«Коррекционно-педагогическая работа по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
План
Введение.
1. Общие сведения о речевых нарушениях у детей.
2. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи:
а) приемы обучения;
б) требования к речи логопеда;
3. Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.
4. Приложения.
5. Литература.
Введение
В настоящее время логопедическую помощь детям с общим недоразвитием речи начинают оказывать с трехлетнего возраста. Для них создаются специальные группы: вторая младшая группа – для детей 3-4 лет, средняя группа – для детей 4-5 лет и т.д.
Чтобы представить себе систему логопедической работы, необходимо знать особенности речи детей, поступающих в группы дошкольных учреждений, по с равнению с речью нормально развивающихся сверстников.
Дети 3-4 лет понимают разговорную и повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способны рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память небольшое стихотворение; они овладевают грамматической структурой речи, управлением и согласованием слов, употребляют простые, распространенные и сложные предложения, правильно изменяя слова.
При нормальном развитии речи к четырем годам дети научаются пользоваться в общении практически всем имеющимся у них запасом слов. Они умеют отвечать на вопросы и могут пересказать прослушанные сказки и рассказы.
Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Раннее речевое развитие чаще всего протекает без отклонений. У них своевременно происходит смена криков гулением, гуление – лепетом. В возрасте около одного года в их речи появляются отдельные слова из повторяющихся слогов: «папа», «мама», звукоподражания: «мяу» (кошка), «аф-аф» (собака) и т.д. Но далее речь не развивается и остается на том же уровне примерно до 3-4 лет.
В большинстве случаев в 3-4 года в активной речи детей присутствуют те же речевые средства, что и в возрасте около одного года.
При недоразвитии речи количество слов и звукоподражаний у детей 3-4 лет оказывается не более 10-20.
Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны. Вследствие недостаточного различения детьми грамматических форм у них наблюдается неполное понимание речи взрослых и смысловые замены слов. Большинство детей знают названия лишь ограниченного круга предметов и действий и не могут выполнить простейшие инструкции.
При общем недоразвитии речи детей 3-4 лет характерен ярко выраженный аграмматизм. Речевые средства, которыми владеет ребенок, недостаточны для его нормального общения с окружающими. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников не только уровнем речевого развития, но и характером всех психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключится с одного объекта на другой.
1. Общие сведения о речевых нарушениях у детей.
Развитие речи -ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя -одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи -это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим -по своей направленности.
Логопед и воспитатель детского сада в практике чаще всего встречаются с нарушениями развития звуковой стороны речи у детей. При этом у одних детей оказывается, не полностью сформирована система звуков языка (фонем). У других детей все звуки (или большинство из них) оказываются сформированными, но в речи смешиваются.
Подобные недостатки звукопроизношений могут касаться отдельных звуков или группы звуков, т.е. быть простыми и сложными, неправильные артикуляционные движения.
В ряде случаев эти недостатки расцениваются как возрастная информированность произносительной стороны речи (физиологическая дислалия), в других - они связаны с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (органическая или механическая дислалия) или с неблагоприятными условиями развития речи (функциональная дислалия).
Наиболее часто встречающимся дефектом произносительной стороны речи является дизартрия разной степени выраженности, В легких случаях дизартрия проявляется как нарушение произношения ряда звуков. Дети начинают говорить несколько позже нормы. При этом словарь и грамматический строй в пределах бытовой речи не страдает. Фонетический строй речи нарушается.
В логопедической практике нередко встречаются дети с расстройством фонации и просодики (ринофония). В этом случае, кроме нарушения произношения отдельных звуков или группы звуков, у детей отмечается
хриплый или «каркающий» голос, речь имеет неприятный носовой оттенок.
К тяжелым случаям нарушения произносительной (звуковой) стороны речи у детей относятся речевые нарушения, вызванные врожденными расщелинами верхней губы и неба (ринолалия). В этих случаях голос приобретает носовой оттенок, резко нарушается произношение большинства звуков речи, речь долго остается недостаточно внятной. Как вторичное нарушение может отмечаться задержка в формировании лексико-грамматической стороны речи.
