Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Новогордеевка Анучинского муниципального округа Приморского края»
Окружная научно-практическая конференция
"Наследие В.К.Арсеньева",
посвященной 150 - летию со дня рождения В.К.Арсеньева
Проект:
«Из истории фильма «Дерсу Узала»
Выполнила: Шулепова Екатерина,
ученица 7 класса
Куратор: Мишина Александра,
ученица 9 класса
Руководитель: Казарцева Е.А.
учитель истории и обществознания
с. Новогордеевка
декабрь 2022г.
Содержание
Введение стр. 3
Глава 1. Все о фильме «Дерсу Узала» стр. 4
Глава 2. «Прикоснуться к съёмкам киноленты «Дерсу Узала». стр. 7
Глава 3. Места съёмок фильма «Дерсу Узала». стр. 11
Заключение стр. 14
Литература стр. 15
Приложение: «Кадры из фильма «Дерсу Узала» стр. 16
Введение
Познающий природу познает истину, возвышающую душу»
Древняя мудрость
Эпиграфом к своей работе я взяла слова «Познающий природу познает истину, возвышающую душу». Природа – это все, что существует во вселенной. Истина – это правда. Душа - это внутренний, психический мир человека, его сознание. Смысл древней мудрости в том, что тот, кто познает, изучает природу, познает ту правду, которая возвышает душу, делает ее благородной. Именно таким был выдающийся путешественник, видный ученый и талантливый писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев, для которого познанием была вся его жизнь.
Объект исследования моей работы – произведения В.К.Арсеньева “По Уссурийскому краю”, “Дерсу Узала”; фильм «Дерсу Узала» и экспедиционные дневники.
Предмет исследования – съёмки фильма «Дерсу Узала».
Цель работы: расширить и углубить знания о создании фильма, по произведению В.К. Арсеньева - «Дерсу Узала».
Задачи: изучить труды В.К. Арсеньева, экспедиционные записи участников съёмочной группы. Выяснить, как и где проходили съёмки фильма «Дерсу Узала» на территории Анучинского муниципального округа.
Актуальность выбранной темы обозначена тем, что каждый человек должен знать историю своего народа, своей страны, воспитывать в себе чувство гордости за свой родной край.
Проблема: многие мои сверстники не знают о том, что фильм «Дерсу Узала» В.К. Арсеньева снимался на территории нашего муниципального округа
Практическая значимость – материалы работы можно использовать на уроках истории Приморского края.
При
выполнении исследования я применяла следующие методы
исследования: анализ; сравнение; обобщение;
изучение литературы.
Глава 1. Все о фильме «Дерсу Узала»
«Дерсу Узала» - советско-японский художественный фильм Акиры Куросавы, созданный в 1975 году по мотивам произведений В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Первый фильм режиссера не на японском языке и в тоже время единственный, снятый им на широкоформатной кинопленке. Вторым режиссером на картине стал Владимир Васильев.
Аки́ра Куроса́ва (яп. 黒澤 明 Куросава Акира) родился 23 марта 1910 года, умер 6 сентября 1998 года — японский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Считается одним из самых влиятельных кинорежиссёров за всю историю кино. В течение 57 лет своей творческой деятельности создал 30 фильмов. (Прил. 1.)
В феврале 1971 года советский режиссер С.А.Герасимов во время визита в Японию сделал предложение Акире Куросаве снять фильм в СССР. Режиссер дал свое согласие.
На создание фильма было затрачено 4 миллиона долларов. Некоторые сцены фильма снимались в Москве на территории бывшего села Волынского (ныне районы Очаково-Матвеевское и Фили-Давыдково ЗАО Москвы), а также в Ядринском районе Чувашской АССР.
Сюжет фильма основан на одноименном романе ученого и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева - о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таежным охотником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали В. К. Арсеньева.
Их путешествие по Уссурийской тайге, полное опасных приключений, составляет сюжетную основу фильма, однако смысл повествования выходит далеко за рамки сюжета. Время действия – 1902-1908 годы.
