Назначение работы.
Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения за учебный год.
Предлагаемая работа предполагает включение заданий метапредметного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.
2.Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии за год по программе основной школы, и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
Материал промежуточной проверочной работы направлен на проверку усвоения пятиклассниками важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса « Биология». Связь работы с ОГЭ и ЕГЭ проявляется в построении структуры КИМ.
3. Структура работы.
Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, включает 18 заданий и состоит из 3 частей. Часть I( А) содержит 13 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности. Часть II(В)- содержит три задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1, 2- с выбором трех верных ответов из шести; 3- задание на определение соответствия.
Итоговая контрольная работа по
биологии 5 класс
Вариант 1
Часть 1. Выбери один правильный
ответ.
А1. Биология – это наука о:
1) космосе; 2)строении Земли;
3) живой природе; 4) веществах.
А2. Живые организмы, в отличие от тел
неживой природы:
1) неподвижны;
2) имеют клеточное строение;
3) состоят из химических элементов;
4) имеют цвет.
А3. Все живые организмы способны к:
1) размножению;
2) неограниченному росту;
3) питанию готовыми органическими
веществами;
4) быстрым перемещениям.
А4. Исследование, при котором человек в
лаборатории воспроизводит природное явление:
1) наблюдение; 2) измерение;
3) рассматривание; 4) эксперимент.
А5. Увеличительный прибор:
1) предметный столик; 2) микроскоп;
3) тубус; 4) штатив.
А6. Если окуляр даёт 10кратное увеличение, а
объектив – 30кратное, то микроскоп
увеличивает объект в:
1) 150 раз; 2) 200 раз;
3) 250 раз; 4) 300 раз.
А7. Организмы, клетки которых не сдержат
ядро:
1) прокариоты; 2) автотрофы;
3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А8. Организмы, способные образовывать
органические вещества из неорганических:
1) прокариоты; 2) автотрофы;
3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А9. Важнейший признак представителей царства
Растения – способность к:
1) дыханию; 2) питанию;
3) фотосинтезу; 4) росту и размножению.
А10. Животные питаются:
1) с помощью фотосинтеза;
2) готовыми органическими веществами;
3) водой и углекислым газом;
4) неорганическими веществами.
А11. Неклеточными формами жизни являются:
1) вирусы; 2) бактерии;
3) грибы; 4) растения.
А12. Размножение с помощью клеток или частей
тела называют:
1) бесполым 2) половым
3) вегетативным 4) оплодотворением
А13. Клеточное строение имеют:
1)все природные тела 2)только животные
3)только растения 4)все живые существа
Часть 2. Выбери три правильных
ответа из шести.
В1. Каждая клетка животных и растений:
А) дышит;
Б) питается;
В) имеет хлоропласты;
Г) растёт и делится;
Д) может участвовать в оплодотворении;
Е) образует питательные вещества на свету.
В2. Бактерии являются возбудителями таких
болезней, как:
А) туберкулёз;
Б) холера;
В) грипп;
Г) СПИД;
Д) чума;
Е) гепатит.
В3. Установите соответствие между
особенностью жизнедеятельности организмов и
их принадлежностью к царству живой природы.
Царство живой природы:
1) грибы 2) Животные
Особенность жизнедеятельности
А) Питаются путём заглатывания пищевых
частиц
Б) Неограниченный рост у большинства
организмов
В) Активное передвижение
Г) Питаются путём всасывания веществ
Д) Неподвижны, ведут прикреплённый образ
жизни
А
Б
В
Г
Д
Часть 3. Дай развернутый ответ на
вопросы.
С1. Почему антропогенный фактор часто
считают фактором угрозы для природы?С2.Чем живая природа отличается от неживой?
Итоговая контрольная работа по
биологии 5 класс
Вариант 2
Часть 1. Выбери один правильный
ответ.
А1. Наука о живой природе:
1) география; 2) физика;
3) химия; 4) биология.
А2. Живые организмы, в отличие от тел
неживой природы:
1) имеют массу;
2) способны к обмену веществ;
3) не состоят из химических элементов;
4) имеют форму.
А3. Все живые организмы способны к:
1) росту; 2) передвижению на четырёх
конечностях; 3) впитыванию воды корнями;
4) улавливанию солнечного света зелёными
листьями.
А4. Сезонные изменения в живой природе
изучают, используя метод:
1) наблюдения; 2) эксперимента;
3) описания; 4) анкетирования.
