Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Луговской Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры.
Выступление на методическом объединении математики, физики, информатики.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Мухаметьяновой Галины Андрияновны
Если рассматривать элементы содержания, вызывающие у учащихся наибольшие затруднения, то они относятся к темам, введённым в основную школу при переходе на новую модель физического образования. К ним относятся, например, вопросы электростатики, электромагнитной индукции, оптики. Реальная практика предмета несколько отстаёт от требований стандарта образования, есть две причины 1. Недостаточно эффективная система повышения квалификации учителей физики (считаю, что очно-заочная ППК более эффективная) и недостаточное методическое сопровождение новых учебников для основной школы.
При преподавании своего предмета я в равной степени уделяю внимание, как теоретической , так и практической составляющей курса физики.
При этом я решаю задачу формирования необходимых для обучения в профильных классах экспериментальных умений, но и существенно поднимаю интерес учащихся к изучению физики.
На данном этапе формирования у учащихся физических знаий я заметила, что гораздо хуже ребята стали выполнять задания в которых требуется извлечь информацию из таблиц, графиков и схем, а также сопоставить информацию из разных частей текста.
Поэтому на данный момент я ставлю задачу и обращаю особое внимание на формирование умений по работе с текстами физического содержания, усиливаю работу с учебником, включая в различные этапы урока и домашнюю работу учащихся, разнообразные задания на понимание текстовой информации, на её преобразование с учётом цели дальнейшего использования (создание плана, конспекта, тезисов, схем, таблиц, рецензий…). Кроме того, включаю в процесс обучения дополнительную информацию.
Сложными для ребят оказались и экспериментальные задания, потому что сейчас от них требуется не овладение частными практическими умениями (например, пользование рычажными весами, …), а освоение обобщёнными представлениями о проведении целостного наблюдения, опыта или измерения (от постановки цели до формулировки выводов).
УРОКИ ФИЗИКИ: КАКИЕ ОНИ СЕГОДНЯ
В основном уроки относятся к развивающим: строятся на деятельностной основе ( где учащиеся сами «ДОБЫВАЮТ ЗНАНИЯ» и систематизируют их, приходя к новому под моим руководством) и ориентированы в равной степени и на усвоение знаний, и на развитие личности школьников.
Перечислю формы уроков изучения нового материала:
· урок, в основу которого положена фронтальная работа учащихся с разными источниками информации: тексты, рисунки, схемы, таблицы, картинки из ИНТЕРНЕТА;
· урок – коллективная работа по созданию банка данных о рассматриваемом явлении (вопросе)
схема построения этого урока:
1. заполнение таблицы «Что мы знаем о», «Чего не знаем о»,
2. самостоятельная работа учащихся с разными, данными им источниками информации, подготовка ответа на выбранный вопрос,
3. заслушивание сообщений учащихся,
4. составление таблицы «Что знали о» «Что узнали нового о»
* уроки наблюдений и экспериментов, осуществлённых по методу «ШАГИ ПОЗНАНИЯ»
* урок сотрудничества и экспериментов учащихся (идея один сложный опыт делят на несколько простых и каждый в разных вариантах предлагаю отдельным группам учащихся; полученные результаты и выводы группы докладывают классу, на их основе формулируем общий вывод
* урок решения цепочки познавательных задач
(схема урока вопрос учителя ----ответ ученика или гипотеза-----проверочный опыт-----вывод )
· урок – ролевая игра «Отчёт лаборатории Института физических проблем» (отчёты готовят разные лаборатории: теоретическая физика, математическая физика, экспериментальная, прикладная, история науки. Основой служит розданные группам источники информации и оборудование для опытов.
· ИНТЕРНЕТ- урок проходит в компьютерном классе (предлагаются темы учащимся и интернет адреса) Учащиеся готовят информацию и сообщения.
· Уроки на информационно деятельной основе (главная задача обеспечить усвоение учебного материала учащимися в процессе активной информационно – мыслительной деятельности с разными источниками информации. Задействовать как можно больше операций мышления учащихся) Первый этап МОТИВАЦИЯ
· Уроки систематизации знаний (актуализация опорных знаний и постановка проблем, исследования учащихся в малых группах, осмысление и связывание фактов, построение системы знаний, рефлексия)
· Урок повторения на основе слайд – презентации
· Урок конкретизации знаний путём решения задач (практические, расчётные…)
· Поверяем теорию на практике урок повторения и закрепления ЗУН «Царство света»
· Интегрированные уроки с ОБЖ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ В ДОМАШНЕЙ ЛАБОРАТОРИИ
Работа учеников с обобщёнными планами
Создание проблемных ситуаций
Обсуждение проблем в «Дружеском кругу»
Найди новое (после объяснения надо найти в учебнике то, о чём учитель не сообщил)
Соревнование
Ситуация интереса
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.