Значение общей физической и специальной туристской подготовки в формировании гражданской активности, развитии лидерских качеств и социализации обучающихся с особенностями психофизического развития
Оценка 4.7

Значение общей физической и специальной туристской подготовки в формировании гражданской активности, развитии лидерских качеств и социализации обучающихся с особенностями психофизического развития

Оценка 4.7
Библиография
DOC
Междисциплинарный 9
5 кл—11 кл +1
29.08.2023
Значение общей физической и специальной туристской подготовки в формировании гражданской активности, развитии лидерских качеств и социализации обучающихся с особенностями психофизического развития
В статье рассматривается педагогический опыт автора по формированию гражданской активности обучающихся с особенностями психофизического развития (дети с тяжелыми нарушениями речи) по состоянию здоровья относящихся к подготовительной медицинской группе средствами общей физической и специальной туристской подготовки. Аргументируется важность сохранения интереса и мотивации через участие в ярких и эмоционально насыщенных туристско-спортивных мероприятиях, а также через совместные тренировки с родителями, родственниками и друзьями обучающихся. Показаны результаты экспериментального исследования эффективности разработанной комплексной программы по повышению общей физической и специальной туристской подготовленности обучающихся с ослабленным здоровьем до уровня основной медицинской группы и возможности их участия в многодневном походе. Обосновываются значение коррекционно-развивающей направленности и индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
_E938~1.DOC

Еркебеков А.К. педагог дополнительного образования ГККП «Дворец школьников» города Алматы, докторант института естествознания и географии Казахского национального педагогического университета имени Абая. Казахстан, Алматы.             Тел: 8 707 706-23-77, 8 705 129 10 78. E-mail: [email protected]

Значение общей физической и специальной туристской подготовки в формировании гражданской активности, развитии лидерских качеств и социализации обучающихся с особенностями психофизического развития (дети с тяжелыми нарушениями речи).

Аннотация: В настоящее время в Республике Казахстан уделяется большое внимание системе дополнительного образования, поскольку школа не может единолично формировать знания, навыки и образцы поведения, необходим выход за пределы формального образования, использование других альтернативных ресурсов для социализации личности школьников, решения проблем сохранения здоровья и профилактики гипокинезии среди подрастающего поколения, особенно среди обучающихся с особыми образовательными потребностями. В статье рассматривается педагогический опыт автора по формированию гражданской активности обучающихся с особенностями психофизического развития (дети с тяжелыми нарушениями речи) по состоянию здоровья относящихся к подготовительной медицинской группе средствами общей физической и специальной туристской подготовки. Аргументируется важность сохранения интереса и мотивации через участие в ярких и эмоционально насыщенных туристско-спортивных мероприятиях, а также через совместные тренировки с родителями, родственниками и друзьями обучающихся. Показаны результаты экспериментального исследования эффективности разработанной комплексной программы по повышению общей физической и специальной туристской подготовленности обучающихся с ослабленным здоровьем до уровня основной медицинской группы и возможности их участия в многодневном походе. Обосновываются значение коррекционно-развивающей направленности и индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: дополнительное образование, общая физическая подготовленность, специальная туристская подготовка, обучающиеся с особыми образовательными потребностями, гражданская активность.

В современных условиях ряда реформ и новых явлений в сфере отечественного образования, растет значение дополнительного образования которая, удовлетворяет познавательные интересы и потребностей детей в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школы. Дополнительная образовательная деятельность, выступая как новый канал и источник информации, усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил и знаний, расширяет границы возможностей [1, с. 63].

Для обучающихся с особыми образовательными потребностями занятия в различных кружках эколого-туристско-краеведческого направления и секциях спортивного туризма в системе дополнительного образования жизненно необходимо и приобретает выраженную актуальность поскольку социализируют детей с ограниченными возможностями в окружающее общество, способствует тому, что ребенок не чувствовал себя изолированным в социуме и жизни.

При разработке адаптивных образовательных программ коррекционно-развивающей направлености для обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями), для их успешной социализации, следует руководствоваться положениями, подходами специальной и коррекционной педагогики.

