Из опыта работы с детьми с аутизмом
Оценка 4.6

Из опыта работы с детьми с аутизмом

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
дефектология
Детсад
09.01.2024
Из опыта работы с детьми с аутизмом
Опыт работы педагога с детьми с аутизмом
из опыта работы.docx

Из опыта работы с детьми с аутизмом

Учитель-дефектолог: Захлебина З.А.

   Я работаю в спецклассе, где обучаются ребята с аутизмом, отягощённым F-71. Для детей класса характерна выраженная трудность в организации общения и взаимодействия, предельное, экстремальное «одиночество» ребёнка, но при этом они, практически все, гиперактивны, в силу своих психофизиологических особенностей. Для них характерно снижение способности к установлению контакта «глаза в глаза», не любят тактильных прикосновений, испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния, крайне слабой способности к установлению такого эмоционального контакта. Некоторые из ребят живут в своём собственном мире воображаемых персонажей, например, мультипликационных героев. При налаживании любого вида контактов (зрительного, тактильного, словесного) испытывают дискомфорт, и как реакция на него: крик, агрессия или самоагрессия. При этом, у ребят ещё сильно развита стереотипность поведения. Стереотипность связана с обязательным стремление сохранить привычные для него устои жизни. Ученики сопротивляются малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, испытывают страх перед ними. Имея арсенал стереотипов, ребёнок создаёт для себя целостный жизненный стереотип, в рамках которого он чувствует себя комфортно. Наблюдается поглощённость однообразными действиями, как моторными, так и речевыми. У некоторых детей наблюдается полное или частичное отсутствия речи, у некоторых ребят «своя речь», из которой их очень трудно вывести. Любая попытка взаимодействия вызывает у ребёнка испуг, отрицание. У всех детей класса наблюдаются трудности переключения с одного вида деятельности на другой, за которыми стоит инертность нервных процессов. Это проявляется во всех сферах деятельности: интеллектуальной, речевой, двигательной. Например, у одной девочки наблюдался очень тяжёлый выход из своего воображаемого мира. Она разговаривала со своими персонажами, участвовала с ними в каких-то общих действиях, играла с ними в игры. При попытке вернуть её в реальность, она бегала по классу, кричала, стучала по парте кулаками до синяков на руках, могла ударить всех, кто попадался под руку. Тогда, посоветовавшись с другими специалистами и родителями, я решила обыграть эту зависимость в форме другой игры, в противовес стереотипной, но с использованием её любимых персонажей. Например, любимая принцесса на уроке русского языка собирает изученные буквы в волшебную корзинку, чтобы потом в своём замке составить простые, любимые для девочки слова «мама», «сестра» и другие. Или на уроке математики принцесса волшебной палочкой считает светлячков. Так я старалась привязывать получение знаний по конкретному предмету и к конкретной теме урока, к миру девочки, ненавязчиво возвращая её в мир реальности. Или в бытовых ситуациях предлагала ребятам игру, что-то в виде «квеста». Например, план дороги к умывальнику, который был проложен путеводными картинками с изображением, к примеру, персонажей сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр». Детям было очень интересно найти дорогу к умывальнику вместе с героями сказки. Также прививались навыки самообслуживания и опрятности, желание стать таким же чистым, как сказочный герой в конце сказки. И так стараюсь обыгрывать, по возможности, все действия, которые вызывают у детей гиперактивность или агрессивную неадекватность. Учитывая, что ближайшее окружение ребенка – это его семья, предлагала родителям продолжить такого вида взаимодействия с ребёнком и в домашних условиях, что принесло положительные результаты.

Мы с моими ребятами прошли уже довольно длительный, совместный путь (с первого по седьмой класс), в тесном взаимодействии с родителями, школьными педагогами, врачами, психологами, логопедами, дефектологами, социальными педагогами. И положительная динамика прослеживается однозначно. Мои ребята (большая их часть) сами читают, пишут без помощи метода «рука в руке», считают (некоторые даже без помощи наглядного материала), общаются со взрослыми и очень любят своих одноклассников, переживают за них и помогают друг другу в силу своих психофизиологических возможностей.


 

Из опыта работы с детьми с аутизмом

Из опыта работы с детьми с аутизмом

К.И.Чуковского «Мойдодыр». Детям было очень интересно найти дорогу к умывальнику вместе с героями сказки

К.И.Чуковского «Мойдодыр». Детям было очень интересно найти дорогу к умывальнику вместе с героями сказки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2024