Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества Кировского района города Донецка»
Мастер-класс
«Волшебные узелки»
Автор: Шапаренко Н.С.,
руководитель
Народного коллектива
«Художественное вязание»
Донецк - 2020
Цель: Формирование у коллег представления о выполнении трикотажных узлов, повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи:
- создать среду общения для личностного и творческого роста участников мастер-класса, повышения их профессиональных компетенций;
- передать свой опыт художественного вязания;
- способствовать реализации умений участников мастер-класса находить творческие решения.
Форма проведения: практическое занятие с аудиторией
Целевая аудитория: руководители кружков декоративно-прикладного творчества
Продолжительность проведения: 30 минут
Материально-техническое и методическое обеспечение: пряжа, образцы изделий и узлов , ножницы.
План проведения мастер- класса
1.Подготовительно-организационная часть.
-приветствие
-объявление темы, целей и задач
2. Теория.
- рассказ об истории возникновения трикотажных узлов;
-знакомство участников с способами выполнения узлов;
- представление опыта работы
3. Практическая часть.
-выполнение участниками практических заданий
4 .Заключительная часть.
-обмен мнениями
-подведение итогов
5. Рефлексия
Ход мастер-класса
„Человек — всего лишь узел отношений.
И только отношения важны для человека.“
Антуан де Сент-Экзюпери,
1. Подготовительно-организационная часть.
УЗЕЛОК
Завяжу себе на память узелок,
Чтобы не забыть о самом главном.
Чтобы вспомнить мне потом помог,
Об обещанном и очень важном.
Ниточку на пальчик накручу...
Меня бабуля так всегда учила,
А когда на узелок я посмотрю,
Вспомню, что мне надо сделать было.
Вспомню я не только о делах,
О своей бабуле сразу вспомню.
Жаль, что только в мыслях, на словах...
А любви на деле... не восполню.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я проведу для вас мастер - класс по обучению вязания трикотажных узлов.
Ткацкий узел представляет собой настолько полезную технику, что используется в целом ряде различных ситуаций, а именно:
• В вязании, при использовании нескольких цветов и необходимости соединить две нити для плавного перехода.
• Если нитка порвалась при роспуске старой вещи, и нужно вернуть ее целостность, чтобы использовать нить в вязании другой вещи.
• При вязании крючком, чтобы сделать незаметным место связывания ниток и сохранить эстетику изделия.
• При шитье на машинке, когда нить закончилась до завершения изделия.
• В быту, когда просто нужно прочно и незаметно связать две нитки, провода или чего-то другого.
• В альпинизме, туризме и морском деле.
2. Теория.
1. Основы наузистики
Техника вязки узлов берет свое начало с незапамятных времен. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Несомненно, узлы вились людьми и раньше, но, к сожалению, не сохранились.
Гибкие материалы были основным крепежным подспорьем, работая с которыми человек создавал изделия труда, оружие и различные приспособления. Помимо прямого применения, узлы становятся основным элементом для большой группы изделий декоративно-прикладного характера. На рубеже каменного и бронзового веков выделяется своеобразное искусство вязки узлов и плетений. Появляются особые узлы, имеющие культовое значение (группа священных узлов).
Отношение к узлам порой принимало крайние формы. Запреты, своеобразные табу-ограничения действовали длительное время. География подобного отношения к вязке узлов весьма широка. В разное время ограничения бытовали: в Лапландии, Ост-Индии, у жителей северной части острова Целебес и в других уголках Старого и Нового света. Римским сенаторам запрещалось иметь в одежде хотя бы один узел.
Вера в магическую силу узлов распространилась только на особенные симметричные узлы. К примеру, древние греки почитали Геркулесов (прямой) узел. Его носили на шее как талисман. Им перешивали раны пострадавшим воинам. Особой популярностью в Древней Греции пользовался узел, называемый сейчас Турецким. Во время народных празднеств предлагалось быстро развязать и завязать этот узел.
