­ские бои были про­ве­де­ны в 264 году до н. э. на Бы­чьем рынке в Риме, но по­во­дом для их про­ве­де­ния дей­стви­тель­но были по­мин­ки знат­но­го рим­ля­ни­на Де­ци­ма Юния Брута Перы. (3)<…> уже к на­ча­лу I века до н. э. мас­штаб­ные гла­ди­а­тор­ские сра­же­ния, участ­ни­ка­ми ко­то­рых ста­но­ви­лись не­сколь­ко сотен бой­цов, пол­но­стью утра­ти­ли свой ре­ли­ги­оз­ный кон­текст и стали из­люб­лен­ным зре­ли­щем рим­лян, игрой со смер­тью, целью ко­то­рой было уве­се­ле­ние ши­ро­кой пуб­ли­ки.

 

1.Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Су­ще­ство­вав­ший у этрус­ков обы­чай устра­и­вать смер­тель­ные по­един­ки рабов при по­гре­бе­нии знат­ной особы был за­им­ство­ван рим­ля­на­ми в III веке до н. э. и к на­ча­лу I века до н. э. транс­фор­ми­ро­вал­ся в мас­штаб­ный ре­ли­ги­оз­ный обряд.

2) Из­на­чаль­но рим­ские битвы гла­ди­а­то­ров (обряд, за­им­ство­ван­ный рим­ля­на­ми у этрусков) про­во­ди­лись при по­гре­бе­нии знат­ной особы, но со вре­ме­нем гла­ди­а­тор­ские бои стали про­сто уве­се­ли­тель­ным зре­ли­щем для ши­ро­кой публики.

3) Пер­вый бой обу­чен­ных в спе­ци­аль­ных шко­лах бой­цов — гла­ди­а­то­ров (от лат. gladius — «меч») — со­сто­ял­ся в 264 году до н. э. на Бы­чьем рынке в Риме на по­мин­ках знат­но­го римлянина.

4) Смер­тель­ные схват­ки рабов, про­во­ди­мые у этрус­ков при по­гре­бе­нии знат­ной особы, яв­ля­лись выс­шей честью, ко­то­рую могли воз­дать усоп­ше­му родственники.

5) Битвы гла­ди­а­то­ров были за­им­ство­ва­ны рим­ля­на­ми у этрус­ков и из­на­чаль­но со­про­вож­да­ли лишь по­гре­бе­ние знат­ных лиц, но с те­че­ни­ем вре­ме­ни такие бои стали про­сто раз­вле­че­ни­ем для публики.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в третьем предложении?

Наоборот,  Кроме того,  Сначала,   Лишь,    Од­на­ко

 

3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ЧЕСТЬ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в первом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ЧЕСТЬ, -и, о чести, в чести и в чести, жен.

1. До­стой­ные уважения и гор­до­сти моральные ка­че­ства человека; его со­от­вет­ству­ю­щие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести). За­деть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, не­за­пят­нан­ная репутация, доб­рое имя. Ч. семьи. Бе­ре­ги ч. смолоду (посл.). Ч. фаб­рич­ной марки. Ч. мун­ди­ра (о чьём-н. офи­ци­аль­ном авторитете, репутации; ирон.).

3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч.

4. Почёт, уважение. Ч. по труду. Воз­дать ч. кому-н. Ч. и слава героям!

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

убыстрИть,  позвонИм,  опОшлить,  вручИт,    вклЮчит

 

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Этот ЗРИ­ТЕЛЬ­НЫЙ вид спор­та вы­зы­ва­ет осо­бый интерес.

ДЛИ­ТЕЛЬ­НОЕ время эта из­вест­ная ак­три­са по­ра­жа­ет своим та­лан­том зри­те­лей и те­ат­раль­ных критиков.

На экс­кур­сии в бо­та­ни­че­ском саду школь­ни­ки лю­бо­ва­лись РЕД­КИ­МИ са­до­вы­ми растениями.

Блог пи­са­те­ля — это ОТ­ДЕЛЬ­НАЯ часть его жизни, и обыч­но она по-настоящему ин­те­рес­на тем, кто хо­ро­шо зна­ком с его произведениями.

 

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово правильно.