Нарушение общего речевого развития у детей может быть вызвано социальными причинами (двуязычие, а иногда и многоязычие в семье, воспитание ребенка глухими взрослыми и т.д.), а также физической
ослабленностью ребенка, частыми заболеваниями (простудными или желудочными болезнями), недоношенностью. В таких случаях говорится о задержке речевого, а часто и психического развития. В остальных случаях нарушение общего речевого развития является признаком органического поражения центральной нервной системы (алалия, афазия).
При моторной алалии общее недоразвитие речи у детей может проявляться либо в тяжелой форме, когда собственная речь почти невозможна, либо в форме мало заметных для окружающих трудностей формирования лексико-грамматического строя речи.
В случаях выраженной сенсорной алалии ребенок не понимает речи окружающих и не говорит сам.
Афазия (утрата речи) у детей встречается значительно реже, чем алалия. По форме проявления дефекта детская афазия совпадает с особенностями нарушения речи при соответствующей форме алалии.
В структуре логопедического детского сада предусмотрена группа для детей с заиканием. Как правило, в эту группу направляются дети, страдающие комбинированными нарушениями. При любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который ярко бросается в глаза. Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную на формирование звуковой стороны речи, на развитие словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Все это необходимо как для общего психического развития ребенка, так и для его последующего обучения в школе.
2. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи.
Коррекционные мероприятия проводятся с детьми начиная с 3-4 лет. Эта работа осуществляется в ходе ознакомления детей с окружающим миром, их игровой, трудовой и изобразительной деятельности.
Специальное обучение может быть эффективным лишь тогда, когда оно проводится планомерно и систематически. Поэтому развитие речи в процессе ознакомления детей с окружающей действительностью надо осуществлять в определенной последовательности, соответствующей динамике развития коммуникативных навыков, т.е. навыков речевого общения. На занятиях новое должно сочетаться с уже усвоенным, знакомым. Задачи обучения речи надо усложнять постепенно, чтобы предупредить появление заикания. Содержание последующих занятий по развитию речи, углубляет, дополняет то, с чем ребенок уже знаком.
Работа по развитию речи не должна ограничиваться лишь рамками занятий и игр. Необходимо использовать все имеющиеся возможности для активации речевых навыков.
Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. В процессе осуществления все более усложняющейся деятельности на каждом последующем этапе развития ребенка перед ним возникает все больше и больше задач, требующих для их решения обращения к речевой коммуникации.
По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что в свою очередь, стимулирует накопление и развитие у него речевых умений и навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.
Среди таких умений и навыков можно выделить:
- навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи;
- умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями;
- строить грамматически правильные высказывания, соответствующие закономерностям языка;
- применять разные виды высказываний, соответствующие коммуникативному намерению, условиям и целям сообщений. Перечисленные умения и навыки обеспечивают процесс говорения.
Так же следует выделить группу навыков и умений, обеспечивающих процесс приема (слушания) речи;
- умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания;
- осмысливать интонационную сторону высказывания и тем самым определять его цель;
- узнавать слова в соответствии с их значением;
- различать слова, близкие по звучанию. Названные умения и навыки отвечают потребностям ребенка дошкольного возраста – игровой деятельности. У детей с отклонениями в речевом развитии вследствие нарушения тех или иных звеньев речевой системы спонтанное поэтапное формирование речевых умений и навыков встречает определенные затруднения, которые усугубляются дефицитом средств общения, отсутствием полноценных условий для накопления необходимого речевого опыта. Образовавшиеся таким образом элементарные речевые умения оказываются явно недостаточными для осуществления полноценной деятельности общения и последующего обучения в школе. Поэтому с момента обнаружения дефекта речи дети должны включаться в специально организованный педагогический процесс логопедического воздействия.
Логопедическое воздействие должно быть коррекционно-развивающим, направленным в целом на формирование коммуникативных умений и навыков, осуществляемом в условиях учебно-игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Для реализации указанного подхода необходимо выбрать учебную единицу, действия с которой должны послужить формированию умений и
навыков на основе осознания в условиях учебно-игровой деятельности. Такой единицей является высказывание. В качестве рабочей единицы высказывание отбирается потому, что оно вместе с тем является единицей речемыслительной деятельности, которая обладает всеми основными свойствами, присущими этой деятельности как целому. Таким образом, работая над речевыми умениями и навыками на материале высказывания, мы формируем их.
