Представляю основные положения моей работы на тему «Зачем нужны скороговорки?»
Выбор темы исследования определен следующими факторами: слушая рассказы и ответы учеников на уроках, мы подумали, что употребление скороговорок необходимо многим их них. А это очень актуальная проблема, так как речь части детей бывает малопонятной.
Затем мы выдвинули гипотезу, что чем больше мы тренируемся, тем понятнее для окружающих говорим, лучше общаемся.
Цель моего исследования: выяснить, помогают ли скороговорки нам в общении и откуда они появились в языке.
Основные задачи моего исследования:
1. Изучить литературные и другие источники по теме исследования.
2. Найти подтверждение гипотезы о необходимости скороговорок в языке.
3. Систематизировать как можно большее количество скороговорок.
Объектом исследования явились сами скороговорки.
Читая различные материалы о скороговорках, мы решили, что будет очень интересно узнать «правда ли, что они так полезны и необходимы?» Это и стало предметом исследования.
Основные методы исследования: сбор информации на основе наблюдений, опросов, анкетирования, эксперимента; осмысление полученных результатов; формулирование проблемы и планирование её решения; анализ полученных результатов; выявление практической значимости проблемы.
Своё исследование мы проводили поэтапно. Сначала разыскивали и собирали материал, знакомились с ним, сделали выписки и обработали его, проанализировали и дополнили своими наблюдениями, сделали вывод.
В начале моей работы я выяснила, что первые скороговорки появились в древней Руси. Ими развивали интеллект и развивали речь детей. Это жанр устного народного творчества.
Люди собирались на
различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было.
Поэтому они относятся к фольклору и считаются особым шуточным жанром народного
творчества. Скороговорка придумывалась для обучения, поэтому она
является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным.
Так
как скороговорки к нам пришли из древности, с их помощью мы можем узнать
частично историю нашего народа, о чем говорили раньше, какой был язык.
Первым, кто обратил внимание на самобытность скороговорок, был В.И. Даль. Собирая пословицы для своей знаменитой книги «Пословицы русского народа», он записал и много интересных скороговорок. Они доносят до нас дыхание давно прошедших эпох. Всего в сборнике В.И.Даля представлено 50 скороговорок. Мы с радостью обнаружили среди них те, которые живы и сейчас.
Далее я попыталась
установить, чем полезны скороговорки, и пришла к выводу, что
скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и
подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Это главная
цель скороговорок, но не единственная.
Во-вторых, разучивая скороговорку, школьник учится
осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, улавливать
очень тонкие нюансы в интонации.
В-третьих, он также учится не только говорить, но и
слушать. Это очень необходимо в школе, когда на уроках выдается много информации.
Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание
скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают.
В-четвёртых, это самое настоящее развлечение. От души
смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну,
казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по
двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно
устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это
отличная идея для семейного времяпрепровождения или для школьного праздника.
В ходе проведённого исследования мы решили установить, какие скороговорки известны нашим школьникам и взрослым. В результате анкетирования 100 респондентов разного возраста был составлен список из 20 самых популярных.
Следующий этап нашей работы был очень весёлый. Мои одноклассники пробовали произносить скороговорки вслух. Получалось очень смешно, потому что выговаривали плохо, путались, язык заплетался.
И тогда мы предложили им принять участие в нашем исследовании, и я познакомила их с правилами разучивания.
Все этапы обучения приведены в моей работе, а на слайде вы видите только их названия.
И у некоторых ребят получилось лучше, чем прежде. Это объяснялось тем, что разучивая скороговорки, мы осмысливаем каждое слово, при этом всё проговаривается с выражением и правильным ударением. И только потом мы начинаем добиваться быстрого произнесения всего стишка или предложения. То есть мы не только произносим, но и получаем определённую информацию, заложенную в каждой новой скороговорке.
На основании дальнейшего изучения мы пришли к выводу, что скороговорки нужны не только школьникам, но и взрослым, особенно людям публичных профессий, где правильная и четкая речь просто необходима Скороговорки делают их речь более четкой и внятной. Дикторы, телеведущие, актеры, певцы – все они используют скороговорки в своей профессиональной деятельности для тренировки чистого произношения.
«Языка закон суров: звук закован в буквах слов». И этот закон един для всех, кому приходится много общаться с людьми и где высокая голосовая нагрузка: предпринимателям, управленцам, политикам, адвокатам, юристам, журналистам, преподавателям, менеджерам, секретарям.
Хорошая артикуляция необходима не только публичным персонам. В ней заинтересован каждый, кто уважает своих собеседников. Чистое произношение делает текст более ясным, удобным для понимания, и, кроме того, придает уверенности говорящему.
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы: Тренировка своей дикции, то есть воспитание своей ясной, членораздельной и четкой речи с помощью скороговорок, нужна любому человеку для успешного общения, гармоничного развития и обучения.
Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующем направлении: нам бы очень хотелось изучить скороговорки Сибири. В ходе нынешнего исследования нам удалось найти только несколько:
1. В Чите течет Читинка.
2. Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
3. Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
4. В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров. Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду — ядра в ведра, выдру в тундру.
Скороговорка - это веселая школа. Вот как об этом
написано у одного поэта:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Тренируйтесь каждый день и помните, что все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.