дерево ЗАСОХНУЛО

пять КАСТРЮЛЬ

НА­ПО­ИВ чаем

банка КОНСЕРВОВ

чи­стых ПОЛОТЕНЕЦ

 

7. Установите со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошибками и предложениями, в ко­то­рых они допущены: к каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Грамматические ошибки

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии предложения с од­но­род­ны­ми членами.

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и сказуемым

В) не­пра­виль­ное построение пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью.

Г) на­ру­ше­ние видовременной соотнесённости гла­голь­ных форм

Д) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии имени числительного

 

Предложения

1) По длине—три ты­ся­чи шестьсот во­семь­де­сят километров—Волга за­ни­ма­ет первое место среди рек Европы.

2) Во­пре­ки первоначальным планам, экс­пе­ди­ция затянулась на целых два­дцать двое суток.

3) Сад от­цве­тал, осыпАлся, но зато про­дол­жал буйно гу­стеть и темнеть.

4) Все, кто без­ре­зуль­тат­но выступал рань­ше против на­зна­че­ния Ермолова, те­перь вновь под­нял голову.

5) Елизавета, вос­пи­тан­ная в стро­гих правилах, очень лю­би­ла и вос­хи­ща­лась своей матерью.

6) Толь­ко поздней осенью, когда опадёт с де­ре­вьев пожелтевший и по­крас­нев­ший лист, nрижмут пер­вые осенние заморозки, ягоды ря­би­ны становятся сладкими.

7) Когда рим­ский император Вес­па­си­ан не успе­вал сделать за день ни од­но­го доброго дела он го­во­рил с горечью, что «Друзья, я по­те­рял день».

8) Взо­шло солнце, по­зо­ло­ти­ло перила ве­ран­ды и от­кры­ва­ет вокруг не­обык­но­вен­ную чистоту и свежесть.

9) Затем я встре­тил бабушку, и она ска­за­ла мне, что скоро у меня будет новый отец.

8. Определите слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

инв..стироватьнакл..нитьсядр..гоценныйпол…жительныйвыр..сли

 

9. Определите ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

ин...екция, обез.. .яна;

чре…мерный, и…подтишка;

пр..образ, пр…бабка;

пр...градить, пр.. .старелый;

н..мордник, не..ценимый.

 

10. Выпишите слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

податл..вый,  потч..вать,  повес..вший,  подпрыг..вать,  наде..лся

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

задерж..шься,  выгляд..шь,  терп..шь,  предвид..вший,  завис..щий

 

12. Определите предложение, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТНО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Эта за­да­ча так и (не)решена учениками.

Ирина Ан­дре­ев­на го­во­ри­ла (не)громко, но очень выразительно.

Я был (не)готов к та­ко­му по­во­ро­ту со­бы­тий и в рас­те­рян­но­сти остановился.

(Не)умолкающие до глу­бо­кой ночи звуки му­зы­ки на­по­ми­на­ли о бли­зо­сти парка аттракционов.

Конечно, это был да­ле­ко (не)лучший поступок.

 

13. Определите предложение, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТНО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

ТАК (ЖЕ) как и её муж, она почти (НИ)КОГДА не си­де­ла дома.

Кум, (НЕ)СМОТРЯ на все­гдаш­нее хладнокровие, не любил усту­пать жене и (ОТ)ТОГО почти все­гда ухо­дил из дому с фо­на­ря­ми под обо­и­ми глазами.

ЧТО (БЫ) никто не до­га­дал­ся о цели его визита, Иван за весь вечер (НИ)РАЗУ не по­смот­рел в сто­ро­ну Ана­ста­сии Ивановны.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ наши кри­ти­ки по­уме­ри­ли пыл, а в не­ко­то­рых во­про­сах даже пошли (НА)ПОПЯТНУЮ.

Я ТО(ЖЕ) за­пом­нил вы­ра­же­ние его лица, ко­то­рое на миг КАК(БУДТО) осве­ти­лось радостью.

 

14. Укажите все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

Ели и сосны, скова(1)ые морозом, за­сты­ли чер­ные и неподвижные, толь­ко из­ред­ка сухо потрескивали, слов­но простуже(2)о кашляли. Волк под­нял го­ло­ву и завыл – тоск­ли­во и дли(3)о. В ответ ему испуга(4)о за­ла­ял в избе пес.

