Из опыта работы школьного библиотекаря
Оценка 4.9

Из опыта работы школьного библиотекаря

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
библиотека
СCУЗ, ВУЗ
11.12.2019
Из опыта работы школьного библиотекаря
статья.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»                                                                                             г. Южно-Сухокумск, РД

 

Из опыта работы 
школьного библиотекаря

 

Стопка разноцветных книг

Составил: 

педагог-библиотекарь

МКОУ «СОШ  №4»

Мусаева Э.М.

 

2018- 2019 учебный год

«Страницы книг похожи на окно,                                                                    Открывшему его увидеть мир дано…!»                                                         .Гамзатов\

Первое слово, первый шаг, первая книга, первое знакомство с библиотекой. Внутренняя, сокровенная связь определяет эти понятия, ибо нельзя отделить физическое развитие человека от его духовного и интеллектуального становления, важнейшая роль, в котором принадлежит школьной библиотеке.                                                                  

 Велика роль книги в воспитании детей. Вопрос о детском чтении - это один из важных вопросов. Однако, далеко не каждая книга и не всякое чтение оказывает положительное влияние на развитие детей.                                                                              Наши юные читатели, которые сидят еще за школьной партой настоятельно нуждаются в умном, тактичном, образованном и доброжелательном человеке, который будет руководить их чтением, поможет осмыслить прочитанное, воспитать культурное отношение к книге. И в этом должен помочь им школьный библиотекарь. Основным источником сведений о тех книгах, которые может достать и прочитать школьник является школьная библиотека. Поэтому у нас хорошо налажена связь учительского коллектива с библиотекой. Учителя имеют полную информацию о наличии книг по той или иной теме. Реальные сведения о книгах дают возможность учителю корректировать круг чтения школьников.                                                                                                                                                        

Списки книг, предлагаемые детям должны давать возможность читателю постепенно накапливать знания о мире книг.                                                                                                                   

 Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам.             Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом использовались  разные формы работы по пропаганде книги. 

С этой целью в школьной библиотеке проведены следующие мероприятия:

1.     Выставка книг ко Дню единства народов Дагестана /11.09.2018г./

2.     Ознакомительная экскурсия – 1 «А» класс /13.09.2018г./

3.     Оформление стендов: «Я – книга! Я – товарищ твой!», «Терроризм и экстремизм – угроза миру», «Здоровому образу жизни – ПРИВЕТ, вредным привычкам скажем «НЕТ». /Сентябрь/

4.     Книжная выставка: «Школа без наркотиков»  /09-12.10.2018г./

5.     Экскурсии в шк. библиотеку 1 классы и Д/С №2 /09, 11.10.2018г./

6.     Рейд по проверке состояния школьных учебников. /19.10.2018/

7.     Конкурс рисунков на тему: «В стране сказочных чудес» 2-4 кл. /18.10.2018/

8.     Книжная выставка: «Сказка твой друг» /25.10.2018/

9.     Викторина на тему: «В стране сказочных чудес» /26.10.2018/

10. Книжная выставка: «Школьникам о праве» /05-09.11.2018г./

11. Книжная выставка: «Толерантность путь к успеху» /15-16.11.2018г./

12. Книжная выставка к неделе «Живой классики»: «Рекомендуем вам прочесть на конкурсе» /19-25.11.2018г./

13. Мероприятие: Всероссийская неделя «Живой классики» 5-11 классы /23.11.2018г./

14. Обзор литературы: «Дружба литератур – дружба народов» 7 «Б» класс /15.01.2019г./

15.  Обзор литературы: «Дагестан – край мой родной» /06-08.02.2019г./

16.  Книжная выставка:  «Вечно живая классика»  /20.02.2019г., 15.03.2019г./

17. Принимали участие, в городской библиотеке посвященное к 8 марта  /06.03.2019г./

18.  Книжно-иллюстративная  выставка:  «Все о вселенной»  /10-12.04.2019г./

19.  Конкурс чтецов ко дню птиц: «Встречаем весну» /18.04.2019г./

20. Литературный час ко дню Победы в городской библиотеке /07.05.2019г./

21. Книжная выставка:  «И память о войне нам книга оживляет» /07.05.2019г./

22. Круглый стол ко Дню библиотекаря (город. библиотеке)  /25.05.2019г./

23. Книжно-иллюстративная  выставка:  «Дагестанцы – Герои России»  /23.05.2019г./

24. Библиотечный час на тему: «Дагестанцы – Герои России» - 7 «Б» класс /23.05.2019г./

25. Громкие чтения «220 лет со дня рождения А.С.Пушкина» - 2 - 5 кл. /28.05.19г./

В библиотеке имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой: «История нашего края», выставка одной книги: «Это новинка!», «Твое здоровье в твоих руках», «Терроризм – зло».

Важное направление в деятельности библиотеки – обучение читателей навыкам информационного поиска: по плану проводились уроки библиотечно-библиографических знаний: «Приглашаем в школьную библиотеку», «Библиотека город твоих друзей», «Журналы для детей», «Строение книги. Как рождается книга», «Твои первые энциклопедии, словари, справочники», «О книге и библиотеке. Структура книги», «Алфавитный и систематический каталог».

В библиотеке проводятся читательские конференции, библиографические обзоры, громкие чтения, беседы, часы поэзии, викторины, литературные праздники, обсуждение книг.

