Итоговая аттестационная работа
Оценка 4.6

Итоговая аттестационная работа

Оценка 4.6
Научные работы +1
docx
Междисциплинарный 3
Детсад
05.06.2017
Итоговая аттестационная работа
Итоговая аттестационная работа на курсы повышения квалификации для психологов ДОУ по программе «Организация деятельности психологической службы в условиях реализации ФГОС ДО» на тему: Психическое здоровье ребенка: влияние семьи. В психологической и педагогической литературе существует мнение, что дошкольный период в воспитании личности ребёнка во многих отношениях является решающим, так как основные его психические свойства складываются именно в данном возрасте. Например, психологами и психотерапевтами отмечается, что у супругов раздражительных и беспокойных дети также раздражительны и нервны. И дело здесь не только в наследственности, а в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется в психике ребёнка. Любые конфликты, которые возникают в семье между супругами на глазах у ребёнка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний.
работа.docx
Итоговая аттестационная работа   программе   повышения   квалификации:   «Организация   деятельности по   психологической службы в условиях реализации ФГОС ДО» Тема:«Психическое здоровье ребенка: влияние семьи» 1 Оренбург 2017г. Теоретическое исследование проблем психического здоровья …. Понятие психического здоровья …………….………...................... Введение…………………………………………………………………….. 1 1. 1 1. Факторы, определяющие психическое здоровье …………………. 3 5 5 10 Семья   как   фактор,   влияющий   на   формирование   психического здоровья ребенка…………………………………………………….. Понятие семьи, виды и классификация семей ……………………… 13 13 2 2 2. 1 2. 2 Позитивная оценка ребенка в семье как фактор, влияющий на его психическое здоровье ………………………………………………… Заключение……………………………………………………………. Список литературы …………………………………………………... 22 24 Приложения………………………………………………………………… 26 15 2 ВВЕДЕНИЕ В психологической и педагогической литературе существует мнение, что дошкольный   период   в   воспитании   личности   ребёнка   во   многих   отношениях является решающим, так как основные его психические свойства складываются именно   в   данном   возрасте.   Например,   психологами   и   психотерапевтами отмечается,   что   у   супругов   раздражительных   и   беспокойных   дети   также раздражительны и нервны. И дело здесь не только в наследственности, а в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется   в   психике   ребёнка.   Любые   конфликты,   которые   возникают   в семье   между   супругами   на   глазах   у   ребёнка,   представляют   для   него травмирующую   ситуацию,   которая   может   быть   источником   повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний. Решать,  кто   прав:   папа   или   мама,  выбирать,  оценивать   и,  более   того, становиться на чью либо сторону ­ ситуация драматическая. С опытом ребёнка, с   его   ограниченным   знанием   жизни   и   людей   разбираться   в   семейных конфликтах   ­   непосильное   психическое   бремя.   Вот   почему   дружелюбные, спокойные   взаимоотношения   в   семье   ­   обязательное   условие   нормального развития личности ребёнка. Если ребёнок растёт и воспитывается в семье, для которой характерны конфликты,   постоянные   ссоры,   скандалы,   то   он   полагает,   что   тёплые, нормальные   взаимоотношения   между   людьми   невозможны.   Первый,   самый решающий   опыт   эмоционального   общения   между   людьми   у   него отрицательный.   В   результате   вырабатывается   особый   взгляд   на   мир 3 человеческих взаимоотношений, который закрепляется в психике и который очень трудно перевоспитать. Особое   значение   для   духовной   атмосферы   семьи   и   стиля   семейного воспитания   имеет   психическая   уравновешенность   родителей,   которая   в условиях психических и физических перегрузок, постоянной нехватки времени приобретает особую остроту даже при условии, если сами супруги не страдают какими­либо   неврозами.   Психическая   неуравновешенность   родителей   может иметь определяющее отрицательное влияние на становление психики ребёнка. В   семье   складывается   характер   ребёнка,   и   психологический   климат семьи представляет для него среду ближайшего социального окружения. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной. Объект исследования ­ психическое здоровье. Предмет  ­   влияние   семьи   на   формирование   психического   здоровья ребенка. Цель работы  ­ изучить влияние семье на формирование психического здоровья ребенка­дошкольника. Задачи: 1) рассмотреть понятие психического здоровья; 2) раскрыть факторы, определяющие психическое здоровье; 3) дать понятие семьи, виды и классификации семей; 4)   рассмотреть   позитивную   оценку   ребенка   в   семье   как   фактор, влияющий на его психического здоровье. