Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии
Оценка 4.8

Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии

Оценка 4.8
pdf
22.04.2021
Из  истории  русской  орфографии.  Принципы русской орфографии
Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.pdf

Тема: Из  истории  русской  орфографии.  Принципы  русской орфографии Вопросы к теме:

1.   Из истории русской орфографии

2.   Принципы русской орфографии

3.   Практические задания

 

1. Из истории русской орфографии

 

Орфография (от  греч. оrthos – прямой,  правильный  + grapho – пишу) – система  правил  о  написании  слов.  В  русской  орфографии  изучается: 

1)     правописание слов и их значимых частей (морфем); 

2)     слитные, дефисные и раздельные написания слов;

3)     употребление прописных и строчных букв;

4)     правила переноса слов с одной строки на другую.

Русская орфография  имеет  более  чем  двухсотлетнюю  историю. После реформы русской графики, проведенной в 1708 г. указом Петра I  о  введении  гражданского  шрифта,  вопросы  правописания  стали связываться  с  общими  вопросами  о  путях  развития  русского литературного  языка  и  к  середине  XVIII  в.  приобрели  общественное значение.  Первым,  кто  стал  специально  ими  заниматься,  был В.К. Тредиаковский,  провозгласивший  в  своем  трактате  ―Разговор  между чужестранным  человеком  и  российским  об  орфографии  старинной  и новой  и  всем,  что  принадлежит  к  сей  материи‖  (1748  г.) необходимость фонетического принципа в русском правописании, как наиболее  отвечающего  интересам  масс.  Это  предложение, противоречившее  сложившейся  уже  системе  русского  письма,  не могло иметь успеха.

Вопросы  правописания  нашли  свое  отражение  в ―Российской грамматике‖  М.В.  Ломоносова  (1755  г.).  Предложенные  им орфографические  нормы,  построенные  на  сочетании  фонетического принципа  с  морфологическим,  не  были  утверждены  высшим государственным  учреждением  и  не  получили  силы  закона. Установление норм правописания на морфологической основе связано с  выходом  в  свет  ―Российской  грамматики‖  Академии  наук (1802,1803,1819  гг.)  и  ―Словаря  Академии  Российской‖  (1789—1794 гг.).  Однако  орфографические  нормы  того  времени  не  отличались устойчивостью,  и  на  протяжении  почти  всего  XIX  века  отмечался значительный  орфографический  разнобой  и  в  официальных документах, и в произведениях писателей. 

Исключительно важной вехой в истории русской орфографии стал капитальный труд академика Я.К. Грота ―Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне‖ (издания 1873, 1876 и 1885 гг.)  и  его  книга ―Русское  правописание‖  (1885  г.),  представлявшая собой  практическое  руководство для школы и печати. Свод орфографических правил, составленный Гротом, сыграл важную роль в установлении норм правописания, однако, несмотря на то что он был рекомендован  как  академический,  он  не  уничтожил  существовавший 

тогда  разнобой  полностью  и  не  упростил  русское  правописание.  Не сумела  этого  сделать  и  специальная  орфографическая  комиссия, созданная  в  1904  г.  при  Академии  наук.  Постановление  о  реформе правописания, принятое на широком совещании Академии наук 11 мая 1917 

г.,  не  имело  практического  значения,  так  как  оставалось  не обязательным  для  школы  и  печати.  Только  декретами  Советского правительства  от  23  декабря  1917г.  и  10  октября  1918  г., утвердившими  указанное  постановление,  реформированное правописание было признано обязательным для всех граждан. Реформа  правописания  1917—1918  гг.  значительно  упростила наше письмо, но не затронула многих частных вопросов орфографии, служивших  источником  разнобоя  в  практике  письма.  В  1930 г.  была сделана  попытка  провести  радикальную  реформу  в  области орфографии,  однако  проект  такой  реформы,  составленный специальной комиссией при Главнауке Наркомпроса, вносил в русское правописание  ломку,  не  вызываемую  подлинной  жизненной необходимостью и научно не оправдываемую. Некоторые фрагменты из содержания реформы:

-                     из  алфавита  исключались  буквы  Ѣ  (ять),  Ѳ  (фита),  І  («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И; - исключался  твѐрдый  знак  (Ъ)  на  конце  слов  и  частей  сложных слов,  но  сохранялся  в  качестве  разделительного  знака  (подъѐм, адъютант); - изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме собственно с-) кончались на с перед любой глухой согласной и на  з  перед  звонкими  согласными  и  перед  гласными (из разступиться → в

расступиться);

-                     в  родительном  и  винительном  падежах  прилагательных  и причастий  окончания -аго, -яго заменялось  на -ого, -его (например, новаго  →  нового,  лучшаго  →  лучшего,  ранняго  →  раннего),  в именительном  и  винительном  падежах  множественного  числа женского  и  среднего  родов ыя, -ія  —  на -ые, -ие  (новыя  (книги, изданія) → новые);

-                     словоформы  женского  рода  множественного  числа онѣ,  однѣ, однѣхъ,  однѣмъ,  однѣми  заменялись  на они,  одни,  одних,  одним, одними; - словоформа родительного падежа  единственного числа ея  (нея)— на еѐ

(неѐ).

В  последних  пунктах  реформа,  вообще  говоря,  затрагивала  не только орфографию, но и орфоэпию и грамматику, так как написания онѣ, однѣ, ея (воспроизводившие церковнославянскую орфографию) в некоторой степени успели войти в русское произношение, особенно в поэзию (там, где участвовали в рифме: онѣ/женѣ у Пушкина, моя/нея у Тютчева и т.п.). В документах орфографической реформы 1917—1918 гг.  ничего  не  говорилось  о  судьбе  редкой  и  выходящей  из практического  употребления  ещѐ  до  1917  года  буквы  Ѵ  (ижицы);  на практике после реформы она также окончательно исчезла из алфавита.С середины 30-х годов стала проводиться работа по составлению 

полного свода правил орфографии и пунктуации с целью упорядочить и унифицировать наше правописание. Результатом длительной работы явились  опубликованные  и  утвержденные  Академией  наук  СССР, Министерством  высшего  образования  СССР  и  Министерством просвещения  РСФСР  в 1956  г.  ―Правила  русской  орфографии  и пунктуации‖,  действующие  по  настоящее  время.  Однако  задача полного  устранения  разнобоя  в  письме,  задача  возможного  его упрощения  не  получила  еще  своего  решения,  и  в  1962  г.  при Институте  русского  языка  Академии  наук  СССР  была  образована «Орфографическая  комиссия»,  которая  проводит  работу  по дальнейшему усовершенствованию русского письма. 

 

2. Принципы русской орфографии

 

Морфологический принцип правописания

 

1)  Принцип  орфографии,  лежащий  в  основе  русского  письма  и заключающийся  в  том,  что  общие  для  родственных  слов  морфемы сохраняют  на  письме  единое  начертание,  несмотря  на  различия  в произношении (непозиционные чередования в морфемах передаются). 

Морфологический принцип работает при написании:

а) корней: дом (дом), домашний (д ^ м)ашний, домовой (дъм)овой;

б) приставок: подписъ (пот)пись, подписать (път)писать;

в)  суффиксов:  домовый  (-ов-),  домовой  (-^  в-);  заботливый  –молчаливый (в  суффиксе -лив- всегда  пишется и); звериный,  куриный, соловьиный (в суффиксе -ин- всегда пишется одно н).

г) окончаний: на реке (-е) – на речке (-ь); стеной – мино(-ъ-)й; под окном – под  неб(-ъ-)м;  говорит – дышит (в первом  слове  окончание под  ударением  произносится  четко,  во  втором – нечетко,  однако  и  в этом  случае  в  глаголе  второго  спряжения  в  форме  третьего  лица единственного числа нужно писать окончание -ит).