 

15.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ху­дож­ни­ки и скуль­пто­ры изоб­ра­жа­ли ге­ро­ев мифов и пре­да­ний в за­учен­ных положениях.

2) В се­ре­ди­не 50-х годов XX века по­яви­лась не­об­хо­ди­мость вы­ра­щи­вать не толь­ко жем­чу­жи­ны в мол­люс­ках но и самих моллюсков.

3) Ни одно из живых су­ществ на­зем­но­го мира не может срав­нить­ся ни по кра­со­те ни по яр­ко­сти с ко­рал­ло­вы­ми полипами.

4) По­э­зия окру­жа­ю­щей при­ро­ды и жизни при­вле­ка­ла мо­ло­до­го пи­са­те­ля го­раз­до силь­нее по­э­зии па­мят­ни­ков ста­ри­ны и древ­них руин.

5) Вдруг по­лил­ся ру­чья­ми круп­ный дождь и один за дру­гим рас­ка­ти­лись удары грома.

 

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полные эн­ту­зи­аз­ма (1) мы (2) едва рас­па­ко­вав че­мо­да­ны (3) и на­ско­ро по­зав­тра­кав (4) со­бра­лись в холле гостиницы.

 

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ах (1) война (2) что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики (3) головы подняли

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом — солдат …

До свидания (4) мальчики!

Мальчики (5)

постарайтесь вернуться назад.

 

(Б. Ш. Окуджава)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Для ловли про­то­пте­ров жи­те­ли Су­да­на ис­поль­зу­ют спе­ци­аль­ный ба­ра­бан (1) с по­мо­щью (2) ко­то­ро­го (3) из­да­ют­ся звуки (4) па­да­ю­щих дож­де­вых капель.

 

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стая диких уток с прон­зи­тель­ным кри­ком про­мча­лась над на­ши­ми го­ло­ва­ми (1) и (2) когда мы услы­ша­ли (3) с каким шумом они опу­сти­лись на реку (4) нам стало не­мно­го не по себе.

 

 

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания 20 - 24

 

(1)В те вре­ме­на домик — ста­рень­кий, чёрный, ско­со­бо­чен­ный, под ржа­ной кры­шей — тор­чал среди но­вень­ких пя­ти­эта­жек. (2)С каж­дым ме­ся­цем всё ближе и ближе под­би­ра­лись к нему стро­и­те­ли и в конце кон­цов за­жа­ли с трёх сто­рон. (З)Кто-то уже сва­лил забор, кто-то спа­лил его на весёлом ко­ст­ре, кто-то слу­чай­но сгру­зил возле вход­ной двери бе­тон­ные плиты, а домик стоял упря­мо и не­со­кру­ши­мо, и хо­зя­е­ва его по-преж­не­му упор­но от­ка­зы­ва­лись пе­ре­ез­жать куда бы то ни было. (4)Впро­чем, хо­зя­ев не было, была хо­зяй­ка — Мария Ти­хо­нов­на Лу­ко­ши­на. (5)До той поры Семён Мит­ро­фа­но­вич как-то мало с ней встре­чал­ся. (6)Раз он к ней офи­ци­аль­но ходил, как пред­ста­ви­тель, по­сколь­ку от стро­и­те­лей по­сту­пи­ла жа­ло­ба, что ста­ру­ха уез­жать не хочет, до­миш­ко ло­мать не даёт и во­об­ще вся­че­ски ме­ша­ет про­грес­су на дан­ной улице. (7)Но и в тот день Семёна Мит­ро­фа­но­ви­ча пу­сти­ли не даль­ше по­ро­га, и раз­го­вор по­это­му по­лу­чил­ся на сквоз­ня­ке.

— (8)От­ка­зы­ва­е­тесь, зна­чит, граж­дан­ка Лу­ко­ши­на Мария Ти­хо­нов­на?

— (9)Дайте по­ме­реть спо­кой­но.

