Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса
Вариант 1.
Базовый уровень (Блок А)
1. Годы жизни М.Ю.Лермонтова?
1) 1743-1816 3) 1814-1841
2)1711-1765 4) 1809-1852
2. Какого героя в комедии «Ревизор» не было?
1) Хлестаков 3) Дуня
2) Осип 4) Земляника
3. Кто написал повесть «Барышня-крестьянка»?
1) Г.Р.Державин 3) А.К.Толстой
2) И.С.Тургенев 4) А.С.Пушкин
4. Где родился А.П.Чехов?
1) Таганрог 3) Москва
2) Санкт-Петербург 4) Псков
5. Какое произведение принадлежит М.Ю.Лермонтову?
1) «Мцыри» 3) «Детство»
2) «Муму» 4) «Юшка»
6. В каком произведении в степи появлялись «голубые искры перед дождём»?
1) «Кусака» 3) «Старуха Изергиль»
2) «Тарас Бульба» 4) «Живое пламя»
7. Кем была Маша в романе А.С.Пушкина «Дубровский»?
1)няней главного героя 2) гувернанткой
3) дочерью Троекурова 4)Проезжим гостем
8. Как звали лошадь в рассказе Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»?
1)Клара; 3) Рыжуха;
2)Гнедуха; 4) Победа.
Основной уровень (Блок В)
1. Что нашел один из генералов на острове («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыков - Щедрин)?
2. Настоящая фамилия Максима Горького?
3. Трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов (безударный, ударный, безударный).
4. Кто из героев Н.В. Гоголя является автором данных слов?
«К нам едет ревизор»
Творческий уровень (Блок С)
1. При выполнении задания дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений.
Какую красоту ценит поэт Н.А. Заболоцкий в людях?
Николай Заболоцкий
О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Вариант 2.
Базовый уровень (Блок А)
1 . В каком произведении автор проявляет интерес к Великой Отечественной войне, прославляет мужество и отвагу русских людей?
1) «Они сражались за родину»; 3) «Станционный смотритель»;
2) «Песнь о вещем Олеге»; 4) «Руслан и Людмила».
2. Автор «Мцыри»:
1) А. С. Пушкин; 3) М. Ю. Лермонтов;
2) Н. В.Гоголь; 4) Л.Н. Толстой.
3. Кто из героев комедии Н.Гоголя «Ревизор» произносит приведенные ниже слова:
«Я с Пушкиным на одной ноге…»
1) Городничий; 2) Земляника; 3) Хлестаков; 4) Почтмейстер.
4. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»:
1) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи;
2) о двуличном чиновнике (полицейском);
3) о собаке, которая была виновницей конфликта;
4) о чудесной бабочке, занесённой в «Красную книгу».
5. После какого события Н.А. Некрасов написал стихотворение «Размышление у парадного подъезда»?
1) война с Наполеоном 1812г.; 2) простые деревенские люди пришли к владельцу роскошных палат;3) отмена крепостного права; 4) объединение Италии.
6. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина?
1) повесть; 2) стихотворение; 3) сказки; 4) рассказы.
7. Автор произведения «Русский язык»?
1) А.К. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) Н.А. Некрасов; 4) В.В. Маяковский
8. Что такое гипербола?
1) Преувеличение чего-либо; 3) Красочное описание;
2) Переносное значение предмета; 4) Саркастический смех.
Основной уровень (Блок В)
1. Что сделал Данко, чтобы вывеси людей из леса? ( «Старуха Изергиль» М. Горький) 2. Автор известных строк:
«. .. Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца!»
3. Обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия – это…?
4. Трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов (ударный, безударный, безударный).
Творческий уровень (Блок С)
1. Почему детство – «самая прекрасная пора» (по повести Л.Н.Толстого «Детство»)?
При выполнении задания дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений.