2)  Принцип  графически  единообразного  оформления  написаний слов,  относящихся  к  некоторым  грамматическим  категориям.  Сюда относятся:

а) написания имен существительных женского рода с конечными шипящими: дочь,  вещь,  рожь,  мышь.  Написание  мягкого  знака  на конце  этих  слов  имеет  не  фонетическое  значение,  а  служит показателем  грамматического  рода  и  графически  объединяет  все существительные  женского  рода  с  конечными  согласными  (как нешипящими, так  и  шипящими)  в  одном  типе  3-го  склонения  (ср.единство  падежных  форм  у  названных  слов  и  таких,  как  новь, тетрадь, метель, тень, топь, гарь, кровать и т. д.);

б) написания инфинитива с конечным шипящим: беречь, стеречь, стричь,  достичь.  И  в  этом  случае  мягкий  знак  не  является  знаком мягкости,  а  служит  формальной  приметой  неопределенной  формы глагола,  и  его  написание  создает  графическое  единообразие оформления инфинитива (ср. наличие мягкого знака у основной массы глаголов в неопределенной форме: брать, верить, писать и т. д.);

в) написание  формы  повелительного  наклонения  с  конечным шипящим: умножь, назначь, утешь. Также и здесь написание мягкого знака  служит  целям  морфологии:  он  выполняет  роль  графического показателя  формы  повелительного  наклонения,  чем  создается единообразное  внешнее  оформление  императива  (ср.  написание мягкого  знака  у  всех  глаголов  в  форме  повелительного  наклонения  с конечными  мягкими  согласными: исправь,  откинь,  отмерь,  отбрось, отметь и т. д.).

 

Традиционный (исторический) принцип

 

К  традиционному  принципу  относятся  такие  написания,  которые являются  пережитками  прошлого  и  не  могут  быть  обоснованы  ни морфологически, ни фонетически. Сюда относятся:

1)      написание буквы и после  твердых  шипящих ж и ш (жить, шить), которое объясняется тем, что в древнерусском языке звуки (ж) и  (ш)  были  мягкими  и написание сочетаний жи,  ши соответствовало произношению;

2)      написание  мягкого  знака  после  шипящих  во  втором  лице

единственного  числа  глаголов  (читаешь,  строишь),  в  наречиях (настежь,  наотмашь,  вскачь),  в  частицах (лишь,  бишь,  вишь,  ишь), что объясняется наличием когда-то конечного гласного, впоследствии редуцировавшегося; 3) написание  окончания  родительного  падежа  единственного числа  прилагательных -ого,  произносящегося  со  звуком (в) на  месте буквы г

(большого, доброго и т. п.);

4)                написание  безударных  гласных  в  таких  словах,  как корова, собака  и  др.,  не  поддерживаемое  современным  литературным произношением,  или  в  таких  словах,  как калач, паром, славяне и  др., появившееся  в  результате  развития  аканья  и  закрепления  его  на письме;

5)                написание  непроизносимых  согласных  в  существительных лестница, чувство.

6)                написание  таких  корней,  как расти,  наращение – рос,  рост; заря,  зарница –  зори,  зорька;  скакать,  скакун –  заскок;  блистать, блистательный –  блеск,  блещущий.  Перечисленные  и  им  подобные варианты,  известные  в  орфографии,  как  корни  с  чередующимися гласными, возникли исторически, их правописание во многих случаях определяется традицией; 7) Многих заимствованных слов: абонент, бойкот, увертюра.

8)  Ч в слове что.

9)  Соединительных гласных: водопровод, земледелие. 

10)           Корневых  глухих  и  звонких  согласных:  вчера,  второй,  ковш, вокзал, экзамен, сбруя.

11)           Аффиксальных  гласных  и  согласных:  родитель,  веточка, окошечко, гусенок.

 

 

Фонетический принцип

 

К  фонетическому  принципу  относятся  написания  слов  в соответствии  с  их  произношением.  Важнейшие  фонетические написания:

1)                написание приставок на з- и с-; без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз, чрез- (через-):  безбрежный – бесплановый,  возглавить – воскликнуть, взбежать – вскружить,  избрать – испортить,  низводить – нисходить, раздать  –  растерять,  розвальни  –  россыпи,  чрезмерный  –чересполосный;

2)                написание  приставки раз-  (рас-) –  роз-  (рос):  разыскать –розыск, расписать – роспись;

3)                написание  ы  вместо  начального  и  после  приставок, оканчивающихся  на  твердый  согласный: безыдейный,  подыскать, предыдущий, сыграть.

