Ошибки письменной речи младших школьников, в том числе учащихся с ОВЗ подготовила: Учитель-логопед МАОУ «СОШ №30г. Йошкар-Олы» Равчеева М. В .
Процесс письма обеспечиваетсясогласованной работой четыреханализаторов:
речедвигательного
речеслухового
зрительного
двигательного
Ошибки, обусловленные несформированностьюзрительного узнавания, анализа и синтеза,пространственного восприятия
замена букв, отличающихся разным положением в
пространстве: ш-т, д-в, д-б;
замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов:и-ш, ц-щ;
замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
зеркальное написание букв: с, э, ю;
пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв
Ошибки, обусловленные несформированностьюфонематических процессов и слуховоговосприятия.
Попуски гласных букв: всят- висят; комнта- комната.
Пропуски согласных букв: комата- комната; вей- всей;
Пропуски слогов и частей слова: стрки- стрелки;
Замена гласных: пище- пищу, сесен- сосен;
Замена согласных: тва-два, роча-роща.
Перестановка букв и слогов: онко- окно;
Недописывание букв и слогов: чере- через, на ветка- на ветках;
Наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, сснег- снег;
Искажение слова: мальни- маленький, чайщик- чащи;
Слитное написание слов и их произвольное деление: д ва- два, в ся – вся;
Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл землю. Белым ковром.- Снег покрыл землю белым ковром.
Нарушение смягчения согласных: болшой- большой, толко- только
Ошибки, обусловленные несформированностьюлексико-грамматической стороны речи.
Нарушения согласования слов: с еловый ветки- с еловой ветки, появилось трава - появилась трава.
Нарушения управления: с ветка - с ветки. Умчались к чащу – умчались в чащу.
Замена слов по звуковому сходству.
Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще - в роще, на бухли - набухли
Ошибки, обусловленные неспособностью детейусвоить большой объем материала, запомнить иупотребить на письме усвоенные устно правилаорфографии
безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп- зуб, дорошка-дорожка;
обозначение смягчения согласных;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных
Виды нарушений | Степень выраженности | |||
Ярко выражена | Выражена | Единичный характер ошибок | Отсутствие ошибок | |
Дисграфия артикуляторно-акустическая | ||||
Дисграфия акустическая | ||||
Дисграфия,связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза | ||||
Аграмматическая дисграфия | ||||
Оптическая дисграфия |
Список литературы:
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов.-М.: Просвещение, 1991.-224с.: ил.-ISBN 5-09-001272-5
Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках.1-2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения .- Волгоград: Учитель, 2006.-86с.
Лалаева Р. И. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во «Союз», 2001.-224с.; ил. (Библиотека логопеда)
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие-М.:»Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997-256с.-ISBN 5-691-00058-6
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.