Из опыта инновационной деятельности учителя географии и химии
Оценка 4.7

Из опыта инновационной деятельности учителя географии и химии

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
05.11.2021
Из опыта инновационной деятельности учителя географии и химии
Из опыта инновационной деятельности учителя географии.docx

Из опыта инновационной деятельности учителя географии

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного обеспечения системы образования.

Как учитель может поучаствовать в инновационной деятельности, если образовательное учреждение не входит в список инновационных площадок?  В Федеральном законе прописано, что на инновационных площадках основным направлением деятельности является апробация и (или) внедрение: новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения , примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях.

Сегодня образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, способствующих развитию творческих способностей школьников, повышающих  мотивацию обучающихся, создающих интерес к  самому процессу познания.

Чтобы активировать познавательную деятельность на уроках географии я использую приемы технологии проблемного обучения.

Проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность, развивает творческое мышление. Хотя эта технология не является совсем новой, ее применяли еще в 20 веке.

 Проблемное обучение можно рассматривать с разных позиций: как новый тип обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); как метод обучения (Л.М. Панчешникова, В. Конь); как подход или принцип обучения (Г.А. Понурова, Т.В. Кузнецов); как новую дидактическую технологию (Г.Ю. Ксенозова, Н.Г. Савина).

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения. Что бы преодолеть проблему, нужны новые знания. Поэтому я, как учитель должна создать проблему и подвести к ее решению. Форма проблемы может быть разная: это может быть вопрос. Например, на уроке географии в 10 классе при изучении темы «Мировые природные ресурсы»

« Хватит ли человечеству энергетических ресурсов?» или « Что делать человечеству, если закончатся энергетические ресурсы через 70 лет?». В 8 классе при изучении темы «Западная Сибирь» - «Почему самые большие участки болот в Сибири?». Пример из 7 класса при изучении темы

 « Климатические пояса и климаты мира»-  «А правда ли что чем южнее, чем теплее?»

Проблему можно поставить,  используя проблемные задания. При решении проблемного задания  задействовать ресурсы Интернета

Например, «Определите плюсы и минусы при осушении болот Сибири». Можно дать задание записать ответ в виде таблицы и сделать вывод.

Плюсы в осушении болот

Минусы при осушении болот

Пример из географии 7 класса  использование литературных произведений Галины Сергеевны Усовой и задание к нему « А почему Австралию назвала поэтесса «страной наоборот?»

Австралия — страна наоборот
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.

Проблемой может быть и задача. Например,  на уроках химии:

 Разрыхлитель - это сырье для хлебопекарного и кондитерского

 производства, используемый для придания изделиям из теста  пористой структуры. Изделия из разрыхлённого теста хорошо пропекаются, обладают приятным внешним видом, ароматом, вкусом и лучшей усваиваемостью.  В химических разрыхлителях применяются легкоразлагающиеся при   нагревании карбонаты и гидрокарбонаты. Пищевая сода (гидрокарбонат натрия) выделяет   углекислый газ при взаимодействии с кислотой (лимонной).

Задание:  составьте уравнения химических реакций, происходящих при выпечке кондитерских изделий.

    Эффективность проблемного обучения кроется в систематичности. Поэтому при планировании уроков необходимо определить возможность использования метода. А еще добиться, что бы обучающиеся поняли, в чем проблема. Видеть проблему и решать  ее способны не все ученики в классе.  Поэтому сначала вместе пытаемся найти противоречие, потом после мозгового штурма, определяем  направление поиска ответа. А на этапе закрепления знаний уже подводим итог, формулируя причинно- следственные связи.

      В результате использования приемов  технологии проблемного обучения идет активное вовлечение большинства обучающихся в процесс обучения. Задания  помогают формировать познавательные УУД

     Еще одна технология, без которой невозможно обойтись современному учителю – ИКТ. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока.

Важной задачей учителя является показать учащимся возможности ИКТ.

      В своей работе использую интерактивные презентации. Мне облегчает работу использование электронных учебников, тестов,  мультимедиа. Удобно обеспечивать учебный  процесс географическими картами. Благодаря информационным технологиям я любую карту могу вывести на экран и использовать в учебном процессе. Используя функции  рисования  можно увеличить их наглядность, появляется возможность выделять объект на который необходимо обратить внимание, добавлять на карту  новую информацию. На каждом этапе урока компьютер можно использовать  по - разному:

1.       При изучении нового материала я демонстрирую процессы, явления в природе или в химии, дополняю их яркими мультипликациями, документальными фильмами. Что позволяет задействовать зрительную, слуховую, образную память у обучающихся. И добиться лучшего усвоения материала. Если ставлю проблему, то лучше ее спроектировать на экран, что бы она была перед глазами учащихся, тогда легче с ней работать.

2.       При  закреплении материала использую интерактивные задания с проверками, что позволяет быстро проверять навыки и умения, сформированные во время урока.

3.       На контрольном уроке задания удобно представить на слайде, особенно с картами.

4.        Во время практикумов учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами, а все эти материалы и задания к ним , как правило, отсутствуют в учебниках. Поэтому ведем поиск информации в интернете, или частично готовые ( заранее подготовленные карты для сравнения) проектирую на экран .

5.       Для развития творческого потенциала у обучающихся,  даю задание создать презентации самим, отобрать материал для презентации, сформулировать вопросы для проверки знаний и оформить с помощью компьютерных программ.

 

Разумно сочетать разные  модели обучения для достижения эффективности и качества учебного процесса.

 


 

Из опыта инновационной деятельности учителя географии

Из опыта инновационной деятельности учителя географии

Западная Сибирь» - «Почему самые большие участки болот в

Западная Сибирь» - «Почему самые большие участки болот в

Задание: составьте уравнения химических реакций, происходящих при выпечке кондитерских изделий

Задание: составьте уравнения химических реакций, происходящих при выпечке кондитерских изделий

Поэтому ведем поиск информации в интернете, или частично готовые ( заранее подготовленные карты для сравнения) проектирую на экран

Поэтому ведем поиск информации в интернете, или частично готовые ( заранее подготовленные карты для сравнения) проектирую на экран
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2021