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 4 I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 1.1 Понятие психического здоровья  Психика   современного   человека   испытывает   мощные   негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним, по­видимому, следует считать   нормальное   течение   психических   процессов   (внимание,   восприятие, память   и   т.д.).   Психическое   здоровье   ­   важная   составная   часть   здоровья человека,   поэтому   нет   ничего   удивительного   в   том,   что   физическое   и психическое здоровье связаны самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека ­ это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга. Значительная часть этих   взаимодействий   опосредуется   через   нервную   систему,   поэтому психическое   состояние   воздействует   на   работу   внутренних   органов,   а состояние   последних,   в   свою   очередь,   сказывается   на   психике.   Таким   же образом через нервную систему опосредуется тот комплекс влияний, который 5 не   связан   с   социальным   окружением.   Психическое   здоровье   должно,   как   и здоровье в целом, характеризоваться: ­ отсутствием психических или психосоматических заболеваний; ­   нормальным   развитием   психики,   если   речь   идет   о   ее   возрастных особенностях; ­ благоприятным (нормальным) функциональным состоянием. Под   нормальным   психическим   здоровьем   понимается   гармоничное развитие   психики,   соответствующее   возрасту,   возрастной   норме   данного человека.   Благоприятное   функциональное   состояние   рассматривается   как   обеспечивающих   эффективное комплекс   характеристик   и   функций, выполнение   человеком   задач,   стоящих   перед   ним   в   различных   сферах жизнедеятельности.   Одним   из   ведущих   показателей   функционального состояния   психики   является   умственная   работоспособность,   которая интегрирует основные характеристики психики ­ восприятие, внимание, память и др.  Под  умственной  работоспособностью  понимают  «определенный   объем работы, выполняемый без снижения оптимального для данного индивидуума   функционирования умственная уровня работоспособность ­ один из основных показателей психического здоровья и   организма».   Высокая   важный   индикатор   благоприятного   функционального   состояния   организма   в целом. Оптимальный   уровень   функционирования   для   каждого   человека определить   сложно,   так   как   на   организм   постоянно   действует   множество переменных. Фактически определение оптимума ­ это задача оценки нормы. Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь   между   меняющейся   генетической   программой   и   пластичной   средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более 6 характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. В силу же   все   пронизывающих   связей   нервной   системы   с  различными   системами   и органами   организма   такие   состояния   ­   это   еще   большая   трудность   для определения.   Необходимо   принимать   во   внимание   и   степень   напряжения, которая   возникает   у   человека   при   выполнении   той   или   иной   работы. Напряжение  ­  это   та   физиологическая  «цена»,  которую   организм   платит   за выполнение   той   или   иной   деятельности:   уровень   активности   вегетативных систем,   концентрация   гормонов   и   др.   Один   и   тот   же   уровень работоспособности   у   разных   людей   обеспечивается   ценой   неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей. Для   здоровой   психики   характерно   положительное   эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т.д.)   ­   это   настроение,   тот   эмоциональный   фон,   на   котором   идет   жизнь человека   со   всеми   ее   компонентами.   Именно   эмоциональное   состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором,   поэтому   негативное   эмоциональное   состояние   ­   показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы. Неврозом   И.П.   Павлов   называл   срывы   высшей   нервной   деятельности. Невроз   можно   рассматривать   как   функциональную   нервную   болезнь,   не объективными) подтвержденную   патологоанатомическими     (или исследованиями. То есть, при неврозе нет органических нарушений, а нарушены мозговые   процессы,   связанные   с   обработкой   информации,   эмоциями, управлением нервными процессами. При всем многообразии видов неврозов выделяют три их базовых формы. Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу ВНД, и проявляется   в   двигательно­опорных   и   вегетативных   расстройствах. 7 Психастения,   или   невроз   навязчивых   состояний,   развивается   у   людей мыслительного типа и проявляется в навязчивых идеях или страхах. У людей промежуточного   типа   возникают   неврозы   по   типу   неврастении,   которая   нарушениях   сна, проявляется   в   снижении   работоспособности, раздражительности и др. Кроме   классификации   неврозов,   приведенной   выше,   в   практике используются и другие. Так, неврозы делят на общие и системные. К общим относятся   неврастения   (астенический   невроз),   невроз   страха,   невроз навязчивых   состояний   и   истерический   невроз.   