Туристская подготовка представляет собой процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований по туристскому многоборью.

В КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей с тяжелыми нарушениями речи обучаются дети с различными формами речевой патологии, вызванные поражениями отделов головного мозга, центральной нервной системы.

Заниматься в туристско-краеведческом кружке, участвовать в несложных одно-двухдневных походах и экскурсиях могут все обучающиеся относящиеся к основной и подготовительной медицинским группам. К многодневным же спортивным походам с разрешения врача допускаются представители основной группы. Представители подготовительной группы могут быть допущены только после специального осмотра и оценки уровня их физического развития и функциональных возможностей организма. Наша задача в течение учебного года без вреда здоровью, с помощью дозированных нагрузок и регулярных тренировок, повысить функциональные возможности организма обучающихся, отнесенных в начале учебного года к подготовительной медицинской группе, до уровня функциональных возможностей представителей из основной группы.

Результат систематических повторений развивающих физических нагрузок определяется понятием – кумулятивный тренировочный эффект, в нашем случае это повышение функциональных возможностей организма и физической подготовленности обучающихся из подготовительной группы до возможности принять участие в туристском походе.

Как показывает практика, частые пропуски, вызванные низкой гражданской активностью, неустойчивой мотивацией и потерей интереса к занятиям обучающихся данной категории, существенно затрудняют организацию полноценного тренировочного процесса и достижения кумулятивного эффекта.

Учащиеся подготовительной медицинской группы не любят физических нагрузок и уклоняются от неинтересной им деятельности, прикрываясь состоянием здоровья. К тому же из-за некоторых психологических особенностей, в том числе и незначительных нарушений эмоционально-волевой сферы дети с особыми образовательными потребностями довольно быстро утрачивают интерес и не склонны длительное время придерживаться спортивного режима.   

В работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями – дети с тяжелыми нарушениями речи – для достижения ощутимых результатов, кроме непрерывного контроля функционального состояния организма, рекомендуется постоянно поддерживать интерес к тренировочному процессу. Одним из эффективных методов поддержания интереса к тренировкам является регулярные участия в массовых спортивных, туристских или туристско-спортивных мероприятиях. Интерес к тренировкам повышается с приближением даты спортивных событий – чем ближе какое-либо массовое туристско-спортивное мероприятие, тем больше к нему интерес, тем более ответственное и серьёзное отношение к тренировочному процессу.

С учётом этих обстоятельств мы составили программу занятий по общей физической подготовке к туристскому походу. Программа включает контролируемый и планомерно усложняемый комплекс упражнений, направленных на повышение выносливости и силовых способностей, использование средств для развития координации, ловкости, гибкости и скорости выполнения различных технических приёмов, адекватные клиническому и функциональному состоянию обучающихся с подготовительной группы. Всячески поддерживается участие родителей или других родственников и друзей, обучающихся в тренировках. Такие открытые занятия дают возможность детям и их родителям раскрыть друг друга с новой стороны, способствуют укреплению более близких и доверительных отношений, выступают эффективным средством поддержания интереса.

Изучив календарь различных спортивно-массовых мероприятий, предлагаемые жителям города Алматы общественными организациями спортивного и туристского профиля, мы включили в программу тренировок участие в нескольких спортивных событиях в течение года. Подготовка к ним и участие в этих ивентах развивают как раз те качества, которые необходимы для успешного совершения туристского похода.

По нашему предположению, использование упражнений целесообразных по объёму, характеру и интенсивности нагрузок для обучающихся с экспериментальной группы, и их регулярное участие с сентября по май в спортивных и туристских ивентах и соревнованиях, позволит поддерживать постоянный интерес к занятиям. Постепенное усложнение и наращивание физических нагрузок, повысит физическую подготовленность участников эксперимента до уровня возможности участия в спортивном туристском походе первой категории сложности.

