Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.
Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е годы. В 60-е годы появлялись работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т.п.).
Из истории становления социально-
педагогической деятельности в нашей
стране
Социальнопедагогическая работа в нашей стране
имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была
богата примерами благотворительности, попечительства,
призрения страждущих. Эти заботы брали на себя
государственные, общественные организации, частные
лица.
Социальнопедагогическое
движение
активно
развивалось в 2030е годы. В 60е годы появлялись
работники, специально ориентированные на воспитательную
деятельность в социуме (организатор внеклассной и
внешкольной воспитательной работы, работники
внешкольных учреждений, педагогиорганизаторы и т.п.).
На рубеже 7080х годов общественные потребности,
достижения практиков подняли задачи социальной работы
на качественно новый уровень. Получили распространение
социальнопедагогические комплексы (Свердловская
область, Татарстан, Москва, СанктПетербург и др.). Во
внешкольных учреждениях, клубах по интересам,
разновозрастных
отрядах утверждалась идея
целенаправленной социальнопедагогической работы с
детьми (Московская, Костромская, Пензенская,
Челябинская, Тамбовская, Рязанская, Омская области и
др.). А в педагогической науке многие исследователи
обратились к проблемам социальной педагогики, пытались
осмыслить ее лучший опыт.Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым
организационным, кадровым, материальнофинансовым,
научнопедагогическим обеспечением, а чаще и вовсе
отсутствием такового. Назрела необходимость учредить
институт социальных педагоговспециалистов по
воспитательной и социальной работе с детьми и их
родителями, взрослым населением в семейнобытовой
среде, с подростковыми, молодежными группами и
объединениями. В 1990 г. должность социального педагога
была внесена в список должностей рабочих и служащих.
Получила таким образом признание новая профессия. Вслед
за тем принято решение “Об организации социальной
службы помощи детям и молодежи”.
В 19891991 гг. проводился широкомасштабный
эксперимент “Школамикрорайон”. В нем участвовали более
100
региональных
научнопрактических
групп
непосредственно на местах, на экспериментальных
площадках, представляющих собой разнотипные городские и
сельские микрорайоны. Были апробированы модели
социальнопедагогической деятельности, содержание,
формы и методы работы социального педагога, обоснованы
профессиональные требования к нему. Этому вопросу много
своих работ посвятили Гуров В.Н. “Опыт организации
социальнопедагогической работы”, Гурьянова М.Н. “Новая
профессия в социальной сфере”, Вульфов Б.З. “Социальный
педагог в системе общественного воспитания”; Березкина
В., Бруднев А., Ермоленко Г. посвятили ряд статей
социальнопедагогической работе в школе.В настоящее время в высших и средних специальных
учебных заведениях введены специальности “Социальная
педагогика” и “Социальная работа”. Более 50 ВУЗов
России приступили к подготовке соответствующих
специалистов (Уральский, Чувашский, Ставропольский,
Тульский, Тамбовский институты и университеты).1
В течение 19921993 гг. на базе образовательных
учреждений созданы центры социальной педагогики и
социальной работы, которые представляют собой
комплексную мо
дель социальнопедагогической деятельности в
микрорайоне. Такие центры есть при школах (Неверовской
в Костромской области, Скатинской в Свердловской,
Владыкинской в Пензенской, Хорошевской с Московской
области, Межгойской в Республике Тува), при
учреждениях дополнительного образования (Мордовский
Центр социальной педагогики и социальной работы
Тамбовской области).
Все эти меры принесли коекакие положительные
результаты. С 1993 года под руководством Центра
социальной педагогики Российской академии образования
реализуется
комплексная
федеральнорегиональная
программа “Социальная педагогика”, в которой
задействованы 34 региона. Интересный опыт накоплен в
Олонецком центре социальной педагогики и социальной
работы (Республика Карелия) по развитию разнопрофильных
детских объединений; в Волжском центре (Республика
МарийЭл) по созданию медикопсихологопедагогической
1 Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. 1996. № 11/12. С.28семейной службы, работе с детьмиинвалидами; в
Мордовском центре Тамбовской области по реализации
социальных программ “Милосердие”, Открытое сердце”,
“Семья”, Дети Тамбовщины”, “Экология и туризм”, “Юный
социальный педагог”.
