Контрольная работа "Макроэволюция" для учащихся 11 класса с углублённым изучением биологии.

  • Контроль знаний
  • docx
  • 21.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа включает задания: 1.на определение соответствия между направлениями направлениями эволюции и их результатами; 2.определение последовательности ароморфозов; 3.ответы на вопросы; 4. работа с терминами; 5.работа с геохронологической таблицей
Иконка файла материала Контрольная работа Макроэволюция 11.docx

Контрольная работа «Макроэволюция». 11 класс

1 вариант.

1. Установите соответствие между результатом эволюции и направлением, в ходе которого он возник: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. В ответе укажите последовательность цифр.

 

РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ                                                                    НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) формирование типов и классов животных                                       1) ароморфоз                                           Б) упрощение органов нервной системы ленточных червей               2) общая дегенерация                                                          В) появление нервной системы узлового типа у плоских червей                                                                       Г) увеличение числа камер в сердце у земноводных                                                                                              Д) исчезновение органов пищеварения у червей – паразитов                                                                                                Е) редукция хорды у взрослой формы асцидии при переходе к сидячему образу жизни

 

2. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм. Запишите ответ в виде последовательности цифр.
1) дифференциация клеток и появление тканей  2) появление семени  3) образование цветка и плода  4) появление фотосинтеза  5) формирование корневой системы и листьев

 

3. Дайте развёрнутые ответы на вопросы.

1) На примере ленточных паразитических червей докажите, что они развиваются по пути биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств.

2) Что такое рудименты и атавизмы? В чём их отличие? О чём свидетельствует их проявление у организмов?                                                                                                                                                  3) Одним из доказательств единства происхождения всех животных на Земле служит сходство начальных стадий эмбрионального развития. Объясните, в чём выражается это доказательство.

 

4. Дайте определения понятиям:

Идиоадаптация, биологический прогресс, переходные формы, эмбриологические доказательства, онтогенез

 

5. На рисунке изображён скелет вымершего животного, обитавшего 30-38 млн. лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Назовите класс, к которому можно отнести это животное и черты строения скелета, позволяющие отнести его к этому классу. Назовите тип конечностей и группу животных, у которых впервые в эволюции появились конечности подобного типа.

 

 

Контрольная работа «Макроэволюция». 11 класс

2 вариант.

1. Установите соответствие между результатом эволюции и направлением, в ходе которого он возник: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите  соответствующую позицию из второго столбца. В ответе укажите последовательность цифр.

 

РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ                                                     НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) роющие лапы крота                                                     1) ароморфоз

Б) редукция пальцев на ногах копытных                        2) идиоадаптация                                                                         

В) возникновение полового размножения

Г) появление шерсти у млекопитающих

Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне

Е) мимикрия у насекомых

 

2. Установите последовательность ароморфозов, происходящих в процессе эволюции беспозвоночных животных. Запишите ответ в виде последовательности цифр.
1) возникновение двусторонней симметрии тела  2) появление многоклеточности
3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином
4) расчленение тела на множество сегментов 5) появление органов и систем органов

 

3. Дайте развёрнутые ответы на вопросы.

1) Современные кистепёрые рыбы находятся в состоянии биологического регресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это явление.

2) Укажите не менее трёх примеров изменений в строении конечности лошади, которые произошли в процессе эволюции. Какой путь эволюционного процесса привёл к формированию конечности современной лошади?

3) Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение и изучение ископаемых переходных форм и составление филогенетических рядов. Объясните сущность и значение этих методов и приведите по одному примеру.

 

4. Дайте определения понятиям:

Атавизмы, эмбриональные доказательства эволюции, идиоадаптация, палеонтология, гомологичные органы

 

5. На рисунке изображён отпечаток листа, семени и реконструкция вымершего растения, обитавшего 350-285 миллионов лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какую эру и какие периоды обитал данный организм. Это растение имеет признаки двух отделов, последовательно сформировавшихся в ходе эволюции. Назовите эти отделы. Какие черты внешнего строения позволяют отнести изображённое растение к этим отделам? Как называют группу вымерших растений, имевших такие признаки?