Для определения кумулятивного тренировочного эффекта и динамики физической подготовленности проведены тесты по проверке функционального состояния организма обучающихся в начале учебного года в сентябре и за две недели перед походом в мае. Также в течение года осуществлялся мониторинг физического состояния во время тренировок и соревнований.

В эксперименте, который повторялся в течение трех лет принимали участие обучающиеся специальной (коррекционной) школы-интерната №9 для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 14 до 16 лет. Являлись членами кружка «Жас турист» и занимались у одного педагога. В состав контрольной группы входили представители основной медицинской группы и они занимались по общепринятой схеме: два занятия в неделю, один-два ПВД в месяц с поддерживающим и обучающим уровнем тренировочных нагрузок. Экспериментальная группа состояла из представителей подготовительной медицинской группы, не имели серьёзных хронических соматических заболеваний и занималась по разработанной нами методике: по два занятия в неделю и один-два раза в месяц ПВД и/или обязательное участие в различных спортивно-массовых мероприятиях с развивающим, активирующим, подготовительно-стимулирующим и обучающим уровнями нагрузок. В первый и во второй год в экспериментальной группе было по десять детей, а в третий год участвовали восемь детей, двое из их которых были обучающиеся с кохлеар-имплантами.

Для повышения физической подготовленности (уровень развития выносливости, силы, гибкости, координации) без риска здоровью необходима индивидуализация двигательного режима. Чтобы определить индивидуальные оптимальные нагрузки, проверяют функциональное состояние (реакция организма на пробу с дозированной физической нагрузкой) каждого обучающегося. Как известно, функциональное состояние – это комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, его ответ на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе.

Использование физической нагрузки в качестве возмущающего действия позволяет достаточно объективно и надежно оценить функциональное состояние организма, занимающегося физическими упражнениями, его адаптационные возможности [2, c. 4].

Для обследования обучающихся с экспериментальной и контрольной групп, мы по рекомендации врачей и под их контролем использовали пробу Мартине-Кушелевского, для определения типа реакции кардиореспираторной системы на дозированную физическую нагрузку.

В ходе эксперимента учащиеся из подготовительной группы по результатам тестов в начале года, показывали низкий уровень физической работоспособности. У всех испытуемых фиксировалось учащение дыхания выше нормы, низкий ударный объём крови при повышенной частоте сердечных сокращений и время восстановления больше пяти минут. Такие низкие показатели, по мнению врача, больше обусловлены малоподвижным образом жизни и не тренированностью. Незначительное влияние мог оказывать психологический фактор – перевозбуждение и тревожность, вызываемое самим обследованием и непривычными условиями при проведении замеров. 

Система дозированных нагрузок предопределила, что от общего времени занятий 60 % времени отводилось на нагрузки аэробной направленности для развития выносливости: упражнения без напряжения до утомления и постепенное увеличение нагрузок, интенсивности и количества повторов по мере адаптации организма, 15 %на развитие быстроты и ловкости, формирование и автоматизация правильности дыхания и выполнения движений: упражнения для закрепления оптимальных двигательных умений, дыхательные упражнения с удлиненным и ступенчато-удлиненным выдохом; дыхательные упражнения с произнесением ряда дрожащих, шипящих и свистящих звуков, 15 % – на развитие силовых качеств: различные упражнения для укрепления мышц стопы, спины, брюшного пресса, оставшиеся 10 % – на развитие гибкости и расслабление [4, c.14]. Широко использовались с учётом сезона различные средства общей физической подготовки: упражнения циклического и естественно-прикладного характера (ходьба, бег в медленном темпе, прыжки, кроссы различной интенсивности, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, лазанье на искусственном рельефе), также упражнения, связанные с эксплуатацией туристского снаряжения, в том числе различные способы передвижения со снаряжением и организации страховки. Одновременно отрабатывались и совершенствовались умения и навыки ориентирования на местности по карте и компасу, разные варианты преодоления естественных препятствий, выполнение спасательных работ [4, c.14]. Обязательное условие в работе с обучающимися с ослабленным здоровьем – осуществление постоянного контроля и правильная дозировка нагрузки, совмещение бега и ходьбы, с силовыми упражнениями и спортивно-прикладными играми, чередующие успокаивающими и дыхательными упражнениями. При планировании занятий предусматривалось увеличение времени на выполнение упражнений и количества их повторов, обеспечивающих развитие и коррекцию отстающих физических качеств и умений.