Подход к высказыванию как единице означает, что работа над произношением, словом, грамматическими формами и развитие соответствующих умений и навыков - не самоцель, а лишь составная часть работы над формированием коммуникативных умений и навыков; что эта работа лишь тогда приносит результат, когда отрабатываемые элементы либо рассматриваются на фоне целого, либо включаются в это целое. Это значит, что, упражняясь в правильном произношении, мало произнести какое-то количество слов с данным звуком, эти слова должны быть включены в коммуникативную единицу — высказывание. Работая с высказыванием как единицей, нужно идти в двух направлениях: от целого к части, что помогает развивать умения и навыки восприятия - понимания речи, и от части к целому, что развивает навыки говорения, в том числе и навыки комбинирования элементов в целое.
Подход к высказыванию как единице открывает и еще одно направление в работе - переход от высказывания к связной речи (связному высказыванию) и от связной речи — к высказыванию. В этой работе еще более активизируется речемыслительная деятельность детей: они теперь должны сделать предметом осознания и само развитие мысли в связном высказывании и средства, которыми достигается эта связность. Эта работа активизирует память и внимание, развивает более сложные умения, требующие учета ситуации общения и др. При этом важно избежать опасности отрыва от предметно-практической деятельности детей, которую обслуживает речь и в
ходе которой она укрепляется, и не менее важно избежать и другой опасности - потерять коммуникативную направленность речи, сведя ее только к технике говорения.
Исходя из сказанного выше, можно сформулировать основные требования к каждому логопедическому занятию:
На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на сознательную деятельность ребенка.
Занятие должно быть коррекционно-развивающим, направленным на коррекцию у ребенка, нарушенного речевого звена, развитие и совершенствование имеющихся и формирование новых умений и навыков.
Работа над смысловой стороной речи и ее структурными элементами должна проводиться в тесной связи с работой по коррекции и совершенствованию ее произносительной стороны. И все это, в свою очередь, должно тесно увязываться с подготовкой детей к обучению грамоте.
Необходимо стремиться, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес.
Успехи ребенка, его достижения обязательно должны стать предметом положительной оценки. Логопедическое занятие в целом должно быть организовано так, чтобы оно стимулировало ребенка на последующие успехи и порождало радостное ожидание новых занятий.
Для реализации названного подхода требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы с детьми-дошкольниками материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия.
а) приемы обучения.
На занятиях логопедами и воспитателями используются следующие приемы:
- показ и рассматривание предмета при этом решается одна из важных речевых задач – развитие речевых средств, в том числе знакомство с новыми словами, уточнение их значений и постепенное их включение в активный словарь детей;
- выполнение действий с предметом. Решаются те же задачи, что и при показе предмета и его рассматривании, развитие восприятия и речевых средств, обогащение словаря;
- просьбы, поручения. Выполнение просьбы или поручения помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в ее обращенной и повествовательной форме;
- повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений. Основное назначение этого приема состоит в пропедевтике. Повторяя за ребенком отдельные высказывания, мы готовим детей к усвоению и правильному воспроизведению слов со сложной слоговой структурой, а также связи слов в словосочетаниях и предложениях;
- вопросы и ответы. Данный прием используется, прежде, всего для активизации речи детей. Вопрос побуждает детей пользоваться словесной речью, дает возможность проверить их знания и умения в речевой коммуникации;
- опосредованное общение через куклу (игрушку). Использование данного приема способствует развитию восприятия и активизации речи детей. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей;
- многократное проговаривание речевого материала. Данный прием используется для того, чтобы дети могли вслушиваться в изменение слов, когда одни и те же слова употребляются в различных словосочетаниях и в
разных формах. При многократном проговаривании речевого материала логопедом решаются следующие задачи: развитие восприятия речи детьми, обогащение словаря детей, развитие понимания различных грамматических форм слова и сочетания слов, решаются также пропедевтические задачи;
- комментирование действий. Используется для развития восприятия речи. Этот прием более всего отвечает решению пропедевтических задач. Систематически используя этот прием на занятиях, можно подготавливать любую следующую ступень речевого развития детей.
