Итоговая работа по истории за курс 7 класса
Цель работы:
· определить качество полученных за учебный год знаний;
· выявить уровень сформированности умений и навыков;
· измерить уровень подготовленности учащихся для обучения в следующем классе.
Пояснительная записка
Итоговая работа составлена на базе обязательного минимума содержания основного общего образования по истории и федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Итоговая работа составлена с использованием следующих дидактических материалов:
· сборник Минобразования России «Оценка качества подготовки выпускников»;
· Л. Зверева «Тесты. История 5-11 класс»;
· А. Юдовская и Л.Ванюшкина «Новая история»;
· В. Сухов, А.Морозов «Дидактические материалы»;
· В Кадневский «Тесты по истории России с древнейших времен до XVIII века»;
· сборники по подготовке к ЕГЭ.
Общее число заданий в работе – 30. Работа состоит из 3 частей
Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий. Оценка каждого задания этой группы – 1 балл.
Часть 2 состоит из 7 заданий с открытым кратким ответом: слово, дата, сочетание цифр. Эти задания позволяют проверить умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Все задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 4 задания по 2 балла каждое, 3 задания– по 1 баллу.
Часть 3 содержит 3 задания с открытым развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень знаний учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности:
28 задание для анализа исторического документа (открытый развернутый ответ в виде 1-2 предложений), оценивается в 2 балла.
29 - 30 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умение работать с историческим материалом. Задание 29 предполагает систематизацию исторического материала, представление общей характеристики; 30 - сравнение. Оценивание каждого задания 29, 30 – 4 балла
Время выполнения работы – 45 минут. Ответы на вопросы работы оформляются на бланке ответов.
Структура и содержание.
Распределение заданий работы по частям работы
Часть работы |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
% максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу |
Тип заданий
|
Часть 1 |
20 |
20 |
48,9 |
С выбором ответа |
Часть 2 |
7 |
11 |
26,8 |
С кратким ответом |
Часть 3 |
3 |
10 |
24,3 |
С развернутым ответом |
Итого: |
30 |
41 |
100 |
|
Распределение заданий по основным разделам курса
Разделы курса истории
|
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
% максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу |
|
1. Европейские государства в XVI – XVII веках |
2, 7 |
2 |
2 |
4,8 |
2. Европа в XVIII веке |
13 |
1 |
1 |
2,6 |
3. Россия в конце XVI - XVII веках |
3, 4,6,10 |
4 |
4 |
9,7 |
4. Россия при Петре I |
5, 9, 11, 16, 19,23
|
6 |
6 |
14,6
|
5. Россия в XVIII веке |
8, 12, 18, 17, 20, 25, 26 |
7 |
7 |
17,1 |
Задание на период XV – XVIII веков |
1, 14, 15 |
3 |
3 |
7,3 |
Задания не закрепленное за определенным разделом |
21, 22, 24, 27 |
4 |
8 |
19,5 |
Задания части 3 (С), не закрепленные определенным разделом |
28, 29,30 |
3
|
10 |
24,7 |
Итого: |
30 |
41 |
100 |
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
% максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый |
20 |
20 |
48,9 |
Повышенный |
7 |
11 |
26,8 |
Высокий |
3 |
10 |
24,3 |
Итого: |
10 |
41 |
100 |
Распределение заданий по видам проверяемых знаний и умений
Виды знаний и умений |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
% максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу |
Часть 1 и 2 |
|||
Знание дат |
4 |
4 |
9,7 |
Знание фактов |
5 |
5 |
12,4 |
Поиск информации в источнике |
5 |
5 |
12,4 |
Установление последовательности событий |
1 |
2 |
4,8 |
Группировка, систематизация понятий, фактов |
4 |
7 |
17,1 |
Знание понятий, терминов |
3 |
3 |
7,3 |
Объяснение причин и следствий |
3 |
3 |
7,3 |
Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указанных характерных признаков событий и явлений |
2 |
2 |
4,8 |
Часть 3 |
|||
Анализ исторической ситуации. |
1 |
2 |
4,8 |
Задание на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала |
1 |
4 |
9,7 |
Задания на сравнение. Проверяется комплекс знаний и умений |
1 |
4 |
9,7 |
Итого: |
30 |
41 |
100 |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Баллы:
Оценивание каждого задания части 1 – 1 балл.
Оценивание заданий 2 части: Каждое из заданий 23, 25, 26– по 1 баллу;
Каждое из заданий: 21,22, 24, 27- по 2 балла.