Выносливость (один из показателей физической подготовки) развивается в тех случаях, когда учащиеся работают до утомления. Поэтому очень важно предупреждая переутомление, непрерывно контролировать деятельность кардиореспираторной системы организма учащихся и соответственно менять уровень физических нагрузок. Для этого обучающиеся использовали нагрудные датчики пульса и совмещенные с ним фитнес-браслеты с функцией сканирования давления, уровня кислорода в крови, считывания шагов и пройденных километров. На эти индивидуальные нагрудные датчики ставили предельное допустимое значение частоты пульса в 125-135 ударов в минуту. То есть, во время бега по пересеченной местности на 3 километра, как только частота пульса приблизится к значению 130 ударов в минуту, кардиобраслет подает звуковой сигнал и учащийся немедленно снижает темп, но не прекращает бег. Решающее значение имеет не время, за которое он пробежит 3 километра, а поддержание частоты пульса в диапазоне 100-135 ударов в минуту с эпизодическими допущениями в 140 ударов в минуту. Или наоборот, легкий бег в течение 6 минут без учета расстояния которое обучающийся пробежит за эти 6 минут, главное, чтобы он пробежал, поддерживая частоту пульса в вышеуказанном диапазоне. Со временем увеличиваем время и расстояние и допускаем на короткое время небольшое повышение частоты пульса от прежнего значения. При достижении способности обучающимся бежать ровным темпом и устойчивого поддержания пульса в заданном диапазоне, после осмотра и консультации с врачом, в индивидуальном порядке повышаем физические нагрузки.

Как было отмечено выше, для поддержания постоянного интереса к занятиям и повышения мотивации к посещениям тренировок, мы включили в календарный план участие обучающихся в течение года в ярких и эмоционально насыщенных спортивных событиях, которые проводятся общественными организациями города Алматы, культивирующими здоровый и активный образ жизни. В описании этих сезонных событий, распределенных по четвертям и школьным каникулам учебного года, отражаются смена локаций, разнообразие видов подготовок, постепенное усложнение и наращивание физических нагрузок (таблица 1).

Во всех спортивных мероприятиях с циклическими видами спорта мы не ставили цели соперничать с другими участниками на трассе и преодолевать её за минимальное время с большой нагрузкой [5.,7.]. Главная задача наших учащихся – борьба с самим собой, преодоление заявленной дистанции, осуществлять самоконтроль за частотой пульса и дыханием, придерживаться ровного темпа бега.

В соревнованиях туристского профиля по технике пешего и горного туризма, туристскому многоборью, скалолазанию основное внимание уделяется повышению качества технической подготовки (тренировка и разучивание новых элементов движений, исправление ошибок, формирование и автоматизация оптимальных двигательных навыков – закреплению «мышечной памяти» [6., 8.].

В конце учебного года, во второй половине мая для определения кумулятивного тренировочного эффекта, мы повторно провели проверку функционального состояния организма и физической подготовленности. Анализ результатов выявил более выраженные позитивные изменения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. То есть, улучшение всех параметров, характеризующих деятельность сердечно-сосудистой системы обучающихся как в покое, так и после нагрузки по пробе Мартинэ-Кушелевского. Помимо положительной динамики функционального состояния организма, отмечается повышение общей физической подготовленности, более уверенное выполнение технических приёмов преодоления естественных препятствий и ориентирования на местности.


 


Таблица 1.

Название и концепция мероприятий

Виды подготовок и физических нагрузок

I-ая четверть

1

«KOSMOS UPHILL» уникальное соревнование в ущелье Большой Алматинки, где на одной трассе бегуны и велосипедисты, при этом не мешают друг другу.