Социальная педагогическая работа позволяет вносить
такие изменения в систему воспитания детей и
подростков, которые обеспечивает оптимальные условия
для их личностного становления, социальной защиты,
социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах
ребенка.1
Образовательные учреждения обретают новую
социальную роль, способствующую формированию
перспективных культурнообразовательных моделей.
Работа школы как открытой социальнопедагогической
системы предполагает расширение ее воспитательных и
образовательных функций, заботу о гуманизации среды,
окружающей ребенка, инициативу в социально
педагогической деятельности в микрорайоне.
Благодаря сельским экспериментальным школам,
работающим как открытые социальнопедагогические
системы, дети сближаются со взрослыми, меняется к
лучшему отношение ребят к фундаментальным социальным
ценностям.
Опыт, достойный распространения, есть и в городах.
Школа № 261 города Ставрополя (2 тыс. учащихся)
расположена в отдаленном от центра города районе. Там
нет культурнопросветительных учреждений, а это
1 Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), Учебник. М.:
Российское пед.агентство. 1996. № 5. С.356добавляет остроты в проблему детей и молодежи. В школе
создана психологопедагогическая служба, в нее вошли
социальные педагоги, психологи, педагогиорганизаторы и
др. Школа превратилась в открытую социально
педагогическую систему, позволившую осуществить
трехуровневый подход к образованию учащихся с учетом их
интересов, пожеланий, возможностей.
В средней школе № 59 города Ярославля 20
социальных педагогов. За 2 года позитивно изменилось
отношение ребят в школе, взрослым, друг к другу. Здесь
нет серьезных правонарушений, в школе установилась
атмосфера доброжелательности и творчества, в чем, по
мнению коллектива, большая заслуга социальных
педагогов.1
Однако в социальнопедагогической работе с детьми,
их семьями немало противоречий, нерешенных проблем. У
многих социальных педагогов нет достаточной подготовки.
Введение новой должности в штатное расписание
образовательных учреждений сдерживается нехваткой
ассигнований
по фонду заработной платы. Там, где должность введена,
для нее используются ставки классных руководителей,
воспитателей групп продленного дня, средства,
выделяемые на опытноэкспериментальную работы,
получаемые от спонсоров. Не перспективность такого
метода выхода из положения очевидна. Количество ставок
социальных педагогов определяется не потребностями и
задачами образовательного учреждения, а их
1 Гуров В.Н. Опыт организации социальнопедагогической работы//Педагогика. 1993. № 4. – стр.55возможностями. Представление о заказе на кадры
социальных педагогов приблизительно не опирается на
четкие статистические данные. Потребности в практике и
в подготовке специалистов не изучены. Слабо поощряются
передовой опыт, старания энтузиастов, плохо
пропагандируются их достижения. От практики отстает
наука, и возникает опасность, что этот разрыв будет
увеличиваться. Поэтому необходима поддержка социально
педагогических исследований. Остро стоит вопрос
подготовки высококвалифицированных специалистов,
готовящих кадры социальных педагогов. Такая должность
сегодня очень нужна школе.
Например, в СанктПетербурге много спецшкол с
различной направленностью. Сотрудники таких учебно
воспитательных учреждений, к сожалению, плохо
подготовлены. Нужны настоящие специалисты, в том числе
и социальные педагоги, которые будут формировать
микросреду, решать конкретные поведенческие проблемы
ребенка.1
Чтобы организовать социальнопедагогическую службу
в школе, надо подготовить 600700 социальных педагогов.
О работе петербургских социальных педагогов в
спецшколах написал статью “Когда крепости пали” Лебедев
О. В этой статье освещаются проблемы воспитания и
социальной
поддержки учащихся спецшкол г.СанктПетербурга. Более
освещены вопросы, касающиеся работы школьных социальных
1 Лебедев О. Когда крепости пали//Народное образование. 1994. № 5. –стр.30педагогов с детьми девиантного поведения и малолетними
правонарушителями.