4)                написание  окончаний -ой  (под  ударением)  и -ый/-ий  (без ударения):  дорогой  –  строгий,  смешной  –  красный;  Написание окончания  -ой  (под  удареним)  и  -ый, -ий  (без  ударения)  в именительном  (винительном)  падеже  единственного  числа  у  имен прилагательных, числительных, местоимений и причастий: молодой –старый, давний; шестой – пятый; иной – который, всякий; битый.

5)                написание о или е после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных и прилагательных: межой – кожей; мечом – неучем; шалашом – макинтошем; свинцом – солнцем; о большом – о большем. 6) Написание о (под ударением) и е (без ударения) после шипящих в  суффиксах  существительных,  прилагательных  и  наречий,  а  также после ц в суффиксах прилагательных и глаголов: прыжок – овражек; гребешок – кармашек;  скачок – замочек;  ежовый – гужевой;  свежо–хуже.

7)                Написание  ы  после  ц  в  суффиксах -ын  притяжательных прилагательных:  Лисицын  и  в  окончаниях  существительных  и прилагательных: братцы, белолицый.

8)                Написание  только  двух  с  и  двух  н  при  стечении  трех  звуков: ссориться – рассориться (рас + сориться); ванна – ванная (ванн + ная). 

Дифференцирующий принцип

 

Дифференцирующие  написания  (от  лат.  differens  —различающийся) –  разные  написания,  служащие  для  различения  на письме одинаково звучащих слов. 

1)  Поджог (имя существительное: совершить поджог) – поджѐг (прошедшее время глагола: поджег мусор). Ср.: ожог – ожѐг, пережог – пережѐг; 

2)  Бал (танцевальный вечер) – балл (единица оценки);

3)  Кампания (ряд  мероприятий)  –  компания  (группа  лиц, общество); 4)  Плач  (существительное:  плач  ребенка)  –  плачь  (форма повелительного  наклонения  глаголов:  Не  плачь,  все  можно исправить!);

5)  Тушь  (существительное  женского  рода: Мы  чертим  черной тушью)  –  туш  (существительное  мужского  рода,  означающее «короткое  музыкальное  приветствие»:  Оркестр  сыграл  туш,  и раздались аплодисменты).

6)  написание с прописной и строчной буквы: Земля и земля, орел и Орел;

7)  написания  приставок  при- и  пре- и  частиц  ни  и  не:  предать (выдать  кого-либо)  –  придать  (добавить  вид),  претворить (осуществить)  –  притворить  (закрыть),  преклониться  (глубоко уважать)  –  приклоняться  (нагибаться),  преступить  (нарушить)  –приступить  (начать),  пребывать  (находиться  где-либо) –  прибывать (приезжать  куда-либо),  преемник  (продолжатель)  –  преемник (устройство,  аппарат,  учреждение),  преходящая  (временная)  –приходящая  (кто  приходит),  презирать  (считать  недостойным) –призирать  (давать  приют,  заботиться),  превратный  (неверный) –привратник  (сторож  при  воротах).  Он  не  идет  и  сколько  он  ни  идет, над ним все так же стоит беспощадное солнце.

 

 

 

 

3. Практические задания

 

1.      В  приведенных  ниже  словах  и  словосочетаниях  выделите буквы,  которые  соответствуют  фонемному  (морфологическому) принципу орфографии. Кратко поясните эти соответствия.

Образец:  Принести  извинение –  написание  буквы  и  отвечает фонемному  принципу:  фонема  [и]  может  находиться  в  сильной позиции  в  составе  этой  же  морфемы  (например,  в  выражении  Повинную голову меч не сечет).

Запинаться  от  волнения,  раздражаться  из-за  пустяка,  проглотить таблетку,  опоздать  на  репетицию,  объединенные  усилия,  обидчивая девочка,  беспризорная  дворняжка,  искусный  пекарь,  известный  поэт, отдаленный хутор, уязвить самолюбие.

2.      В  приведенных  ниже  словах  и  словосочетаниях  выделите буквы, которые соответствуют фонетическому принципу орфографии. 