Из   системных   чаще   всего встречаются невротические недержания мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики. К системным неврозам нередко относят заболевания, в которых трудно выделить   какой­то   один   ведущий   синдром,   ­   это   так   называемые недифференцированные неврозы. Каждый   вид   невроза   имеет   свои   характерные   особенности: симптоматику,   частоту   встречаемости,   преимущественное   развитие   у   лиц   с   Например, определенными   психофизиологическими   особенностями. астенический невроз ­ это прежде всего сочетание повышенной возбудимости и раздражительности   с   быстрым   истощением   активного   внимания, утомляемостью   и   пониженным   фоном   настроения;   истерический   невроз   ­ неосознаваемое   стремление   к   сохранению   болезненного   состояния   и   ряд других   расстройств.   Однако   в   конечном   итоге   причиной   любого   невроза является несоответствие между выполняемой мозгом работой (степенью его напряжения) и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности.   Функциональное   состояние   психики,   динамика   ее изменений   в   норме   и   патологии   в   значительной   степени   зависят   от индивидуальных   психофизиологических   особенностей   человека,   что   следует учитывать в организации образа жизни данного человека. 8 Вероятность   срыва   высшей   нервной   деятельности,   так   же   как   и возникновение отрицательных эмоциональных состояний, во многом зависит от условий,   в   которых   живет   и   трудится   человек,   отношения   к   нему,   его деятельности,   его   проблемам   со   стороны   окружающих,   а   также   от   его индивидуальных   особенностей   нервной   системы   человека, психофизиологической   организации.   Неврозом   заболевают   в   основном   люди низко   адаптивные,   слабые,   неуверенные   в   себе.   Невроз   ­   это   следствие неразрешенного   внутреннего   конфликта   мотивов   при   недостаточно   высокой эффективности механизмов психологической защиты и выраженном пассивно­ оборонительном поведении в стрессовых ситуациях. Неврозы ­ широко распространенное нарушение, и предполагается, что до   50%   больных,   обращающихся   в   поликлинику,   в   своей   основе   имеют   При   нарушении психосоматические   или   невротические   нарушения. информационных и регуляторных процессов в мозгу возникают разнообразные функциональные нарушения в системе органов, связанных с соответствующей частью   мозга.   Проявляются   эти   нарушения   у   разных   людей   по­разному   и прежде   всего   там,   где   есть   какие­то   слабые   места   (или   генетическая предрасположенность,   или   приобретенные   вследствие   нарушения   здорового образа   жизни,   или   то   и   другое   одновременно).   Чаще   всего   невротические состояния проявляются в резком снижении работоспособности, ухудшении сна, памяти,   снижении   аппетита,   может   нарушиться   стабильность   кровотока   и давление крови, появляются головные боли и боли в разных органах. И если поначалу   жалобы   человека   не   подтверждаются   данными   объективных исследований, то при недостаточной или неквалифицированной медицинской помощи   могут   развиться   органические   заболевания:   гипертония,   инфаркт миокарда, язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет и т.д. 9 В   результате   воздействия   информационно­эмоциональных   стрессов   и недостаточной   профилактики   нервно­психических   нарушений   значительная часть   людей   страдает   неврозами.   Так,   не   менее   33%   призывников   в   ряды Вооруженных   Сил   ежегодно   освобождаются   от   призыва   в   связи   с   нервно­ психическими расстройствами (в том числе и лица с умственной отсталостью), до 80% учителей страдают разными формами неврозов, а в общем контингенте школьников не более трети свободны от каких­либо психических нарушений. С другой стороны, каждый второй пациент с жалобами на сердечно­сосудистую, пищеварительную и другие системы нуждается в первую и главную очередь в помощи психотерапевта. После получения такой квалифицированной помощи необходимость посещения другого врача­специалиста часто вообще отпадает. Гармония   процессов,   протекающих   в   мозгу   ­   важнейшее   условие психического   здоровья,   залог   успешной   физической   или   умственной деятельности.   Только   в   этом   случае   можно   ставить   задачу   оптимизации процессов умственного труда без неблагоприятных для здоровья последствий. 