Акира Куросава надеялся снять этот фильм еще в 1950-х годах, но у него возникли проблемы с адаптацией сюжета к японской обстановке, не думая, что однажды он сможет снять его на месте в России и с русскими актерами.
Японский режиссер снял этот фильм в СССР, потому что ни одна японская студия не хотела его финансировать.
Куросава с детства был преданным поклонником русской литературы - этот факт, конечно, уже хорошо известен Мосфильму, когда эта студия попросила его предложить литературный источник для режиссера, чтобы он адаптировался к фильму, который будет снят в Советском Союзе. Тем не менее, студия «Союз» была ошеломлена, когда он предложил ему снять фильм Арсеньева о Дерсу Узала: они были удивлены, что он даже слышал об этом, потому что книга в то время была так мало известна за пределами СССР.
Сценарий к фильму Куросава написал в соавторстве с драматургом Юрием Нагибиным. На роль Дерсу режиссёр планировал позвать японского актёра Тосиро Мифунэ, который снимался во всех его фильмах, но тот был на гребне популярности и не мог оставить другие проекты. Тогда Куросава начал искать исполнителя главной роли среди советских актёров.
Искали по всей стране, в числе кандидатов был, например, известный советский певец Кола Бельды (любимый советский фольклорный чукча, но на самом деле нанаец по национальности).
Процесс выбора актеров для исполнения главных ролей был непростой. Так после длительных кинопроб, тщательного просмотра мастер выбрал Юрия Соломина на роль В.К. Арсеньева. (Прил. 2.)
Юрий Мефодьевич Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите - советский и российский актер и режиссер, художественный руководитель Малого театра в Москве с 1988 года. Министр культуры РСФСР в 1990-1991 годах.
На роль Дерсу выбрали тувинского актера Максима Мунзука. Куросава увидел в нем родственную душу.
Максим Монгужукович Мунзук (15 сентября 1912 - 28 июля 1999 г.) — советский тувинский и российский актёр, один из основателей национального театра. Народный артист РСФСР (1975). Народный артист Тувинской АССР (1966). (Прил. 3.)
Дружба и духовная связь между А. Куросавой и М. Мунзуком длилась до конца их жизней.
Первые кадры фильма были сняты 28 мая 1974 года. Съемки продолжались 8 месяцев, о которых с большой теплотой и ностальгией затем вспоминали все участники. Вспоминали о том, как жили в палатках без электричества, как снимали без выходных с раннего утра до позднего вечера. (Прил. 4.)
Места для съемок оператору Федору Добронравову и художнику Юрию Ракше помогал выбирать известный арсеньевский краевед Вячеслав Гусельников, чей отец был лично знаком с Арсеньевым.
«Если во время киноэкспедиции нам удалось добиться таких результатов, то этим и Куросава, и весь съемочный коллектив обязаны прежде всего арсеньевцам», - отметил на премьере директор картины Карлен Агаджанов.
Согласно результатам различных опросов, картина часто присутствует в списках величайших фильмов, снятых за всю историю кино.
Куросава настолько проникся добротой местных жителей, что пообещал им, что именно они станут первыми зрителями картины. И сдержал свое обещание. Премьера фильма «Дерсу Узала» состоялась в Арсеньеве в кинотеатре «Космос» 24 октября 1975 года.
Рассказывают, что, покидая СССР после окончания работы, японский мэтр плакал в московском аэропорту.
Глава 2. «Прикоснуться к съёмкам киноленты «Дерсу Узала»
Начало съёмок легендарного фильма «Дерсу Узала», режиссёр Акира Куросава, началось в окрестностях города Арсеньева и Анучинском районе в 1974 году.
Съёмочная группа фильма почти на год обосновалась в городе Арсеньеве. Город и его жители во всём старались помочь мастеру, откликаясь на любую мелочь. Существенную помощь «мосфильмовцам» тогда оказали заводы «Прогресс» и «Аскольд», городская администрация, пассажирское автотранспортное предприятие, воинские части, авиатехникум и многие другие организации. Да и каждый из жителей считал за честь поучаствовать в процессе, прикоснуться к таинственному акту создания кино.