Массовые мероприятия проводятся соответственно плану работы библиотеки. План работы библиотеки составляется с учётом пожеланий и предложений классных руководителей. В течение года в него вносились корректировки.  

Для расширения своего информационного потенциала библиотека школы тесно сотрудничает с центральной библиотекой города.

Уделяя, большое внимание патриотическому воспитанию библиотеке, работает в тесном содружестве со школьным музеем. Совместно с музеем были проведены мероприятия: «Во славу Отечества» \День народного единства\, «Афганистан - ты боль души…»

Большое внимание уделяется экологическому воспитанию учащихся. Оформляется выставки, викторины, проводятся мероприятия, имеется много разработок  по экологическому воспитанию школьников.                                                                               

Проводится постоянная работа по эстетическому оформлению библиотеки, в библиотеке всегда чисто, уютно, есть возможность посидеть и «побеседовать»  со своей любимой книгой, героем.                                                                                                              

    В своей работе с малышами (1-2 кл.) библиотекарю нельзя забывать о пользе громких читок. Громкие чтения помогают осознанному восприятию текста, открывают читателю глубину и богатство книг. Для этого должно выбираться такое произведение, которое вызывает у детей сильные эмоциональные переживания, стремление размышлять о прочитанном. Читатели младшего возраста легче идут на общение, они чаще следуют нашим советам при выборе книг, их внимание проще привлечь иллюстративным материалом. Обратную связь с таким читателем библиотекарь имеет всегда.                                                                                                                                                                И интеллектуальная  и культурная среда должна создаваться в стенах библиотеки. Этой цели служат интеллектуально - творческие игры для детей разных   возрастных групп.                                                                                                                                                            

Учащиеся 5-11 классов приняли активное участие во всероссийском конкурсе «Живая классика». Трое победителей были участниками республиканского конкурса «Живая классика», которые награждены грамотами.           

Большое внимание в работе библиотеки уделяется проведению тематических бесед и обзоров, литературных чтений:                                                                                                            

·        Р. Гамзатов - больше чем поэт

·        «Под голубыми небесами…»  (Пушкинские дни России»                                                                                         

·        «Петр  I – великий царь и реформатор»

·        «Неделя живой классики»

·   «Что такое толерантность»                                                                                                                      «С чего начинается зависимость?»                                                                                                            «Мы против террора»      

Викторины и подготовка к ним активизируют чтения ребят, стимулирует их  обращение к художественной, справочной литературе, углубляет восприятие. Читательскую конференцию по книге В.Катаева «Сын полка» провели библиотекарь и учительница русского языка и литературы Гасанова М.А. конференция посвящена 75- летию Победы. Перед началом обсуждения произведения ребятам была дана краткая информация о писателе, о создании книги.                                                                   

Учащимся повесть понравилась, особенно главный герой - Ваня Солнцев.                                    

На заключительный вопрос «Что привлекло вас в главном герое?» ребята отвечали: «В мальчике есть много качеств, которые я возьму для себя-мужество, стойкость, храбрость, доброта. В заключении конференции ребята узнали, что были живыми ????? главного героя повести В. Катаева.                                                                                            После обсуждения повести учащиеся взяли книги на военную тему, предложенные библиотекарем после обзора.       

Заботясь популяризации среди школьников национальной литературы, библиотека совместно с учителями родного языка организует читательские конференции по книгам дагестанских писателей.                                                                                              Проводится в библиотеке также индивидуальная работа с читателями:  беседы на выдаче книг, советы по подбору литературы и использованию ее для рефератов, докладов, консультации по работе с текстом, с книгой.       

Оказывается помощь в подготовке и проведении общешкольных и классных мероприятий. Информационное обслуживание педагогического коллектива заключается в рекомендательных беседах о новых поступлениях, в обозрении новинок, информации о пользовании учащихся библиотекой, совместная работа по составлению заказа на учебно-методическую литературу.                                                  

 Следует отметить, что работа школьной библиотеки всегда опирается на план школьных мероприятий и ведется в сотрудничестве с классными руководителями.     

Совместно проведена «Неделя дагестанской книги», во время которой проводились вечера, конкурсы, обзоры.                                                                                

Литература на родном языке пользовалась огромным спросом. Работа по изучению истории и культуры родного края в библиотеке ведется постоянно. Это – вечера, посвященные юбилярам дагестанских писателей, деятелям культуры и искусства. Участие в литературном вечере формирует у ребят обостренное чувство коллектива, своей общности. Совместно с учителями русского языка и литературы библиотека проводит анализ чтения, отечественной и зарубежной классики.                         

Результаты руководства чтением, каким бы оно не было, нельзя определить сразу. Интересы читателя, осознанные мотивы чтения, глубина восприятия книги формируются постепенно. Руководство чтением детей и подростков требует от библиотекаря творчества и мастерства, знания литературы и читателя.

        И работники образования, и библиотекари осознают, что сегодня важен не только учебный процесс.                                                                                                                                         Все усилия по реформированию системы образования и самые смелые инициативы в этой области не принесут плодов, если интеллектуальная и культурная среда не будет создаваться в стенах школы и, конечно, в библиотеке.  В 21 веке очень трудно отвлечь детей от всепоглащающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг. Библиотекари, учителя понимаю трудность привлечения современных детей к чтению и бьют тревогу. Поэтому в нашей работе очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребенку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником. Ведь лишь от нас зависит, каким будет наше будущее поколение.

 

 

 

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря

Из опыта работы школьного библиотекаря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2019