б) требования к речи логопеда.
По содержанию речь логопеда должна быть простой и доступной для понимания ее детьми. Прежде всего, необходимо, чтобы в речи логопеда присутствовали слова, подлежащие усвоению на данном занятии по ознакомлению с окружающим миром. В то же время речь взрослого не должна быть упрощенной: в нее следует включать слова и словосочетания, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, т.е. он их понимает (пассивная речь).
Как показывает практика, не менее важным является вопрос о том, как логопед преподносит детям речевой образец. Довольно часто можно наблюдать, что в ходе занятия нет тесной связи между речью логопеда и ребенка. Логопед надеется, что слушая его, дети постепенно усваивают то, что слышат. Однако детей можно и нужно специально учить пользоваться этим речевым образцом.
Для этого сначала нужно посмотреть, как дети отвечают на вопросы взрослого: используют ли они слова из речевого образца. И далее логопеду следует научить детей применять в активной речи новые слова. Обучение строится следующим образом: логопед привлекает внимание детей к содержательной стороне речи и интонационно выделяет слова, которые надо запомнить. Потом, когда дети отвечают на вопросы, логопед помогает им припомнить эти слова.
Требования к речи логопеда должны соблюдаться не только на занятиях, но и вне их.
Требование к речи взрослого состоит еще в ее дозировке. К сожалению, довольно часто в группах для детей с общим недоразвитием речи логопед говорит слишком много, а дети, наоборот, слишком мало. Мера речевого участия логопеда на занятии определяется периодом обучения. В начале обучения, пока активность детей еще очень мала, допустимо такое соотношение, когда логопед говорит, чем дети. Но по мере возрастания речевой активности детей соотношение их речи и речи логопеда должно измениться.
3.Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом воспитании детей. Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры-драматизации. Хоровые игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованию слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок в слух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д.
Дидактическая игра. Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с недоразвитием речи занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, т.к. расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.
Подвижные игры. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. При общем недоразвитии речи с детьми полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями.
4. Приложения.
Закрепление поставленных звуков.
Тема: Звук с
Цель: закрепление навыка правильного произношения и различения звука.
Примерный ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика.
2.Упражнение «Холодный ветерок». Помоги снежинкам долететь до Снегурочки. Проводим пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: С-С-С.. При произнесении звука «С» ветерок должен быть холодный, чтобы снежинки не растаяли (поднеси ладонь ко рту и проверь).
3. Упражнение «Песенки сороки». Сорока учит всех в лесу говорить правильно звук «С». Для этого она придумала интересную игру. Давайте с ней поиграем. Повторяем слоги песенки. Постарайтесь не ошибаться. Произносим звук «С» отчетливо.
4. Лабиринт:
Упражнение «Эхо». Послушайте слова. (Логопед называет любые 2-5 слов-названий картинок). Запомните их и повторите в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук «С».
Упражнение «Живое - неживое». Сначала назовите слова, обозначающие живые предметы, а затем – неживые предметы.
Упражнение «Угадай». Я назову слово – действие, а вы подберите к нему соответствующее слово – предмет и проговорите словосочетание целиком. Образец: Идет… (собака).
Упражнение «Чего не стало». Посмотрите на картинки и запомните их. Я закрою одну картинку волшебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало (игра повторяется несколько раз).
5. Упражнение «Загадки». Послушайте и отгадайте загадки. Справиться с заданием вам помогут картинки.
Домашнее задание: Выучите загадки наизусть.
Тема: Звук З.
Цель: закрепление навыка правильного произношения и различения звука.
Примерный ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика.
2.Упражнение « Песенка комарика». Помогите комарику долететь до своего домика. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: З-З-З (губы в улыбке, широкий язык у нижних передних зубов).
3. Упражнение «Знайка». Знайка учит всех произносить правильно звук З. Для этого он придумал интересную игру. Слушайте внимательно и повторяйте слоги. Постарайтесь не ошибаться.
4. Лабиринт:
Упражнение»Хлопушки». Следуя по лабиринту, называйте картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а вы отгадаете это слово.