К первому веку новой эры относятся самые ранние из известных "справочных пособий" по вязке и применению узлов. О магической силе и врачевательной пользе узлов писал римский историк Плиний Старший. На старославянском "наузить" - навязать - равносильно понятию "колдовать". В современном русском языке выражение "колдовать над чем либо" значит выполнять кропотливую, требующую внимания работу.
Об узлах известно множество преданий, легенд и историй. Но самой замечательной из них, несомненно, является античная легенда про гордиев узел. Древняя Фригия располагалась на территории Малой Азии, в пределах современной Турции. Фригийцы были выходцами из Европы, они отличались высокой культурой, занимались земледелием и ремесленничеством. Фригия дала древнему миру немало выдающихся личностей, чьи имена дошли до наших дней. Среди них мудрец Эзоп и философ Диоген. За 700 лет до нашей эры Фригию терзала междоусобица. Важную роль в жизни государства в то время играли оракулы - особая родовая каста, представители которой жили при храмах и занимались пророчествами, толкованием явлений природы, вершили суд. Легенда говорит, что измученный смутой народ Фригии обратился за помощью к оракулу. Он сказал: "Идите за городскую стену, и тот, кто первый встретится вам едущим на повозке, пусть будет вашим царем и прекратит междоусобицу". Выйдя из города, граждане увидели человека, который ехал на обычной крестьянской повозке, запряженной двумя волами. Звали его Гордий. Гордий оказался энергичным, деятельным правителем.
Царство его разбогатело, и Гордий построил для Фригии новую столицу, которая получила его имя - Гордион. В главном храме - храме Зевса - Гордий велел поставить ту самую повозку, которая привезла его к власти. Для этого было веское основание. Однажды, когда Гордий пахал в поле, орел сел на ярмо его упряжи и сидел на нем до захода солнца. Оракул истолковал это как предсказание богов о будущей власти Гордия. Поэтому, как повествует легенда, в храм было помещено и ярмо, которое когда-то понравилось царю птиц. Ярмо было привязано к дышлу повозки очень сложным узлом, и оракул, явно благоволивший к Гордию (сравнивая разные легенды о Гордии, можно догадаться, что оракул был родственником жены Гордия), не замедлил возвестить, что тот, кто сумеет развязать узел паря Гордия, станет властелином мира. Шло время. Минуло около четырехсот лет с тех пор, как Гордий завязаял свой узел. Все так же стояла в храме повозка, и нетронут оставался узел. Неизвестно, пытался ли кто-нибудь его развязать. В 334 году до нашей эры в город вошла фаланга Александра Македонского. Александр, ему исполнилось 22 года, впервые был в Азии.
До шестнадцати лет воспитывавшийся самим Аристотелем, Александр знал о знаменитой колеснице и захотел увидеть ее. Вот как описывает дальнейшие события римский историк Курций Руф:
"Когда жители города сказали Александру, что по предсказанию оракула, Азию покорит тот, кто развяжет запутанный узел, им овладело страстное желание выполнить то, что предсказано. Вокруг царя собралась толпа фригийцев и македонцев; первые напряжено ждали, а вторые испытывали страх из-за безрассудной самоуверенности царя. И действительно, ремень был так плотно связан узлами, что было невозможно ни рассчитать, ни видеть, где начинается и где кончается сплетение. Попытки царя развязать узел внушали толпе опасение, как бы неудача не оказалась плохим предзнаменованием. Долго и напрасно провозившись с этими запутанными узлами, царь сказал: "Безразлично, каким способом будут они развязаны", и, разрубив все узлы мечом, он не то посмеялся над предсказанием оракула, не то выполнил его". Люди сохранили в памяти находчивость Александра. Древним писателям казалось важнее запомнить пример поведения человека в трудной ситуации, а выражение "разрубить гордиев узел" вошло во все языки мира, означая решительные, не терпящие промедления действия. Но был ли забыт сам узел? В это можно было поверить, если бы в то время узлы были ненужной или необязательной для жизни редкостью. Но дело обстояло как раз наоборот. В повседневной жизни без узлов никто не мог обойтись. То была эпоха стремительного развития торговли и мореходства, а в мореходном деле - переход от весла к парусу.
