Итоговая работа за курс биологии 10 класса "Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни. Базовый уровень"
Оценка 4.9

Итоговая работа за курс биологии 10 класса "Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни. Базовый уровень"

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
биология
10 кл
18.05.2021
Итоговая работа за курс биологии 10 класса "Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни. Базовый уровень"
Итог_Биология_10класс (2).docx

Тема «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни». 10 класс. Вариант 1.

Часть 1. Задание №1: Выберите один правильный ответ, ответы занесите в бланк ответов.

1.Какая из клеточных структур имеется только у растений.

  1. Клеточная мембрана                 2. Вакуоль.               3. Хлоропласт           4. Ядро

2.Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов.

  1. Клеточная мембрана                 2. Вакуоль.               3. Хлоропласт           4. Ядро

3.Какая клеточная структура выполняет транспортную функцию.

  1. ЭПС                    2. Рибосома                 3. Мембрана                      4. Митохондрия

4.Какое вещество входит в состав клеточной стенки грибов.

  1. Крахмал               2. Муреин                     3.  Хитин                       4. Целлюлоза

5.Клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют

  1. Ткани                 2. Органы                   3. Системы органов           4. Единый организм

6.Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях и хлоропластах клеток

  1. Бактерий             2. Эукариот                 3. Прокариот                   4. Бактериофагов

7.Какие органоиды клетки образуются из концевых пузырьков комплекса Гольджи.

  1. Лизосомы           2. Митохондрии                3. Пластиды                 4. Рибосомы

8.Фагоцитоз представляет собой

  1. Активный перенос жидкости с растворенными веществами               2. Захват твердых частиц

3. Избирательный транспорт растворимых веществ         4. Пассивное поступление воды и ионов

9.Какие вещества в клетке – универсальные биологические аккумуляторы энергии.

  1. Белки                         2. Липиды                           3. ДНК                              4. АТФ

10.Комплекс Гольджи выполняет функцию

  1. Синтез углеводов  2. Образования лизосом     3. Синтез белка       4. Синтез АТФ

11.К органоидам клетки относятся

  1. Гормоны            2. Витамины                      3. Ферменты                    4. Лизосомы

12.Митохондрии клетки называют станциями

  1. Транспортными        2. Энергетическими            3. Выделительными     4. Пищеварительными

13.«Пищеварительные станции клетки » - это

  1. Рибосомы         2. Митохондрии         3. Лизосомы           4. Вакуоли

14.Хромосомы находятся в

  1. Оболочке            2. Вакуолях                3. Цитоплазме          4. Ядре

 

Задание № 2: Выберите три верных ответа из шести, запишите цифры в порядке возрастания в бланке ответов.

2.1. Строение и функции митохондрий:

  1. Расщепляют биополимеры до мономеров
  2. Характеризуются анаэробным способом получения энергии
  3. Содержат соединенные между собой граны
  4. Имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах
  5. Окисляют органические вещества с образованием АТФ
  6. Имеют наружную и внутреннюю мембраны

2.2. Цитоплазма выполняет в клетке ряд функций

  1. Является внутренней средой клетки
  2. Осуществляет связь между ядром и органоидами
  3. Выполняет роль матрицы для синтеза углеводов
  4. Служит местом расположения ядра и органоидов
  5. Осуществляет передачу наследственной информации
  6. Служит местом расположения хромосом

Задание № 3. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом, ответы занесите в таблицу бланка ответов.

Характеристика органоида:                                                                                    Органоид:

  1. Система канальцев, пронизывающих цитоплазму                                     А) комплекс Гольджи
  2. Система  уплощенных мембранных цилиндров и пузырьков                   Б) ЭПС
  3. Обеспечивает накопление веществ в клетке
  4. На мембранах могут размещаться рибосомы
  5. Участвует в формировании лизосом
  6. Обеспечивает перемещение веществ в клетке

Часть 2. Задание 4

Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность: ГТАТТЦГАГЦТАЦЦА

Определите последовательность и-РНК и последовательность белка, который кодируется этим фрагментом ДНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода. Определите совокупность антикодонов т-РНК, участвующих в синтезе данного белка. Ответы запишите в бланке ответов.

Таблица генетического кода (и-РНК)

 

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

Часть 3. Задание № 5. Решите задачу.

У человека признак «ямочка на щеках» (А) доминирует над гладкими щеками. В семье отец, сын и дочь имеют гладкие щеки, а мать имеет «ямочки на щеках». Какие генотипы и фенотипы возможны у детей в этом браке в дальнейшем?

 

Тема «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни». 10 класс. Вариант 2.

Часть 1. Задание №1: Выберите один правильный ответ, ответы занесите в бланк ответов.

1.Какая из клеточных структур отсутствует у бактерий

  1. Клеточная мембрана                 2. Вакуоль.               3. Цитоплазма           4. Ядро

2.Какие организмы не имеют клеточного строения.