Упражнение «Придумай сам». Послушайте мои вопросы. Подберите к ним как можно больше ответов.
Упражнение «Четвертый – лишний». Помогите Незнайке. Найдите в каждом ряду лишнюю картинку и обведите ее в кружок. Объясните свой выбор. Назовите все лишние картинки четко произнося звук З.
Упражнение «Посчитай» Посчитайте все картинки по образцу. Образец: один зонт, два зонта…Каких больше? Каких меньше? Посчитайте предметы в обратном порядке.
5. Упражнение «Загадки». Послушайте и отгадайте загадки. Справиться с заданием вам помогут картинки.
Домашнее задание: Выучите загадки наизусть.
Игры на развитие лексической стороны речи:
Тема: Собери букет.
Цель: расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам «Садовые цветы», «Полевые цветы», «Первоцветы»; совершенствование грамматического строя речи; дифференцирование цветов по месту произрастания; развитие зрительного внимания, памяти.
Оборудование:3 большие картинки с изображением садовых цветов в вазе, полевых цветов в кувшине и первоцветов в корзине и 20 средних картинок с изображениями цветов (1 первоцвет, 2 ландыша, 3 одуванчика, 4 мать-и-мачехи, 5 фиалок, 6 подснежников; 1 мак, 2 ромашки, 3 василька, 3 клевера, 4 колокольчика, 5 лютиков; 1 нарцисс, 1 гладиолус, 2 лилии, 2 пиона, 3 розы, 4 тюльпана, 5 ирисов, 5 гвоздик); 3 бабочки.
Вариант 1
Игра проводится после того, как изучены темы «Садовые цветы», «Полевые цветы» и «Первоцветы». Логопед выставляет на наборное полотно одну большую картину с изображением первых цветов и прикрепленной на одуванчик бабочкой. Он сообщает детям, что на их прекрасный букет прилетела бабочка и предлагает детям назвать цветок, на котором она сидит. Затем логопед перемещает бабочку с цветка на цветок, а дети вспоминают названия цветов. Далее совместно с логопедом дети вспоминают, где растут эти цветы, когда они появляются, почему их называют «первоцветы». Та же работа проводится со второй -полевые цветы и третьей -садовые цветы картинкой. Затем логопед спрашивает, сколько и каких цветов находится в корзине? В вазе? Кувшине? Образец ответа ребенка: В вазе стоит один гладиолус. В вазе стоят две гвоздики.
Вариант 2
Детям предлагается самим составить букеты из полевых, садовых или первых весенних цветов. На наборное полотно выставляются маленькие предметные картинки с изображениями цветов, а одному ребенку предлагается собрать букет, например, только из полевых цветов. Ребенок отбирает нужные картинки и перечисляет, сколько и каких цветов у него в букете. Образец ответа ребенка: У меня в букете 1 мак, 2 ромашки, 3 василька, 4 колокольчика. Другие дети проверяют правильность выполнения задания.
С целью отработки согласования числительного с существительным в разных падежах можно дать следующие вопросы:
- Из чего состоит твой букет?
- К каким цветам ты подошел, чтобы собрать их в букет?
-Какие цветы ты видишь в букете?
- Чем ты любуешься?
- О каких цветах ты нам рассказывал?
Тема: Волшебная посуда. Игра «Поможем Федоре».
Цель: расширение и обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Посуда»; совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление простых распространенных предложений; образование и употребление сложноподчиненных предложений с союзом потому что); классификация предметов посуды по способу употребления в быту (кухонная, чайная, столовая, кофейная).
Оборудование; картинка с изображением Федоры, 3 большие картинки с изображением буфета, плиты, стола и 34 маленьких предметных картинок с изображениями предметов посуды.
Вариант 1
На наборное полотно выставляют картинку с изображением Федоры. В качестве организационного момента можно использовать отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе».
Логопед сообщает детям, что у бабушки Федоры горе: от нее ушла посуда. Затем логопед выкладывает на стол маленькие предметные картинки с изображением посуды и предлагает детям назвать, какая посуда ушла от Федоры. Дети по одному подходят к столу выбирают по несколько картинок, составляя простые распространенные предложения.
