«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Оценка 4.9

«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Оценка 4.9
docx
15.02.2023
«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Статья ИНКЛЮЗИЯ.docx

Дьячкова Анастасия Николаевна,

учитель начальных классов,

учитель - дефектолог

Приморский район,

МБОУ «Уемская СШ»

 

«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

Аннотация: Статья посвящена обзору основных вопросов организации обучения с обучающимися инклюзивной школы. В работе описаны активные методы обучения на уроках в начальной школе, которые могут быть использованы для детей ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, активные методы обучения, рефлексия на уроках.

 

Сегодня мы видим серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Каждый ребёнок, вне зависимости от состояния своего здоровья, имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общей образовательной среде ребёнок с нарушениями здоровья сможет усвоить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, получить определенный социальный опыт, расширить социальные контакты, в том числе и со сверстниками, не имеющими ограничения здоровья, то есть социализироваться в обществе.

Термин «инклюзивное образование» приходится слышать от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования. 

Идёт постепенное изменение отношений к людям с нарушением  умственного и физического развития. Сегодня стратегическим направлением становится включение детей с особыми нуждами в общий поток, инклюзия.

В этом и заключается идея инклюзивного образования, в основу которой положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также, как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность, последовательность обучения и т.д.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы.

Эти принципы и правила лежат в основе коррекционной работы с детьми ОВЗ в моём классе:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в развитии – это долгосрочная стратегия, требующая терпения, последовательности, непрерывности и комплексного подхода для её реализации, поэтому вопросы инклюзивного образования продолжают оставаться актуальными.

Обобщая свой опыт практической деятельности в инклюзивном образовании, хочу поделиться с вами приёмами и методами работы с детьми ОВЗ на уроках и внеурочной деятельности. При планировании урока мы опираемся календарно-тематическое планирование и АОП, которая разработана специально для ребёнка с ОВЗ. Стараемся подобрать такие формы и методы, где ребенок был бы задействован вместе со всеми: устный счёт, работа по карточкам («Паспорт имени существительного/прилагательного»), устные упражнения по русскому языку на знание правил, пятиминутка на уроках чтения, просмотр тематических презентаций на уроках. Мы часто использую печатные тетради, прописи, наборы различных картинок, дидактические игры («Слоговое лото», «Сюжетные картинки») по уровню развития.

Считаю, что поиск и использование в учебном процессе и внеурочной деятельности активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения - это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Коррекционно - развивающие технологии, применяемые нами в практике, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а, следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Активные методы и приемы обучения, используемые в нашей практике работы:

1. Игры – «энергизаторы»

Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности ребенка, восстанавливать интерес к занятию, повышают концентрацию внимания, придают настроение детям и поддерживают общий тонус. «Энергизаторами» могут служить физические упражнения, физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры, танцы под музыкальное сопровождение с элементами игры, игры-приветствия, игры на знакомство, игры на снятие напряжения, игры на концентрацию внимания, релаксация.

Благодаря упражнениям – «энергизаторам» создается атмосфера безопасности, ученики получают удовольствие от пребывания вместе с учителем.

2. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и  познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры (ролевые, имитационные, дидактические).

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

Игра является одной из активных форм обучения. Школьники получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний.

3. Реализация личностно - ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников и самостоятельной работы детей. Работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава.

- метод «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем заслушиваются вопросы других групп, а они отвечают, т.е защищаются.

4. Использование в учебном процессе средств обратной связи. Использование веера: цифр, букв; карточки математических знаков, табло для изучения звуко - буквенного анализа слова, и т.д. Удобство и эффективность их заключается в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. Учитель видит пробелы в знаниях учеников и исправляет их на уроке.

5.Использование логопедических упражнений на уроках. Проведение артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений для развития артикуляционного аппарата, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, массаж, дыхательные упражнения (упражнения позволяют снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Традиционным стало проведение конкурса скороговорок в конце учебного года.

6. Прием обучения: «Узелки на память»/ «Кластер»

Включает в себя составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводы, правила, которые нужно запомнить.

Данный прием можно использовать на этапе изучения нового материала, в конце изучения темы, при подведении итогов, для оказания помощи при выполнении заданий.

7. Использование красочного иллюстративного материала на уроке для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Красочные буквы, цифры с подборкой весёлых стихотворений, любимые персонажи сказок, для проведения игровых моментов на уроке, ребусы, загадки, шарады, картинки для изучения словарных слов, схемы для изучения звуковой грамотности младших школьников на магнитах и т.д.

8. Методы рефлексии.

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. 
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

На своих уроках мы наиболее часто используем рефлексию настроения и эмоционального состояния.

Широко использую приём с различными цветовыми изображениями.

«Светофор» (используем на уроках окружающего мира, на этапе подведения итога урока)

зелёный цвет - был активен на уроке, урок понравился, материал урока понял;

желтый цвет-урок понравился, но остались вопросы к учителю по изученной теме урока.

красный цвет- урок не понравился, на уроке был не активным, изучаемый материал на уроке не вызвал интерес.

«Дерево комфорта» – учащимся в конце урока предлагается повесить на дерево яблоки, красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или груши зелёного цвета, если ощущают дискомфорт в конце урока. 

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.


 

Скачано с www.znanio.ru

Дьячкова Анастасия Николаевна, учитель начальных классов, учитель - дефектолог

Дьячкова Анастасия Николаевна, учитель начальных классов, учитель - дефектолог

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются…

Инклюзивное образование (включающее) – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются…

Слоговое лото», «Сюжетные картинки») по уровню развития

Слоговое лото», «Сюжетные картинки») по уровню развития

Реализация личностно - ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников и самостоятельной работы детей

Реализация личностно - ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников и самостоятельной работы детей

На своих уроках мы наиболее часто используем рефлексию настроения и эмоционального состояния

На своих уроках мы наиболее часто используем рефлексию настроения и эмоционального состояния
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023