Оценивание заданий части 3: Задание 28 – 2 балла; Каждое задание 29, 30 – по 4 балла
Максимальный первичный балл за всю работу – 41балл
Шкала перевода баллов в оценки
Оценка |
Оценка «2»; 50% |
Оценка «3»; 52 - 71% |
Оценка «4»; 72 - 94% |
Оценка «5»; 95 - 100% |
Соотношение баллов, % выполнения работы |
Менее 21 балла |
22 – 29 баллов |
30 – 37 баллов |
38 – 41балл |
Сводная таблица распределения разделов курса по заданиям и проверяемым знаниям и умениям
№ п/п |
Обозначение задания в работе
|
Проверяемое содержание – раздел курса |
Проверяемые виды деятельности |
Уровень сложности задания |
Тип задания |
Макс . балл за выполнение задания |
1 |
|
Задание на период XV – XVIII веков |
Знание дат |
Б |
ВО |
1 |
2 |
|
Европейские государства в XVI – XVII веках |
Знание фактов |
Б |
ВО |
1 |
3 |
3. |
Россия в конце XVI - XVII веках |
Знание понятий |
Б |
ВО |
1 |
4 |
4. |
Россия в конце XVI - XVII веках |
Объяснение причин и следствий |
Б |
ВО |
1 |
5 |
5. |
Россия при Петре I |
Знание дат |
Б |
ВО |
1 |
6 |
6. |
Россия в конце XVI - XVII веках |
Знание фактов |
Б |
ВО |
1 |
7 |
7. |
Европейские государства в XVI – XVII веках |
Знание понятий |
Б |
ВО |
1 |
8 |
8. |
Россия в XVIII веке |
Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указанных характерных признаков событий и явлений |
Б |
ВО |
1 |
9 |
9. |
Россия при Петре I |
Объяснение причин и следствий |
Б |
ВО |
1 |
10 |
10. |
Россия в конце XVI - XVII веках |
Поиск информации в источнике |
Б |
ВО |
1 |
11 |
11. |
Россия при Петре I |
Знание дат |
Б |
ВО |
1 |
12 |
12. |
Россия в XVIII веке |
Знание фактов |
Б |
ВО |
1 |
13 |
13. |
Европа в XVIII веке |
Знание понятий |
Б |
ВО |
1 |
14 |
14. |
Задание на период XV – XVIII веков |
Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указанных характерных признаков событий и явлений |
Б |
ВО |
1 |
15 |
15. |
Задание на период XV – XVIII веков |
объяснение причин и следствий |
Б |
ВО |
1 |
16 |
16. |
Россия при Петре I |
Группировка фактов |
Б |
ВО |
1 |
17 |
17. |
Россия в XVIII века |
Поиск информации в источнике |
Б |
ВО |
1 |
18 |
18. |
Россия в XVIII веке |
Знание фактов |
Б |
ВО |
1 |
19 |
19. |
Россия при Петре I |
Знание дат |
Б |
ВО |
1 |
20 |
20. |
Россия в XVIII века |
Знание фактов |
Б |
ВО |
1 |
21 |
21. |
Европа XVI – XVIII века |
Установление последовательности событий |
П |
КО |
2 |
22 |
22. |
Европа XVI – XVIII века |
Систематизация фактов, понятий |
П |
КО |
2 |
23 |
23. |
Россия при Петре I |
Поиск информации в источнике |
П |
КО |
1 |
24 |
24. |
Европа XVI – XVIII века |
Систематизация фактов, понятий |
П |
КО |
2 |
25 |
25. |
Россия в XVIII веке |
Поиск информации в источнике |
П |
КО |
1 |
26 |
26. |
Россия в XVIII веке |
Поиск информации в источнике |
П |
КО |
1 |
27 |
27. |
Европа XVI – XVIII века |
Систематизация фактов, понятий |
П |
КО |
2 |
28 |
28. |
Россия в XVII веке |
Анализ источника |
В |
РО |
2 |
29 |
29. |
Россия в XVIII веке |
Задания на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала. Проверяется комплекс знаний и умений |
В |
РО |
4 |
30 |
30. |
Россия в XVII - XVIII веках |
Задания на сравнение. Проверяется комплекс знаний и умений |
В |
РО |
4 |
Обозначение заданий в работе: 1 часть – задания с выбором ответа; 2 часть – задания с кратким открытым ответом; 3 часть – задания с развернутым открытым ответом.
Уровни сложности: Б - базовый, П – повышенный, В - высокий
Тип задания: В О – задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом
Часть 1
№ 1
Позже других событий произошло
1) освобождение Москвы от польско-литовских интервентов;
2) открытие Колумбом Америки;
3) основание Петербурга;
4) получение независимости США.
№ 2
Укажите имя выпадающее из предложенного списка. Выдающиеся деятели Реформации:
1) Мартин Лютер;
2) Жан Кальвин;
3) Томас Мюнцер;
4) Мигель Сервет.