Образец ответа ребенка: От Федоры ушли сковорода, кастрюля, чайник. От Федоры ушли чашка, чайник и блюдце.
Логопед предлагает помочь Федоре помыть посуду. Дети по очереди выбирают любую маленькую картинку на наборном полотне и составляют предложение: Я буду мыть кастрюлю. Я буду мыть чашку и т. д.
Вариант 2
Игра проводится с целью дифференциации посуды по способу употребления в быту и отработки умения составлять сложноподчиненные предложения. На наборное полотно выставляют 3 большие картинки с изображениями буфета, плиты и стола. Логопед предлагает вспомнить, какая бывает посуда, для чего она служит, как ее используют. Затем логопед предлагает детям помочь Федоре и поставить посуду на место: кухонную - на плиту, столовую - на стол, чайную и кофейную в буфет. Дети по желанию выбирают предметные картинки с изображением предметов посуды и расставляют ее по местам. Образец ответа ребенка: Я поставлю чайник на плиту, потому что это кухонная посуда.
Вариант 3
В подготовительной группе можно усложнить задание, предлагая детям выбирать 2 картинки с посудой, разной по употреблению в быту, чтобы дети составляли сложные предложения разных типов.
Образец ответа ребенка: Я поставлю кастрюлю на плиту, потому что это кухонная посуда, а чашку и блюдце в буфет, потому что это чайная посуда.
Эту игру можно использовать с целью закрепления умения детей образовывать относительные прилагательные. (Если чайник сделан из фарфора, какой это чайник? Этот чайник фарфоровый.)
Тема: Дорисуй и собери. Игра «Наведи порядок»
Цель: Расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»; совершенствование грамматического строя речи; дифференциация предметов одежды, обуви, головных уборов.
Оборудование: большая картинка с изображением шкафа и 48 маленьких предметных картинок с изображением одежды, обуви, головных уборов.
Ход игры
На наборном полотне стоит картина с изображением шкафа. В качестве организационного момента можно использовать отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Логопед сообщает детям, что у Рассеянного человека вся одежда и обувь разбросаны, и предлагает детям назвать эти вещи. Затем детям предлагается помочь Рассеянному человеку навести порядок. Логопед предлагает положить все вещи на место: головные уборы - на верхнюю полку в шкафу, одежду повесить на вешалки, а обувь поставить на нижнюю полку. Дети по желанию выбирают предметные картинки с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и расставляют их по местам.
Образец ответа ребенка: Шапка - это головной убор, я положу ее на верхнюю полку. Я положу шапку на верхнюю полку, потому что это головной убор.
В подготовительной группе можно усложнить задание, предлагая детям выбирать 2 картинки (с одеждой и обувью) для того, чтобы дети составляли сложные предложения разных типов.
Образец ответа ребенка: Я положу шляпу на верхнюю полку, потому что это головной убор, а тапочки поставлю на нижнюю полку, потому что это обувь.
Эту игру можно использовать с целью закрепления умения детей образовывать относительные прилагательные. Например: Если сапоги сделаны из резины, какие это сапоги? (Эти сапоги резиновые.)
Игра « Что забыл нарисовать художник».
Цель: Расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Человек». Закрепление знаний о названиях и выполняемых функциях частей головы и лица; совершенствование грамматического строя речи; развитие зрительного восприятия и памяти.
Оборудование: 1 большая картинка - портрет-образец, 8 средних картинок (портреты без глаз, бровей, нижней губы, носа, ресниц, рта, волос, ушей).
Ход игры
Логопед помещает на наборное полотно портрет мальчика и просит назвать части его лица. Затем предлагает детям рассказать, что помогает человеку слышать, видеть, говорить, есть, нюхать и т.д. Далее логопед сообщает детям о том, что рассеянный художник в каждом портрете ребенка забыл что-либо нарисовать. Рядом с портретом мальчика логопед помещает поочередно портреты с ошибками и предлагает детям определить, что же забыл нарисовать художник в каждом портрете.
Образец ответа ребенка: На голове не хватает ушей. На лице не хватает рта.
Игру можно усложнить, если не давать детям образец портрета.
Игры на развитие грамматического строя речи.
Тема: Ударения.
