Из личного опыта: особенности работы с детьми с «клиповым мышлением».
Автор: Фомина Татьяна Витальевна
Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №21 г.Тверь
Имея многолетний опыт работы в школе, сравнивая различные поколения учеников, явно наблюдаю существенные различия. Ранее ученики могли долго слушать объяснения учителя или ответ одноклассника, при этом указывать на противоречия в объяснении, ошибки, оговорки. Могли воспроизвести материал и через несколько уроков. Их внимание было произвольным, они могли концентрировать его на выполнении различных заданий, у них была хорошо развита долговременная память.
Современные школьники не могут долго сосредоточиться на объяснении или рассказе ни учителя, ни одноклассников, не замечают даже преднамеренно допущенные несоответствия. И хотя на уроке с новым материалом работают очень активно, уже на следующем уроке с большим трудом могут воспроизвести то, что проходили на прошлом.
Почему это происходит и как исправить эти недочеты?
Изучив и проанализировав различные источники, мы с коллегами пришли к выводу, что виной всему клиповое мышление, которое преобладает у большинства современных учеников.
Перед нами встал вопрос, как обучать современных детей, чтобы реализовать основную цель образовательного процесса?
Основной целью образовательного процесса является формирование метапредметных, личностных и коммуникативных УУД. Большое внимание при этом уделяется самостоятельной работе, а также работе в парах или группах. Разрабатываемые учителями нашего МО рабочие листы и кластеры позволяют реализовать эту цель.
Составляя данные листы, мы следовали рекомендациям современных психологов, которые они предлагают использовать при работе с детьми с клиповым типом восприятия информации (так называемым «клиповым мышлением»).
Клиповое мышление имеет как отрицательные, так и положительные особенности:
Отрицательные особенности |
Положительные особенности |
· расстройство внимания, · отсутствие усидчивости, · гиперактивность, · утрата мыслительной функции, · утрата желания познавать, · утрата способности творить, · снижение способности к эмпатии, · отсутствие рефлексии, · отсутствие коммуникативных навыков, · небольшой словарный запас, · преобладание конкретного мышления над абстрактным, · отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), · некритичность мышления. |
· быстрая реакция и принятие решений, · умение подстраиваться под изменяющиеся условия, · способность поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы компенсирует скудный словарный запас, · за счёт этого у подростков увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется, · кроме того, клиповое мышление в условиях современного общества – это защитный механизм, позволяющий отфильтровывать необходимое из того потока информации, что обрушивается на нас каждый день.
|
Следовательно современным школьникам необходимо, прежде всего:
- развитие понятийного мышления (системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними);
- развитие памяти (перевод в долговременную память базовой информации);
- развитие умения критически мыслить;
- развитие творческого потенциала.
Рабочие листы и кластеры позволяют все это развивать, так как требуют осмысленного и критического восприятия информации. При этом обрабатывается не только текстовая, но и нетекстовая информация (карты, иллюстрации и т. п.).
При заполнении листов обучающиеся анализируют, устанавливают связи между явлениями, обсуждают получаемую информацию, формулируют основные мысли (идеи), доказывают, что их формулировка является более точной. Этому способствуют различного типа задания, проблемные вопросы в начале листа, необходимость делать выводы.
Поскольку носителям клипового мышления сложно воспринимать однородную (по содержанию) и одностильную (по способу предъявления) информацию, долго удерживать внимание на одном объекте, требуется подавать информацию небольшими «дозами» (фрагментарно), образно, задействуя различные каналы восприятия. Поэтому рабочие листы заполняются не только с использованием текста учебника, но и презентаций, карт, иллюстраций, фильмов и т.п.
Рабочие листы составлены таким образом, чтобы заставить ученика размышлять, а не только пропускать информацию через себя, заставить ученика включить логику.
Кроме того, в рабочих листах дается много новых терминов, но не все из них объясняются. Поэтому обучающиеся должны самостоятельно найти их значение. Это позволяет расширять их словарный запас.
Работа над заполнением рабочего листа (кластера) способствует формированию умения конспектировать изучаемый материал, выделять главное, вырабатывает усидчивость, дает возможность переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Таким образом, мы нашли свой выход из той проблемы, о которой я говорила в начале записки: используя положительные особенности клипового мышления, способствовать формированию понятийного.
