Тема «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни». 10 класс. Вариант 1.
Часть 1. Задание №1: Выберите один правильный ответ, ответы занесите в бланк ответов.
1.Какая из клеточных структур имеется только у растений.
2.Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов.
3.Какая клеточная структура выполняет транспортную функцию.
4.Какое вещество входит в состав клеточной стенки грибов.
5.Клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют
6.Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях и хлоропластах клеток
7.Какие органоиды клетки образуются из концевых пузырьков комплекса Гольджи.
8.Фагоцитоз представляет собой
3. Избирательный транспорт растворимых веществ 4. Пассивное поступление воды и ионов
9.Какие вещества в клетке – универсальные биологические аккумуляторы энергии.
10.Комплекс Гольджи выполняет функцию
11.К органоидам клетки относятся
12.Митохондрии клетки называют станциями
13.«Пищеварительные станции клетки » - это
14.Хромосомы находятся в
Задание № 2: Выберите три верных ответа из шести, запишите цифры в порядке возрастания в бланке ответов.
2.1. Строение и функции митохондрий:
2.2. Цитоплазма выполняет в клетке ряд функций
Задание № 3. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом, ответы занесите в таблицу бланка ответов.
Характеристика органоида: Органоид:
Часть 2. Задание № 4
Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность: ГТАТТЦГАГЦТАЦЦА
Определите последовательность и-РНК и последовательность белка, который кодируется этим фрагментом ДНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода. Определите совокупность антикодонов т-РНК, участвующих в синтезе данного белка. Ответы запишите в бланке ответов.
Таблица генетического кода (и-РНК)
Первое основание |
Второе основание |
Третье основание |
|||
У |
Ц |
А |
Г |
||
У |
Фен Фен Лей Лей |
Сер Сер Сер Сер |
Тир Тир — — |
Цис Цис — Три |
У Ц А Г |
Ц |
Лей Лей Лей Лей |
Про Про Про Про |
Гис Гис Глн Глн |
Арг Арг Арг Арг |
У Ц А Г |
А |
Иле Иле Иле Мет |
Тре Тре Тре Тре |
Асн Асн Лиз Лиз |
Сер Сер Арг Арг |
У Ц А Г |
Г |
Вал Вал Вал Вал |
Ала Ала Ала Ала |
Асп Асп Глу Глу |
Гли Гли Гли Гли |
У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Часть 3. Задание № 5. Решите задачу.
У человека признак «ямочка на щеках» (А) доминирует над гладкими щеками. В семье отец, сын и дочь имеют гладкие щеки, а мать имеет «ямочки на щеках». Какие генотипы и фенотипы возможны у детей в этом браке в дальнейшем?
Тема «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни». 10 класс. Вариант 2.
Часть 1. Задание №1: Выберите один правильный ответ, ответы занесите в бланк ответов.
1.Какая из клеточных структур отсутствует у бактерий
2.Какие организмы не имеют клеточного строения.
3.Какое вещество входит в состав клеточной стенки прокариот.
4.Какая клеточная структура является энергетической станцией.
5.Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества не относят к органоидам.
6.Каково значение митохондрий в клетке
7.Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется.
8.Ферменты лизосом синтезируются в
9.Собственную ДНК имеет
1. Комплекс Гольджи 2. Лизосома 3. ЭПС 4. Митохондрия
10.Органоид, в котором синтезируется вещество – источник энергии
11.Синтез органических веществ осуществляется с помощью
1. Хромосом 2. Лейкопластов 3. Вакуолей 4. Рибосом
12.Наружная мембрана клетки осуществляет
13.Наследственный аппарат клетки содержится в
14.«Силовые станции клетки» - это
Задание № 2: Выберите три верных ответа из шести, запишите цифры в порядке возрастания в бланке ответов.
2.1.Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов
2.2.Каковы особенности строения и функций рибосом
Задание № 3. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом, ответы занесите в таблицу бланка ответов
Строение и функции органоида: Органоид:
Часть 2. Задание № 4. Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность: ЦТЦАТГААТЦТААТГ
Определите последовательность и-РНК и последовательность белка, который кодируется этим фрагментом ДНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода. Определите совокупность антикодонов т-РНК, участвующих в синтезе данного белка. Ответы запишите в бланке ответов.
Таблица генетического кода (и-РНК)
Первое основание |
Второе основание |
Третье основание |
|||
У |
Ц |
А |
Г |
||
У |
Фен Фен Лей Лей |
Сер Сер Сер Сер |
Тир Тир — — |
Цис Цис — Три |
У Ц А Г |
Ц |
Лей Лей Лей Лей |
Про Про Про Про |
Гис Гис Глн Глн |
Арг Арг Арг Арг |
У Ц А Г |
А |
Иле Иле Иле Мет |
Тре Тре Тре Тре |
Асн Асн Лиз Лиз |
Сер Сер Арг Арг |
У Ц А Г |
Г |
Вал Вал Вал Вал |
Ала Ала Ала Ала |
Асп Асп Глу Глу |
Гли Гли Гли Гли |
У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Часть 3. Задание № 5. Решите задачу.
Известно, что у человека веснушки доминируют над их отсутствием. Мужчина с веснушками, мать которого не имеет веснушек, женился на женщине с отсутствием веснушек. Какие генотипы родителей? Какие генотипы и фенотипы возможны у детей в этом браке?
Бланк ответов
Контрольная работа «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни»
Фамилия, имя _______________________________________ Класс _______ Вариант _______
Задание 1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2.
2.1. |
2.2. |
|
|
Задание 3.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Задание 4.
ДНК
|
|
||||
и-РНК
|
|
||||
Белок
|
|
||||
т-РНК
|
|
|
|
|
|
Задание 5.
Дано: Решение:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.