— (10)Но ведь вам, Мария Ти­хо­нов­на, пред­ла­га­ет­ся от­дель­ная од­но­ком­нат­ная квар­ти­ра в новом доме со всеми удоб­ства­ми. (11)Вы по­ду­май­те толь­ко: вам, оди­но­ко­му че­ло­ве­ку, наше го­су­дар­ство даёт целую квар­ти­ру!

— (12)Дайте по­ме­реть спо­кой­но.

— (13)Вы­се­лим, граж­дан­ка Лу­ко­ши­на, силой ведь придётся…

(14) До сих пор он того раз­го­во­ра про­стить себе не мог.

(15) Вот на сле­ду­ю­щий день утром всё и слу­чи­лось. (16)По­лу­чил буль­до­зе­рист наряд, по­до­гнал ма­ши­ну к дому, по­сту­чал веж­ли­во:

— Эй, хо­зя­е­ва, вы­тря­хай­тесь! (17)Пол­ча­са на сборы — и вон­за­юсь я в вашу трух­ля­вую жизнь!

(18)Не от­ве­ча­ли в доме. (19) Сту­ча­ли, кри­ча­ли — мол­чал дом. (20)Мол­чал, пока про­раб не при­ка­зал двери вы­ло­мать. (21)Толь­ко взя­лись за них: рас­пах­ну­лись эти двери, как в сказ­ке. (22)И Баба-яга на по­ро­ге. (23)Молча крик весь вы­слу­ша­ла и вроде не по­ня­ла: смот­ре­ла спо­кой­но, за вещи не хва­та­лась и даже не пла­ка­ла.

— (24)Ло­мать вас буду, ба­бу­ся, — ска­зал буль­до­зе­рист.

(25)По­гля­де­ла на него уго­лья­ми сво­и­ми.

— (26)Не ба­бу­ся я, — ска­за­ла. — (27)Не ба­бу­ся, не ма­ма­ша, не све­кровь — про­сто ста­рая Жен­щи­на.

— (28)Ломай! — за­кри­чал про­раб. — (29)И так пол­дня по­те­ря­ли!

— (30) Как же можно так! — за­шу­ме­ли дев­чон­ки-ма­ля­ры. — (31)Права не име­е­те ло­мать! (32)Пе­ре­вез­ти сна­ча­ла че­ло­ве­ка надо!.. (ЗЗ)Да­вай­те, ба­буш­ка, мы вам по­мо­жем…

— (34)Не надо, — ска­за­ла Баба-яга. — (З5)Ни­че­го не надо.

(36)И ушла в дом. (37)И про­па­ла. (38)Про­раб, плю­нув, к себе пошёл, ма­ля­ры на обе­ден­ный пе­ре­рыв, а бри­га­дир ска­зал буль­до­зе­ри­сту:

— Встрях­ни до­миш­ко — она враз вы­ско­чит.

(39)Од­на­ко ста­ру­ха сама вышла.(40)Вышла, как да­ве­ча: в до­маш­нем ха­ла­те, толь­ко порт­ре­ты в руках. (41)В рам­ках порт­ре­ты, че­ты­ре штуки.

— (42)Ло­май­те.

— (43)А вещи? — за­кри­чал буль­до­зе­рист.

—(44)Какие вещи? (45)Глу­по­сти вы го­во­ри­те. (46)Ло­май­те, и всё. (47)Толь­ко я по­гля­жу.

(48)Села на плиты и порт­ре­ты рядом сло­жи­ла.

— (49)Иконы, что ли, спа­са­ешь, бабка?

— (50)Иконы, — ска­за­ла. — (51)Свя­тые му­че­ни­ки ве­ли­ко­рус­ские: свя­той Вла­ди­мир, свя­той Юрий, свя­той Ни­ко­лай и свя­той Олег. (52)Жи­вы­ми сго­ре­ли под де­рев­ней Кон­стан­ти­нов­ной два­дцать де­вя­то­го июля сорок тре­тье­го года.

— (53)Сы­но­вья? — толь­ко и спро­сил бри­га­дир.

—(54) Сы­но­вья, — от­ве­ти­ла, — эки­паж ма­ши­ны бо­е­вой.

(55)Тихо вдруг стало: буль­до­зе­рист дви­га­тель вы­клю­чил. (56)И ска­зал тихо:

— В дом идите, ба­буш­ка. (57)По­жа­луй­ста.

