Деловая игра "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога с учителями и воспитателями ОУ"

  • Семинары
  • docx
  • 23.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Оказание помощи учителям и воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на уроках и внеурочное время Задачи:  Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.  Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.  Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития младших школьников.  Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогами ОУ.
Иконка файла материала деловая игра .docx

 

 

 

 

 

Деловая игра:

 

 

«Взаимодействие 

учителя-логопеда и  учителя-дефектолога

с учителями и воспитателями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель семинара-практикума: 

Оказание помощи учителям и воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на уроках и внеурочное время

Задачи:

v Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.

v Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.

v Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития младших школьников.

v Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом, учителем-дефектологом  и педагогами ОУ.

Интеграция образовательных областей:

·       речевое развитие

·       познавательное развитие

·       физическое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В нашей работе главная цель - развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!

 

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады Вас приветствовать на нашей деловой игре.

 - Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. Для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, врачей-специалистов, психолога.

      Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед, дефектолог  и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например, «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе сопровождения ребенка.

Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду, дефектологу удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы.

                Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

 

Основная  часть

Предлагаем  поиграть в речевые игры - активизируем речь и мышление.

Задание № 1.

Упражнение «Давайте познакомимся»- «Имена прилагательные»

Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса)

Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

Задание № 2.  Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....

 

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Инструменты -

Спортивный инвентарь -

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Осадки -

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

 

Задание № 3. «Пантомима»

С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочного героя. На столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток.

Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка

 

Задание № 4. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная.

                                            (кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

 

Задание № 5. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

На «Кубике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.

© Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка 

(раздраженно).

© На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).

© Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).

© Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

© Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).

© Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!»  (спокойно)

© От топота копыт пыль по полю летит. (радостно)

© Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (грустно)

© Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (удивленно)

© Добры бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в дворы стары. (раздраженно)

© Три сороки — тараторки тараторили на горке. (слезно)

© Тимошка крошит в окрошку крошки. (смеясь)

 

Задание № 6. Физкультурная минутка

Презентация

 

Задание № 7. «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка»  предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы:  шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

 

Задание № 8. «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

 

Пословицы и поговорки:

Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».

Уйти от новой стиральной машины - «остаться  у разбитого

                                                                   корыта».

От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».

Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше

                                                                    будешь».

Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».

С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и

                                                                 рыбку из пруда».

 

 

Строчки из стихотворений:

Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».

Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».

Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

 

Названия сказок и книг:

Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».

Утки - индюшки «Гуси - лебеди».

Бледненький кустик «Аленький цветочек».

Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».

Квадратик - «Колобок».

 

Название известного фильма :

Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет

                                                                   профессию».

Грустные взрослые - «Веселые ребята».

Крик баранов - «Молчание ягнят».

Холодные ноги - «Горячие головы».

Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».

В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только

                                                                                    девушки».

Ручной кактус «Дикая орхидея».

 

Задание № 9. «Объявление» (для активизации речи, мышления)

 

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

                           Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

                     Петя подарил Павлику пирамидку.

 

Задание № 10. 

Игра «Любопытный»

- На любой вопрос с помощью микрофона отвечайте быстро, только словами, начинающимися со звука С.

 

- Как вас зовут?

- Как называется город, в котором вы родились?

- Кем вы работаете?

- Какое у вас хобби?

- Назовите ваше любимое блюдо.

- Какой у вас любимый напиток?

- Назовите месяц вашего рождения.

- Как зовут вашего мужа?

- Как называется учреждение, в котором вы работаете?

- Назовите вашего любимого эстрадного артиста.

- Назовите город, в котором мы живем.

- Какую бы вы хотели получать заработную плату?

- Какие вывески вы встречали в нашем городе?

 

 

Задание № 11. «Фонематический слух»

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

 

Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)

Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)

«Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)

Cобирали васильки
у нас на голове … (венки)


Задание № 12. «Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай - не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок).

 

Задание № 13. Игра «Глухие телефоны»

Суть игры под названием "Глухой телефон", или же "Испорченный телефон", "Сломанный телефон" в том, чтобы участники очень тихо, едва слышно сказать слово в ухо последующему и так до последнего участника.

При этом ни в коем случае нельзя делать это дважды или же переспрашивать.

При этом нужно, чтобы последний участник без подсказок громко и самое главное правильно произнес слово.

 

Для игры можно придумать следующие слова:

 

Вакцинация, корреспондент, астероид, вулканизация, электролит, свистопляска, эрудиция, трикотаж, антисептик.

 

3. Заключительная часть

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

 

Итог семинара-практикума

- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).

 

Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!

 

 

 

 

 

Приложение

 

Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка 

                                                              (раздраженно).

 

 

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка!         

                                                                     (радостно).

 

 

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…      

                                                                               (печально).

 

 

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли убежал от Поли в поле.

                                                                         (беспокойно).

 

 

Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 

                                                                              (спокойно)

 

 

От топота копыт пыль по полю летит. 

                                                             (радостно)

 

 

Наша серая кошка сидела на крыше,

А ваша серая кошка сидела выше. 

                                                  (грустно)

 

 

Валерий кавалерию раскрасил акварелью.

Карьером кавалерия скачет у Валерия. 

                                                          (удивленно)

 

 

Добры бобры идут в боры,

Идут бобры в сыры боры,

Идут бобры в дворы стары. 

                                (раздраженно)

 

 

Три сороки — тараторки тараторили на горке. 

                                                      (слезно)

 

 

 

Тимошка крошит в окрошку крошки. 

                                                                     (смеясь)