А5. Самый простой увеличительный прибор:
1) микроскоп; 2) телескоп;
3) весы; 4) лупа.
А6. Если окуляр даёт 10кратное увеличение, а
объектив – 15кратное, то микроскоп
увеличивает объект в:
1) 150 раз; 2) 200 раз;
3) 250 раз; 4) 300 раз.
А7. Организмы, клетки которых сдержат ядро:
1) прокариоты; 2) автотрофы;
3) гетеротрофы; 4) эукариоты.
А8. Зеленый цвет растениям придают:
1) хлоропласты 2) лизосомы
3) цитоплазма 4) митохондрии
А9. Процесс фотосинтеза характерен для
представителей царства:
1) Животные; 2) Растения;
3) Грибы; 4) Вирусы.
А10. Животные способны к:
1) фотосинтезу; 2) накапливанию крахмала;
3) активному передвижению;
4) питанию неорганическими веществами.
А11. Вирусы имеют:
1) одноклеточное строение;
2) неклеточное строение;
3) тканевое строение; 4) ядро.
А12. Условия, необходимые для жизни:
1)вода, кислород
2)питательные вещества
3)энергия
4)все перечисленные факторы
А13. Споры бактерий служат для:
1)
2)
неблагоприятных условий
питания 3) размножения
дыхания 4) перенесения
Часть 2. Выбери три правильных
ответа из шести.
В1. Каждая клетка животных и растений имеет
три главные части:
А) ядро;
Б) цитоплазму;
В) хлоропласты;
Г) наружную мембрану;
Д) клеточную стенку;
Е) вакуоли с клеточным соком.
В2. Бактерии используются человеком для
получения:
А) кефира и йогурта;
Б) молока;
В) квашеной капусты;
Г) солёных грибов;
Д) витаминов и некоторых лекарств;
Е) ваты и бинтов.
В4. Установите соответствие между природой
планеты Земли и её телами. Впишите в таблицу
цифры выбранных ответов.
Природа планеты Земля
1)живая природа 2)неживая природа
тела природы
А) инфузория
Б) вода
В ) кактус
Г) углекислый газ
Д) холерный вибрион
В
А
Б
Г
Д
Часть 3. Дай развернутый ответ на
вопросы.С1. Почему в природе нет вредных и полезных
организмов?
С2. Назовите виды экологических факторов,
которые влияют на жизнь организмов в природе.
Спецификация работы.
1.Назначение работы.
Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса
общеобразовательного учреждения за учебный год.
Предлагаемая работа предполагает включение заданий метапредметного плана, что позволяет
отследить сформированность УУД у учащихся.
2.Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 5 класса предметного
содержания курса биологии за год по программе основной школы, и выявления элементов содержания,
вызывающих наибольшие затруднения.
Материал промежуточной проверочной работы направлен на проверку усвоения пятиклассниками
важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в
разделах курса « Биология». Связь работы с ОГЭ и ЕГЭ проявляется в построении структуры КИМ.
3. Структура работы.
Работа состоит из 2х вариантов, каждый из которых, включает 18 заданий и состоит из 3 частей. Часть
I( А) содержит 13 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания
базового уровня сложности. Часть II(В) содержит три задания повышенного уровня сложности с
кратким ответом: 1, 2 с выбором трех верных ответов из шести; 3 задание на определение
соответствия.
3. Распределение заданий по основным группам предметных действий.
Задания уровня А (тесты с одним правильным ответом), позволяют прежде всего определить
уровень предметных УУД: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
объяснение роли различных факторов в жизни организмов; сравнение биологических объектов и
процессов; умение делать выводы на основе сравнения; знание основных правил поведения в природе и
основ сохранения здорового образа жизни.
Задания уровня В ( первое задание по выбору трёх правильных ответов из шести, второе
задание на соответствие, третье знание биологических терминов и понятий); позволяют выявить
уровень сформированности метопредметных и личностных УУД: овладение умением давать
определения, понятия, делать выводы; умение анализировать и оценивать информацию;
сформированность познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.
4. Система оценивания.
Верно выполненное задание базового уровня(задания части А) оценивается в 1 балл.
Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть В2 В3)от 0 до 3 баллов.
Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается (часть С) от 0 до 3 баллов Максимальное
количество баллов 20
Итого за работу 28 тестовых баллов.
Балл за работу
5
4
3
2
1
Тестовые баллы
2628
1925
1218
711
165.Продолжительность работы 40 минут.