Очень помогали рабочие листы при дистанционной форме обучения, так как внимание ребят на листах акцентировалось на наиболее значимых вопросах. Кроме того их можно было заполнить в электронном виде и отправить обратно. Это сокращало время работы над параграфом, т.к. большая часть материала уже пропечатана на листе.
В качестве примеров приведу некоторые листы, разработанные во время дистанционного обучения для 7 (Приложения 1-5), 10 (Приложения 6-7) и 11 (Приложения 8-10) классов.
Приложение 1.
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.
(Д/З: §24, вопр., задания (стр. 80 №2 по желанию), документы (разобрать устно), задания на рабочем листе (либо выполняются в тетради, либо на самом листе))
1. Перечислите последствия Смуты для Русской православной церкви (РПЦ).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Охарактеризуйте церковную реформу патриарха Никона (1653-1655 гг), заполнив таблицу.
Причины реформы |
|
|
Что предлагали? Чья точка зрения победила? (подчеркнуть) Почему? |
Патриарх Иосиф |
|
Царь Алексей Михайлович |
|
|
Патриарх Никон |
|
|
Протопоп Аввакум |
|
|
Какие изменения были внесены? |
|
|
Последствия реформы |
1. Централизация Церкви. 2. Установление единства Русской православной церкви с остальным православным миром. 3. Установление контроля над священниками и усиление дисциплины. 4. Контроль над верующими. 5. Развитие церковного образования. 6. Усиление личной власти Никона. 7. Церковный раскол. |
3. Охарактеризуйте Церковный собор 1666-1667 гг., заполнив таблицу
Причины созыва |
|
Принятые на соборе решения
|
|
4. Какие слои населения и почему выступили против церковной реформы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие формы принимала борьба раскольников? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите самые крупные выступления. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
(Д/З: §25, вопр., задания, документы (все устно), задание на рабочем листе листе (либо выполняются в тетради, либо на самом листе), карта) https://cloud.mail.ru/public/2K16/29ujYHvsg -видеоурок
При выполнении заданий обязательно прописывайте и выделяйте основные даты, важные события и имена. Помним про карту: прорабатываем задания по карте, которые даны в конце параграфов.
1. Заполните таблицу «Участники освоения Сибири и их цели».
Участники |
Цели |
Казаки, служилые люди |
|
Охотники-промышленники |
|
Купцы, ремесленники |
|
Черносошные крестьяне |
|
Преступники, военнопленные |
|
2. Каковы были основные пути и средства передвижения для освоения новых земель? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие трудности приходилось преодолевать первопроходцам? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составьте хронологическую таблицу наиболее значимых походов русских путешественников и землепроходцев.
Годы |
Поход (кто возглавлял) |
Результаты похода (что открыли, изучили и т.п.) |
1597 |
|
|
1631 |
|
|
1632 |
|
|
1639 |
|
|
1641 |
|
|
1643
|
|
|
1643-1646 |
|
|
1648 |
|
|
1649-1653 |
|
|
1697
|
|
|
4. Заполните таблицу «Последствия освоения новых земель»
Для России |
Для присоединенных народов |
||
«+» |
«-» |
«+» |
«-» |
|
|
|
|
Приложение 3.
|
Приложение 4.
Культура народов России XVII в.
(Д/З: §26, вопр., задания, документы (разобрать устно), задания на рабочем листе либо выполняются в тетради, либо на самом листе. Рекомендую составить (по желанию) альбом с иллюстрациями памятников живописи и архитектуры.)
Просьба удалять все, что написано красным цветом (если вы работаете в самом листе)!!!
Внимательно ознакомьтесь текстом параграфа и видеофильмом, ссылку прилагаю.
https://cloud.mail.ru/public/fPfx/39funndr9
При выполнении заданий обязательно прописывайте и выделяйте основные даты, важные события и имена.
1. Перечислите факторы (причины, условия), способствующие усилению иностранного влияния на русскую культуру:
1) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
2) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
3) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2. С какой целью и по чьей инициативе
в столице (Москва) была создана Немецкая слобода (называемая народом «Кукуй»)?
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3. Что способствовало развитию образования в России?
1) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
2) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
3) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Какая форма получения образования
была наиболее распространена в XVII в.? Кто и чему учил детей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
5. Заполните таблицу «Развитие специального образования в России в XVII в.»
Название учебного заведения (основатели и год основания, если известно) |
Цель создания данного учебного заведения |
Лекарская школа при Аптекарском приказе (1654 г.) |
|
Школа при Посольском приказе 1650-ые) |
|
Государственная школа при Заиконоспасском монастыре (Симеон Полоцкий, 1665) |
|
Славяно-греко-латинское училище (позже академия) (братья Лихуды, 1687) |
|
Частная школа Федора Михайловича Ртищева |
|
6. Заполните таблицу «Развитие научных знаний в России в XVII в.»
Отрасль науки |
Достижения |
География |
|
История |
|
Архитектура |
|
Астрономия |
|
Инженерное дело |
|
7. Докажите с помощью аргументов-фактов из учебника, что русская литература XVII в. сочетала в себе новые явления и старые традиции.
Аргументы-факты, подтверждающие наличие новых явлений |
Аргументы-факты, подтверждающие сохранение старых традиций |
1.
2.
3.
4. |
1.
2.
3. |
Чем прославился Епифаний
Славинецкий ? __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Сравните особенности архитектуры в первой и во второй половине XVII в.
Особенности архитектуры 1 пол. XVII в. («дивное узорочье») |
Особенности архитектуры 2 пол. XVII в. (нарышкинское барокко) |
Особенности:
Примеры памятников:
|
Особенности:
Примеры памятников: |
9. Какие изменения произошли в
живописи в XVII
в.?____________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. Какое событие произошло в 1672
г.? ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________.Сравните
придворный театр Алексея Михайловича и постановки скоморохов, самостоятельно
определив линии сравнения
Вопросы для сравнения |
Театрализованные постановки скоморохов |
Придворный театр Алексея Михайловича |
|
|
|
11. В чем проявлялось культурное
взаимодействие народов России? ________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
12. Сделайте вывод по теме, ответив на вопрос: Почему говорят, что в XVII в. происходит обмирщение культуры (т.е. она все меньше зависит от церкви)?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Приложение 5.
Воздействие человека на природу
(Д/З: Используя материал учебника (§15, словарь), видео-урок (https://cloud.mail.ru/home/7%20кла/7%20класс/31.%20Воздействие%20человека%20на%20природу.mp4?weblink=4X2x/2P9TXn7iu) и другие источники, выполните задания.)
1. Составить тезаурус (словарь) по теме урока.
1) Природа –
2) Биосфера –
3) Ноосфера –
4) Присваивающее хозяйство –
5) Производящее хозяйство –
6) Экология –
7) Черная книга –
8) Красная книга –
9) Великое правило экологии –
10) Ресурсы –
Виды ресурсов
|
|
2.
|
(Причины и последствия можно выписывать не по отдельности, а все вместе)
3.
|
|
присваивающее х-во производящее х-во
|
воздействие
|
|
Приложение 6.
Начало становления индустриального общества в России
(Д/З: § 37, вопросы, задания, рабочий лист. Работа рассчитана на два урока.)
1. Какое общество называют индустриальным? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Каковы его черты? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу «Переход России к индустриальному обществу»
Процессы, схожие с процессам, происходившими в Европе |
Особенности (специфические черты) России |
|
|
Вывод: (Чем можно объяснить особенности?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Индустриализация: определение, этапы индустриализации в России (краткая характеристика), особенности индустриализации в России (чем вызваны?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните таблицу «Сходство и различия демографических процессов в Европе и России при переходе к индустриальному обществу».
Общее |
Различия |
|
|
Вывод: (Чем можно объяснить особенности?)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как реформы 2-ой половины XIX в. повлияли на демографическую ситуацию в России? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________К каким изменениям социальной структуры общества они привели? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Составить план ответа по пункту «Россия в системе мировой экономики».
Приложение 7.
Российские реформы в XIX веке: причины, цели, противоречия.
(Д/З: § 38, вопросы, задания, рабочий лист)
1. Заполните таблицу и ответьте на вопросы.