Замысел экранизации книг В.К. Арсеньева "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала" появился у Акиры Куросавы еще в 1940-х годах, но тогда он собирался снимать уссурийскую тайгу на острове Хоккайдо. Осуществить задуманное удалось лишь спустя три десятка лет, зато к тому времени у режиссера появилась возможность поставить картину там, где разворачиваются события романов.
Прикоснуться к съёмкам настоящей киноленты – мечталось каждому. И двоим жителям города Арсеньева, счастье улыбнулось, они смогли попробовать себя в роли актёров. Анатолий Терентьевич Зайцев, заслуженный работник культуры, ведущий вечеров и шоумен, исполнил в фильме эпизодическую роль возчика. А Сергей Нестерович Синявский мог наблюдать весь процесс съёмок от начала и до конца, он снялся в роли одного из казаков-стрелков, сопровождающих Арсеньева.
Так как режиссёр и некоторые члены съёмочной группы были иностранцами, то для нормального общения требовались переводчики с японского. Одним из них и стал уроженец города Арсеньева Евгений Парфёнов. В фильме снимались также и животные, и огромную помощь в съёмках оказывали охотоведы Леонид Андреевич Данилевич и Владимир Оленин.
В городе Арсеньеве Приморского края живёт один из участников съемок знаменитого фильма Акира Куросавы «Дерсу Узала». Леонид Андреевич Данилевич в то время (1974 год) был егерем Даубихинского охотничье-промыслового хозяйства, а на время съемок фильма неожиданно для себя стал дрессировщиком диких животных. Именно так называлась его должность в съемочной группе Куросавы.
Из воспоминаний Л.А. Данилевич:
«Пригласил меня сниматься в этом фильме сам Куросава. Когда выяснилось, что для съемок нужен дрессировщик, местные жители тут же меня и назвали: мол, есть у нас человек, который общается со зверями. А у меня звери постоянно жили дома: кто-то подранка приносил, кто-то найденного малыша, я их выхаживал и выпускал. И вот я смотрю – подъезжают «Волги», выходят какие-то иностранцы… Вообще-то я таксидермист, изготовлением чучел занимаюсь, и тогда этим был известен – в Ярославле в музее научился. И ко мне приходили иногда целыми школами, делегациями. Ну и тут я думал – наверное, чучела смотреть приехали. Заходят, говорят здрасьте-здрасьте, я директор фильма Агажданов, это вот Куросава, представили всех…
И говорят: «Мы вас приглашаем дрессировщиком фильма». Я сразу ответил, что я не умею, не знаю это дело, отказываться стал… Потом Куросава посмотрел все мои чучела, а еще лежала у меня книжка «Японские трехстишья». Он меня спросил: «Это вам нравится?». Я ответил: «Нравится», тогда он попросил, чтобы я прочитал несколько стихов. Куросава говорил через переводчика, он по-русски только «сипасибо» знал. А вот Нагами-сан прекрасно говорила по-русски, она обычно общалась с нами. Послушал он мое чтение и сразу сказал: «Тебя берем». Я говорю: «Ну я не знаю, я же егерем работаю». А они мне отвечают: «Мы договоримся в управлении, завтра приходи в гостиницу». Так я стал работать у Куросавы».
Из воспоминаний дрессировщика диких животных о съемках тигра. «Куросава хотел только дикого зверя, он говорил: «У дрессированного – добрые глаза». Поэтому привезли тигра Артема с Дальнереченской зообазы. Вольер закрыли осенней листвой, перед ним был ров с водой, а камера установлена так, что рва не видно. К его краю должны были подойти Арсеньев-Соломин и Дерсу-Мунзук, а на экране бы казалось, что они стоят прямо перед тигром. На первом дубле я пугнул Артема из воздушки, он зарычал, а Мунзук крикнул: «Моя твою не трогай!». А вот второй дубль не получался, тигра долго пугали, а потом он вдруг прыгнул в воду и поплыл. Весь народ врассыпную! Водитель автобуса потом рассказывал: «Сижу, читаю газету, вдруг народ начал в двери запрыгивать, и каждый кричит: «Скорее закрывай!». В салон больше сотни набилось». Рогатиной кое-как отпихнули Артема обратно в воду, съемки свернули. Тигр вымок – виду кинематографического никакого.