Поскольку эти соревнования проходят в самом начале учебного года, наши учащиеся принимают участие в качестве волонтеров, награждают на финише участников медалями. Они, наблюдая за участниками, понимают значение правильного дыхания и темпа движения, выносливости, силы воли, погружаются в атмосферу спортивного праздника.

2

«Золотая осень» соревнования по технике пешего туризма, прохождение дистанции с этапами, имитирующими бивачные работы и естественные препятствия, ущелье Малой Алматинки.

Это мероприятие проводится туристско-краеведческим отделением ГККП «Дворец школьников» г. Алматы. Участие в соревнованиях по технике пешего туризма в составе единой команды, способствует формированию умений личной и групповой страховки, выполнения бивачных работ в походе, развитию невербального общения, вырабатывает навык алгоритмического мышления путем запоминания последовательности применения технических приемов.

3

Осенний велопробег – маршрут: БЦ «Нурлы тау» парк Первого президента, дистанция 7 км проспект аль-Фараби, г. Алматы.

Участники проезжают на велосипедах семь километров по ровному профилю, с преобладанием уклона, что значительно снижает нагрузки. И только на некоторых участках дистанции есть небольшие подъёмы. Движение в потоке велосипедистов развивает координацию всех групп мышц, внимательность, быстроту реакции. В целом, участие в велопробеге мягко и без чрезмерных нагрузок, стимулирует дыхательную систему, способствует активизации мышц ног, повышает выносливость, волю, учит преодолевать утомление.

4

«Alatau Trail Fest»бег по пересеченной местности, дистанция 2 км перепад высот 200 метров. Спортивное мероприятие традиционно проходит в яблоневых садах и заповедных территориях Заилийского Алатау на базе этноаула «Гунны», близ города Талгар.

Главной задачей является самоконтроль за дыханием и пульсом, особенно на подъёмах, поддержание ЧСС в предельных допустимых нормах. Небольшое ускорение допускалось лишь на спусках. Бег по пересеченной местности развивает глазомер, внимательность, способность непрерывной и быстрой оценки местных условий, слагающего грунта, принятие решений на ходу и прокладывания траектории движения на конкретном участке местности. Всем участникам трейла, независимо от результатов, на финише вручаются медали.

5

«Золотая осень» открытый Чемпионат по спортивному ориентированию, II класс дистанции, 2-3 км, перепад высот 200 метров, этноаул «Гунны» в Солдат сай.

Помимо тех навыков, которые необходимы в «Alatau Trail Fest», спортивное ориентирование требует отдельной специфической подготовки. Готовясь к этим соревнованиям и участвуя в них, наши обучающиеся изучают основы топографии и ориентирования на местности, учатся работать с компасом, быстро «читать» карту, «сличать» с её реальной местностью, вычислять в уме масштаб карты и определять расстояния. Освоение этих умений входит в программу туристской подготовки. Также осуществляется самоконтроль за дыханием и частотой ЧСС, при приближении к предельным нормам, замедляется темп или можно вовсе остановиться для сличения местности с картой или отметки найденного КП.

6

«Памяти друзей» соревнования по технике горного туризма, дистанции с прохождением препятствий на естественном скальном рельефе с элементами спасательных работ,  «Скалы лесничества» в ущелье Малой Алматинки.

Для участия в соревнованиях, проводимых Федерацией спортивного туризма                      г. Алматы, обучающиеся осваивают индивидуальную и командную технику преодоления препятствий и спасательные работы в горном туризме. Командная работа вырабатывает навыки тактического мышления - т.е. правильного, логичного применения технических приемов. Непосредственное выполнение технических приемов положительно сказывается на общем физическом развитии ребенка, а также развивает "пальчиковую память" и моторику рук.

Осенние каникулы и II-ая четверть

7

«Salomon Yak Trail» – горный забег по грунтовым дорогам и тропам (скайраннинг) от Медео до Горельника,

протяженность +3 км,

набор высоты +260 м

Данное мероприятие проходит в Малом Алматинском ущелье. Прохождение дистанции по грунтовым дорогам и тропам укрепляет различные мышечные группы, способствует развитию выносливости, статической силы, координации, ловкости, которые необходимы в условиях набора высоты, смены рельефа на трассе и преодоления труднопроходимых участков. повышает силу воли, поскольку нагрузка высокой интенсивности наступает быстрее и раньше, терпеть приходится дольше – и психика адаптируется к этому. Интенсивность беговой нагрузки определялась индивидуально для каждого обучающегося поддержанием максимальной и оптимальной частоты сердечных сокращений.

