Итоговая контрольная работа в 10 классе по русскому языку.

  • docx
  • 15.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Итоговая контрольная работа по русскому языку в 10 класссе.docx

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 10 класссе.

Вариант 1_____________________________________________________________________________________

1.Расставьте правильно ударение в словах:послала,кровоточащий,донизу,черпать,кралась.

2.Найди лексические ошибкИ.При необходимости подбери пароним.

А)Трудно было понять, чего в нём больше  — равнодушия, смирения или ГОРДОСТИ.

Б)Корабль вынужден был УКЛОНИТЬСЯ от заданного курса для того, чтобы обойти район, где бушевал ураган.

В)Галина Викторовна оказалась благообразной, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ женщиной.

Г)Я прихлёбывал кофе, машинально изучая руки своего собеседника и длинные пальцы, ОХВАТИВШИЕ чашку.

Д)«Постойте!  — взволнованно перебил он меня.  — Вы ставите меня в УНИЗИТЕЛЬНОЕ положение».

3.Отредактируйте предложение.Исправьте лексическую ошибку.По региональной программе есть возможность получить долговечный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества или оборудования.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Исправьте ошибку в одном из слов:  в ДВЕ ТЫСЯЧИ двадцать втором году,старые ПРОПУСКА на предприятие,совсем ОЗЯБ,несколько пар ТУФЛЕЙ,согласно ГРАФИКУ.

5.Найдите грамм.ошибку.Определите ее вид.

 В этот день баба Шура, вопреки обыкновения, встретила меня молча — она почти не взглянула на нас, когда мы с моим лабрадором вошли в парадную.

6.Вставить буквы.Выделить корень.

1)  п..рхающие (бабочки), симп..тичный, д..лина

2)  раст..ряться, в..теранский, пл..нительный

3)  прив..легированный, ц..ментировать, забл..ставший

4)  звездоч..т, подж..г (сено), ж..лудь

5)  об..нятельные (ощущения), разр..внять (землю), сокр..венная (мечта)

7.Вставить буквы,выделить ^

1)  замш..вый, потч..вал                                2)  перешаг..вающий, во..вать

3)  глянц..вый, форел..вое                            4)  оскуд..вающий, перв..нство

5)  (ветерок) ве..л, стоим..сть

8.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

 1)  леле..шь, несгиба..мый                 2)  помн..шь, вид..мый

3)  верт..шься, потрат..вший               4)  расскаж..шь, увенч..нный

5)  самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся

9. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

 1)  Он меняет всё вокруг, потому что (НЕ)ГОТОВ измениться сам.

2)  В этом городе редко встретишь праздного, ничем (НЕ)ЗАНЯТОГО человека.

3)  Я никогда не был большим любителем содержания птиц в (НЕ)ВОЛЕ, но иногда зимою у меня жили лесные певчие птицы.

4)  Впереди показались совсем  (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

5)  Если человек привык бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца, искоренить эту вредную привычку очень сложно.

10.Раскройте скобки На торжестве(1)ой церемонии вручения государстве(2)ых наград была произнесе(3)а пламе(4)ая речь, которая произвела сильное впечатление на собравшихся в зале труже(5)иков тыла.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).Олега в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

12.Прочитайте текст.Сформулируйте и запишите 3 проблемы.Какова позиция автора?

 

(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый  — себе на уме. (3)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

 (5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

 (7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.

 (14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

 (15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря...

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей  — островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.

 (23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 10 класссе.

Вариант 2_____________________________________________________________________________________

1.Расставьте правильно ударение в словах: сорит,согнутый,начатый,озлобить,дозировать.

2.Найди лексические ошибкИ.При необходимости подбери пароним.

 А) предстоящем чемпионате Второго дивизиона зону «Восток» НАПОЛНИТ команда из Якутска.

Б)На книжном фестивале всем желающим будет ПРЕДСТАВЛЕНА возможность встретиться с любимыми современными писателями и задать им вопросы.

В)В НЕОГЛЯДНОЙ тьме невозможно было различить даже очертания домов.

Г)Юные футболисты ОДЕЛИ спортивную форму и под ободряющие возгласы болельщиков выбежали на поле.

3.Отредактируйте предложение.Исправьте лексическую ошибку.  Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Исправьте ошибку в одном из слов:  (технические) РЕДАКТОРЫ,в АЭРОПОРТЕ,(нет) БЛЮДЕЦ,

ПОЛУТОРА (саженями),(встретились) у НЕЁ

5.Найдите грамм.ошибку.Определите ее вид.   Я сидел в мягком кресле, прихлёбывал свежий кофе, вдумчиво читал соглашение о задатке, решительно корректируя и улучшая те пункты, что призваны как гарантировать безопасность моих клиентов, так и мою собственную безопасность.

