Из опыта работы логопеда с ребенком с РАС

  • Библиография
  • docx
  • 29.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В этой статье я делюсь опытом первых занятий с ребенком 4 лет с нарушением коммуникативно-речевого развития по типу РАС
Иконка файла материала Из опыта работы логопеда с ребенком с РАС.docx

Мой опыт работы с ребенком с РАС.

Учитель-логопед Калмыкова Е.В.

1.      В первые несколько дней наблюдения за девочкой в группе показали, что трудности возникнут при установлении контакта: ребенок бегал кругами и кричал. Любые попытки взаимодействия со стороны любых взрослых, а кроме воспитателя, няни, логопеда в группу входили учитель-дефектолог, врач, медсестра, - поглаживание по головке, ласковые слова приводили к усилению силы голоса, еще большему крику, состоянию, близкому к истерике. Принесли «яйцо Совы – Няньки». Девочка затихла, забравшись в «яйцо».

2.      К началу первого занятия в кабинете логопеда необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, и лучше это сделать в привычной обстановке, на территории ребенка. Я приходила в группу,  подсаживалась к ней с планшетом и предлагала игры-обучалки по темам «Животные» (дикие и домашние) - девочка не убегала, первые 2-3 раза охотно наблюдала за моими действиями с комментариями «Это волк (смотрим). Волк воет (слушаем голос волка). Волк воет – У-У-У-у (мое звукоподражание). Кто это? (пауза). И мой ответ – Это волк). При этом девочка не проявляла желания ни поучаствовать в звукоподражании, ни назвать слово. В конце этой игры имеется опция «Экзамен»: надо выбрать животное по словесной инструкции из 4 изображений. Я делала 2-3 выбора (верно и неверно) и предлагала продолжить ребенку,  – на 4 день моих действий девочка охотно приступала к выполнению заданий, продемонстрировав неплохой номинативный импрессивный словарный запас по теме. На следующий день девочка при аналогичном взаимодействии посредством планшета показала знание основных цветов и их названий, и назвала их. Говорит она тихо, высоким иссякающим голосом, невнятно, произносит аморфные слова – корни, части слов, ее речь понятна только ситуативно и только близкому кругу лиц. Понимаю: традиционное логопедическое обследование не пройдет.

3.      Для первого визита ребенка в кабинет логопеда я основательно подготовилась, вооружившись теоретическими знаниями вопроса:

·         Подготовила карточки по системе РЕСS,  коммуникативную доску и коммуникативный альбом. Вывод: В начале работы с детьми с РАС подготовка к занятию потребует от специалиста много времени и средств. При этом я воспользовалась рисунками, а не фотографиями: для фото потребуются дополнительные специальные возможности и вложения.

·         Максимально убрала все лишние раздражители из пространства «вытянутой руки»

·         Подготовила три столика: за одним выполнять задания педагога, за другим – то, что хочется ребенку (из беседы с мамой узнала, что девочка любит игрушки лошадки) и третий – вспомогательный. Вывод: Функциональность специалиста улучшится, если он будет работать в течение дня с детьми одного направления (например, только с РАС), не перестраиваясь на переоборудование среды кабинета.

·         Подготовила варианты методики  «Визуальное расписание»: 1.Расписание из предметов:  на вспомогательном столике выложила в ряд пособия в порядке предъявления заданий: музыкальные игрушки, зеркало, пирамидка, «парные картинки»; 2. Расписание из картинок (РЕСS) выложила на коммуникативной доске

·         Для того, чтобы занятие имело четкую временную организацию – начало и конец, подготовила звуковой сигнал – колокольчик и его визуальное подкрепление – картинку.

4.      Итоги первого занятия. Вводно-мотивационная часть удалась: мы заложили основу очень важного ритуала приветствия: «Давай поздороваемся: - Привет!» Радостная улыбка, жест рукой. Эмоционально-положительный контакт установлен, мы готовы к совместной деятельности. «Начнем занятие. Я позвоню в колокольчик (звоню в колокольчик и вкладываю его в руку ребенка). Теперь Таня звонит в колокольчик: начинается занятие». Аналогично мы формировали ритуал окончания занятия и прощания. В дальнейшем использовалась словесная инструкция «Позвони в колокольчик» и указательный жест, затем - инструкция и картинка. Интересно отметить, что потребность в указательном жесте в конце занятия отпала гораздо раньше, чем для звонка к началу занятия: более того, свое нежелание выполнять задание ребенок начал обозначать хватанием колокольчика. В дальнейшем я стала вводить для этой цели карточку «Не хочу» и слово.