8

«City Run» – осенний сезонный забег в рамках подготовки к «Алматы марафон», дистанция 3 км. г. Алматы.

 

Пробежка по улицам города или в парковой зоне с асфальтовым покрытием, умеренным и ровным темпом, не превышая предельной нормы ЧСС 140 ударов в минуту, но с незначительным уменьшением времени на восстановление пульса. Способствует повышению выносливости, развитию воли, умения преодолевать утомление.

9

«SCALA» соревнования по спортивному скалолазанию на искусственном рельефе среди воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов.

Занятия и соревнования по скалолазанию развивают гибкость, силу и выносливость определенных мышц, чувство уверенности, исчезает страх высоты.

 

Зимние каникулы и III-ая четверть

10

«Алматинский новогодний марафон» –дистанция 3 км.

Роща Баума, г. Алматы.

Пробежка в парковой зоне с асфальтовым покрытием и местами утрамбованным снегом, умеренным и ровным темпом. Предельная норма ЧСС остаётся в прежнем значении. Данное событие отличается очень праздничной атмосферой и позитивной энергетикой.

11

«Alpine Race» ежегодные соревнования по скайраннингу, ски-турингу и снегоступингу.

Горный курорт "Шымбулак".

Движение активным способом по заснеженному горному рельефу в зимний период и в условиях высокогорья способствует закаливанию и адаптации организма учащихся к низким температурам и разреженному, из-за низкого парциального давления, воздуху. В последующем, заметно сокращает время акклиматизации к высотам.

12

 «Winter Run» – зимний сезонный забег в рамках подготовки к «Алматы марафон», дистанция 3 км. г. Алматы.

 

Пробежка в парковой зоне с асфальтовым покрытием и местами утрамбованным снегом, умеренным и ровным темпом. Предельную норму ЧСС повышаем до 150 ударов в минуту и незначительно уменьшаем время на восстановление пульса. Способствует повышению выносливости, развитию воли, умения преодолевать утомление.

13

«Arba Ski-Fest» – ежегодный лыжный фестиваль, наши учащиеся проходят дистанцию 5 км. Лыжно-биатлонный стадион «Алатау» (ущелье Солдат Сай).

Участию в данном событии предшествуют занятия по освоению и совершенствованию навыков ходьбы на лыжах классическим, коньковым ходами, техники спуска и подъёма по склону, поворотов, торможения и правильного падения, решаются задачи развития координации, движений рук, туловища и ног, равновесия во время передвижения на лыжах различными способами, технике прохождения неровных участков, подъемов различными ходами с разной скоростью. Большое значение придается разучиванию правильного положения тела при движении на лыжах в условиях туристского похода.

14

 «Весенний забег» – сезонный забег в рамках подготовки к «Алматы марафон», дистанция 6 км. Центральный парк культуры и отдыха, г. Алматы.

 

Во время забега в парковой зоне с асфальтовым покрытием, осуществляется самоконтроль, допускается на незначительное время учащение пульса до 155 ударов в минуту. Ставится задача улучшения собственного результата. Такой вид активности способствует повышению выносливости, развитию воли и умения преодолевать утомление.

Весенние каникулы и IV-ая четверть

15

Nauryz Run на Кок Төбе – весенний оздоровительный забег стартует у подножья горы «Кок Төбе» и финиширует у фонтана желаний «Алма», короткая дистанция с набором высоты 131 метр.

Поскольку дистанция с резким набором высоты, мы ставим задачу не превышать учащение пульса более чем на 150 ударов в минуту и прохождение трассы умеренным темпом в контрольное время.