Но сцену встречи с амбой все же пришлось доснимать на «Мосфильме» с участием дрессированного тигра. Была и еще одна подмена «диких» артистов домашними. Для сцены кабаньей охоты выписали из Михайловки обычных хряков, выкрасили их черной краской. Я стоял в вольере и по команде «Мотор!» охаживал стадо хворостиной. Они пускались в бега, а оператор снимал все это. Дублей десять сделали, хряки после пробежек еле дышат, краска с них вместе с потом скатывается. Куросава настаивает еще на одном дубле. Я ему говорю: «Все. Не выдержат больше, умрут. Убыток большой придется платить»… У меня осталось на память много фотографий рабочих моментов фильма. Был у меня уникальный снимок самого Куросавы без темных очков – он всегда на всех фото в очках. Но я отдал этот снимок его сыну Хитао Куросава в 2000 году, когда он приезжал в Арсеньев на 25-летие фильма «Дерсу Узала».
Словом, город Арсеньев и его жители взял на себя ответственность за будущий успех фильма. И, конечно они имеют все основания считать себя причастными к созданию картины, которая обошла едва ли не весь мир и удостоилась самых престижных наград.
Троим участникам съёмочного процесса присвоено звание Почётного гражданина города Арсеньева: Юрий Соломин (1975), Максим Мунзук (1975), Акира Куросава (2002).
В 2003 году в Арсеньеве установлен Памятный знак – мемориальный камень в честь режиссера Акиры Куросавы, Почетного гражданина города Арсеньева, а также и съемочной группы, создавшей фильм «Дерсу Узала».
В фонде Центральной городской библиотеки в зале отраслевой литературы находятся книги о съёмках фильма «Дерсу Узала» и мультимидийное электронное издание, рассказывающее об истории создания знаменитой киноленты «Дерсу Узала». В издании собраны материалы из книг и статьи из периодической печати, а также воспоминания очевидцев, т. е. тех людей, которые сами принимали участие в съёмочном процессе и запомнили это на всю жизнь.
Глава 3. Места съёмок фильма «Дерсу Узала»
Первые кадры будущего фильма были отсняты 28 мая 1974 года в районе Муравейского перевала. Места съёмок оператору Фёдору Добронравову и художнику Юрию Ракше помогал выбирать известный арсеньевский краевед В.И. Гусельников. (Прил. 5.)
Последние кадры были сняты 14 января 1975 года. 8 месяцев напряженного труда, с выездами далеко в тайгу, порой на военных тягачах, с гнусом летом и морозами зимой, когда приходилось греться у костров – точно так же, как самому Арсеньеву в его экспедициях… (Прил. 6.)
Фильм снимали в основном в Арсеньеве, Анучинском и Яковлевском районах.
Подготовка к съемкам была по-японски тщательной, даже скрупулезной. Каждое утро артисты, уже переодетые и загримированные, выходили из гостиницы «Таежной» в центре города Арсеньева, и сам Куросава внимательно осматривал их внешний вид. Мелочей для него не существовало: так, в рюкзак Арсеньева-Соломина были уложены именно те вещи, которые брал в походы сам путешественник. Котомку для Дерсу игравший его Мунзук сшил сам – по заданию Куросавы. Съемки на натуре велись крайне осторожно: старались не приминать траву, не нарушать расположения сучьев и коряг при установке аппаратуры, осторожно тянули кабели. Куросава самолично поправлял в кустах и траве что-то невидимое; по свидетельству Данилевича, он мог буквально часами перекладывать сухие листики, пинцетом расправлять мох у пня, невзирая на явное нетерпение остальной съемочной группы.
На месте первой встречи В.К. Арсеньева и Дерсу Узала, на сопке Увальной в городе Арсеньеве поставили памятник: фигура русского путешественника и выглядывающий из каменной глыбы его проводник – не столько человек, сколько олицетворение природы Уссурийского края. В 1902 году со Шкотовского плато на территории нынешнего Уссурийского заповедника Арсеньев начинал свою экспедицию на озеро Ханка и якобы тогда познакомился с Дерсу.