№ 3
Государство, в котором вся власть сосредоточена в руках монарха, называется
1) сословная монархия;
2) самодержавная монархия;
3) ограниченная монархия;
4) неограниченная монархия.
№ 4
В результате лишения в XVII веке патриарха Никона сана
1) в России ликвидировалось патриаршество;
2) церковь отделилась от государства;
3) начался церковный раскол;
4) укрепилась самодержавная власть царя.
№ 5
В 1721 году произошло событие:
1) восстание Е. Пугачева;
2) начало правления Петра Первого;
3) основание Московского университета;
4) окончание Северной войны.
№ 6
Об обмирщении культуры XVII века не свидетельствует
1) появление профессионального театра;
2) переход на новое летоисчисление;
3)появление парсуны;
4) создание Славяно-греко-латинской академии.
№ 7
Просветителями называли:
1) придворных «короля-солнца»;
2) сторонников общественного движения, боровшихся с феодальными пережитками;
3) служителей церкви, освящавших новые постройки;
4) ремесленников, изготавливавших свечи для жилищ.
№ 8
К событиям внешней политики России в царствование Екатерины II нельзя отнести:
1) Русско-турецкие войны;
2) Русско-шведскую войну;
3) Семилетнюю войну;
4) разделы Речи Посполитой.
№ 9
Стремление усовершенствовать органы власти заставило Петра I
1) ввести систему кормлений;
2) установить местничество;
3) создать приказы;
4) учредить коллегии.
№ 10
В отрывке из документа: «Дня 29. Другого царя князя Василия Ивановича Шуйского избрали. На этом собрании было очень мало бояр и народа, без позволения всех избрав, царя сразу представили миру. Он сразу прислал к пану воеводе, чтобы тот ни о чем не тревожился, заверяя его, что все будет хорошо... В конце мая, когда уже разослали по всем государствам известие о новом царе, начали съезжаться и приносить ему присягу», - речь идет о периоде:
1) опричнины;
2) Смуты;
3) феодальной раздробленности;
4) дворцовых переворотов.
№ 11
Укажите, в каком году был основан город Санкт-Петербург:
1) 1703 г;
2) 1700 г;
3) 1709 г;
4) 1702г.
№ 12
Самый большой вклад в борьбу против Пруссии в войне 1756-1763 гг. внесла:
1) Россия;
2) Австрия;
3) Франция;
4) Англия.
№ 13
Предприятие, на котором использовался ручной труд и разделение труда, называлось:
1) цех;
2) фабрика;
3) мануфактура;
4) мастерская.
№ 14
Барщинное хозяйство характеризуется
1) связью крестьянского хозяйства с рынком;
2) использованием наемного труда;
3) отсутствием у крестьянина личного приусадебного хозяйства;
4) медленным развитием техники.
№ 15
Одна из причин Реформации церкви в Европе:
1) великие географические открытия;
2) процесс объединения государств;
3) распространение книгопечатания;
4) продажа церковью индульгенций.
№ 16
В годы царствования Петр I произошли следующие события
А) была создана система коллегий;
Б) подписание Кючук-Кайнарджинского мирного договора;
В) Северная война;
Г) участие России в разделах Речи Посполитой
Д) реформа армии;
Е) Семилетняя война.
1) А,Б,Д; 2) А,В,Д; 3) Б,Г,Д) 4) В,Г,Е
№ 17
Произведение, в отрывке из которого говорится: «Дворянин, ежели в ексерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив и в книгах научен, оный может … прямым придворным человеком быть», называется
1) «Домострой»;
2) «Табель о рангах»;
3) «Указ о единонаследии»;
4) «Юности честное зерцало».
№ 18
«Отцом русского театра» называют
1) Э.И.Бирона;
2) Ф.Г.Волкова;
3) А.Н.Радищева;
4) И.И.Ползунова.
№ 19
Знаменитая Полтавская битва произошла:
1) в 1705 году;
2) в 1709 году;
3) в 1707 году;
4) в 1708 году.
№ 20
Русские архитекторы XVIII века:
1) В.Татищев, М.Щербаков;
2) М.Казаков, В.Баженов;
3) Ф. Шубин, И.Аргунов;
4) Ф.Конь, А.Чохов.
Часть 2
№ 21
Установите правильную хронологическую последовательность событий.
А) провозглашение республики в Англии;
Б) крестьянская война в Германии;
В) Разгром «Непобедимой Армады»;
Г) Провозглашение независимости США.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
№ 22
Установите соответствие между именем деятеля культуры и его родом занятий.