1.2 Факторы, определяющие психическое здоровье  «Здоровье   ­   это   состояние   полного   физического,   психического, социального благополучия» О физическом здоровье мы уже много говорили и много делаем для его сохранения у наших воспитанников, теперь давайте поговорим о психическом здоровье. Какая наука его изучает? – Психология. 10 Психология   ­   это   наука   о   душе.   Значит,   психическое   здоровье   ­   это душевное   здоровье.   Оно   включает   в   себя   нормальное   эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Существуют   два   основных   признака,   по   которым   можно   судить   о психическом здоровье человека. Первый   признак   ­   это   позитивное(хорошее)   настроение,   в   котором находится   человек.   Основу   этого   настроения   составляют   по   меньшей   мере следующие, независимые друг от друга состояния: а)   полное   спокойствие   (например,   когда   человек   ничем   особенно   не занимается, а как бы отдыхает душой и телом); б)уверенность   в   своих   силах   (это   характерно   для   человека,   перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель); в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе). Второй   признак   ­   это   высокий   уровень   психических   возможностей, благодаря чему человек способен (без серьёзных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний. Уровень   психических   возможностей,   с   одной   стороны,   связан   с наследственными   факторами   ­   с   особенностями   нервной   системы   человека. Так,   одни   люди   по   своей   природе   очень   возбудимы   и   потому   сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния. С   другой   стороны,   психические   возможности   зависят   от   умения управлять   своими   состояниями   и   поведением,   несмотря   на   различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим   показателем   психического   здоровья.   Такое   умение,   как   правило, 11 вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга. Пословица говорит, что в здоровом теле живёт здоровый дух. Мы видим, что физическое  и психическое, а также социальное здоровье взаимосвязаны между собой. Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребёнка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память. Цель практической работы с детьми ­ это психическое здоровье ребёнка, а   личностное   развитие   ­   условие   достижения   этого   здоровья.   Нарушение психического   здоровья   связано   как   с   соматическими   заболеваниями   или дефектами   физического   развития,   так   и   с   неблагоприятными   факторами   и стрессами, воздействующими на психику ребёнка и связанными с социальными условиями. Психологический аспект психического здоровья предполагает:  ­   внимание   к   внутреннему   миру   ребёнка:   его   уверенности   или неуверенности к себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру; ­   обеспечение   психологического   комфорта   для   здоровья   развивающей личности. Ребёнок ­ дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие,   используя   программы   по   дошкольному   образованию.   Принципы, положенные   в   основу   программ,   способствуют   укреплению   и   сохранению физического, психического и социального здоровья детей. Только свободная и творческая личность может воспитать свободного и творческого человека. Чтобы помочь ребёнку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать   особенности   его   психического   развития.   Обратимся   к   программе 12 «Радуга»   и   составим   таблицу   психологических   особенностей   детей дошкольного возраста. II. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА 13 1 Понятие семьи, виды и классификация семей  Семья   ­   это   основанное   на   браке   или   родстве   объединение   людей, общественный механизм воспроизводства человека Семья представляет собой малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и   детьми,   члены   которой   связаны   общностью   быта,   взаимной   моральной ответственностью и взаимопомощью. Поскольку   семья   получает   моральную   и   правовую   санкцию, общественную и государственную поддержку, она выступает и как социальный институт.   Когда   говорят   о   семье   как   о   социальном   институте,   то   интерес представляет не конкретная семья, а образцы семейного поведения, ролевые отношения, специфика формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно­семейных отношений. Социологи анализируют семью как социальный институт   в   тех   случаях,   когда   необходимо   выяснить   насколько   ее функционирование соответствует общественным потребностям, как меняются семейные   нормы   и   ценности   в   различных   типах   культуры,   каким   образом происходит социальное регулирование отношений между членами семьи. Как малая социальная группа, семья чаще всего рассматривается в тех случаях, когда изучается конкретная семья, исследуются реальные отношения между ее членами или ее внутренние связи. Исследователей интересуют