8 КЛАСС
IV ЧЕТВЕРТЬ
Урок 5 (32). Герой рок-песни (Учебник для 9 класса, § 16, с. 85—90)
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— осознание рок-музыки как музыкально-общественного явления, оказывающего влияние на многотысячные аудитории.
Личностные:
— осознание активной жизненной позиции аудитории рок-концертов;
— понимание рок-песен как нравственных ориентиров для большой части молодёжи.
Предметные:
— понимание содержания, характерных тем и образов, музыкально-выразительных средств и исполнительских особенностей рок-песен.
Форма проведения занятия: Урок-беседа о герое рок-песни.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Поэзия: стихи из песни группы «Круиз»; стихи из песни В. Цоя «Последний герой»; текст песни А. Макаревича «Однажды мир прогнётся под нас».
Изобразительное искусство: коллаж «Цой жив!».
Музыка: А. Макаревич. «Однажды мир прогнётся под нас» (№ 18 аудиоприложения, 9 класс); Ю. Шевчук. «Родина», «Осень» (№ 19, 20 аудиоприложения, 9 класс); В. Цой. «Звезда по имени Солнце», «Хочу перемен» (№ 21, 22 аудиоприложения, 9 класс).
Песенный материал: Повторение и закрепление песенного материала прошлых уроков.
Виды деятельности учащихся: Беседа о герое рок-музыки. Определение характерных черт его личности: активная жизненная позиция, мечтательность и романтичность, стремление к общению, порой одиночество и отсутствие понимания окружающих. Беседа об отличии рок-групп от советских вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Беседа об атмосфере неодобрения, сложившейся вокруг некоторых рок-групп. Участие в подготовке и презентации проекта о рок-музыке (тема по выбору). Использование сети Интернет, продумывание музыкального сопровождения проекта. Прослушивание, обсуждение, слуховой анализ песни А. Макаревича.
Формы педагогического контроля: Контроль понимания тем, образов творчества, аудитории, сферы бытования, исполнительского состава рок-групп. Контроль знания авторов рок-песен: Ю. Шевчука, А. Макаревича, С. Намина. Контроль знания выдающихся рок-групп 90-х гг.: «Мумий Тролль», «Сплин», «Кино». Контроль понимания и обсуждения цитат музыковедов о рок-музыке, приведённых в учебнике. Контроль подготовки проекта на одну из тем о рок-музыке, перечисленных в рубрике «Вопросы и задания». Контроль использования ресурсов сети Интернет при подготовке проекта.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Актуализация знаний
Звучат фрагменты песен группы «The Beatles».
?
- Что это за музыка? Назовите её стиль.
- Что такое «битломания»? Почему стало возможным такое явление?
- К чему относились революционные изменения в рок-музыке?
Ответы учащихся.
2. Мотивация. Сообщение темы урока. Целеполагание
► Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова известного рок-музыканта?
Мы все поём о себе. О чём же нам петь ещё? Б. Гребенщиков, рок-музыкант
Сегодня мы с вами продолжим беседу о рок-музыке, начатую на прошлом уроке, проанализируем характерные для этого направления выразительные средства.
Тема урока – «Герой рок-песни».
3. Работа по теме урока
Наверное, не будет ошибочным утверждение, что авторы рок-песен выражают в своём творчестве собственные взгляды на мир, собственные чувства и идеалы. Можно сказать, что, несмотря на различия жизненного опыта, творческих подходов и т.д., музыкантами был создан обобщённый образ «героя нашего времени» - возможно, несвободный от ошибок и заблуждений, но в то же время обаятельный и живой.
Не случайно этот вид музыки так заразителен; он способен собирать многотысячные стадионы слушателей, которые никогда не бывают безучастными. Слушатели рока - это самая активная аудитория, которая во время концертов может шуметь, петь, кричать, танцевать и свистеть. Всё это составляет неотъемлемый звуковой фон рок-концерта.
Цитата из «Музыкального словаря Гроува»:
«Как в рок-н-ролле, так и в музыке стиля рок используется электронное усиление голоса и инструментов, а инструментарий обычно состоит из солирующей электрогитары и ритмической секции. Рок-н-ролл и композиции в стиле рок создают ритмическое и тембровое напряжение («драйв»), побуждающее слушателей к немедленному ответному самовыражению: пританцовыванию, подпеванию, выкрикам и т.п.».
