Из опыта работы учителя истории и обществознания. (слайд)
Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а
факел, который нужно зажечь
Плутарх
Высказывание этого мыслителя древности стало моим педагогическим кредо. Придя работать в школу, я поняла, что система современного российского образования находится на стадии совершенствования. А это влечёт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения. Теперь обучать как раньше нельзя. Потому что мир стал другим. Общество стало другим.
Поэтому возникает необходимость в поиске эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Поэтому сегодня конечно важно дать ученикам как можно больший багаж фактических знаний по истории и обществознанию, но и не менее важно обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В формировании данных навыков в процессе школьного образования важную роль играет технология проблемного обучения. Она позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками. Учёные давно доказали, что знания, добытые самостоятельно усваиваются и запоминаются намного легче. Нельзя забыть то, до чего дошёл сам.
На уроке с использованием технологии проблемного обучения мною создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. (слайд) Мои ученики не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации, задачи или задания испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Моя роль, как учителя, в данный момент это направляющий обучающихся в правильное русло. (слайд )
При изучении таких тем, как "Владимир Святославич. Крещение Руси", "Раздробленность Древнерусского государства", "Опричнина", "Дворцовые перевороты", "Глобальные проблемы человечества" со стороны учащихся ведутся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении их к учению. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Постоянная постановка перед учениками проблемных ситуаций приводит к тому, что они не "пасуют” перед проблемами, а стремятся их решить. В преодолении посильных трудностей у обучающихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Проблемное обучение проводиться мною посредством решения проблемных задач (заданий). Важнейшим признаком таких задач считаю: наличие противоречия в содержании. Среди проблемных задач я условно выделяю несколько типов: (слайд)
1. Решение задач на анализ теоретических положений даёт возможность ребятам совершенствовать свои умения в области анализа, аргументирования и доказательства своей точки зрения. (слайд)
2. Решение задач на противоположные высказывания одного человека способствует формированию собственного мнения о личности, событии (слайд)
3. Решение задач на оценку конкретной личности приводит ребят в большинстве случаев к самостоятельному написанию докладов, сообщений, рефератов.
4. Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы: «Демографические взрывы и катастрофы», «Сила права или право силы?» и т. д. (слайд)
Так же на своих уроках стараюсь пробудить интерес учеников, к теме задавая им проблемные вопросы. Например: Почему благодаря реформам Солона зародилась демократия в Афинах? Как же Владимир смог решить все эти задачи по укреплению государства? Почему первобытные люди не могли жить в одиночку? И другие, которые Вы можете увидеть на (слайде). из методического пособия с дидактическими материалами «300 задач по истории России с древнейших времён да наших дней» А.Т. Степанищев.
Особенно привлекают ребят проблемные занятия и задания по обществознанию. Наши дети любят поспорить и разобраться в различных правовых проблемах или задачах. (слайд) Например, проблемные уроки на тему: «Современная семья – кризис или поиски счастья?», «Интернет: его плюсы и минусы». Например, на занятии «Почему с развитием общества возрастает потребность в правах и свободах отдельного человека?» может быть использовано следующее задание: «Какое значение имеет соблюдение прав и свобод человека в современном обществе? А если они не будут соблюдаться, какими будут общество, мир?»
В книге «Домострой», которая окончательно оформилась в XVI в., содержится множество интересных для наших современников сведений. Вот один эпизод. «Как жене носить разную одежду и сберегать ее»: «А платья и рубашки и платки на себе носить бережно каждый день, не испачкать, не измазать; не залить, на мокрое не сесть и не класть; все то, что, с себя снимая, складывать бережно и хранить это строго, и слуг учить этому». Определите, отражает ли данный эпизод ограничение прав женщины. Аргументируйте свой ответ.
(Ответ. Данный источник декларирует сложившиеся обычаи, которые регламентировали всю жизнь человека в разных ситуациях. Это одна из норм, ограничивающих правовое поле. Места для индивидуальности, личности и ее прав в таком обществе не было.)
Миронов одолжил Пронину 1 тыс. рублей сроком на три месяца. Деньги Миронов передавал в присутствии Павлова, Николаева и Терехина – коллег по работе. Через три месяца Пронин деньги не вернул и заявил, что вообще не помнит о долге. Миронов огорчился, что у него нет на руках расписки от своего должника в получении денег. «Да что тут думать, - убеждает Миронова Павлов. – Обращайся в суд, мы все пойдем и расскажем, как было дело. Мы ведь втроем все видели». Как следует поступить в данной ситуации Миронову?
(Ответ. Павлов дал верный совет Миронову. Обязательство о возврате долга до 10 тыс. рублей не требуется оформлять в нотариате. В суде достаточно свидетельских показаний.)
При этом, подобные темы мы не просто обсуждаем, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, в том числе постановлений правительства, других нормативно-правовых актов, работа со статистическими данными. У обучающихся в ходе таких проблемных уроков формируются как предметные, так и ключевые компетентности, в частности компетенции ценностно-смысловой ориентации: ценности бытия, жизни, ответственности за выбор образа жизни, самостоятельных решений; компетенции гражданственности, личностные компетенции.
В результате идет формирование одной из важнейших компетенций учебно-познавательной деятельности – научно-исследовательской. (слайд с Машей)
Корреспонденты школьной газеты, проводившие опрос о любимых предметах и формах работы на уроках, выяснили предпочтения ребят: это уроки-диспуты, уроки-поиск решения проблем. (слайд с отзывы)
Всё это отразилось в положительной динамике учебных достижений, что можно увидеть на данных диаграммах за последние два года, и следовательно, повышение у обучающихся мотивации к изучению предмета «История» . (слайд-диаграммы)
Выводы
Таким образом, на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. И, повторюсь, что постоянная постановка перед учащимися проблемных ситуаций приводит к тому, что они не «пасуют» перед проблемами, а стремятся их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов и будет успешен.
Спасибо за внимание, я готова ответить на возникшие у вас вопросы…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.