С тех времен до нас дошло немало узлов. Доказательством того, что ни один узел не забыт, служат факты. При археологических раскопках неоднократно находили остатки древней упряжи, оснастки кораблей, элементов одежды, утвари, оружия, а в месте с ними - всего несколько десятков разных узлов. Но среди них не нашлось ни одного такого, который не был бы давно и хорошо известен. Вероятно, не был забыт и гордиев узел. А. Калинин, рассматривая конструкции ярма у Древних повозок, обратил внимание на то, что между древним способом запряжки быков и тем, что применялся в начале XX века, нет существенных различий. Тысячи лет быки упираются холками в ярмо и толкают его. Ярмо соединено с дышлом - длинным брусом, прикрепленным к повозке. В дышле и ярме есть отверстия, в которые вставляют клинья и притягивают веревки. Для демонстрации различных способов привязывания ярма к дышлу нам совсем не обязательно иметь копию древней колесницы. Дышло и ярмо вполне можно заменить деревянными палочками с отверстиями и колечками. Точно так же из палочек и колечек состоят и старинные шнурковые головоломки. Распутывая шнурки и освобождая палочки, мы решаем задачу царя Гордии. Шнурковых головоломок известно множество. Но принципов, на которых основаны их секреты, очень немного. Кроме того, не все головоломки годятся для задачи Гордия. Наконец, если рассортировать шнурковые головоломки по месту и времени распространения, остается совсем немного претендентов на гордиев узел. Все они показаны на рисунках. Конечно, узел, завязанный отцом Гордия из виноградного лыка (как говорит один из вариантов легенды) мог быть и другим.
Значительный прогресс в технологию вязки узлов внесло развитие парусного флота. Во времена парусного флота существовала необходимость иметь надежные в работе, простые в изготовлении узлы, в которых отсутствуют лишние, нефункциональные элементы. Морские узлы отличает особенность вязки и формирования (стягивания), при которой с усилением натяжения троса увеличивается надежность узлового крепления. В ненатянутом состоянии троса устраняется зажим петель морского узла, что позволяет легко развязать его.
Методы вязания трикотажных узлов.
1. Классический способ завязывания ткацкого узла
Для того, чтобы завязать надежный и невидимый узел, нужно следовать схеме, состоящей из четырех простых шагов:
• Взять в обе руки нитки, которые собираетесь скрепить между собой. От правой нитки требуется только самый кончик, потому что основная работа проделывается только с левой нитью. Сделать петельку из левой нитки.
• Продеть правую нить через петельку. Оставшийся за петлей хвостик не должен быть слишком большой длины, но и коротким его тоже оставлять не стоит, поскольку далее этим хвостиком придется завязывать ткацкие узлы.
• Плотно соединив левую нитку, обхватить ее правым концом.
• Продеть правый конец в петлю, образовавшуюся над этой же нитью. Затянуть узел и отрезать концы под самый корень.
2. Более удобный способ завязывания ткацкого узла
Еще один, немного упрощенный вариант завязывания ткацкого узла включает в себя следующие действия:
Ткацкий узел готов!
Этот метод хорош тем, что если использовать его достаточно часто, то можно набить руку и достичь высокой скорости завязывания. Вы буквально сможете это делать с закрытыми глазами!
3. Третий способ завязывания ткацкого узла: наиболее простой
Последний представленный в данной статье метод незначительно, но все-таки отличается от описанных выше схем, хотя назначение узла остается тем же.
· Обкрутить одной нитью, будем считать ее основной, указательный палец и придержать образовавшуюся петлю. Оставить левый кончик этой же нити слева, а ее правый конец продеть в петлю. Слегка затянуть, чтобы получилась небольшая петелька с открытым узлом.