Цель: Учить подбирать схемы к словам с разным ударением, учить переносить ударение с одного слога на другой, обогащать словарный запас детей.
Игра «Что где?».
Покажите детям картинку, например, с изображением и́риса и ири́са. Попросите детей назвать картинки и спросите: «Что находится слева, а что справа?» Дети дают полный ответ: «Слева находится и́рис, а справа ири́с». Затем спросите: «Где находится и́рис, а где ири́с?» (Слева находится и́рис, а справа ири́с.) Во время выполнения упражнения следите за тем, чтобы дети четко выговаривали слова и правильно указывали, где какой предмет находится.
Подбери схему
Покажите детям схемы слов и предложите определить, какой схеме соответствуют называемые слова.
Предварительно рассмотрите схемы вместе с детьми и выясните, из скольких частей могут состоять обозначенные с помощью схем слова (из двух и трех частей) и в какой части этих слов может стоять ударение (в первой или второй части).
Покажите детям картинку, например, с изображением стрелок и стрелков и спросите: «Что нарисовано па первой картинке? (Стре́лки.) Сколько частей в этом слове? (Две.) Где ударение в этом слове: в первой части или во второй? (В первой части.) Какую схему можно подобрать к этому слову? (Дети показывают.)
Что нарисовано на второй картинке? (Стрелки́.) Сколько частей в этом слове? (Две.) Где ударение в этом слове: в первой части или во второй? (Во второй части.) Какую схему можно подобрать к этому слову?» (Дети показывают.) Аналогичным образом дети подбирают схемы к остальным словам.
Игра «Измени слово»
В этом упражнении дети учатся переносить ударение с одного слога на другой. Вы называете слово и предлагаете детям произнести его так, чтобы оно звучало по-другому и обозначало другой предмет. Например, вы говорите: «Гвоздики». Дети переносят ударение на второй слог: «Гвоздики».
Кроме слов, представленных в пособии, рекомендуем использовать и другие слова, например:
по́лки - полки́; хло́пок -хлопо́к; па́рить - пари́ть;
вы́купать - выкупа́ть; пи́ли - пили́; доро́гой - дорого́й и др.
Эту игру можно провести с мячом.
Дети образуют круг. Логопед бросает мяч ребенку и называет слово. Ребенок ловит мяч, изменяет слово и перебрасывает мяч обратно.
Логопед называет новое слово и бросает мяч следующему ребенку.
Тема: Словообразование.
Цель: Научить детей образовывать существительные с помощью суффиксов, обогащать словарный запас детей.
Игра «Дополни слово»
Назовите слово и предложите детям образовать от него новое слово по образцу: Стол - столик. Кот? (Котик.) Рекомендуется использовать и другие слова, например: дождь... (дождик, дождичек); лист... (листочек); собака... (собачка); ложка... (ложечка); облако... (облачко); гриб... (грибок); заяц... (заинька); книга... (книжечка); шапка... (шапочка) и др.
- Дом - домище. Кот? (Котище.) В ходе игры можно использовать следующие слова: дождь... (дождище); гвоздь... (гвоздище), волк... (волчище); ерш... (ершище); нога... (ножища); заяц... (зайчище).
Игра Большой - маленький
Дети образуют круг. Логопед бросает мяч ребенку и называет большой предмет (неодушевленный или одушевленный), например, сапоги. Ребенок ловит мяч, называет слово, которое обозначает еще больший предмет (сапожищи), и перебрасывает мяч следующему ребенку. Тот называет маленький предмет (сапожки) и возвращает мяч вам. Логопед произносит новое слово и бросает мяч следующему ребенку. Ребенок, который ошибся или уронил мяч, выбывает из игры. Когда дети освоят правила игры, роль ведущего можно предложить кому-нибудь из ребят.
Игра «Назови ласково»
Логопед сообщите детям, что к ним в гости пришел гномик и хочет с ними познакомиться. Объясняет ребятам, что называть друг друга они должны ласково, иначе гномик не поймет, кого как зовут.