Причин проведения реформ |
Внутренние |
|
Внешние |
|
|
Какая группа причин была определяющей для России?
|
||
Главная цель реформ
|
|
|
Инициаторы проведения реформ
|
|
|
Идеологи проведения реформ
|
|
|
Что должны были учитывать реформаторы, чтобы проводимая реформа имела успех?
|
||
Источники финансирования реформ |
Европа |
|
Россия |
|
|
Какие последствия имело такое финансирование реформ?
|
||
Методы проведения реформ
|
|
|
Темпы проведения реформ |
|
|
Чем можно объяснить выбор таких методов и такие темпы проведения реформ? С какими трудностями сталкивались все реформаторы? Каким образом можно было решить эту проблему?
|
2. Охарактеризуйте расстановку общественных сил по отношению к проводимым реформам, которую дал Лапарг в начале XIX в. Как вы думаете, почему она оставалась неизменной на протяжения целого века? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вспомните историю России и сформулируйте основные проблемы, которые должны были решать реформаторы на протяжении XVIII-XIX вв. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 8.
Взгляд в будущее.
(Д/З: §29: вопр., задания (1, 2, 5 письменно), документ (!!!), РЭШ, Обществознание, 10 класс, урок 15 «Глобальные проблемы человечества»).
1. Глобальные проблемы: определение, причины, особенности.
Какие проблемы называют глобальными? |
|
Каковы причины их возникновения? |
|
Перечислите их отличительные черты. |
|
2. Заполните таблицу «Глобальные проблемы современности: характеристика, пути преодоления»
Глобальные проблемы |
Характеристика |
Пути преодоления |
Экологическая проблема
|
|
|
Угроза термоядерной войны |
|
|
Международный терроризм |
|
|
Проблема Север - Юг |
|
|
Демографическая проблема |
|
|
Энергетическая проблема |
|
|
Продовольственная проблема |
|
|
Другие проблемы (дополнить еще 2-3) |
|
|
3. Прочитайте документ и ответьте на вопросы к документу.
4. Вопрос 5 и задание 3 (черты постиндустриального и индустриального обществ).
Черты индустриального общества |
Черты информационного (постиндустриального) общества |
|
|
5. Выскажите свою точку зрения относительно высказывания Дж. Байрона.
Приложение 9.
Уголовно-процессуальное право.
(Д/З: §26: вопр., задания (1, 3, 4 письменно), документ, РЭШ, 11 кл., обществознание, урок 5).
1. Уголовно-процессуальное право: определение, источники, отличие от уголовного права.
2. Заполнить таблицу.
Название процесса |
Уголовный процесс - |
||
Задачи уголовного процесса
|
|
||
Основные принципы процесса
|
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) (найти и выписать 10 принципов, охарактеризовать) |
||
Участники процесса
|
Сторона истца (обвинения)
|
|
|
Сторона ответчика (защиты) |
|
||
Третьи лица |
|
||
Стадии процесса |
Досудебное производство |
|
|
Судебное производство |
|
||
Меры процессуал.принуж-дения |
Задержание |
|
|
Меры пресечения, применяемые к обвиняемому |
|
||
Особенности процесса |
|
3. Суд присяжных заседателей (составить план ответа).
Приложение 10.
Рекомендации и вопросы к урокам раздела «Новый курс России»
Используя текст параграфов и дополнительный материал (конспекты уроков портала РЭШ и сайта «Видеоуроки.нет»), необходимо составить собственные опорные конспекты по данному разделу. Опорные конспекты могут быть любого вида: схемы, развернутый или тезисный план, таблицы и т.п. Но каждый из них должен содержать ключевую информацию по разделу: основные события и даты, персоналии, понятия, причинно-следственные связи. Можно оформить все одним большим опорным конспектом под названием «Новый курс России», выделив там соответствующие пункты (подразделы).
Какие вопросы должны быть отображены обязательно?
1. Проблемы, с которыми Россия подошла к концу 90-х годов XX в. (в политической, экономической, социальной и духовной сферах, в международном положении).
2. Задачи, которые необходимо было решить, чтобы устранить эти проблемы.
3. Пути и методы решения, поставленных задач.
4. Итоги (были задачи решены, а проблемы устранены; насколько успешно; какие новые проблемы возникли; какие новые задачи встали перед Россией).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.