Из опыта работы по индивидуальной образовательной программе для одаренных детей.
Оценка 4.6

Из опыта работы по индивидуальной образовательной программе для одаренных детей.

Оценка 4.6
docx
12.11.2024
Из опыта работы по индивидуальной образовательной программе для одаренных детей.
Из опыта работы по индивидуальной образовательной программе для одаренных детей..docx

Автор: Канаткалиева М.Э.

                                                                учитель математики высшей категории

 

 Из опыта работы по индивидуальной образовательной программе для одаренных детей.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

Одарённые дети:

1.       Имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

2.       Имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;

3.       Испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Содержание программы носит практический характер, соответству­ет современным достижениям педагогики и психологии. Реализация данной программы способствует удовлетворенности своей деятельностью, повышению уровня индивидуальных достижений в образовательных областях, к которым есть способности, адаптации к социуму в настоящем времени и в будущем, повышению уровня владения обще предметными и социальными компетенциями.

В данной статье представлена программа по индивидуальной траектории развития математических способностей ребенка, апробированная в течение трёх лет.

 

Пояснительная записка

 Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет.  Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 5, 6 или 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащейся потребности в рассуждениях, учиться думать.

Задачи собраны из разных источников, для решения которых должно хватить сведений, полученных в ходе изучения математики в первых пяти классах.

Курс составлен на 35 часов. Предназначен для учащихся 5-7 классов.

Курс построен таким образом, чтобы учащийся смог подключиться к усвоению отдельных разделов курса в течение учебного года.

Для подтверждения своей успешности учащаяся будет участвовать в районных, региональных, Всероссийских и Международных олимпиадах и конкурсах, вести исследовательскую, самостоятельную работу.

Цель: Организация работы с учащейся, имеющей повышенный уровень мотивации, включение в исследовательскую деятельность.

Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.

Задачи:

- формирование у учащейся устойчивого интереса к математике;

- выявление и развитие математических способностей;

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебра и геометрия;

- формирование навыков перевода различных задач на язык математики;

 

Принципы деятельности в работе

·            Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·            Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·            Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·            Принцип создания условий для совместной работы при минимальном участии учителя;

·            Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Этапы реализации

·         Разработка программы;

·        Создание банка заданий для занятий;

·        Организация зачетов;

·        Участие в олимпиадах, конкурсах.

Формы работы

·        Индивидуальный подход на уроках;

·        Занятия исследовательской деятельностью;

·        Работа по индивидуальным планам;

·        Самостоятельная работа;

·        Дистанционная работа.

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения данного курса учащийся должен обладать следующими знаниями и умениями:

Ø Основные виды логических задач.

Ø Способы решения популярных логических задач.

Ø Основные принципы математического моделирования. Основные свойства делимости чисел. Умение решать основные задачи на %.

Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора, выполнение небольших исследовательских работ. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1.     Формирование интереса к творческому процессу

2.     Умение логически рассуждать при решении задач

3.     Умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач

4.     Успешное выступление на олимпиадах

Показатели эффективности реализации программы работы

1.     Удовлетворенность своей деятельностью.

2.     Повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях, к которым есть способности.

3.     Адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем.

4.     Повышение уровня владения обще предметными и социальными компетенциями.

Формы контроля

Индивидуальное домашнее задание, консультация, мини-олимпиада

Содержание программы

Тема

Кол-во часов

Содержание

 

Математические игры                                   

4

В этот раздел включены занимательные задачки (игры - шутки). Эти задачи можно использовать и на первых занятиях для выявления логических и математических способностей учеников, и в дальнейшем в качестве развлекательных «вставок». Игры - шутки позволяют снять напряжение и усталость, дают возможность ученикам отдохнуть.

 

Числовые задачи                                          

3

Числовые задачи часто представляют собой головоломки. Полезно перед решением такой задачи не спешить, а дать возможность ученикам немного поиграть в них.

 

Задачи на проценты                                     

4

Умение решать основные задачи на %.

 

Логические задачи                                        

4

Задачи на развитие логического мышления, на умение создавать математические модели практических задач

 

Текстовые задачи                                         

4

Текстовые задачи с практическим содержанием.

 

Задачи на делимость                                   

4

При решении задач на делимость полезно знать некоторые признаки делимости. Для некоторых делителей эти признаки позволяют устанавливать делимость без выполнения самого деления. Так, например, ученикам 5 класса известны признаки делимости на 10, 5 и 2, 3, 9.

 

Задачи на принцип Дирихле                        

4

При решении многих задач используются сходные между собой приемы рассуждений, получившие название «принципа Дирихле». Задачи на принцип Дирихле воспитывают у учащихся умение устанавливать соответствие между элементами двух множеств. На решение задач по принципу Дирихле нужно посвятить несколько занятий, которые могут быть разделены занятиями на другие темы.

 

Задачи на инвариант                                    

4

Олимпиадные задачи на инварианты можно условно разбить на два вида: те, в которых требуется доказать некий инвариант, т.е. он явно определен, и те, в которых инвариант используется при решении и сразу не очевиден.  Принцип решения задач основан на поиске характеристики объекта, которая не меняется при выполнении действий, указанных в задаче (инвариант объекта). Стандартным является рассуждение: пусть на некотором шаге получился объект А. Применим к нему указанное действие и получим объект В. Что у них общего? Что изменилось?

 

Задачи с геометрическим содержанием     

4

Задачи с геометрическим содержанием выделены в отдельный параграф, но предполагается, что такие задачи могут решаться в течение всего подготовительного курса.  Эти задачи позволяют развивать пространственное мышление и комбинаторные способности, и   поэтому обращаться к ним следует по возможности систематически.

 

     Приведенная последовательность тематических занятий может быть изменена, если, например, при решении разных задач выясняется, что есть необходимость вернуться к какой-то ранее пройденной теме, либо включить в рассмотрение элементы другой, намеченной на более поздний срок.

Результатом работы по данной программе является то, что ученица в школе показывает более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления. На уроках активна, с удовольствием принимается за решение нестандартных задач, заданий на смекалку, учится отлично не только по математике, но и по другим предметам.

Является победителем и призером школьного, муниципального туров олимпиад по математике, дистанционных олимпиад Регионального, Всероссийского уровней.

Результативность работы по саморазвитию, самореализации, формированию опыта самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности показывает, что по этой программе можно работать не только с одним обучающимся, но и с группой.

Таким образом, при подготовке учеников к олимпиадам, каждый учитель, ставит перед собой цель - научить их решать задачи. Конечно, учитель может остановиться на показе способов решения определённых видов задач, после чего ученики начинают применять эти алгоритмы к другим задачам. Но, в конечном итоге, этот метод обучения может привести к тому, что ученик, встретив задачу с необычной формулировкой, сразу же " споткнётся".

    Правильным, наверное, путём обучения будет разумное сочетание самостоятельной работы с обучением общим методам и подходам. Таким как: принцип Дирихле, метод инвариантов и др. Все эти методы применимы к различным типам задач из геометрии, алгебры и арифметики. Овладев этими методами, будет гораздо проще найти верный путь к решению той или иной задачи.


 

Автор: Канаткалиева М.Э. учитель математики высшей категории

Автор: Канаткалиева М.Э. учитель математики высшей категории

Пояснительная записка Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет

Пояснительная записка Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; ·

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности; ·

Повышение уровня владения обще предметными и социальными компетенциями

Повышение уровня владения обще предметными и социальными компетенциями

Задачи с геометрическим содержанием 4

Задачи с геометрическим содержанием 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2024