цели, структура, состав семьи, семейные нормы и ценности, отношения членов семьи, выполнение основных функций её членами. Основу семьи составляет брак. Брак ­ это исторически обусловленная, санкционированная   и   регулируемая   обществом   форма   отношений   между мужчиной и женщиной. К настоящему времени наиболее распространены два типа брака: моногамия (единобрачие) ­ брак между одним мужчиной и одной женщиной;   полигамия   ­   многобрачие   (многоженство   или   многомужество). Брачный союз обычно утверждается через социально­одобренную церемонию, 14 которая, как правило, включает в себя и юридическое оформление брака. Это налагает определенные обязательства на супругов, так как заключение брака ­ есть   признание   социальной   зрелости   вступивших   в   него,   готовности   к выполнению   супружеских   обязательств,   содержанию   и   воспитанию   детей. Брачный   союз   налагает   определенные   обязательства   и   на   государство,   его санкционирующее.   Проблемы   брачно­семейных   отношений   во   многом определяют социальную, экономическую и культурную политику государства. Совокупность  отношений  между  членами  семьи (её структуру) можно анализировать по разным основаниям. По родственной структуре семья может быть: нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (в неё также входит кто­либо из родственников супругов, проживающий с ними). По структуре распределения власти между супругами выделяют семьи, в которых   главные   решения   единолично   принимает   один   из   супругов,   и эгалитарные,  в   которых   жизненно   важные   решения   принимаются   супругами совместно.  По   месту  жительства   различают   семьи  патрилокальные  (супруги живут   в   семье   родителей   мужа,   ведут   с   ними   одно   домохозяйство), матрилокальные   (супруги   живут   в   семье   родителей   жены)   и   неолокальные (супруги живут отдельно от родителей). Семья выполняет определенные функции, отражающие как социальную значимость семьи, так и ее индивидуальные потребности в различных сферах. В репродуктивной   сфере   она   поддерживает   биологическое   воспроизводство общества   и   удовлетворяет   потребность   в   детях;   в   воспитательной   ­ осуществляет социализацию, создавая собственную культурную среду в рамках культуры   общества;   в   социально­экономической   ­   охраняет   физическое здоровье, обеспечивает материальными средствами и хозяйственно­бытовыми услугами   своих   членов;   в   социально­статусной  ­   воспроизводит   социальную структуру и удовлетворяет потребности в социальном продвижении. 15 Перед   семьей   в   последние   годы   возникло   множество   социальных проблем.   К   их   числу   относятся,   например,   низкая   рождаемость,   высокий уровень разводов, рост числа неполных семей. Вместе с тем, объективно, в жизнедеятельности семьи возрастает значение функций, связанных с духовным общением, взаимопомощью супругов, родителей и детей. Функционирование   семьи   обусловлено   ее   включённостьювразличного рода большие группы, в том числе в социально­территориальные общности.  2.2 Позитивная оценка ребенка в семье как фактор, влияющий на его психическое здоровье Семья   ­   многослойное   социальное   образование   и   является   предметом изучения разноплановых дисциплин. Социальный портрет современной семьи,   характеризуется   демографическими   показателями: прежде   всего, численностью,   размером   и   составом   семей,   коэффициентами   брачности, детности и разводимости, числом детей, проживающих в неполных семьях. Семья   сегодня   испытывает   дефицит   компетентности   по   вопросам формирования у детей позитивных социальных, установок, по взаимодействию со   специалистами   при   необходимости   консультативной   психолого­ педагогической,   специализированной   медицинской   и   социально­правовой помощи. Одновременно педагоги, школьные психологи, социальные работники испытывают   затруднения   в   работе   с   такими   семьями,   так   как   слабо разработано   методическое   обеспечение   компетентного   отношения   к проблемному поведению детей. Задача   нашей   работы   ­   показать   взаимосвязь   здорового   образа   жизни семьи   и   ее   воспитательного   потенциала,   с   целью   привлечения   родителей   в учебно­воспитательный процесс всестороннего развития ребенка. 