 

16

«Юный спасатель» проводится туристско-краеведческим отделением ГККП «Дворец Школьников» Управления Образования г. Алматы совместно с Департаментом по ЧС г. Алматы.

Соревнования по технике пешего туризма и проверке знаний основ спасательного дела, умений и навыков к действиям в различных экстремальных ситуациях, психологической подготовки и оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

 

17

Алматинский горный полумарафон открытая соревновательная тренировка в рамках подготовки к «Tengri Ultra» и «Алматы Марафон» в предгорьях Заилийского Алатау. Дистанции: 5 км, перепад высоты 130+ метров.

Тренировочная пробежка по гористой местности, умеренным и ровным темпом, осуществляется самоконтроль, допускается на незначительное время учащение пульса до 160 ударов в минуту, но с незначительным уменьшением времени на восстановление пульса. Ставится задача улучшения собственного результата, повышение выносливости, умения преодолевать утомление.

18

АМБ (Алматинский марш-бросок) – приключенческое соревнование, синтез спортивного ориентирования и туристского похода. Протяженность около 35 км. Продолжительность 2 дня.

Долина реки Темирлик.

Суть мероприятия заключается в автономном прохождении маршрута с поиском контрольных пунктов (КП) и отметкой найденных КП в контрольной карте. В целом, мероприятие имеет все признаки туристского похода, несколько сконцентрированного по времени. В период подготовки активно изучаются вопросы по организации и проведению двухдневного кросс-похода: личное и групповое снаряжение, питание, движение и преодоление препятствий, привалы и ночлеги, основы топографии и приемы ориентирования, использование GPS-навигаторов и электронных карт. Прохождение трассы в условиях реального 2-х дневного похода способствует практическому закреплению полученных знаний и умений.

19

«Алматы марафон»ежегодное и самое масштабное спортивное мероприятие в Центральной Азии. Часть средств со стартовых взносов, направляются на создание спортивной инфраструктуры для детей с особыми потребностями.

Подготовка и участие в этом ярком, эмоционально насыщенном и самом массовом спортивном событии года, оказывает сильнейший мотивирующий настрой на наших обучающихся. Способствует активизации положительных психологических реакции, самокорекции, стремлению к самоусовершенствованию.

20

«Иле-Балхашская регата» – водный поход по реке Или.

Протяженность 50+ км. Продолжительность 3 дня.

Участию в данном походе предшествует серьёзная работа по изучению основ безопасности, тактики и техники водного туризма, закреплению навыков бивачных работ, разведение костров и очагов, уход и ремонт за предметами общего пользования и личным имуществом, предупреждение травм и профилактика заболеваний в походе.

21

«Tengri Ultra» марафон великой степи, главный ультрамарафон Казахстана, признан крупнейшим в Центральной Азии любительским трейл-забегом на пересеченной местности.

Марафон на пересеченной местности вдоль реки Или, умеренным и ровным темпом, осуществляется самоконтроль, допускается учащение пульса до 160 ударов в минуту и уменьшением времени на восстановление пульса. Ставится задача улучшения собственного результата, повышение выносливости, умения преодолевать утомление, адаптация психики к пролонгированной физической деятельности. Масштабность и праздничная атмосфера главного ультра марафона страны, также влияет на повышение мотивации к занятиям по туристско-спортивной подготовке.

 


Таким образом, разработанная нами комплексная программа тренировок, включающее регулярное участие в туристских и спортивных мероприятиях в течение учебного года, способствует социальной адаптации, формирует гражданскую активность, решает задачи сохранения интереса к занятиям и повышения мотивации. Контролируемый и планомерно усложняемый комплекс упражнений и наращивание физических нагрузок в течение учебного года, обеспечивает динамику функционального состояния организма и переход обучающихся из подготовительной медицинской группы в основную группу, повышение физической подготовленности до уровня возможности участия в спортивном туристском походе первой категории сложности. Улучшение результатов физической подготовленности и участие в спортивном туристском походе, создает «ситуацию успеха», повышает самооценку обучающихся с особыми образовательными потребностями, мотивирует их на дальнейшее совершенствование туристского мастерства, формирует лидерские качества и положительное отношение к современным технологиям оздоровления.