(58)А сам — в от­де­ле­ние, где всё, как было, и рас­ска­зал. (59)Вот тогда-то и вклю­чил­ся Семён Мит­ро­фа­но­вич на по­след­нем, так ска­зать, этапе. (60)Во­семь раз в Ар­хи­тек­тур­ное управ­ле­ние он на­ве­ды­вал­ся; про­сил, умо­лял, до­ка­зы­вал. (61)Школу нашёл, где тан­ки­сты эти учи­лись, музей там ор­га­ни­зо­вал. (62)С ча­стью спи­сал­ся, с де­рев­ней Кон­стан­ти­нов­кой: и из части, и из де­рев­ни в на­зна­чен­ный день де­ле­га­ции при­е­ха­ли. (63)Ма­те­ри аль­бом от части пре­под­нес­ли и мо­дель «трид­цать­четвёрки», а от де­рев­ни че­ты­ре урны с землёй. (64)С мо­ги­лы земля, где все чет­ве­ро её сы­но­вей, все её внуки и все пра­вну­ки ле­жа­ли.

(65)А строй­де­та­ли на дру­гую ночь в иное место пе­ре­вез­ли, и забор новый по­ста­ви­ли. (66)Это всё про­сто было, это сами стро­и­те­ли сде­ла­ли.(По Б. Ва­си­лье­ву)

Борис Льво­вич Ва­си­льев (1924—2013 гг.) — рус­ский пи­са­тель, фрон­то­вик, автор во­ен­ной прозы.

 

20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию текста? Ука­жи­те но­ме­ра ответов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) У ге­ро­и­ни по­гиб­ло чет­ве­ро сыновей.

2) Семён Мит­ро­фа­но­вич не мог себе про­стить разговора, ко­то­рый со­сто­ял­ся у него с героиней, когда он пришёл к ней как офи­ци­аль­ное лицо после по­сту­пив­шей от стро­и­те­лей жалобы.

3) Вме­сте с ги­бе­лью сы­но­вьей героини, по­гиб­ших на войне, пре­рвал­ся род: они не успе­ли со­здать свои семьи, не ро­ди­ли детей, и ге­ро­и­не рас­ска­за уже ни­ко­гда не уви­деть вну­ков и правнуков.

4) Ге­ро­и­не пе­ре­да­ли землю с могил, где по­хо­ро­не­ны её мно­го­чис­лен­ные родственники.

5) Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная война про­дол­жа­лась че­ты­ре года.

 

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся верными? Ука­жи­те но­ме­ра ответов.

1) В пред­ло­же­нии 1 со­дер­жит­ся описание.

2) В пред­ло­же­нии 16 пе­ре­чис­ля­ют­ся по­сле­до­ва­тель­ные дей­ствия персонажа.

3) В пред­ло­же­ни­ях 18—20 пред­став­ле­но рассуждение.

4) В пред­ло­же­нии 52 со­дер­жит­ся по­яс­не­ние того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 51.

5) В пред­ло­же­ни­ях 60—61 пред­став­ле­но рассуждение.

 

22. Из пред­ло­же­ний 3—4 вы­пи­ши­те фразеологизм.

 

23,Среди пред­ло­же­ний 59—64 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова и при­тя­жа­тель­но­го местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

24. «История жизни героини, рас­ска­зан­ная пи­са­те­лем Бо­ри­сом Васильевым, вы­зы­ва­ет со­пе­ре­жи­ва­ние в душах читателей. Это до­сти­га­ет­ся ещё и с по­мо­щью раз­но­об­раз­ных средств выразительности, ко­то­рые подчёркивают тра­гизм ситуации. Так, тропы: (А) _______ («одинокому че­ло­ве­ку в пред­ло­же­нии 11, «святые му­че­ни­ки великорусские» в пред­ло­же­нии 51), (Б) _______ («поглядела на него уго­лья­ми своими» в пред­ло­же­нии 25), приёмы (В) _______ (в пред­ло­же­нии 27), (Г) _______ («все чет­ве­ро её сыновей, все её внуки и все пра­вну­ки лежали» в пред­ло­же­нии 64) — по­мо­га­ют глуб­же узнать ис­то­рию семьи глав­ной героини, пред­ста­вить её ду­шев­ное состояние, понять, по­че­му она не хочет по­ки­дать ста­рый дом».