16 Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья. Отношения   родителей   между   собой,   их   отношения   к   детям, внутрисемейная атмосфера ­ все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы. Воспитать настоящего человека ­ непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе. Между   тем   жизнь   свидетельствует   о   том,   что   немало   родителей   по неопытности,   по   незнанию,   по   легкомыслию   допускает   серьезные,   порой неисправимые ошибки в воспитании детей. Семья   являет   собой   персональную   среду   жизни   и   развития   детей, подростков,   юношей,   качество   которой   определяется   рядом   параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: ∙Демографический   ­   структура   семьи   (большая,   включая   других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало­ или многодетная). ∙Социально­культурный ­ образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества. ∙Социально­экономический ­ имущественные характеристики и занятость родителей на работе. ∙Технико­гигиенический   ­   условия   проживания,   оборудованность жилища, особенности образа жизни. Отношения   родителей   между   собой,   их   отношения   к   детям, внутрисемейная атмосфера ­ все это уже само по себе воспитывает личность. 17 Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы. Воспитать настоящего человека ­ непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе. Между   тем   жизнь   свидетельствует   о   том,   что   немало   родителей   по неопытности,   по   незнанию,   по   легкомыслию   допускает   серьезные,   порой неисправимые ошибки в воспитании детей. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет   ее   влияние   на   подрастающее   поколение.   Поэтому   воспитательная функция семьи имеет три аспекта:  ­ первый ­ формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов,   передача   детям   взрослыми   членами   семьи   (матерью,   отцом, дедушкой,   бабушкой   и   др.)   накопленного   обществом   социального   опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития   и   поведения;   обогащение   их   интеллекта,   эстетическое   развитие, содействие   их   физическому   совершенствованию,   укреплению   здоровья   и выработке навыков санитарно­гигиенической культуры; ­  второй   аспект ­   систематическое   воспитательное   воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни; ­  аспект третий ­ постоянное влияние детей на родителей (и других   побуждающее   их   активно   заниматься взрослых   членов   семьи), самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи.   Он   представляет   собой   комплекс   условий   и   средств,   определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные 18 и   бытовые   условия,   численность   и   структуру   семьи,   развитость   семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно­ нравственную,   эмоционально­психологическую   и   трудовую   атмосферу, жизненный   опыт,   образование   и   профессиональные   качества   родителей. Большое   значение   имеют   личный   пример   отца   и   матери,   традиции   семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со   школой   и   общественностью.   Особый   и   весьма   важный   компонент   ­ специфика самого процесса семейного воспитания. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни.   Значит,   семейному   воспитанию   свойственны   непрерывность   и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит   дошкольника,   а   затем   и   школьника   очень   и   очень   многому.   Так   как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое   другое   воспитание.  Семья   объединяет   людей   разного   возраста,   пола, нередко   с  разными   профессиональными   интересами.  Это   позволяет   ребенку наиболее   полно   проявлять   свои   эмоциональные   и   интеллектуальные возможности. Активнейшее   воздействие   семья   оказывает   на   развитие   духовной культуры,   на   социальную   направленность   личности,   мотивы   поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором   в   выработке   системы   социальных   установок   и   формирования жизненных   планов.   Общественные   правила   впервые   осознаются   в   семье, культурные  ценности  общества  потребляются  через  семью, познание   других 19 людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для   формирования   полноценного   семейного   коллектива.   И   это   обогащает жизнь   каждого   члена   семьи   и   создает   благоприятную   обстановку   для успешного   выполнения   семьей   воспитательной   функции.   В   семье,   где   один ребенок,   все   это   сильно   усложняется.   А.   С.   Макаренко   писал:   «Можно, например,   решительно   утверждать,   что   воспитание   единственного   ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если   нельзя семья   испытывает   некоторые   материальные   затруднения, ограничиваться одним ребенком». Выходит,   воспитательная   функция   органически   сливается   с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями. Коммуникативная функции семьи Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции   семьи.   Можно   назвать   следующие   компоненты   этой   функции: посредничество   семьи   в   контакте   своих   членов   со   средствами   массовой информации   (телевидение,   радио,   периодическая   печать),   литературой   и искусством;   влияние   семьи   на   многообразные   связи   своих   членов   с окружающей   природной   средой   и   на   характер   ее   восприятия;   организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это   заметно   усиливает   ее   воспитательный   потенциал.   