Этот своеобразный «звук» одновременно является причиной неприятия рок-музыки определённой частью общества - неприятия, сопровождавшего её на протяжении всей истории. Однако такое явление имеет вполне попятную причину: ведь рок позволяет самовыражаться не только музыкантам, играющим на сцене, но и всем, кто пришёл на их концерт. Активность слушателей - это род соучастия в общем деле, своего рода обмен ценностями. Исполнение рок-песни в гробовой тишине, перед рядами чинных слушателей даже представить невозможно.
С этим связан и поиск своего героя в этой культуре - человека, непохожего на всех и вместе с тем близкого и попятного многим. Для определённой части молодёжи рок-песни стали своего рода нравственным ориентиром, определённой школой воспитания.
Кто же он, герой рок-песен?
Он многогранен, многолик, в его мыслях, словах и поступках отражается целый мир современного человека. У него активная жизненная позиция, он задумывается о проблемах жизни и смерти, добра и зла, войны и мира.
Ему интересны другие люди, их характеры, проблемы общения. Его мучает отчуждение и непонимание между людьми. Иногда он – просто мечтатель, романтик, исповедующий искренние чувства в дружбе, любви, отношении к миру.
Группа «Круиз» на сцене
1) Слушание. Гр. «Круиз». «Гражданственность». - https://youtu.be/CkRgQSsov08
Приносит новый день свои слова.
Так было, есть и будет неизменно:
Бездумная приподнятость мертва,
Гражданственно лишь то, что современно.
И сколько звонких фраз ни напиши,
От звонкости ума не прибывает.
В эпоху становления души
Гражданственно лишь то, что задевает...
(«Круиз»)
Из высказываний о рок-песне: «Решающее преимущество рок-песни заключается в том, что для автора её не существует двойной морали, двойных ценностей – для себя и для публики. В рок-песне выражается важная лично для себя проблема, искренне, личностно воспринятая певцом. Эта песня есть сама результат потребности реализовать искреннее отношение к миру молодёжного сообщества». С. Катаев, социолог.
Но нередко герой рок-песен - это своего рода «лишний человек». Он не вписывается в общую картину окружающей жизни, в которой быть бездарным более комфортно, чем быть талантливым, в которой царят фальшивые отношения без искренности и тепла.
Ночь коротка, цель далека.
Ночью так часто хочется пить.
Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька.
Ты не можешь здесь спать.
Ты не можешь здесь жить.
В. Цой. Последний герой
Виктор Цой
2) Слушание
А) Виктор Цой. «Хочу перемен»
Б) Виктор Цой. «Звезда по имени Солнце»
Виктор Цой
В таком мировоззрении заключается принципиальное отличие рока от советских вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), таких как, например, «Поющие гитары», «Самоцветы», «Песняры» и др., официально работавших при концертных организациях и исполнявших, нередко весьма талантливо, вполне «политкорректный» песенный репертуар.
Конечно, в музыкальном отношении иногда трудно провести чёткую границу между рок-исполнителями и артистами ВИА, однако всё же это были совершенно различные направления, с собственными приоритетами и ценностями.
Кроме того, как отмечает известный музыкант Алексей Козлов, «одним из главных отличительных признаков рок-групп по сравнению с эстрадными гитарными ансамблями (ВИА) является то, что авторами текстов, музыки и оркестровки выступают сами исполнители. Это создаёт особую атмосферу сплочённости, стилистического единства и смысловой целенаправленности. Поэтому весьма важным принципом существования рок-группы стало относительное равноправие всех её членов, что обеспечило успешность метода коллективного творчества. Об этом говорят ещё и те факты, что у подавляющего большинства рок-групп в названии нет имени руководителя. Каждая группа придумывала себе особое название. Если в интервью с известными рок-группами журналисты пытались выяснить, кто же у них главный, то обычно ответа не получали».
Рок, как и авторская песня, долгое время существовал полулегально. «Когда из жизни уходят Вера, Надежда, Любовь, единственным пристанищем становится андеграунд» - эти слова Мэда Майка, идеолога объединения «Underground Resistance» (США), были девизом нескольких поколений как на Западе, так и в нашей стране.