1) Исаак Ньютон; А) литератор;
2)Уильям Шекспир; Б) физик - изобретатель;
3) Рафаэль; В) историк;
4) Н.М.Карамзин; Г) художник.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
№ 23
Указ, из которого приведен отрывок: «На Москве и во всех городах царедворцам, дворовым приказным, и всяких служилых чинов людям и гостям и посадским людям всем сказать, что впредь с сего Его Величества Государя указа бороды и усы брили. А буде кто бороду и усы брить не похотят, а похотят ходить с бородою и усами, с тех имать 60 рублей с человека», был принят в годы правления ________________________________________________________________
№ 24
Установите соответствие между именами современников
1) А. В. Суворов; А) А. Д. Меншиков;
2) Екатерина II; Б) Алексей Михайлович;
3) Анна Иоанновна; В) Елизавета Петровна;
4) патриарх Никон; Г) Д. М. Пожарский
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
№ 25
В рапорте А.В.Суворова, из которого приведен отрывок: «Крепость … столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков…», говорится о взятии крепости _________________________
№ 26
В отрывке из сочинения В.О.Ключевского: «Немцы посыпались в Россию, как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении. Русским же аристократам, как например князю М.А. Голицину, была предложена должность шута», речь идет о времени правления императрицы__________________________________________
№ 27
Установите соответствие между фамилиями представителей культуры XVIII в. и сферой их деятельности.
1) В. И. Баженов; А) скульптура;
2) В. Л. Боровиковский; Б) архитектура;
3)А.В Радищев; В) живопись;
4) Ф. И. Шубин; Г) литература
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Часть 3
№ 28
Из работы современного историка В.И. Буганова:
«Двенадцать лет спустя вспыхнуло мощное, хотя и скоротечное восстание в Москве – знаменитый «медный бунт» … Его участники – столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона – предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования. В известной мере повторилось то, что произошло во время «соляного бунта»
В каком году и в связи с чем вспыхнуло описываемое в отрывке восстание?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 29
Приведите не менее трех примеров, подтверждающих высокие достижения русской культуры XVIII века. Укажите причины этого явления (не менее двух)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
30
Сравните народные выступления С. Разина, И. Болотникова, Е. Пугачева. Назовите общие черты движений (не менее двух) и различие (не менее трех)
Общее |
||
|
||
|
||
Различия |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк ответов
итоговая работа по истории
__________________________________________________ученика 7 класса А
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
|
11. |
|
12. |
|
13. |
|
14. |
|
15. |
|
16. |
|
17. |
|
18. |
|
19. |
|
20. |
|
21.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
22.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
23.
__________________________________________________________________________________________
24.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
25.
__________________________________________________________________________________________
26.
__________________________________________________________________________________________
27.
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
28.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
29.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
30.
ОБЩЕЕ |
||
|
||
|
||
РАЗЛИЧИЯ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правильные ответы на задания итогового теста.
№ вопроса |
Правильный ответ |
|
|
1. |
4 |
|
|
2. |
4 |
|
|
3. |
2 |
|
|
4. |
3 |
|
|
5. |
4 |
|
|
6. |
2 |
|
|
7. |
2 |
|
|
8. |
3 |
|
|
9. |
4 |
|
|
10. |
2 |
|
|
11. |
1 |
|
|
12. |
1 |
|
|
13. |
3 |
|
|
14. |
4 |
|
|
15. |
4 |
|
|
16. |
2 |
|
|
17. |
4 |
|
|
18. |
2 |
|
|
19. |
2 |
|
|
20. |
2 |
|
|
21. |
Б, В, А, Г |
|
|
22. |
Б, А, Г, В |
|
|
23. |
Петр I |
|
|
24. |
Г, В, Б, А |
|
|
25. |
Измаил |
|
|
26. |
Анна Иоановна |
|
|
27. |
Б, В, Г, А |
|
|
28. |
Медный бунт произошел в Москве 25 июля 1662 года. Причина: Россия вела затяжную войну с Речью Посполитой за присоединение Украины. Любая война требует огромных средств для содержания армии. Денег у государства катастрофически не хватало, тогда было решено ввести в оборот медные деньги. Из фунта меди, стоимостью 12 копеек, чеканили монеты на 10 рублей. Массу медных денег сразу вбросили в обиход, что повлекло за собой недоверие населения к ним, инфляцию. Стоит отметить, что налоги в государственную казну собирались серебряными деньгами, а расплачивались медью. Так же медные деньги легко было подделать. |
|
|
29. |
Творчество М.В. Ломоносова. Создание Академии наук. Строительство Петербург, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало влияние на дальнейшее развитие культуры. |
|
|
30. |
ОБЩЕЕ |
|
|
|
|
||
|
|
||
РАЗЛИЧИЯ |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.