Из истории инклюзивного образования
Оценка 4.6

Из истории инклюзивного образования

Оценка 4.6
docx
14.05.2020
Из истории инклюзивного образования
Из истории инклюзивного образования.docx

Из истории инклюзивного образования

 

До недавнего времени в нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могли получать образование либо в эксклюзивных (специальных коррекционных) учебных заведениях исключительно среди себе подобных, либо в домашних условиях. С признанием Положений об инклюзивном образовании, включенных в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, Россия взяла на себя обязательство создать эффективную жизнеспособную систему обучения детей и подростков в инклюзивных образовательных организациях, в которых дети, страдающие определенными заболеваниями, не позволяющими им ранее учиться среди обычных детей, школьников, студентов, получают широкие возможности полноценного общения и профессионального обучения по выбранному ими профилю специальности.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Таким образом, под инклюзивным образованием понимается процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В СССР дети-инвалиды получали возможности социальной реабилитации и профессионального обучения в эксклюзивных коррекционных учебных заведениях для глухих, слепых, слепо-глухо-немых, умственно-отсталых и др. Для детей с болезнями опорно-двигательного аппарата обучение могло проводиться на дому. 

За рубежом проблемы инклюзивного образования начали подниматься с 70-х годов прошлого столетия. К настоящему времени там разработано несколько направлений:

расширение доступа к образованию;

мэйнстриминг, предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками в основном на праздниках и в различных досуговых программах;

интеграция как приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них;

инклюзия, в отличие от вышеупомянутых подходов предполагает реформирование образовательных организаций и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

         Переведение всех учебных заведений в разряд инклюзивных в масштабах России является чрезвычайно затратным и недостаточно эффективным. Наиболее продуктивной видится смешанная система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов при которой сохраняются все зарекомендовавшие себя эксклюзивные профессиональные образовательные организации с большой историей, хорошей материальной базой и сложившимся высокопрофессиональным педагогическим коллективом и в то же время увеличивается количество учебных заведений, в которых создаются необходимые условия для адаптации и профессионального обучения все большего числа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Интересным фактом организации в регионе Кавказских Минеральных Вод эксклюзивного учебного заведения сферы музыкального искусства, преобразованного впоследствии в учебное заведение для обычных детей является история детской музыкальной школы г. Ессентуки. В 1943 году на базе госпиталя в Ессентуках была открыта музыкальная школа для инвалидов Великой Отечественной войны, потерявших зрение. Эта школа стала первым в мире учреждением, где восстанавливали работоспособность ослепших. В 1954 году музыкальная школа была переведена в г.Курск, а в Ессентуках на ее производственной базе открылась школа растениеводства и пчеловодства для детей-инвалидов, в 1970 году преобразованная в профессионально-техническое училище-интернат для молодых инвалидов. Что касается музыкантов, работавших в  музыкальной школе инвалидов, то они стали  основой кадрового педагогического состава детской музыкальной школы ‒ в настоящее время детской школы искусств г. Ессентуки.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края «Ставропольский краевой музыкальный колледж им.В.И.Сафонова» (г. Минеральные Воды) (далее ‒ музыкальный колледж) в течение почти 20 лет фактически осуществляет образовательную деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Как показывает практика,  среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов чаще в музыкальный колледж поступают подростки со следующими нарушениями здоровья:

слабовидящие, нередко с последующим ухудшением зрения в период обучения;

расстройство речи в форме заикания;

перенесшие детский церебральный паралич;

ортопедические заболевания.

Показательным является то, что некоторые выпускники, успешно окончив музыкальный колледж, далее поступили в профильные образовательные организации высшего образования и в настоящее время работают по специальности в сфере музыкального искусства и культуры.

Специальность Инструментальное исполнительство (по видам инструментов):

Фортепиано

Количество выпускников

Ограниченные возможности здоровья, инвалидность

Год выпуска

Результаты государственной итоговой аттестации

Обучение (окончание) в профильной организации высшего образования

Трудоустройство по профилю специальности

1

Слабовидящий

2000

Хорошо

Хорошо

Хорошо

Хорошо

Ставропольский педагогический институт

Преподаватель детской школы искусств

1

Заикание

2004

Хорошо

Хорошо

Хорошо

Хорошо

Ростовская государственная консерватория им.С.В.Рахманинова

Преподаватель и концертмейстер детской школы искусств

1

Заикание

2008

Отлично

Отлично

Отлично

Отлично

Ростовская государственная консерватория им.С.В.Рахманинова

Преподаватель и концертмейстер детской школы искусств

1

Слабовидящий

2011

Отлично

Отлично

Отлично

Отлично

Северо-Кавказский институт искусств (г.Нальчик)

 

 