Библиографические сведения

1.     Стратегические подходы к развитию дополнительного образования детей в Республике Казахстан// Астана, 2015г.

2.     Воронцова Е.Н., Корельская И.Е. Методы оценки функциональной и физической подготовленности спортсменов // Старт. – 2017. – № 1;

3.     Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.// Теория и методики физического воспитания: Учеб. // М.: Просвещение, 1990.287 с:

4.     Махов В. И. Методика развития специальной выносливости туристов-многоборцев на этапе углубленной специализации. // Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к.п.н. // НИУ «БелГУ», Белгород, 2011г.

5.     Экстремальная атлетика. Календарь событий. https://athletex.kz/competitions/

6.     Федерация спортивного туризма г. Алматы. https://www.almatyfst.kz/chempionat/

7.     Алматы марафон. https://www.almaty-marathon.kz/ru/info/

8.     Федерация спортивного ориентирования г. Алматы. https://orgeo.ru/event/10548/


 

9.     Скачано с www.znanio.ru

Еркебеков А .К. – педагог дополнительного образования

Еркебеков А .К. – педагог дополнительного образования

При разработке адаптивных образовательных программ коррекционно-развивающей направлености для обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями), для их успешной социализации, следует руководствоваться положениями, подходами…

При разработке адаптивных образовательных программ коррекционно-развивающей направлености для обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями), для их успешной социализации, следует руководствоваться положениями, подходами…

Одним из эффективных методов поддержания интереса к тренировкам является регулярные участия в массовых спортивных, туристских или туристско-спортивных мероприятиях

Одним из эффективных методов поддержания интереса к тренировкам является регулярные участия в массовых спортивных, туристских или туристско-спортивных мероприятиях

Экспериментальная группа состояла из представителей подготовительной медицинской группы, не имели серьёзных хронических соматических заболеваний и занималась по разработанной нами методике: по два занятия в неделю…

Экспериментальная группа состояла из представителей подготовительной медицинской группы, не имели серьёзных хронических соматических заболеваний и занималась по разработанной нами методике: по два занятия в неделю…

Широко использовались с учётом сезона различные средства общей физической подготовки: упражнения циклического и естественно-прикладного характера (ходьба, бег в медленном темпе, прыжки, кроссы различной интенсивности, передвижение…

Широко использовались с учётом сезона различные средства общей физической подготовки: упражнения циклического и естественно-прикладного характера (ходьба, бег в медленном темпе, прыжки, кроссы различной интенсивности, передвижение…

Алматы, культивирующими здоровый и активный образ жизни

Алматы, культивирующими здоровый и активный образ жизни

Таблица 1. № Название и концепция мероприятий

Таблица 1. № Название и концепция мероприятий

КП. 6 «Памяти друзей» – соревнования по технике горного туризма, дистанции с прохождением препятствий на естественном скальном рельефе с элементами спасательных работ, «Скалы лесничества» в…

КП. 6 «Памяти друзей» – соревнования по технике горного туризма, дистанции с прохождением препятствий на естественном скальном рельефе с элементами спасательных работ, «Скалы лесничества» в…

Alpine Race» – ежегодные соревнования по скайраннингу, ски-турингу и снегоступингу

Alpine Race» – ежегодные соревнования по скайраннингу, ски-турингу и снегоступингу

Алматинский горный полумарафон – открытая соревновательная тренировка в рамках подготовки к «Tengri

Алматинский горный полумарафон – открытая соревновательная тренировка в рамках подготовки к «Tengri

Таким образом, разработанная нами комплексная программа тренировок, включающее регулярное участие в туристских и спортивных мероприятиях в течение учебного года, способствует социальной адаптации, формирует гражданскую активность,…

Таким образом, разработанная нами комплексная программа тренировок, включающее регулярное участие в туристских и спортивных мероприятиях в течение учебного года, способствует социальной адаптации, формирует гражданскую активность,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2023