Гномик указывает на ребенка и спрашивает: «Как зовут эту девочку?» Ребята отвечают: «Таня». «Как?» - переспрашивает гномик. «Танечка», - говорят дети. «А как зовут этого мальчика?» - продолжает гномик. «Сереженька», - говорят дети. Таким образом гномик знакомится со всеми детьми.
Игра « Закончи предложение».
Логопед показывает детям большую и маленькую кукол и говорит: «Это... (кукла). А это (показывает на маленькую куклу)... (куколка). У большой куклы платье, а у маленькой... (платьице). У большой куклы туфли, а у маленькой... (туфельки). У большой куклы бант, а у маленькой... (бантик). У большой куклы сумка, а у маленькой... (сумочка). У большой куклы дом, а у маленькой... (домик)». И так далее. Аналогичную игру можно провести с использованием других игрушек: большой и маленькой матрешек, большой и маленькой машин и др.
Игра «Попроси вежливо».
Показываем детям игрушечных животных: зайца, лису, и др. иговорим: «Зверюшки хотят с вами поиграть. Вы можете попросить их о чем-нибудь, например, потанцевать, спеть песенку, попрыгать. Зверюшки выполнят вашу просьбу, если вы назовете их ласково». Если ребенок ошибается (говорит не «лисичка», а «лиса», не «ежик», а «еж» и т.д.), звери не выполняют его просьбу.
Тема: Множественное число.
Цель: Научить употреблять существительные в именительном и родительном падежах множественного числа, обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Игра «Было- стало».
Показываем детям картинку (например, с изображением птиц), закрыв правую часть листом бумаги, и говорим: «На ветке сидела одна птица, а теперь сидят...» (открываем правую часть картинки). Дети должны посчитать птиц и закончить предложение: «Три птицы». Показываем следующую картинку: «На гвоздике висел один ключ, а теперь висят... (четыре ключа).
Аналогичные действия выполняются с остальными картинками.
Игра «Чего не стало?».
Показываем детям картинку, спрашиваем, что на ней нарисовано. Затем убираем картинку и спрашиваем у детей: «Чего не стало?» (Не стало ворон.)
Эту игру можно провести и с использованием различных предметов.
Игра «Один - много»
Дети встают в круг. Логопед называет существительное в единственном числе, например: «одна книга» и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, образует от этого слова именительный падеж множественного числа (книги) и перебрасывает мяч следующему ребенку. Тот называет слово в родительном падеже множественного числа (много книг) и возвращает мяч.
Логопед называет новое слово и бросает мяч следующему ребенку. Ребенок, который ошибся или уронил мяч, выбывает из игры.Затем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.
Игра «Волшебная коробка».
Кладем картинки в коробку и говорим детям: «Гномик прислал нам посылку. Давайте посмотрим, что лежит в коробке». Дети по очереди подходят к столу, достают из коробки картинки и называют их: «Это кукла. Здесь много кукол». («Это платье. Здесь много платьев» и т. д.)
Игра «В лесу».
Показываем детям сюжетную картинку с изображением леса и предлагаем внимательно рассмотреть ее. Затем спрашиваем: «Что растет в лесу? (Березы, сосны, елки, осины, деревья, грибы, травы, ягоды, дубы, цветы, подберезовики, сыроежки...) Чего много в лесу? (Цветов, листьев, осин, берез, грибов, деревьев, малины, земляники...) Кто живет в лесу? (Звери, птицы, волки, медведи, зайцы, лисы, жуки, насекомые...)Кого много в лесу? (Птиц, насекомых, комаров, муравьев, лис, белок, медведей...)»
Во время игры следим за тем, чтобы дети называли слова во множественном числе. Эту игру можно провести в форме соревнования, предложив одной команде сказать, что растет в лесу, а другой - кто живет в лесу. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Выигрывает та команда, которая придумает больше слов.
В следующий раз можно показать детям картинку с изображением луга или сада и провести аналогичную игру.
Литература.
1. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста.- М.: УЦ Перспектива, 2009.
2. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Под ред.Ю. Ф. Гаркуши.- М.: НИИ Школьных технологий, 2008.
3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
4. Миронова С.А. логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи.- М.: Профессиональное образование, 1993.
5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль.: ТОО Гринго, 1995.
6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
7. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.
9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М.: МГОПИ, 1993.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.