 Список терминов:

1) эпитеты

2) сравнение

3) литота

4) фразеологизмы

5) диалог

6) противопоставление

7) метафора

8) лексический повтор

9) антонимы

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

 

 

Часть 3. Сформулируйте проблему текста и определите авторскую позицию.

Итоговая контрольная работа по русскому языку (профильный уровень)

на основе учебника под ред. Гусаровой И.В.

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

1. Назначение работы                       

Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня освоения учащимися 11  класса предметного содержания курса «Русский язык» в соответствии с требованиями ФКГОС и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся.

2. Документы, определяющие содержание работы

1.       Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

2.      Обязательный минимум содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по предмету «Русский язык».

 

3. Структура и содержание работы

Итоговая контрольная работа состоит из 26 заданий: 24 задания с выбором одного или нескольких правильных ответов (ВО), 1 задание - с кратким ответом.

В работе представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности (около 10 % заданий). Задания повышенного уровня сложности обозначаются знаком *.

 

Распределение заданий по разделам, планируемым результатам и уровню сложности

 

 

Разделы курса

Планируемые результаты

Коли-чество заданий

Максима-льное количество баллов

Тип

заданий

Уровень сложности

1*

Культура речи

Уметь определять основную мысль текста

1

1

ВО

П

2*

Грамматика

Уметь находить словосочетание указанного типа

1

1

КО

П

3

Лексика

Уметь определять значение слова

1

1

ВО

Б

4

Орфоэпия

Уметь определять слово с неверно выделенной ударной гласной

1

1

ВО

Б

5

Лексика

Уметь выделять в предложении пароним

1

1

ВО

Б

6

Грамматика

Уметь выделять грамматические ошибки в речи

1

1

КО

Б

7

Грамматика

Уметь выделять грамматические ошибки в речи

1

5

ВО

Б

8

Орфография

Знать правила  правописания слов

1

1

ВО

Б

9

Орфография

Знать правила  правописания слов

1

1

ВО

Б

10

Орфография

Знать правила  правописания слов

1

1

ВО

Б

11

Орфография

Знать правила  правописания слов

1

1

ВО

Б

12

Орфография

Знать правила слитного и раздельного написания слов

1

1

ВО

Б

13

Орфография

Знать правила слитного и раздельного написания слов

1

1

ВО

Б

14

Орфография

Знать правила  правописания нн и н в  словах

1

1

ВО

Б

15

Синтаксис

Знать правила постановки знаков препинания

1

1

ВО

Б

16

Синтаксис

Знать правила постановки знаков препинания

1

1

ВО

Б

17

Синтаксис

Знать правила постановки знаков препинания

1

1

ВО

Б

18

Синтаксис

Знать правила постановки знаков препинания

1

1

ВО

Б

19

Синтаксис

Знать правила постановки знаков препинания

1

1

ВО

Б

20

Культура речи

Уметь определять основную мысль текста

1

1

ВО

Б

21

Культура речи

Уметь определять тип речи

1

1

ВО

Б

22

Лексика

Уметь определять значение многозначного слова

1

1

ВО

Б

23

Культура речи

Уметь определять средства связи между предложениями в тексте

1

1

ВО

Б

24*

Культура речи

Уметь определять

Средства выразительности на основе указанных характеристик

1

4

ВО

П

25/1*

Культура речи

Уметь определять проблему текста и давать комментарий, подтверждающий выбор.

1

3

РО

П

25/2*

Культура речи

Уметь определять авторскую позицию и давать комментарий к выбору ответа.

1

3

РО

П

ИТОГО:

26

37

ВО-21

КО-2

РО-2

Б-21

П-5

 

 

Условные обозначения:

уровень сложности: Б — базовый, П — повышенный.

ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ, РО – развернутый ответ.

 

4. Время выполнения работы

На выполнение работы отводится 2 урока (90 минут).

 

 

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном (см. Приложение).

