Цель занятия:
- образовательная: актуализировать знания обучающихся ;
- воспитательная: привить интерес к виду рукоделия - вязанию, любовь к народному творчеству;
-развивающая: закрепить навыки приемов вязания, выполнение помпонов и развить творческую самостоятельность.
Материалы и технические приспособления: демонстрационные изделия, заготовки карточек, заготовки вязаных деталей.
Тип занятия: комбинированное
Методы: наглядный, демонстрационный, практический.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Целевая аудитория: обучающиеся второго года обучения, группа среднего уровня.
План проведения занятия
1. Организационный момент
§ проверка присутствующих;
§ сообщение темы, постановка цели, ознакомление с планом занятия.
2. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков.
§ мотивация учения воспитанников;
3. Самостоятельная работа на применение знаний, умений и навыков, проверка результатов выполнения работ.
§ эскиз варежки
§ физкультминутка
§ выполнение помпонов
4. Рефлексия
5. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Чаепитие.
Ход занятия
Я надену рукавички-
Две весёлые сестрички...
Буду хлопать я в ладоши,
День морозный и хороший!
С. Пригоцкая
1. Организационный момент.
- проверка присутствующих и готовности учащихся к занятию;
- ознакомление с планом занятия.
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Я рада всех видеть на занятии. Думаю, вы сами назовете тему нашего занятия. Правильно, речь пойдет о варежках.
2. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков.
Педагог: Рассказ об истории варежки.
Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у Варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран.
Другой вариант происхождения этого слова - от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.
В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы... Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др.
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.
У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда , невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.
Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.
Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.
На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.
Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами. Обычно надевалось несколько пар: сначала вязаные, а затем меховые – мехом наружу. По праздникам надевали цветные варежки с узором. В будни дни – однотонные.
3. Самостоятельная работа на применение знаний, умений и навыков, проверка результатов выполнения работ.
1) Творческое задание. Создать эскиз варежки
Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Вот тогда за руку маму
Можно смело повести,
Чтобы мама не боялась.
Знала чтоб, куда идти.
Чтобы ручки не замерзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам - друзья!!
2) физкультминутка.
Руководитель раздает детям по одной варежке. Под музыку дети двигаются по кабинету . По сигналу руководителя "Раз, два, три- пару найди" воспитанники должны находят пару для своей варежки (по цвету и по узору).
3) выполнение помпонов.
Сказочно красивы в цвете яркие помпоны,
Блестками сверкали эти камешки короны.
Как собой напоминали - вёсен маргаритки.
Не было прекрасней шапки, чем у нашей Ритки.
Бархатные нитки мягко ручки щекотали,
Прыгали помпоны в легком, быстром карнавале.
Красочно светились летних радуг переливы.
Зорькой растекалась дымка волнами залива.
Нежностью искрились глазки милой хохотушки.
Ловко прикрывала шапкой маленькие ушки.
Как принарядилась, зайка, светики - помпоны.
Солнцем обогрелись, лаской, - цветом все бутоны...
4. Рефлексия.
Наше занятие подходит к завершению. Предлагаю вам высказать свое настроение . Выполненный вами помпон опустите в корзину справа, если хорошее настроение, а если нет – в корзину слева.
5. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Чаепитие.
Спасибо вам, мои дорогие ребята.
Вы превратили этот день в чудесный, весёлый, яркий, красивый,
счастливый праздник. Надеюсь, у каждого из вас в душе останутся
только приятные воспоминания и добрые эмоции. Всем желаю радужной мечты
сердца и большого счастья жизни.
Приложение.
1.
Чтобы ручки не замерзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они ручки будут греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Вот тогда за руку маму
Можно смело повести,
Чтобы мама не боялась.
Знала чтоб, куда идти.
Чтобы ручки не замерзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам - друзья!!
2.
Сказочно красивы в цвете яркие помпоны,
Блестками сверкали эти камешки короны.
Как собой напоминали - вёсен маргаритки.
Не было прекрасней шапки, чем у нашей Ритки.
Бархатные нитки мягко ручки щекотали,
Прыгали помпоны в легком, быстром карнавале.
Красочно светились летних радуг переливы.
Зорькой растекалась дымка волнами залива.
Нежностью искрились глазки милой хохотушки.
Ловко прикрывала шапкой маленькие ушки.
Как принарядилась, зайка, светики - помпоны.
Солнцем обогрелись, лаской, - цветом все бутоны...
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.