Кратко поясните эти соответствия.

Образец:  расщедриться  –  написание  буквы  с  в  приставке совпадает спроизношением. Рассердиться  (ср.  раззадориться),  разыграть  (ср.  розыгрыш), подыскать  (искать),  цыган  (цинга),  мышонок  (монашенка),  межой (лужей).

3.      В  приведенных  ниже  словах  и  словосочетаниях  выделите буквы, которые соответствуют традиционному принципу орфографии. 

Кратко поясните эти соответствия.

Образец:  макулатура –  написание  буквы  а  в  составе  корня соответствует  традиционному  принципу  (в  сильную  позицию  обе фонемы поставить нельзя).

Дружина,  широта,  расстелить  (ср.  расстилать),  территория, галерея, вестибюль, искусство, прикасаться (ср. прикоснуться), вожжи, чувство, убеждаешь, собака, отрежьте, волдырь, благословенного.

4.      В  приведенных  ниже  словах  и  словосочетаниях  выделите буквы,  которые  соответствуют  дифференцирующим  написаниям. 

Кратко поясните эти соответствия.

Образец: слова кампания  «совокупность действий, мероприятий» и компания «группа людей». Плач – плачь, вследствие болезни – в следствии по делу о…, Лев –лев,  Роман – роман,  перевод  денег  на  счет  №… - насчет  поездки  к морю, ожег руку – ожог третьей степени, восхищен Петей Ростовым –бои под Ростовом.

5.      Какому  принципу  орфографии  соответствуют  выделенные написания? 

Назовите  правила,  определяющие  употребление  той  или иной буквы. Образец.  Рассвирепеть  –  написание  буквы  с  отвечает фонетическому  принципу  (правописание  приставок  на –з); буква и в корне пишется по традиции (правописание непроверяемых безударных гласных);  написание  буквы  е  соответствует  фонемному  принципу (правописание  гласных,  выступающих  в  сильной  позиции  под ударением: свирепый).

Укротить  (зверя),  сокращение  (штатов),  карикатура,  привилегия, цивилизация,  вернисаж,  завистливый,  вперемешку,  вперемежку, вокзал, чувствовать, разыграться, письмишко, обрадуешься, кастрюля, гигиена, интеллигенция, бескорыстный, сверстник.

 

Тема: Из истории русской орфографии

Тема: Из истории русской орфографии

Вопросы правописания нашли свое отражение в ―Российской грамматике‖

Вопросы правописания нашли свое отражение в ―Российской грамматике‖

Реформа правописания 1917—1918 гг

Реформа правописания 1917—1918 гг

Пушкина, моя/нея у Тютчева и т

Пушкина, моя/нея у Тютчева и т

Принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям

Принцип графически единообразного оформления написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям

Традиционный (исторический) принцип

Традиционный (исторический) принцип

Перечисленные и им подобные варианты, известные в орфографии, как корни с чередующимися гласными, возникли исторически, их правописание во многих случаях определяется традицией; 7)

Перечисленные и им подобные варианты, известные в орфографии, как корни с чередующимися гласными, возникли исторически, их правописание во многих случаях определяется традицией; 7)

Написание о (под ударением) и е (без ударения) после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных и наречий, а также после ц в суффиксах прилагательных и глаголов:…

Написание о (под ударением) и е (без ударения) после шипящих в суффиксах существительных, прилагательных и наречий, а также после ц в суффиксах прилагательных и глаголов:…

Тушь (существительное женского рода:

Тушь (существительное женского рода:

Запинаться от волнения, раздражаться из-за пустяка, проглотить таблетку, опоздать на репетицию, объединенные усилия, обидчивая девочка, беспризорная дворняжка, искусный пекарь, известный поэт, отдаленный хутор, уязвить самолюбие

Запинаться от волнения, раздражаться из-за пустяка, проглотить таблетку, опоздать на репетицию, объединенные усилия, обидчивая девочка, беспризорная дворняжка, искусный пекарь, известный поэт, отдаленный хутор, уязвить самолюбие

Петей Ростовым –бои под Ростовом

Петей Ростовым –бои под Ростовом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2021