· Взять вторую нить, которую нужно присоединить к первой. Продеть ее через верхнюю петлю таким образом, чтобы она была перпендикулярна первой нити. Должно получиться так, что хвостик первой нитки находится справа от второй.
· Медленно потянуть за два конца основной нити, чтобы появился медленно перемещающийся вправо узелок.
· Затянуть полученный узел до упора, чтобы оба конца находились сверху от основной нитки. Отрезать их.
Для каких ниток подходит узел?
Ткацкий узел подходит практически для всех видов ниток. То есть при вязании шерстяной пряжей вам теперь не придется ломать голову, как же соединить две нитки. Это особо актуально в связи с новой модой в вязаных вещах. Тренд - плавный переход от одного цвета в другой. К примеру, свитер, выполненный в такой технике, может насчитывать около пяти-шести цветов, которые плавно сменяют друг друга. Ткацкий узел поможет незаметно, а главное, надежно соединять нитки различных цветов. Ангора, лен, шерсть, кашемир, бамбук, микрофибра, нейлон, ворсовая пряжа и многие другие популярные виды вязальных ниток теперь можно скрепить без особого труда.
Также ткацкий узел широко применяется в швейном деле. Это особенно удобно, когда швее необходимо от обычного шитья переходить к оверлоку вещи. Ведь нитки для этих двух видов шитья используются разные, а соединить необходимо их крепко. Ткацкий узел - один из немногих, который без проблем проходит через ушко швейной иглы. А это весьма значимый показатель при работе.
В других сферах рукоделия, к примеру, вышивке, узлы занимают немаловажную часть. Акриловые нитки, так же как и мулине, можно связать ткацким узлом. Ситуации бывают разные, и рукодельницы должны быть готовы к связыванию двух нитей. Важной особенностью этого узла является то, что после его завязывания не остается "хвостиков". Ведь их можно обрезать под самый "корень" и останется только еле заметный бугорок, который не принесет неудобств при вышивке
Физкультминутка. Игра «Узелок.»
Мастер . Возьмитесь за руки и замкните круг. Ваша задача: запутаться как можно больше. Главное не расцеплять руки. Один из участников –распутает.
Заигрался осьминог
И запутал восемь ног.
Обуял тут страх бедняжку,
Развязаться он не смог.
Пожалела осьминожку
Небольшая рыба-кошка.
Потянула узелок,
Беги, малышка-осьминог!
3. Практическая часть.
Выполнение участниками практических заданий.
Участники получают нити и выполняют три способа завязывания нитей ткацким узлом.
4. Заключительная часть
Участники обсудили способы вязки узлов и высказали мнение о наиболее эффективном способе выполнения.
5. Рефлексия.
Мастер:
«Посмотрите на свои ладони, пошевелите пальцами, сожмите в кулак и
разожмите.
Сейчас первая буква названия каждого пальца подскажет вам, о чем стоит задуматься при анализе нашего мастер-класса.
Большой – «багаж». Пополнился ли сегодня багаж ваших знаний?
Указательный – «узнали». Что же нового вы сегодня узнали?
Средний – «состояние души». Каким сегодня было настроение?
Безымянный – «близкие». Что сделали для родных, какие подарки сделали своими руками?
Мизинец – «мыслю». Чем полезен будет в дальнейшем приобретенный опыт?
6. Заключительное слово Мастера.
Желаю, чтобы каждый день был волшебным,
ваш внутренний мир всё богател,
ваш талант совершенствовался.
Храните великолепные идеи,
и ваши творческие импульсы толкают вас к созданию чего-то удивительного и прекрасного.
Желаю здоровья и вдохновения, благополучия и искренних чувств любви. Верьте в себя. Удачи вам!
Мне было приятно с вами работать! Спасибо!
Желаю в творчестве …..
Быть современным и активным.
Чтоб настроение в судьбе,
Играло светом позитивным.
Успехи чтобы сами шли,
Росла всегда ваша карьера.
Талант идет ваш от души,
В нем новизна, любовь и вера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.