Практическая работа по теме "Местоимение" проводится как итоговая работа по данной теме. Задания сформулированы в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Работа с текстом предполагает не только понимание содержание текста, но и выявление основной мысли автора, так как именно эти вопросы вызывают затруднения на экзаменах ЕГЭ. Работа содержит непосредственно сам тест, критерии оценивания, ответы, а также бланки ответов.
©
Итоговая практическая работа по теме
«МЕСТОИМЕНИЕ»
Русский язык – предмет, традиционно относящийся к числу наиболее сложных
учебных дисциплин. Поэтому от учителя требуется организация особой системы
подготовки учащихся к единому государственному экзамену. Эту подготовку
необходимо проводить с 5-ого класса. Данный тест рассчитан на проверку уровня
знаний по всей теме «Местоимение» в 6-ом классе. Задания дают возможность проверить
умение различать разряды местоимений, видеть их связывающую функцию в тексте и какими членами
предложения они могут являться. Работа с текстом учит понимать его смысл и проверяет умение
определять главную мысль текста. Упражнение такого типа – это замечательный способ подготовки к любой
экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ. Задания соответствуют школьным программным
требованиям по пройденному материалу.
ИНСТРУКЦИЯ
На выполнение теста отводится 1 час.
Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить задание сразу, переходите к
следующему.
Если останется время, вернись к тем заданиям, которые ты не выполнил.
Заполняя бланк ответов, читайте инструкцию к каждому заданию.
Ответы заданий 12 запишите цифрой.
Ответ к заданию 3 запишите фразой.
В бланке ответов к заданиям 4 9 запишите номер предложения.
В бланке к заданиям 1011 ответы запишите словами.
При выполнении заданий 1214 заполните таблицу в бланке ответов.
ТЕСТ
Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1 – 14.
Бриллиантовые слезы.
(1) Появился на свет маленький человечек.
он заплакал.(3) Это были слезы страха.(4) Потом он узнал родной голос мамы и
успокоился.
(5) Шли дни, и он уже улыбкой отвечал на ее улыбку.
(6) Как-то ранним утром мальчик стал разглядывать росинки на цветах, на
травинках.(7) Они светились, отражая солнечные лучи.(8) Каждая росинка сама как
бы превращалась в маленькое солнце.(9) Это созерцание было так поразительно, что
у него самого из восторженных глаз выкатились крохотные росинки-слезинки.(10)
(2) Сначала новый мир испугал его, и
1©
Только роса в саду скоро испарилась, не оставив и следа, а его слезки превратились в
маленькие бриллиантики.(11) Они изумительно переливались всеми цветами радуги,
будто солнце изнутри озаряло их.
(12)В другой раз он увидел в окно, как из гнезда выпал беспомощный птенец.(13)
Птенчик жалобно пищал, пытался взлететь, крылышки у него еще не выросли.
(14)Мальчуган, еле-еле сам умея ходить, вышел из дома, чтобы помочь
упавшему, но когда спустился с крыльца, то увидел облизывающегося черного кота, а
рядом трепещущие пушинки.(15)И опять слезинки-бриллиантики скатились из глаз
мальчика.
(16)Родители бережно хранили эти сокровища. (17)Иногда они устраивали для
себя праздник: доставали бриллианты и любовались ими.(18) Они никому их не
показывали, никому не говорили, что их сынок порой плачет обыкновенными слезами
– слезами обиды, каприза, а порой – драгоценными. (19)Это была их тайна.(20) Они
боялись, что злые люди похитят их сына и потому ни с кем не давали ему играть,
боясь, что тайна будет открыта. (21)И мама, и папа окружили свое дитя заботой, они
носили его на руках.
(22)Мальчик вскоре привык к такому царственному почитанию.(23) Ему стало
казаться, что весь мир создан для него и все – его подданные.(24) Он привык
повелевать, становясь все надменнее и холоднее.(25) Родители видели, как меняется
сын, но уже ничего не могли поделать. (26)Им казалось, что он навсегда разучился
плакать даже обыкновенными слезами.(27) Это глубоко огорчало их.(28) Ведь когда-
то это был такой чуткий малыш.
(29)Шли годы.(30) Силы родителей иссякали, они старились.(31) Их надежды, что
сын будет им помощником и защитой в старости и болезнях, давно растаяли, как
утренняя роса.(32) Сын был черств и равнодушен ко всем, кроме себя.(33) Он на всех
поглядывал свысока, как на рабов, никого не любя, никому не сочувствуя. (34)Сердце
его окаменело.
(35) Ни одной слезинки не проронил он, стоя у гроба своего отца.(36) Только
задумался о чем-то. (37) Когда умирающая мать попросила сына дать воды, сын
поморщился, но принес.(38) Подавая, он невольно обратил внимание, как ее
трясущиеся руки никак не могли удержать стакан.(39) Вода из него расплескивалась,
а сам стакан звонко ударялся об ее зубы.(40) Он впервые внимательно посмотрел на
бугры, которые появились на когда-то нежных руках.(41) Сколько же руки матери
переделали работы, заботясь о сыне?(42)И вот теперь эти руки не могут сами даже
удержать стакан.
