Впервые войдя в класс в 1984 году, думала, что сразу научу всех ребят любить английский язык так, как люблю его сама. Но оказалось, что это очень непросто. И почти четверть века я ищу ответ на вопросы: Как сделать свой урок интересным? Как зажечь искорку в глазах своих учеников?
Опираясь на свой опыт, могу сказать, что деятельность учителя иностранного языка на уроке складывается успешно настолько, насколько он может применить имеющийся у него опыт и знания к конкретным ситуациям.
Весь ход урока требует от учителя и учеников предельной искренности. На своих уроках я разрешаю учащимся поднимать и обсуждать любые интересующие их проблемы, ведь современный урок- это живой, свободный разговор преподавателя и учеников, ребят друг с другом.
В основе моей работы лежит деятельностный метод, суть которого сформулировал ещё в 19 веке А. Дистервег «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведёт его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству»…
Поэтому девизом моей работы являются слова, которые ещё в студенческие годы сказала мой преподаватель по методике обучения иностранным языкам Салтовская Г.Н. «Не с предметом к ученику, а вместе с учеником к предмету»
Основной своей задачей, как учителя английского языка, считаю обеспечение активной деятельности всех учеников в течение всего урока, максимальное увеличение времени говорения каждого школьника.
Для меня в начале урока важна формулировка темы, так, как она задаёт тон, вызывает интерес учащихся с первых минут, а далее мобилизующее начало урока - речевая зарядка. Я использую их в большом разнообразии – это может быть и рассказ учителя, и фраза стимул, иногда рассказ (в записи) с последующим его обсуждением, беседа по картине, чаще обсуждение погоды, факты из конкретной жизни класса или отдельного ученика. Ведь речевая зарядка является одним из важных средств развития инициативной речи учащихся, в ходе которой идет отработка или повторение изученных структур.
Планируя уроки английского языка, я ориентируюсь на основные компоненты, способствующие раскрытию личностного потенциала ученика:
- Создание атмосферы иноязычного общения
- Направленность урока на развитие положительных качеств
- Сохранение и укрепление учебной мотивации
- Управление самостоятельной работой
- Тренировка в овладении усваиваемого материала
Особое внимание уделяю организации коллективной учебной деятельности, достоинства которой в том, что « Все обучают каждого, и каждый обучает всех».
Для комплексного воплощения важных для меня компонентов уроков, использую активные формы работы:
- Аутентичные материалы, которые помогают учащимся ориентироваться в нашем сложном окружении
- Путешествия, способствующие расширению кругозора
- Обучающие игры
- Конкурсы и викторины, развивающие творческие и интеллектуальные способности учащихся
- Проекты, обеспечивающие работу в сотрудничестве
- Круглые столы, которые заставляют задуматься над поставленными проблемами
- Экскурсии
-Соревнования, помогающие развивать инициативность и самостоятельность
Остановлюсь на проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Работа над этим видом деятельности начинается ещё в начальной школе и способствует формированию навыков самостоятельного планирования, совместного общения, умений творчески мыслить, инициативности. В средних классах в ходе проектной деятельности идёт отработка речевого общения, включенного в контекст другой деятельности
(соревнования, выставки, игры, путешествия…).
Успешность этой деятельности зависит от того, насколько свободно ученик может общаться при её обсуждении и выполнении, появляются ли у него оригинальные мысли и нестандартные решения, а также усердие и желание сделать проект интересным.
Ключевым звеном моей методики являются ролевые игры, которые усиливают эмоциональное восприятие материала. В процессе игры учащиеся приобретают опыт речевого общения, возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого играет ученик. Это позволяет освободиться от страха показаться смешным, от стеснительности, тревоги.
Игры дают возможность создать атмосферу увлечённости и снимают усталость у детей.
Так, малыши и учащиеся 5 классов любят путешествия в мир сказок, составлять и отгадывать загадки, рифмовать слова. Описывать любимые игрушки, разучивать стихи.
Игра- это один из элементов здоровьесберегающих технологий, которые, я использую на своих уроках.
Существуют и другие, например:
- зарядка релаксация
- песня
- аутогенная тренировка
- шутливые истории на уроках
- новизна и нетрадиционность учебных материалов
- смена видов деятельности
Мне посчастливилось одной из первых в городе начать работу с первоклассниками, ведь раннее изучение английского языка оказывает положительное влияние на развитие психических функций ребенка, создает базу для продолжения изучения иностранного языка в основной школе, способствует раннему вхождению ребенка в общечеловеческую культуру, стимулирует речевые способности ребенка.
Третьим направлением моей работы является интегративность обучения, которое я реализую через раскрытие комплексных тем и проблем. В ходе интегративного обучения:
Развиваю - творческие способности
Формирую - самостоятельность
Стимулирую - познавательную активность
Мотивирую - к изучению иностранного языка
Способствую - повышению уровня интеллектуального развития
Воспитываю - толерантность
Применение наглядного, практического, проблемно-поискового, исследовательского методов позволяют создать благоприятный фон для речевого общения и обеспечивают выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. Многие мои ученики успешно обучаются в ПГЛУ и без особых трудностей приобретают выбранную профессию.
На мой взгляд, качество преподавания зависит не только от методики урока, материально- технической базы, но и от подготовленности и знаний учителя.
Учитель, не читающий и не изучающий достаточного количества методической литературы, не посещающий курсы более 4-5 лет, не может быть успешным. Ведь как сказал А.А. Ухтомский «Ревнивая неудовлетворённость делом рук - своих замечательная черта человека, влекущая его всё далее и не дающая ему успокоиться ни на одном своих «Вавилонов»».
Лишь только наполнив себя необходимой творческой энергией и верой в успех, можно идти на урок, эта вера и энергия передадутся ученикам. И, если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.