Съёмки об озере Ханка, а в частности метель на озере Ханка воссоздали на озере «Маточном» близ села Пухово, Анучинского района. (Прил. 7.)
Вот выдержка из книги «По Уссурийскому краю» (Арсеньев В. К., 1921)
глава 6 «Пурга на озере Ханка»:
«Порой ветер пригибал его к земле, и тогда являлась возможность разглядеть то, что было впереди. Северный горизонт был затянут какой-то мглой, похожей на дым. Сквозь тучи на небе неясно просвечивало солнце, и это казалось мне хорошим предзнаменованием. Наконец мы увидели озеро Ханка. Оно пенилось и бурлило».
Место для съемок объекта "Болотистая местность" были выбраны близ села Анучино.
Из воспоминаний съёмочной группы:
12 июля, пятница.
С утра можно было видеть радостные лица. Это означало, что дождя нет и ожидается выезд на съемку. Административная группа успела осмотреть подъезд на съемочную площадку, находившуюся километрах в тридцати от города. С большим трудом мы добрались туда на мосфильмовском транспорте. Досняли крупные планы с Чокморовым, Соломиным, Мунзуком, а потом поехали посмотреть в с. Анучино выбранное ранее место для съемок объекта "Болотистая местность". Река Арсеньевка вышла из берегов метра на три. Из воды торчали лишь кроны деревьев. Мы обошли всю окрестность, но подходящего для нас места так и не нашли. Все скрылось под водой. Даже не знали, что будем делать 13 июля.
13 июля, суббота.
День был солнечный, но ехать в тайгу не могли. Дороги превратились в реки, а если и были где видны, так проехать по ним было невозможно. Единственным выходом оказалась работа на вершине сопки Халазы, куда пришлось подниматься своим ходом несколько часов, взвалив на плечи все необходимое имущество и съемочную аппаратуру».
Выезд на съемку эпизода "Тайга у предгорий Сихотэ-Алиня" осуществился 18 июля. Территория была выбрана близ села Новогордеевка Анучинского района на р. Прямой ключ, в простонародии «Сундугужка». (Прил. 8.)
«Содержание кадра:
Горная речка. Дерсу сидит у воды и переобувается. Арсеньев, не дожидаясь его, уходит в тайгу с винтовкой в руках.
Общий метраж кадра - 10 метров, 20 секунд экранного времени».
Хабаровскую станцию Корфовскую «нашли» у поселка Минеральный, Яковлевского района, где в 1974 году строилась железная дорога.
Золотую приморскую осень запечатлеть на пленку не удалось – она была на редкость краткой, и осеннюю тайгу позже создали искусственно, нацепив тысячи листков на голые ветки. Кстати, получилось очень натурально.
Эпизод переправы через реку Такему, когда Дерсу чуть не погиб, снимали в Ольгинском районе, на реке Аввакумовке. По сценарию сильное течение несет плот на пороги, но в последний момент Дерсу спасается, перепрыгнув на дерево, торчащее из воды. Плот закрепили на тросах; к берегу довольно спокойной Аввакумовки подогнали автоцистерны с водой и с их помощью создали бурное течение. Максим Мунзук, игравший роль Дерсу Узала, плавать не умел, но на замену его дублером не согласился. Все прошло удачно: Мунзук-Дерсу вовремя прыгнул, вцепился в сук, повис на нем, прозвучала команда: «Снято!». Про висящего над водой Мунзука на время забыли, но тут он выдал такой забористый мат, какого гольд Дерсу наверняка не знал…
Акира Куросава, как и все творческие натуры, был сложным человеком. С первым оператором фильма Федором Добронравовым у него не сложились отношения, и доснимал фильм Юрий Гантман. Характерно признание директора фильма К.Агаджанова: «Не привык я так работать. Все готово к съемке, а он ее отменяет. Не так блики пали. А у меня план!». Куросава был неразговорчив, неулыбчив, никогда не снимал темных очков, так что выражение его лица было трудно понять. Только характерный жест мэтра, запомнившийся многим, – резкая отмашка ладонью, вывернутой наружу – говорил о том, что он доволен отснятым материалом…
В итоге 8-месячной работы в Приморье фильм «Дерсу Узала» стал шедевром, получив несколько международных призов, и среди них – американского «Оскара».