Нередко   с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. Организация досуга и отдыха В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) 20 время,   которым   человек   распоряжается   всецело   по   своему   выбору   и усмотрению.   Свободное   время   ­   одна   из   важнейших   социальных   ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего   развития   личности.   Повышению   роли   досуга   способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы   зеркалом   зрелости   человека   как   личности:   по   характеру   его   досуга   о человеке можно сказать очень многое. Семейный досуг включает в себя: ∙чтение,   слушание   радио,   просмотр   телепередач,   встречи   с родственниками,   друзьями   и   знакомыми,   посещение   библиотек,   театров, концертных залов и кинотеатров; ∙проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; ∙занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. В   организации   семейного   досуга   обнаруживается   немало   ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе,   родители   зачастую   недостаточно   уделяют   времени   своим   детям, ссылаясь   на   занятость,   усталость   и   т.   п.   Преодолеть   эти   ошибки   ­   задача современной семьи. Семейные   традиции   ­   один   из   основных   способов   воспитания,   т.   к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать   свою   связь   бабушками,   дедушками,   общими   предками,   позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, 21 чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы. Неплохо,   если   в   семье   сложилась   традиция   проводить   каждое   лето   в путешествии,   это   расширяет   круг   знакомств,   помогает   ребенку   узнать   и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это позволить.   Но,   разумеется,   это   не   означает,   что   нужно   отказываться   от соблюдения   каких­то   общих   правил   в   принципе.   Традицией   могут   стать   и необычные   встречи   нового   года   или   дня   рожденья,   совместные   поездки   за город, даже субботние обеды, когда дети знают, что в этот день и в это время их   в   семье   очень   ждут.   Такие   традиции   способствуют   сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию. Таким   образом,   для   того,   чтобы   максимизировать   положительные   и свести   к   минимуму   отрицательное   влияние   семьи   на   воспитание   ребенка родителям   необходимо   помнить   внутрисемейные   психологические   факторы, имеющие воспитательное значение: ∙Принимать активное участие в жизни семьи; ∙Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; ∙Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; ∙Не   оказывать   на   ребенка   никакого   нажима,   помогая   ему   тем   самым самостоятельно принимать решения; ∙Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; ∙Уважать право ребенка на собственное мнение; 22 ∙Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; ∙  уважением   относиться   к   стремлению   всех   остальных   членов   семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями   самих   родителей,   образом   жизни   семьи,   здоровьем, благополучием, ее счастьем. Благополучию   ребенка   способствует   доброжелательная   атмосфера,   и такая   система   семейных   взаимоотношений, защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.   которая   дает   чувство Семья для ребенка­ это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его. Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом: 1.Семья   обеспечивает   базисное   чувство   безопасности,   гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. 23 2.Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения. 3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта. 4.Родители   влияют   на   поведение   ребенка,   поощряя   или   осуждая определенный   тип   поведения,   а   также   применяя   наказания   или   допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. 5.Общение   в   семье   позволяет   ребенку   вырабатывать   собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье. Семья ­ это определенный морально­ психологический климат, это для ребенка   школа   отношений   с   людьми.   Именно   в   семье   складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным   и   духовным   ценностям.   Ребенок   в   семье   получает   азы   об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости… Ребенку нужны оба родителя­ любящие отец и мать. Отношения между супругами   имеют   громадное   влияние   на   развитие   личности   ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным,   агрессивным.   