     Далее про основную часть: максимально стараясь следовать логике методик расписания  («сначала», «потом» и «сделано») и обмена карточками (на первом этапе это было обозначение предмета картинкой), мы перешли к заданиям: сначала позвучали музыкальными игрушками (без всякого регламента, игнорируя инструкции). При моем звукоизвлечении закрывает уши, гримасничает, делает недовольное лицо, - вероятно, это проявление сверхчувствительности слухового восприятия. Так же периодически ведет себя на музыкальных занятиях. Все, не хочет больше, крутит головой «нет-нет-нет», пытается встать из-за стола. Я скорее обращаюсь к картинкам, перевешиваю – Все, закончили! Сделано! - Она уже ни на что не обращает внимание, ни до каких итогов, «что сначала – что потом»  дело не доходит. Я  пересаживаю ее за другой стол – Отдохни, поиграй с лошадками! Успокоилась, расслабилась, довольная, манипулирует  с лошадками: стучит, перекладывает из одной руки в другую, обнюхивает. На предложение назвать словом и поучаствовать в сопряженном звукоподражании «лошадка ржет - и-го-го!»- отказалась. Свой отказ проявляет отрицательным движением головой «нет» многократно и мимикой лица. Выводы: 1. Стол для любимых штучек ребенка себя оправдал, - для передышки между заданиями. 2. Для заданий с музыкальными инструментами потребуется второй комплект и очень хорошо бы – ассистент (он же второй специалист, или тьютор: «фея»).

    Пересаживаемся за логопедический стол. Предлагаю открыть рот. Начинается активный негативизм, мотание головой, отказ. Пересаживаю к лошадкам. Успокаивается. Понимаю: обследование артикуляционного аппарата также будет затруднено. Пересаживаю за рабочий стол.

    Следующее по плану задание – пирамидка: разобрала – сразу похвала «молодец». Собрала  без учета величины, на инструкции не реагирует, на подкрепление указательным жестом не реагирует. Отодвинула в сторону, завертела головой «нет-нет», загримасничала. – Понимаю: Все, пора заканчивать. Пересаживаю к лошадкам. Провожу действия с картинками РЕСS и коммуникативным альбомом, комментирую «Мы собрали пирамидку».  Никакой реакции не прослеживаю. Надеюсь на непроизвольное внимание. От последнего задания – от работы с картинками девочка категорически отказалась, и в дальнейшем периодически отказывалась, что для меня было проблемой. Вывод: Пока не планировать больше двух заданий. Попробовать давать задание на соотнесение картинок не с картинками, а с предметами: лепить их из пластилина, вырезать из теста, рисовать и комментировать, составлять из частей и т.п.

     Вот и подошло время ритуала окончания занятия. Звоним в колокольчик. Семь потов с меня сошло. А по времени – 20 минут.

5.      Про поощрения. В дальнейшем как поощрение за выполненное задание на вспомогательном столике лежал планшет с играми. Девочка  по-прежнему любит обучалки-нажималки на разные темы с экзаменом и получает призовую игру в конце занятия.

     Тане нравится манипулировать с цифрами. Иногда на ее «своем столике» не только лошадки, но и цифры.

     С буквами пока дела обстоят иначе: девочка знает несколько букв, но «кучковать» и «рядковать» не берется. Глобальное чтение пока не работает. Мы снабдили табличками для глобального чтения предметы окружения ребенка – мебель, одежду, предметы гигиены, начали подписывать карточки РЕСS. Пока этот прием не срабатывает. Кубики Зайцева так же пока не произвели на нее положительного эффекта: на их методическое «звучание» она реагирует, как и на музыкальные игрушки – отрицательно. А вот таблицы привлекли ее внимание: девочка участвует в сопряженном пропевании гласных звуков, от аналогичного кубика отказывается, - и бежит прочитывать таблицу с цифрами! Прочитывает – и счастлива, можно приступать к следующему заданию.

6.      Прием «Обучение ребенка ребенком»: прочитала, решила попробовать, взяла на занятие Таню в паре с мальчиком из группы. Соблюли Танины ритуалы, сели за логопедический стол и стали с мальчиком выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом. И Таня к нам присоединилась: подражала действиям другого ребенка, и это был успех. Этот прием и далее срабатывает: Таня на утреннике имитировала чтение стихотворения, подражая другим детям. 

7.      Прием «расписание на день». В группе был изготовлен коммуникативный альбом по методике «Визуальное расписание» с использованием фотографий: перед тем, как идти в кабинет логопеда, ребенку показывалась фотография занятия со словами: «Пойдем на занятие», - визуальное подкрепление делало событие предсказуемым и понятным. По возвращении подводили итог: «Позанималась с логопедом. Теперь пойдем гулять». Ребенок ни разу не выдал негативную реакцию на представленную таким образом деятельность, так как был подготовлен.

         Всем коллегам желаю терпения, здоровья и радости от успехов, пусть даже самых незначительных.

                С уважением, Е.В.Калмыкова, учитель-логопед