Однако неверно думать, что рок-музыканты были каким-то особенным политическим или общественным движением. Политическая атмосфера, сложившаяся вокруг этого направления, в значительной степени была результатом запретов и общественного неодобрения. Многие из тех, кто пришёл к року, просто мечтали стать музыкантами, играть любимую музыку, сочинять песни. Для них музыка была способом рассказать что-то важное о себе, о своём времени. Приобщение к рок-культуре нередко было итогом поисков самореализации – через творчество, исполнительство, общение.
Среди авторов рок-песен было немало талантливых: А. Макаревич, Ю. Шевчук, С. Намин. Наряду с мягкими и очень лирическими песнями, например исполняемыми группой «Цветы» (руководитель С. Намин), создавались и жёсткие, резкие, с ярко выраженной позицией. Соответственно в такой песне усилилась роль текста - таковы, например, песни группы «Машина времени» (руководитель А. Макаревич). Известный музыкальный критик А. Троицкий назвал Макаревича «первым и потому наиболее влиятельным дизайнером своеобразной словесной школы советского рока».
Послушайте песню А. Макаревича «Однажды мир прогнётся под нас». Как и все убедительные образцы рок-песни, в ней полноценный поэтический текст органично сочетается с музыкой. Речитативный и даже декламационный характер мелодии отнюдь не превращает её в песню-лозунг, несмотря на явно присутствующую мораль: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Эта песня воспринимается скорее как выражение этических убеждений героя. Важно и то, что манера исполнения песни, напоминающая рассказ о действительном событии, предполагает наличие собеседника. Им становится слушатель, который не просто воспринимает песню как художественное произведение, но занимает активную позицию по отношению к рассказанному событию.
Андрей Макаревич
3) Слушание. Андрей Макаревич. «Однажды мир прогнётся под нас»
Вот море молодых колышет супер басы,
Мне триста лет, я выполз из тьмы.
Они торчат по рейв и чем-то пудрят носы,
Они не такие, как мы.
И я не горю желаньем лезть в чужой монастырь:
Я видел эту жизнь без прикрас,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир –
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды он прогнётся под нас.
Один мой друг, он стоил двух, он ждать не привык;
Был каждый день последним из дней
Он пробовал на прочность этот мир каждый миг –
Мир оказался прочней.
Ну что же, спи спокойно, позабытый кумир,
Ты брал свои вершины не раз,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир –
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды он прогнётся под нас.
Другой держался русла и теченье ловил
Подальше от крутых берегов.
Он был как все, и плыл как все, и вот он приплыл:
Ни дома, ни друзей, ни врагов.
И жизнь его похожа на фруктовый кефир,
Видал я и такое не раз,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир –
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды он прогнётся под нас.
Пусть старая джинса давно затёрта до дыр,
Пускай хрипит раздолбанный бас,
Не стоит прогибаться под изменчивый мир –
Пусть лучше он прогнётся под нас,
Однажды мир прогнётся под нас.
Юрий Шевчук
4) Слушание. Разучивание
А) Юрий Шевчук. «Осень»
Б) Юрий Шевчук. «Родина»
В 90-е годы ХХ века наиболее популярными были такие группы, как «Мумий тролль», «Сплин», «Кино». Это был всплеск интереса к рок-музыке, своего рода новая волна. Сопутствовавшие этому бурные политические события 90-х ещё раз напомнили о глубокой взаимосвязи рок-музыки и тех социальных условий, которые её во многом рождали. Не случайно трагическая смерть В. Цоя - лидера группы «Кино» - стала подлинным потрясением для сотен тысяч его слушателей, вызвав настоящее общественное движение по увековечению его памяти. Примечательно, что памятники Цою носили неформальный характер - это были лозунги на стенах домов, заборах и т.д., однако масштаб их распространения был огромен - практически вся страна.
Коллаж «Цой жив!»
С течением времени рок из полу запретного искусства постепенно стал превращаться в модную музыку. Из него почти исчезли мотивы бунта или проявления особой позиции, отличной от мнения большинства. Образ героя рок-песен стал потихоньку тускнеть, терять актуальность. Наступили иные времена.