            В случае, если в заданиях с кратким ответом или с выбором ответа обведены 2 и более ответов к одному тестовому заданию (возможно, в том числе правильный), выставляется 0 баллов.

За неверный ответ или отсутствие ответа в любом задании выставляется 0 баллов.

Максимальный первичный балл за верное выполнение всей работы – 37 баллов.

Отметка 5 («отлично») выставляется при правильном выполнении 91-100 % заданий,

Отметка 4 («хорошо») выставляется при 75 – 90 % правильных ответов,

Отметка 3 («удовлетворительно») выставляется при 50-74% правильных ответов,

Отметка 2 («неудовлетворительно») выставляется при правильном выполнении менее 50% заданий.

6. Система оценивания заданий с развернутым ответом (задания 25/1 и 25/2).

Задания с развернутым ответом оцениваются с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания:

1 балл – верно определена проблема (авторская позиция) текста;

1 балл – дан комментарий, содержащий аргументацию к данному определению;

1 балл – отсутствие каких-либо ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых, Грамматических)

7. Процедура проведения работы

Работа проводится единовременно для учащихся всего класса.

Для выполнения работы требуются: черновик, ручка, карандаш.

При выполнении работы запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

 

                        Система оценивания результатов выполнения работы/ шкала перевода баллов в оценку:

 

36-37 баллов – 5 (отлично)

35-29 баллов – 4 (хорошо)

19-28 баллов – 3 (удовлетворительно)

Менее 19 баллов – 2 (неудовлетворительно)

 


 

Итоговая контрольная работа по русскому языку (профильный уровень) на основе учебника под ред

Итоговая контрольная работа по русскому языку (профильный уровень) на основе учебника под ред

В одном из приведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке ударения:

В одном из приведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке ударения:

Определите слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная непро­ве­ря­е­мая глас­ная корня

Определите слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная непро­ве­ря­е­мая глас­ная корня

Лошади (1) вы­тя­нув­шие чёрные го­ло­вы (2) и (3) со­гнув­ши­е­ся над ними всад­ни­ки (4) по­ка­зы­ва­лись на мгно­ве­ние на белом фоне неба

Лошади (1) вы­тя­нув­шие чёрные го­ло­вы (2) и (3) со­гнув­ши­е­ся над ними всад­ни­ки (4) по­ка­зы­ва­лись на мгно­ве­ние на белом фоне неба

Схва­тив лук и стре­лы, мы вы­ско­чи­ли из па­лат­ки, чтобы дать отпор не­зва­ным го­стям

Схва­тив лук и стре­лы, мы вы­ско­чи­ли из па­лат­ки, чтобы дать отпор не­зва­ным го­стям

В пред­ло­же­нии 45 пред­став­ле­но повествование

В пред­ло­же­нии 45 пред­став­ле­но повествование

Итоговая контрольная работа по русскому языку (профильный уровень) на основе учебника под ред

Итоговая контрольная работа по русскому языку (профильный уровень) на основе учебника под ред

Почёт, уважение. Ч. по труду

Почёт, уважение. Ч. по труду

Определите слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня

Определите слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня

Ни одно из живых су­ществ на­зем­но­го мира не может срав­нить­ся ни по кра­со­те ни по яр­ко­сти с ко­рал­ло­вы­ми полипами

Ни одно из живых су­ществ на­зем­но­го мира не может срав­нить­ся ни по кра­со­те ни по яр­ко­сти с ко­рал­ло­вы­ми полипами

Но ведь вам, Мария Ти­хо­нов­на, пред­ла­га­ет­ся от­дель­ная од­но­ком­нат­ная квар­ти­ра в новом доме со всеми удоб­ства­ми

Но ведь вам, Мария Ти­хо­нов­на, пред­ла­га­ет­ся от­дель­ная од­но­ком­нат­ная квар­ти­ра в новом доме со всеми удоб­ства­ми

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию текста?

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию текста?

Итоговая контрольная работа по русскому языку (профильный уровень) на основе учебника под ред

Итоговая контрольная работа по русскому языку (профильный уровень) на основе учебника под ред

Орфография Знать правила правописания слов 1 1

Орфография Знать правила правописания слов 1 1

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2022