___________________________________________________________________________________

6.Вставить буквы.Выделить корень.

1)  изг..рь, пл..вун (грунт), к..сательная                                       2)  р..гламент, стр..мянный, цв..ток

3)  пог..релец, вым..кнуть (под дождём), выр..с                          4)  отр..слевой, ур..вень, зап..роть

5)  вып..сть, обн..жать, ав..нгард

7.Вставить буквы,выделить ^

1)  усидч..вый, зелён..нький                          2)  отстёг..вавший, сем..ни

3)  находч..вый, страдал..ц                             4)  щегол..ватый, тёт..нька

5)  прислуш..ваться, талантл..вый

 

8.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1)  они улучш..т, смеш..нные (чувства)                               2)  они сдерж..т, выкруч..нный

3)  они противореч..т, ремонтиру..мая (машина)                4)  он перевяж..т, угнета..мый

5)  он выдерж..т, подстёгива..мый

9.Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО.

 1)  Мы шли по узкой, до сих пор (НЕ)СЖАТОЙ полосе золотой ржи.

2)  Когда автору (НЕ)ХВАТАЕТ веских аргументов, он прибегает к ссылке на авторитеты.

3)  Русский восемнадцатый век он изучил во всех его мельчайших подробностях и знал его основательно, (НЕ)КАК дилетант.

4)  Я мечтал (НЕ)ПРОСТО спеть, а выступить на большой сцене.

5)  Каждый считал жизненной необходимостью попасть в Большой театр, а (НЕ)ВОЗМОЖНОСТЬ сделать это была равносильна несчастью.

10.Раскройте скобки. Обойдя дом с другой стороны, я увидел небольшую каме(1)ую пристройку со стекля(2)ой дверью, окружё(3)ую густым боярышником; крыльцо и скамейка у входа были разруше(4)ы.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).Прямо над нами вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

12.Прочитайте текст.Сформулируйте и запишите 3 проблемы.Какова позиция автора?

(1)Город горит. (2)Даже не город, а весь берег на всём охватываемом глазом расстоянии. (3)Трудно даже сказать  — пожар ли это. (4)Это что-то большее. (5)Так, вероятно, горит тайга  — неделями, месяцами на десятки, сотни километров. (6) Багровое клубящееся небо, чёрный, точно выпиленный лобзиком силуэт горящего города. (7)Чёрное и красное (8)Другого нет. (9)Чёрный город и красное небо. (10)И Волга красная. (11)«Точно кровь»,— мелькает в голове.

 

(12)Пламени почти не видно, только в одном месте, ниже по течению, короткие прыгающие языки. (13)И против нас измятые, точно бумажные цилиндры нефтебаков, опавшие, раздавленные газом. (14)И из них пламя—могучие протуберанцы отрываются и теряются в тяжёлых клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма.

 

(15)В детстве я любил рассматривать старый английский журнал периода войны четырнадцатого года. (16)У него не было ни начала, ни конца, зато были изумительные картинки  — большие, на целую страницу: английские томми в окопах, атаки, морские сражения с пенящимися волнами и таранящими друг друга миноносцами, смешные, похожие на этажерки, парящие в воздухе «блерио», «фарманы» и «таубе». (17)Трудно было оторваться.

 

(18)Но страшнее всего было громадное, на двух средних страницах, до дрожи мрачное изображение горящего от немецких бомбардировок Лувена. (19)Тут были и пламя, и клубы дыма, похожие на вату, и бегущие люди, и разрушенные дома, и прожекторы в зловещем небе. (20)0дним словом, это было до того страшно и пленительно, что перевернуть страницу не было никаких сил. (21)Я бесконечное количество раз перерисовывал эту картинку, раскрашивал цветными карандашами, красками, маленькими мелками и развешивал потом эти картинки по стенам.

 

(22)Мне казалось, что ничего более страшного и величественного быть не может.

 

(23)Сейчас мне вспоминается эта картинка: она неплохо была исполнена. (24)Я до сих пор помню в ней каждую деталь, каждый завиток клубящегося дыма, и мне вдруг становится совершенно ясно, как бессильно, беспомощно искусство. (25)Никакими клубами дыма, никакими лижущими небо языками пламени и зловещими отсветами не передашь того ощущения, которое испытываю я сейчас, сидя на берегу перед горящим Сталинградом.