Кодификатор
итоговой работы по литературе в 7 классе
Код контр элем. |
Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы
|
1 |
Основные теоретико-литературные понятия |
1.1 |
Художественная литература как искусство слова |
1.2 |
Художественный образ |
1.3 |
Фольклор. Жанры фольклора |
1.4 |
Литературные роды и жанры |
1.5 |
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм |
1.6 |
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
1.7 |
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
1.8 |
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа |
2 |
Из русского фольклора |
2.1 |
Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по одной сказке) |
2.3 |
Былины |
3. |
Из древнерусской литературы |
3.2 |
Жанры древнерусской литературы |
5. |
Из русской литературы первой половины XIX в. |
5.5 |
А.С. Пушкин. Стихотворения |
5.8 |
А.С. Пушкин. «Повести Белкина», «Дубровский» |
5.10 |
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения |
5.11 |
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» |
5.17 |
Н.В. Гоголь. «Ревизор» |
6. |
Из русской литературы второй половины XIX в. |
6.2 |
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе |
6.5 |
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» |
6.6 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» |
6.10 |
А.П. Чехов. Рассказы |
7 |
Из русской литературы ХХ в. |
7.3 |
В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» |
7.4 |
С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…» |
7.81 |
М. Горький. «Старуха Изергиль» |
7.10 |
Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, Е.И. Носов |
7.11 |
Поэзия второй половины XX в. Н.М. Рубцов. |
Спецификация
итоговой работы по литературе 7 класс
1.Назначение контрольной работы:
1. Определение уровня образовательных достижений в усвоении содержания курса литературы учащимися 7 класса.
2. Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Итоговая работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3.Время тестирования: 45 мин.
4.Условия проведения:
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
5.Содержание работы:
Содержание теста охватывает учебный материал, изученный за период 1 триместра в 7 классе до момента тестирования, а также некоторые вопросы на повторение материала, изученного в предыдущие годы обучения.
Составлено 2 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания трех уровней: базовый уровень, основной уровень и творческий уровень.
Часть 1 (базовый уровень) включает 8 заданий (А1-А8). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.
Часть 2 (основной уровень) состоит из 4 заданий (В1-В4), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям дети должны сформулировать самостоятельно. В заданиях с кратким ответом ответ дается в виде комбинации цифр или слов. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Часть 3 (творческий уровень) состоит из задания (С1), требующего развернутого ответа (сочинения-рассуждения), который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.
В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.
Таблица 1.
№ |
Разделы |
1 |
Основные теоретико-литературные понятия |
2 |
Из древнерусской литературы |
3 |
Из русской литературы первой половины XIX в. |
4 |
Из русской литературы второй половины XIX в. |
5 |
Из русской литературы ХХ века. |
В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы по литературе для 7 класса.
Таблица 2.
№ |
Проверяемые элементы содержания |
1 |
Основные теоретико-литературные понятия |
2 |
Художественная литература как искусство слова |
3 |
Художественный образ |
4 |
Литературные роды и жанры |
5 |
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
6 |
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
7 |
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа |
8 |
А.С. Пушкин. Стихотворения |
9 |
А.С. Пушкин. «Повести Белкина» |
10 |
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» |
11 |
Н.В. Гоголь. «Ревизор» |
12 |
Н.А. Некрасов. Стихотворения |
13 |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
14 |
А.П. Чехов. Рассказы |
15 |
М. Горький. «Старуха Изергиль» |
16 |
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» |
17 |
С.А. Есенин. Стихотворения |
18 |
Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади», |
19 |
М.А.Шолохов «Они сражались за родину» |
20 |
Поэзия второй половины XX в. Н.М. Рубцов, Н.А. Заболоцкий |
В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для 7 класса.
Таблица 3.
|
Умения и виды деятельности |
1 |
знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов; изученные теоретико-литературные понятия |
2 |
уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа; строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
|
3 |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. |
6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы (А1-А8) выставляется 0,5 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 8 тестовых заданий первой части работы, – 4 балла.
За верное выполнение заданий 2 части итоговой работы (В1-В4) учащийся получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. В заданиях, где в качестве ответа записывается несколько слов или цифр, 1 балл выставляется, если верно указаны все слова или цифры.
Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 4 тестовых задания второй части работы, – 4 балла.
Творческий уровень – 13 балов.
Максимальное количество баллов за всю работу – 20 баллов.
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания |
Баллы |
Содержание ответа (сочинение) |
|
Работа соответствует теме и заданию |
1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания |
0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) |
|
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения |
2 |
Допущена одна логическая ошибка |
1 |
Допущено более 1 логической ошибки |
0 |
Точность и выразительность речи |
2 |
Однообразие грамматического строя речи |
1 |
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи |
0 |
Грамотность |
|
Соблюдены орфографические нормы |
2 |
Допущено 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок) |
2 |
Допущены 1-2 ошибки |
1 |
Допущено более 2 ошибок |
0 |
Максимальное количество баллов |
13 |
Критерии выставления оценок:
От 0% до 38% (0-8 баллов) |
«2» |
От 39% до 66% (9-13 баллов) |
«3» |
От 67% до 88% (14-18 баллов) |
«4» |
От 89% до 100% (19-20 баллов) |
«5» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.