Деловая игра:
«Взаимодействие
учителя-логопеда и учителя-дефектолога
с учителями и воспитателями»
Цель семинара-практикума:
Оказание помощи учителям и воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на уроках и внеурочное время
Задачи:
v Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
v Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
v Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития младших школьников.
v Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогами ОУ.
Интеграция образовательных областей:
· речевое развитие
· познавательное развитие
· физическое развитие.
В нашей работе главная цель -
развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады Вас приветствовать на нашей деловой игре.
- Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. Для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т.е. привлечение к решению проблемы родителей ребенка, учителя, врачей-специалистов, психолога.
Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед, дефектолог и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например, «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе сопровождения ребенка.
Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду, дефектологу удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы.
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
Основная часть
Предлагаем поиграть в речевые игры - активизируем речь и мышление.
Задание № 1.
Упражнение «Давайте познакомимся»- «Имена прилагательные» |
|
Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). |
Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д. |
Задание № 2. Игра «Похожие слова»
Звучит логопедическая распевка:
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....
Задание:
Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!
Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Инструменты -
Спортивный инвентарь -
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Осадки -
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Задание № 3. «Пантомима»
С помощью мимики, жестов вам необходимо показать сказочного героя. На столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток. |
Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка |
Задание № 4. Игра «Кошка»
Отгадайте загадку:
Вчера
была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная.
(кошка).
Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.
Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):
бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.
Кошка бывает какая?
Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.
Задание № 5. Cкороговорки
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.
Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.
«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»
Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:
На «Кубике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.
©
Сидит
Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка
(раздраженно).
© На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
© Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
© Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
© Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
©
Говорил
попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
© От топота копыт пыль по полю летит. (радостно)
© Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (грустно)
© Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (удивленно)
© Добры бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в дворы стары. (раздраженно)
© Три сороки — тараторки тараторили на горке. (слезно)
© Тимошка крошит в окрошку крошки. (смеясь)
Задание № 6. Физкультурная минутка
Презентация
Задание № 7. «Чудесный мешочек»
Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.
Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.
Задание № 8. «Игры-перевёртыши»
Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.
Пословицы и поговорки:
Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого
корыта».
От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше
будешь».
Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и
рыбку из пруда».
Строчки из стихотворений:
Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».
Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».
Названия сказок и книг:
Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».
Бледненький кустик - «Аленький цветочек».
Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
Квадратик - «Колобок».
Название известного фильма :
Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет
профессию».
Грустные взрослые - «Веселые ребята».
Крик баранов - «Молчание ягнят».
Холодные ноги - «Горячие головы».
Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только
девушки».
Ручной кактус - «Дикая орхидея».
Задание № 9. «Объявление» (для активизации речи, мышления)
Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук
Например: на звук [К]
Куплю красивую кошечку.
Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.
Например: на звук [П]
Петя подарил Павлику пирамидку.
Задание № 10.
Игра «Любопытный»
- На любой вопрос с помощью микрофона отвечайте быстро, только словами, начинающимися со звука С.
- Как вас зовут?
- Как называется город, в котором вы родились?
- Кем вы работаете?
- Какое у вас хобби?
- Назовите ваше любимое блюдо.
- Какой у вас любимый напиток?
- Назовите месяц вашего рождения.
- Как зовут вашего мужа?
- Как называется учреждение, в котором вы работаете?
- Назовите вашего любимого эстрадного артиста.
- Назовите город, в котором мы живем.
- Какую бы вы хотели получать заработную плату?
- Какие вывески вы встречали в нашем городе?
Задание № 11. «Фонематический слух»
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
Портфель
я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
Здесь
в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
Как-то
вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
«Я
трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)
Cобирали васильки
у нас на голове … (венки)
Задание №
12. «Фонематическое восприятие»
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай - не торопясь»
Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?
(рот, ром, рог, ров, род, рок).
Задание № 13. Игра «Глухие телефоны»
Суть игры под названием "Глухой телефон", или же "Испорченный телефон", "Сломанный телефон" в том, чтобы участники очень тихо, едва слышно сказать слово в ухо последующему и так до последнего участника.
При этом ни в коем случае нельзя делать это дважды или же переспрашивать.
При этом нужно, чтобы последний участник без подсказок громко и самое главное правильно произнес слово.
Для игры можно придумать следующие слова:
Вакцинация, корреспондент, астероид, вулканизация, электролит, свистопляска, эрудиция, трикотаж, антисептик.
3. Заключительная часть
Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!
Итог семинара-практикума
- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).
Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!
Приложение
Сидит
Ваня на диване, под диваном ванночка. (раздраженно).
|
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
|
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель… (печально).
|
Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли, Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
|
Говорил
попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю! (спокойно)
|
От топота копыт пыль по полю летит. (радостно)
|
Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (грустно)
|
Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (удивленно)
|
Добры бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в дворы стары. (раздраженно)
|
Три сороки — тараторки тараторили на горке. (слезно)
|
Тимошка крошит в окрошку крошки. (смеясь) |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.