Трения   между   родителями   травмирующим образом влияют на малыша. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно   контролирует   проявление   эмоций,   поддерживая   одни   каналы разрядки   эмоций   и   подавляя   другие.   Семья   поощряет   одни   личностные влечения,  одновременно  препятствует другим,  удовлетворяет  или  пресекает личностные   потребности.   Она   указывает   границы   идентификации, 24 способствует   появлению   у   индивида   образа   своего Я.   Семья   определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни. Таким   образом,   опыт   семейных   взаимоотношений   играет   для   ребенка важную роль в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими. Чтобы повысить  положительные и свести до минимума отрицательное влияние   семьи   на   психику   ребенка   необходимо   принимать   во   внимание внутрисемейные психологические факторы, которые описаны ниже: Всегда находить время на общение с ребенком. Всегда интересоваться проблемами ребенка и помогать ему в развитии своих умений и талантов. Не   оказывать   на   ребенка   давления,   тем   самым   помогая   ему самостоятельно принимать решения. Дать ребенку право на собственное мнение. Надо помнить, что ребенок является равноправным членом семьи. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Аккерман,   Н.   Семья   как   социальная   и   эмоциональная   единица   /   Н. Аккерман // Семейная психотерапия : хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – Санкт­Петербург : Питер, 2008. – 17­27 с. 2.Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. / А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова, Н.И. Чуткина, под ред. М.В. Дубровиной. ­ М., 2005 г. 3.Беляускайте,   Р.Ф.   Рисуночные   пробы   как   средство   диагностики развития   личности   ребенка   //   Психологическое   обследование   детей дошкольного   —   младшего   школьного   возраста:   Тексты   и   методические 25 материалы / Ред.­сост. Г. В. Бурменская. — М.: УМК «Психология», 2009. — С. 220—231. 4.Гамезо,   Старший   дошкольник   и   младший   школьник: психодиагностика и коррекция развития. / М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Л.М.   М.В. Орлова. ­ М.: Издательство  «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. 5.Гарбузов, В.А. Неврозы у детей и их лечение. / В.А. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. ­  Л.: Медицина, Ленингр. отд­ние, 1977. – 272 с. 6.Гаспарян,   Ю.А.   Семья   на   пороге   XXI   века:   уч.   пособие.   /   Ю.А. Гаспарян. ­ СПб.: Петрополис, 2005. ­ 320с. 7.Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей. // Вопросы психологии. ­ 1996 г., №2. 8.Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия. / А.И. Захаров. ­ М.: ЭКСМО­Пресс, 2008. — 448 с.  9.Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. / А.И. Захаров. ­ СПб.: СОЮЗ , 2007. – 224 с. 3­е изд., испр. Серия: Психология ребенка. 10.Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. / В.В. Ковалев. ­ М.: Медицина, 1985. ­ 288с.  11.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. ­ М. : Изд­во УРАО, 2009. – 175 с. 12.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. / А.Г. Маслоу. ­ СПб.: Евразия, 1999.­432с. 13.Петровский, А.В. Психологический словарь. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. ­  М.: Политиздат, 1990. — 494 с.  14.Психологическая   диагностика.   /под   ред.   Гуревич   К.М.,   Борисовой Е.М.. ­  Учебное пособие. М.: Изд­во УРАО, 2005 26 15.Флейк­Хобсон, К. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флейк­Хобсон, Брайн Е. Робинсон, П. Скин. – Москва : Центр общечеловеческих ценностей, 1992 . – 511 с. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Рекомендации родителям: как хвалить своего ребенка Хорошо продуманная похвала является эффективной дисциплинарной  стратегией и имеет большее значение, чем наказание, наложенное сразу после  плохого поведения. При похвале учитывайте следующее: 27 1. Хваля ребенка, будьте умеренны. Если ребенка хвалят мало, у него  формируется заниженная самооценка, и ему будет труднее научиться  различать хорошее и плохое. Если ребенка хвалят слишком много, то  вырабатывается "зависимость" от постоянного ожидания похвалы. Это  способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения  оценивать себя. 2. Хвалите за что­то конкретное. 3. Хвалите усилия ребенка, а не конечный результат. 4. Хвалите прилагательными, отражающими ваши ценности  (старательный, ловкий, умный и.т.д.). Так вы научите ребенка ценностям,  важным для вас. 5. Хвалите сильные стороны, умения ребенка. 6. Избегайте использовать в похвале слова в превосходной степени.  Например: "лучший", "самый симпатичный" и т.д. 7. Хвалите малыша теми словами, которые он понимает. 28

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа

Итоговая аттестационная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017