Это существенно повлияло на качество рок-музыки и особенно рок-поэзии - главных составляющих этой культуры. Рок в значительной степени стал функционировать как вид музыки, сочетая в себе разнообразные музыкальные традиции и влияния. Рок разделился на несколько направлений (тяжёлый рок, новая волна, арт-рок, фолк-рок, тяжёлый металл, джаз-рок и др.), каждое из которых имеет свою публику. Элементы рок-музыки проникли в академическую музыку (в том числе через посредничество минимализма) и в жанр мюзикла (характерны произведения Э. Ллойд-Уэббера).
Сейчас, когда говорят об истории рок-культуры, нередко можно услышать ностальгические ноты. Прежний герой постарел, у нового другие идеалы. Какие именно - покажет время.
Из высказываний о будущем рок-музыки: «В начале 90-х годов в прессе, в высказываниях критиков, поп-бизнесменов и музыкантов можно было встретить прямо поставленный или скрытый вопрос: «А существует ли ещё рок, и если существует, то каков он и есть ли у него будущее?» Вопрос этот, конечно, чисто риторический, хотя бы потому, что у каждого нового поколения, как выяснилось, свой рок... Каждое молодое поколение, очевидно, всегда будет называть этим словом свою музыку, являющуюся наряду с жаргоном, манерой вести себя, одеваться или причёсываться средством самоутверждения в мире взрослых, в мире родителей, более того - средством протеста и противопоставления себя этому миру». А. Козлов, музыкант.
Риторический (вопрос) - вопрос, ответ на который заранее известен или на который даёт ответ сам спросивший.
4. Разучивание и пение. Юрий Шевчук. «Осень». - https://youtu.be/wAd2LJSWKIQ
Текст песни:
1. Что такое осень - это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
Припев: Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - тёмная даль.
2. Что такое осень - это камни,
Верность над чернеющей Невою.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишён покоя.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишён покоя.
Припев.
3. Что такое осень - это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползём ли, долетим ли до ответа
Что же будет с Родиной и с нами?
Осень, доползём ли, долетим ли до рассвета,
Осень, что же будет завтра с нами?
Припев.
Припев: Тает стаей город во мгле,
Осень, что я знал о тебе?
Сколько будет рваться листва,
Осень вечно права.
5. Итог
Рок играет особую роль в современном мире. Рок-музыка - это тонкое искусство, созданное в начале 50-ых годов. В основе всего лежит идея, связанная с какой-нибудь целью, жизненными ситуациями или проблемами. Рок имеет большое количество направлений. Порой песни в этом жанре носят агрессивный, брутальный и тяжёлый характер. Содержание песен варьируется от лёгкого и светлого до тёмного и мрачного, от глубокого, осмысленного и философского, до бездумного и немного «безбашенного».
Но главная отличительная особенность рок музыки в том, что она останавливает от страшных ошибок и даёт возможность переосмыслить свою жизнь.
6. Рефлексия. Вопросы и задания:
1) Из высказывания музыканта А. Кудрина, характеризующего рок-музыку как одну из форм противостояния отцов и детей:
«Рок - это не просто музыкальное направление, это молодёжная культура, средство общения молодёжи, зеркало общества. Он изначально создавался как способ самовыражения молодёжи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. На протяжении всей своей истории рок показывает неразрешимую вечную дилемму отцов и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок в глазах старшего поколения выглядит лишь как детское развлечение, подчас опасное и пагубное. Хотя рок существует довольно давно, на нём выросло сегодняшнее взрослое поколение, но всё же перед ним сегодня встают такие же проблемы, как и в начале его пути: непонимание и отвержение».
Согласен ли ты с этим выводом? Есть ли, на твой взгляд, у рок-музыки другие функции?
2) Какие темы рок-песен можно отнести к самым главным темам этого музыкального направления?
3) Послушай песни - А. Макаревича «Однажды мир прогнётся под нас», Ю. Шевчука «Родина», «Осень», В. Цоя «Звезда по имени Солнце», «Хочу перемен». Охарактеризуй главные особенности произведений - поэтические, музыкальные, исполнительские.
4) Подготовь презентацию на одну из тем: «Рок-музыка сегодня», «Рок-музыка в моей жизни», «Герой современных рок-песен», «Рок-музыка и проблема отцов и детей», «Отцы» и «дети» рок-музыки». Продумай музыкальное сопровождение к своей презентации.
5) Выучи песню Ю. Шевчука «Что такое осень?»
6) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.