  1. Грибы                           2. Бактерии                     3. Вирусы                 4. Водоросли

3.Какое вещество входит в состав клеточной стенки прокариот.

  1. Крахмал               2. Муреин                     3.  Хитин                       4. Целлюлоза

4.Какая клеточная структура является энергетической станцией.

  1. Лизосома             2. Ядро                          3. Рибосома                   4. Митохондрия

5.Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества не относят к органоидам.

  1. Вакуоли             2. Лейкопласты             3. Хромопласты             4. Включения

6.Каково значение митохондрий в клетке

  1. Транспортируют и выводят продукты биосинтеза            2. Осуществляют фотосинтез
  2. Преобразуют энергию органических веществ в энергию АТФ  4. Синтезируют углеводы

7.Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется.

  1. Плазматической мембраной           2. ЭПС              3. Ядерной оболочкой         4. Цитоплазмой

8.Ферменты лизосом синтезируются в

  1. Комплексе Гольджи       2. Клеточном центре           3. Митохондриях       4. Рибосомах

9.Собственную ДНК имеет

1.      Комплекс Гольджи                  2. Лизосома                    3. ЭПС                     4.    Митохондрия             

10.Органоид, в котором синтезируется вещество – источник энергии

  1. Ядро                 2. Рибосома                       3.  Митохондрия                    4. Комплекс Гольджи

11.Синтез органических веществ осуществляется с помощью

1.      Хромосом               2. Лейкопластов              3. Вакуолей                   4.  Рибосом

12.Наружная мембрана клетки осуществляет

  1. Газообмен         2. Синтез веществ         3. Накопление веществ             4. Поступление веществ

13.Наследственный аппарат клетки содержится в

  1. Ядре                    2. Оболочке              3.  Вакуоли           4. Цитоплазме

14.«Силовые станции клетки» - это

  1. Вакуоли              2. Лизосомы           3.   Рибосомы              4. Митохондрии      

 

Задание № 2: Выберите три верных ответа из шести, запишите цифры в порядке возрастания в бланке ответов.

2.1.Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов

  1. Не делятся в течение жизни
  2. Имеют собственный генетический материал
  3. Являются одномембранными
  4. Содержат ферменты окислительного фосфорилирования
  5. Имеют двойную мембрану
  6. Участвуют в синтезе АТФ

2.2.Каковы особенности строения и функций рибосом

  1. Участвуют в реакциях окисления
  2. Участвуют в синтезе белков
  3. Отграничены от цитоплазмы мембраной
  4.  Состоят из двух частиц – большой и малой
  5. Размещаются в цитоплазме и на каналах ЭПС
  6. Размещаются в аппарате Гольджи

Задание № 3. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом, ответы занесите в таблицу бланка ответов

Строение и функции органоида:                                                                                    Органоид:

  1. Расщепляют органические вещества до мономеров                                      А) лизосомы
  2. Окисляют органические вещества до СО2 и Н2О                                          Б) митохондрии
  3. Ограничены от цитоплазмы одной мембраной
  4. Ограничены от цитоплазмы двумя  мембранами
  5. Содержат кристы
  6. Не содержат крист

 

Часть 2. Задание 4. Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность: ЦТЦАТГААТЦТААТГ

 

Определите последовательность и-РНК и последовательность белка, который кодируется этим фрагментом ДНК. При выполнении задания воспользуйтесь правилом комплементарности и таблицей генетического кода. Определите совокупность антикодонов т-РНК, участвующих в синтезе данного белка. Ответы запишите в бланке ответов.

Таблица генетического кода (и-РНК)

 

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

 —

 —

Цис

Цис

 —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

 

Часть 3. Задание № 5. Решите задачу.

Известно, что у человека веснушки доминируют над их отсутствием. Мужчина с веснушками, мать которого не имеет веснушек, женился на женщине с отсутствием веснушек. Какие генотипы родителей? Какие генотипы и фенотипы возможны у детей в этом браке?

Бланк ответов 

Контрольная работа «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни»

 

Фамилия, имя _______________________________________  Класс _______     Вариант _______

Задание 1.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

2.1.

2.2.

 

 

 

 

Задание 3.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

ДНК

 

 

и-РНК

 

 

Белок

 

 

т-РНК

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5.

 

Дано:                                                                                       Решение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни»

Тема «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни»

Задание № 3. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом, ответы занесите в таблицу бланка ответов

Задание № 3. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом, ответы занесите в таблицу бланка ответов

Тема «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни»

Тема «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни»

Задание № 3. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом, ответы занесите в таблицу бланка ответов

Задание № 3. Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом, ответы занесите в таблицу бланка ответов

Бланк ответов Контрольная работа «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни»

Бланк ответов Контрольная работа «Молекулярный, клеточный, организменный уровни жизни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2021