Инструменты народного оркестра

Количество выпускников

Ограниченные возможности здоровья, инвалидность

Год выпуска

Результаты государственной итоговой аттестации

Обучение (окончание) в профильной организации высшего образования

Трудоустройство по профилю специальности

1

Слабовидящий

2012

Отлично

Отлично

Хорошо

Российская государственная специализированная академия искусств

Лауреат международных конкурсов

 

Вокальное искусство

Количество выпускников

Ограниченные возможности здоровья, инвалидность

Год выпуска

Результаты государственной итоговой аттестации

Обучение (окончание) в профильной организации высшего образования

Трудоустройство по профилю специальности

1

Заикание

2009

Хорошо

Отлично

 

Музыкальный организатор городского дома культуры

1

Глухота одного уха (в процессе обучения)

2011

Хорошо

Хорошо

 

Артист музыкального театра

1

ДЦП

2016

Удовлетворительно

Хорошо

Хорошо

 

Преподаватель сельской ДШИ

 

Хоровое дирижирование

Количество выпускников

Ограниченные возможности здоровья, инвалидность

Год выпуска

Результаты государственной итоговой аттестации

Обучение (окончание) в профильной организации высшего образования

Трудоустройство по профилю специальности

1

Слабовидящий

2008

Удовлетворительно

Хорошо

Северо-Кавказский институт искусств (г.Нальчик)

Преподаватель детской школы искусств

Артист вокально-инструментального ансамбля

1

Заикание

2014

Хорошо

Удовлетворительно

 

Певчий церковного хора

 

Теория музыки

Количество выпускников

Ограниченные возможности здоровья, инвалидность

Год выпуска

Результаты государственной итоговой аттестации

Обучение (окончание) в профильной организации высшего образования

Трудоустройство по профилю специальности

1

Слабовидящий

2010

Отлично

Отлично

Отлично

 

Преподаватель детской школы искусств

1

Заикание

2011

Отлично

Хорошо

Отлично

 

Музыкальный работник детского сада

 

Таким образом, из 12 выпускников, окончивших музыкальный колледж:

Количество выпускников

Результаты государственной итоговой аттестации

Окончили (обучаются)  профильную организацию высшего образования

Трудоустроены по профилю специальности

абсолютная  (общая) успеваемость

относительная (качественная) успеваемость

чел.

%

чел.

%

чел.

 

%

чел.

 

%

12

 

12

 

100%

9

75%

6

50%

10

83%

 

Обучаются в настоящее время:

Специальность Инструментальное исполнительство (по видам):

Оркестровые струнные инструменты

Количество обучающихся

Ограниченные возможности здоровья, инвалидность

Год поступления

1

Слабовидящий

2014

 

Инструменты народного оркестра

Количество обучающихся

Ограниченные возможности здоровья, инвалидность

Год поступления

1

ДЦП

2016

        

Вокальное искусство

Количество обучающихся

Ограниченные возможности здоровья, инвалидность

Год поступления

1

Отсутствие верхней конечности

2015

 

Хоровое дирижирование

Количество обучающихся

Ограниченные возможности здоровья, инвалидность

Год поступления

1

Слабовидящий

2012

В основе инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашем музыкальном колледже лежат 8 неотъемлемых  принципов образования:

‒ ценность каждого студента не зависит от его способностей и достижений;

‒ каждый студент способен чувствовать и думать;

‒ каждый студент имеет право на общение и на то, чтобы его мнение и позиция были услышанными;

‒ все студенты нуждаются друг в друге;

‒ подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

‒ все студенты нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

‒ для всех студентов достижения прогресса, скорее, может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

‒ разнообразие усиливает все стороны жизни студента.

Административно-хозяйственный аппарат и педагогический коллектив музыкального колледжа, используя все имеющиеся материально-технические ресурсы и программно-методическое сопровождение, обеспечивают студентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам достаточно комфортные условия обучения. Об этом свидетельствует тот факт, что никто из данной категории обучающихся не изъявлял желание осваивать адаптированный вариант программы подготовки специалистов среднего звена/основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Из истории инклюзивного образования

Из истории инклюзивного образования

За рубежом проблемы инклюзивного образования начали подниматься с 70-х годов прошлого столетия

За рубежом проблемы инклюзивного образования начали подниматься с 70-х годов прошлого столетия

Ессентуках была открыта музыкальная школа для инвалидов

Ессентуках была открыта музыкальная школа для инвалидов

Фортепиано Количество выпускников

Фортепиано Количество выпускников

Год выпуска Результаты государственной итоговой аттестации

Год выпуска Результаты государственной итоговой аттестации

В основе инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашем музыкальном колледже лежат 8 неотъемлемых принципов образования: ‒ ценность каждого студента не…

В основе инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашем музыкальном колледже лежат 8 неотъемлемых принципов образования: ‒ ценность каждого студента не…

Из истории инклюзивного образования

Из истории инклюзивного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020