Контрольная работа «Макроэволюция». 11 класс
1 вариант.
1. Установите соответствие между результатом эволюции и направлением, в ходе которого он возник: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. В ответе укажите последовательность цифр.
РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) формирование типов и классов животных 1) ароморфоз Б) упрощение органов нервной системы ленточных червей 2) общая дегенерация В) появление нервной системы узлового типа у плоских червей Г) увеличение числа камер в сердце у земноводных Д) исчезновение органов пищеварения у червей – паразитов Е) редукция хорды у взрослой формы асцидии при переходе к сидячему образу жизни
2. Установите
последовательность ароморфозов в
эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм. Запишите ответ в виде
последовательности цифр.
1) дифференциация клеток и появление тканей 2) появление семени 3)
образование цветка и плода 4) появление фотосинтеза 5) формирование корневой
системы и листьев
3. Дайте развёрнутые ответы на вопросы.
1) На примере ленточных паразитических червей докажите, что они развиваются по пути биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств.
2) Что такое рудименты и атавизмы? В чём их отличие? О чём свидетельствует их проявление у организмов? 3) Одним из доказательств единства происхождения всех животных на Земле служит сходство начальных стадий эмбрионального развития. Объясните, в чём выражается это доказательство.
4. Дайте определения понятиям:
Идиоадаптация, биологический прогресс, переходные формы, эмбриологические доказательства, онтогенез
5. На рисунке изображён скелет вымершего животного, обитавшего 30-38 млн. лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Назовите класс, к которому можно отнести это животное и черты строения скелета, позволяющие отнести его к этому классу. Назовите тип конечностей и группу животных, у которых впервые в эволюции появились конечности подобного типа.
Контрольная работа «Макроэволюция». 11 класс
2 вариант.
1. Установите соответствие между результатом эволюции и направлением, в ходе которого он возник: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. В ответе укажите последовательность цифр.
РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ
А) роющие лапы крота 1) ароморфоз
Б) редукция пальцев на ногах копытных 2) идиоадаптация
В) возникновение полового размножения
Г) появление шерсти у млекопитающих
Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне
Е) мимикрия у насекомых
2.
Установите последовательность ароморфозов, происходящих в процессе эволюции беспозвоночных
животных. Запишите ответ в виде последовательности цифр.
1) возникновение двусторонней симметрии тела 2) появление многоклеточности
3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином
4) расчленение тела на множество сегментов 5) появление органов и систем
органов
3. Дайте развёрнутые ответы на вопросы.
1) Современные кистепёрые рыбы находятся в состоянии биологического регресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это явление.
2) Укажите не менее трёх примеров изменений в строении конечности лошади, которые произошли в процессе эволюции. Какой путь эволюционного процесса привёл к формированию конечности современной лошади?
3) Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение и изучение ископаемых переходных форм и составление филогенетических рядов. Объясните сущность и значение этих методов и приведите по одному примеру.
4. Дайте определения понятиям:
Атавизмы, эмбриональные доказательства эволюции, идиоадаптация, палеонтология, гомологичные органы
5. На рисунке изображён отпечаток листа, семени и реконструкция вымершего растения, обитавшего 350-285 миллионов лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какую эру и какие периоды обитал данный организм. Это растение имеет признаки двух отделов, последовательно сформировавшихся в ходе эволюции. Назовите эти отделы. Какие черты внешнего строения позволяют отнести изображённое растение к этим отделам? Как называют группу вымерших растений, имевших такие признаки?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.