(43)Сын взял его и бережно поднес к ней.(44) Она удивленно и благодарно
взглянула на него. (45)Глаза ее увлажнились.
(46)Ему пришла мысль, что скоро он останется один на всем свете, и никто в
мире больше не будет любить его так, как любила мать. (47)Он пожалел, что никогда
в жизни ничем ни разу не порадовал ее, не согрел добрым словом или заботой.
(48)Она жила для него.(49) А для кого жил он?(50) Она была для него матерью, а был
ли он для нее сыном?
(51)Вдруг глаза его затуманились, и что-то упало в стакан.(52) Это был
маленький бриллиант.
(Борис Ганаго)
2©
1. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста ( выбери
правильный ответ):
1). Родители боялись, что люди узнают о бриллиантовых слезах, и поэтому не давали
общаться сыну с ними.
2). Жалость и любовь к матери растопили чёрствое сердце сына.
3). Маленький сын плакал бриллиантовыми слезами, когда его сердце наполнялось
чувством любви и жалости к людям и ко всему живому и когда капризничал и
обижался.
4). Когда сердце мальчика окаменело, он стал смотреть на людей как на рабов.
2. Смысл названия рассказа «Бриллиантовые слёзы» заключается в
следующем ( выбери правильный ответ):
1). Бриллиант – это очень дорогой камень, и родители очень хотели набрать больше
этих камней.
2). Самыми дорогими «бриллиантовыми» слезами являются слёзы сочувствия,
сострадания, любви и жалости.
3). Именно настоящие бриллиантовые слёзы помогли понять юноше свои ошибки.
4). Юноша мог превращать простые слёзы в бриллианты, которые приносили его
родителям счастье.
3. Из предложений 16-21 выпишите фразеологизм.
4. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим
при помощи указательного местоимения. Выпишите номер этого
предложения.
5. Среди предложений 6-8 найдите такое, которое связано с предыдущим
при помощи личного местоимения. Выпишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 16-21 найдите такое, которое связано с
предыдущим при помощи указательного местоимения. Выпишите номер
этого предложения.
7. В каком предложении местоимение ЕГО является личным и выполняет функцию дополнения?
Выпишите номер предложения.
а) 10 б) 23 в) 34 г) 43
8. В каком предложении местоимение ЕЁ является личным и выполняет функцию дополнения?
Выпишите номер предложения.
а) 5 б) 38 в) 45 г) 47
9. В каком предложении местоимение ИХ является личным и выполняет функцию дополнения?
Выпишите номер предложения.
а) 19 б) 20 в) 27 г) 31
10. Из предложений 1-5 выпишите личные местоимения.
11. Из предложений 16-20 выпишите отрицательные местоимения.
312.Соотнеси номера предложений и разряды местоимений, которые
употреблены в этих предложениях. Ответы запиши напротив номера
предложения словами.
©
№ 6
№ 13
№ 15
№ 22
№ 41
№ 37
1.личное
2.указательн
ое
3.неопределё
нное
4.притяжател
ьное
5.относитель
ное
6.вопросител
ьное
13. Определи, какими членами предложения являются местоимения в
предложении 38. Заполни таблицу:
местоимение
Член предложения
14. Определи, какими членами предложения являются местоимения в
предложении 51. Заполни таблицу:
Местоимение
Член предложения
4
ОТВЕТЫ©
ответы
3
2
НОСИЛИ НА РУКАХ
3
7
19
23
47
27
ЕГО ОН ОН
НИКОМУ НИ С КЕМ
6 предл.-НЕОПРЕДЕЛЁННОЕ
13 предл.-ЛИЧНОЕ
15 предл.-
ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ
22 предл.-УКАЗАТЕЛЬНОЕ
41 предл.-
ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ
37 предл.-ОТНОСИТЕЛЬНОЕ
Местоимен
Член
предложения
ие
подлежащее
ОН
определение
ЕЁ
НИКАК
обстоятельств
о
определение
ЕГО
ЧТО-ТО
подлежащее
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
БАЛЛЫ
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
ЗА КАЖДОЕ ВЕРНОЕ
№
задан
ия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
№
задан
ия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
5©
12
13
14
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1 БАЛЛ
ВСЕГО 6 БАЛЛОВ
Член
предложения
Местоимен
ие
0,5 баллов 0,5 баллов
0,5 баллов 0,5 баллов
0,5 баллов 0,5 баллов
0,5 баллов 0,5 баллов
0,5 баллов 0,5 баллов
Всего 22 балла – 100%
Количество набранных баллов и оценка
«5» - 21-22 балла 95%-100%
«4» - 16-20 баллов 71%-94%
«3» - 11-15 баллов 50%-70%
«2» - 10 баллов и менее 0%-49%
ответы
Бланк ответов
6 предл.-
13 предл.-
15 предл.-
22 предл.-
№
задан
ия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
641 предл.-
37 предл.-
Местоимен
ие
Член
предложения
©
13
14
7