Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 312»
Сеаминар для педагогов:
Тема: «Использование речевых игр и зрительной символики в работе с детьми с проблемами речевого развития»
Провела учитель – логопед МБДОУ № 312 Зыкина Т.А.
Цель: Формировать мотивацию у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по коррекции фонематического недоразвития и речевых дефектов через использование игр, игровых упражнений и зрительных символов.
Задачи:
· отметить роль развития фонематического восприятия в коррекции звукопроизношения;
· познакомить с речевыми играми с использованием зрительной символики их целями и ходом проведения.
I. «Развитие фонематического восприятия и формирование правильного звукопроизношения – основные направления работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития».
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, которая состоит перед педагогами дошкольного учреждения.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.
Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной.
В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» - песенка комара, «Р» - работа мотора самолёта, «Ш» - из лопнувшего шара выходит воздух).
Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.
Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.
II. «Практическая часть: Знакомство воспитателей с речевыми играми с символами».
«Найди место для своей картинки».
Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинку, где изображен комар. Педагог говорит: «Как комар звенит? Слышно: з-з-з… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен насос, и напоминает, как шар сдувается: с-с-с.. Эту картинку я составлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать, и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет, звук З и С. Если услышите звук С, то её надо положить справа. Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочерёдно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию.
«Будь внимательным»
Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук С, вы должны поднять символ звука С». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук С встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком С. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную работу можно повторить с другими звуками).
«Звенит-жужжит»
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. Вернувшись, водящий подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит звук З, то он говорит: «Звенит», и показывает символ, если слышит звук Ж, то говорит: «Жужжит» и показывает символ. Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.
«Слова перевёртыши»
Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово и выкладывают его с помощью символов, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и другие. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадать одному, а разгадывать всей группе, кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
«Добавляй звук»
«Я буду называть слова, но в каждом слове не договорю один последний звук, А ты мне подскажешь, какой звук я не произнесла при помощи символов: Витя славный мальчи…» - «К», - показывает ребенок. «В лесу из веток построили шала…» - «Ш».
«Белочка спрятала орешки в дупл…» - «О».
Если ребенок повторяет слово целиком, то надо ему объяснить, что добавлять следует лишь один последний звук. Этот звук должен звучать отчётливо.
Благодарю за внимания. Надеюсь, что данные знания помогут коллегам в работе.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха с использованием зрительных символов».
(из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ № 312 Зыкиной Т.А.
2016 год
Цель: Помочь педагогам определить условия, необходимые для формирования правильного произношения звуков, выработать пути и способы развития у детей слухового внимания, познакомить с речевыми играми с использованием звуков и их символов, развивать чувство ритма и рифмы в стихотворной речи.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью, окружающих и собственной.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Из всего сказанного следует что, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности. необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Для этого следует систематически проводить соответствующие игры и упражнения. В проведении таких игр большую роль играют символы.
Например, с детьми старшего дошкольного возраста проводятся игры на придумывание слов с определенным звуком. Для этого используются картинки – символы.
В игре «Живые звуки» педагог различает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (мох, суп) двум – трем детям. Четко произнося каждое слово, взрослый предлагает им встать так, чтобы дети смогли собрать из звуков названое слово.
Игра с мячом «Найди слово». Цель: 1.Учить дифференцировать звуки С-Ш, З-Ж с помощью специальных символов. 2.Закреплять правильное произношение звуков С, Ш, З, Ж;
3.Развивать фонематический слух, внимание. В игре используются четыре мяча, на которых прикреплены картинки, изображающие суслика, комара, змею, жука. В зависимости от темы занятия педагог берет соответствующий мяч, например, тема занятия «Звук Ж». Педагог бросает мячик с изображением жука кому-то из детей и произносит ряд слов: суп, шум, жара, зонт. Ребенок должен найти среди них слово со звуком Ж и, произнося его, возвратить мяч педагогу. Так идет работа с одним звуком.
Можно провести игру «Для кого картинка». У детей в руках символы различных звуков. Педагог показывает картинку, ребенок показывает символ, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка для него.
В старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня знакомим их с гласными и согласными звуками, учим давать характеристику звуку («звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий», «шипящий», «свистящий»). Чтобы облегчить детям их усвоение используются графические символы. Например, игра «Отгадай, что за звук?».
Берется набор полосок из картона, на которых изображены различные комбинации символов, обозначающие согласные звуки. Дети по ряду символов должны охарактеризовать и определить звук. Итак, графические символы облегчают условия сложного материала по фонетике. Кроме этого, они развивают у дошкольников память, воображение, служат дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
Отрабатывая произношение поставленного звука в слогах, у детей развивается способность удерживать в память заданное количество слогов и положение ударного слога в их ряду (ударный слог отмечается ударом руки) :
са - са – са со – со – со
са – са – са со – со – со
са – са – са со – со – со
Такие упражнения развивают чувство ритма, а также концентрируют внимание детей на изменение звукового состава слога.
Для автоматизации поставленного звука в слогах и словах составлены специальные упражнения и игры со стихотворными текстами. Считалки со связным текстом на определенный звук помогают следить за правильным произношением звуков и умением отличать ударный слог.
Жи-жи-жи –голосистые чижи.
Жи-жи-жи – поют в лесу чижи.
Жей-жей-жей – мы слушали чижей.
Жей-жей-жей – любим слушать мы чижей.
Работая по теме: «Деление слов на слоги», начинаем с простейших упражнений.
В игре «Договорим слово» взрослый произносит первый слог, а ребенок второй. Затем дети называют запомнившиеся слова полностью:
Ра – на вет - ка
Ши – на сум – ка
Пе – на шут – ка
Ми – на лод - ка
Цель таких заданий – выработать практический навык деления слов на слоги, учить правильно выделять в слове закрытый слог.
Игра «Подбери похожее слово». Педагог называет слово из двух слогов, а ребенок подбирает к нему слово из трех слогов с таким же окончанием. Если ребенок затрудняется, он может выбрать слово с помощью подобранных к игре и разложенных перед ним картинок:
сок – носок мышь – камыш
соль – фасоль коза – стрекоза
лук – каблук бочка – бабочка
Или
игра «От слога к слову». Цель: развитие фонематического слуха, звуковой и слоговой анализ слов. Картинки: карусель, кирпич, кошка, кастрюля, котенок, картошка, курица, капля. Педагог называет первый слог, а ребенок договаривает слово до конца. Например: кон…(фета), каст…(рюля), кир…(пич) и т. д. Потом меняются ролями, ребенок называет первый слог, а педагог договаривает слово полностью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.