Заключение
Проделав исследовательскую работу по теме «Из истории фильма Дерсу Узала», цель моего проекта была достигнута. В результате написания проекта были сделаны следующие выводы:
Фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала»,был снят на реальных событиях, которые описаны в книге Владимира Клавдиевича Арсеньева.
Фильм «Дерсу Узала» получил большой успех и много премий, он до сих пор остается одним из лучших фильмов СССР.
Жизнь Владимира Клавдиевича была удивительна и примечательна, он по личному стремлению попал на Дальний Восток, где познакомился с Дерсу Узала и изведал новые земли, о чем и написал в своей книге.
Изучив труды В.К. Арсеньева, экспедиционные записи участников съёмочной группы я выяснила, как и где проходили съёмки фильма «Дерсу Узала» на территории Анучинского муниципального округа и соседних районах.
Так же проделав эту работу, я узнала много новой информации о фильме и о русском путешественнике – Владимире Клавдиевиче Арсеньеве. Мне понравилось делать этот проект, ведь это очень увлекательное и познавательное занятие, мы посещали музеи и выставки связанные с Арсеньевым, ездили на памятник в город Арсеньев и просто изучали разные факты о фильме и истории города Арсеньева и Анучинского муниципального округа. (Прил. 9.)
И в завершении своей работы хочется сказать:
«Знать свою историю - значит твердо стоять на родной земле, гордиться ее героическими поступками, быть достойным ее будущего.»
«Ты мой
учитель, мой утешитель и друг,
Ты мой храм и моя родина –
Шумящий, шелестящий тихий лес».
(Эпитафия, которую Арсеньев завещал выбить на своей могиле)
Литература
1. В.К. Арсеньев «Дерсу Узала» Издательство «Вече» 2010.
2. Укротитель амбы, или как снимали «Дерсу Узала» / И. Егорчев // Дальневост. ведомости. — 2006. — N 49. — С. 11.
3. «По Уссурийскому краю» (Арсеньев В. К., 1921)
4. А. И. Крушанов «Хрестоматия по истории Дальнего Востока» Дальневосточное книжное издательство, 1982
5. Возвращение. Дерсу Узала. Издатель: Приморское краевое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 2015
6. Экспедиционные записи участников съёмочной группы, хранящиеся в музее города Арсеньев.
7. https://cbs-ars.ru/news/1182-iz-istorii-s-jomok-filma-dersu-uzala?ysclid=lb1so5d7jt406788278
8. https://vladlib.ru/egorchev_9/?ysclid=lb1tk1w7p952119057
http://istoriyakino.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st014.shtml?ysclid=lb1vrehh5i972761928
9. https://nakhodka-lib.ru/%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D0%B0%D0%BD%D1%83%D1%87/?ysclid=lbdhmzwlhp363846863
Приложение: «Кадры из фильма «Дерсу Узала»
Приложение 1. Аки́ра Куроса́ва во время съёмок фильма «Дерсу Узала»
Приложение 2. Кадр из фильма. Зритель не догадывается, что Юрий Соломин снят в «загримированной» под осень в Уссурийской тайге. Искусственная осень почти неотличима от натуральной.
Приложение 3. Кадр из фильма
Приложение 4. Кадр из фильма «Дерсу Узала»
Приложение 5. Муравейский перевал.
Приложение 6. Оператор Ф. Добронравов и Аки́ра Куроса́ва.
Приложение 7. Метель на озере Ханка воссоздали на озере «Маточном» близ села Пухово, Анучинского района.
Приложение 8. Эпизод "Тайга у предгорий Сихотэ-Алиня" близ села Новогордеевка Анучинского района на р. Прямой ключ.
Приложение 9. Кадры с поездки в Музей г. Арсеньев и «Увальная» сопка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.