Из истории становления социально- педагогической деятельности в нашей стране

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица. Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е годы. В 60-е годы появлялись работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т.п.).
Иконка файла материала Из истории становления социально.doc
Из истории становления социально- педагогической деятельности в нашей стране Социально­педагогическая   работа   в   нашей   стране имеет   глубокие   исторические   корни.   Русь   всегда   была богата   примерами   благотворительности,   попечительства, призрения   страждущих.   Эти   заботы   брали   на   себя государственные,   общественные   организации,   частные лица. Социально­педагогическое   движение   активно развивалось   в   20­30­е   годы.   В   60­е   годы   появлялись работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность   в   социуме   (организатор   внеклассной   и внешкольной   воспитательной   работы,   работники внешкольных учреждений, педагоги­организаторы и т.п.). На   рубеже   70­80­х   годов   общественные   потребности, достижения   практиков   подняли   задачи   социальной   работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально­педагогические   комплексы   (Свердловская область, Татарстан, Москва, Санкт­Петербург и др.). Во внешкольных   учреждениях,   клубах   по   интересам, разновозрастных     отрядах   утверждалась   идея целенаправленной   социально­педагогической   работы   с детьми   (Московская,   Костромская,   Пензенская, Челябинская,   Тамбовская,   Рязанская,   Омская   области   и др.).   А   в   педагогической   науке   многие   исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.Однако   прогресс   в   этой   сфере   сдерживался   слабым организационным,   кадровым,   материально­финансовым, научно­педагогическим   обеспечением,     а   чаще   и   вовсе отсутствием   такового.   Назрела   необходимость   учредить институт   социальных   педагогов­специалистов   по воспитательной   и   социальной   работе   с   детьми   и   их родителями,   взрослым   населением   в   семейно­бытовой среде,   с   подростковыми,   молодежными   группами     и объединениями. В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей   рабочих и служащих. Получила таким образом признание новая профессия. Вслед за   тем   принято   решение   “Об   организации   социальной службы помощи детям и молодежи”. В   1989­1991   гг.   проводился   широкомасштабный эксперимент “Школа­микрорайон”. В нем участвовали более 100   региональных   научно­практических   групп непосредственно   на   местах,   на   экспериментальных площадках, представляющих собой разнотипные городские и сельские   микрорайоны.   Были   апробированы   модели социально­педагогической   деятельности,   содержание, формы и методы работы социального педагога, обоснованы профессиональные требования к нему. Этому вопросу много своих   работ   посвятили   Гуров   В.Н.   “Опыт   организации социально­педагогической работы”, Гурьянова М.Н. “Новая профессия в социальной сфере”, Вульфов Б.З. “Социальный педагог в системе общественного воспитания”; Березкина В.,   Бруднев   А.,   Ермоленко   Г.   посвятили   ряд   статей социально­педагогической работе в школе.В   настоящее   время   в   высших   и   средних   специальных учебных   заведениях   введены   специальности   “Социальная педагогика”   и   “Социальная   работа”.   Более   50   ВУЗов России   приступили   к   подготовке   соответствующих специалистов   (Уральский,   Чувашский,   Ставропольский, Тульский, Тамбовский институты и университеты).1 В   течение   1992­1993   гг.   на   базе   образовательных учреждений   созданы   центры   социальной   педагогики   и социальной   работы,   которые   представляют     собой комплексную  мо­ дель   социально­педагогической   деятельности   в микрорайоне. Такие центры есть при школах (Неверовской ­   в   Костромской   области,   Скатинской   ­   в   Свердловской, Владыкинской ­ в Пензенской, Хорошевской ­ с Московской области,   Межгойской   ­   в   Республике   Тува),   при учреждениях   дополнительного   образования   (Мордовский Центр   социальной   педагогики   и   социальной   работы Тамбовской области). Все   эти   меры   принесли   кое­какие   положительные результаты.   С   1993   года   под   руководством   Центра социальной   педагогики   Российской   академии   образования реализуется   комплексная   федерально­региональная программа   “Социальная   педагогика”,   в   которой задействованы   34   региона.   Интересный   опыт   накоплен   в Олонецком   центре   социальной   педагогики   и   социальной работы (Республика Карелия) по развитию разнопрофильных детских   объединений;   в   Волжском   центре   (Республика Марий­Эл) ­ по созданию медико­психолого­педагогической 1 Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. ­ 1996. ­ № 11/12. ­ С.28семейной   службы,   работе   с   детьми­инвалидами;   в Мордовском   центре   Тамбовской   области   ­   по   реализации социальных   программ   “Милосердие”,   Открытое   сердце”, “Семья”,   Дети   Тамбовщины”,   “Экология   и   туризм”,   “Юный социальный педагог”. Социальная  педагогическая работа  позволяет вносить такие   изменения   в   систему   воспитания   детей   и подростков,   которые   обеспечивает   оптимальные   условия для   их   личностного   становления,   социальной   защиты, социализации   в   соответствии   с   Конвенцией   ООН   о   правах ребенка.1 Образовательные   учреждения   обретают   новую социальную   роль,   способствующую   формированию перспективных  культурно­образовательных моделей. Работа  школы как  открытой социально­педагогической системы   предполагает   расширение   ее   воспитательных   и образовательных   функций,   заботу   о   гуманизации   среды, окружающей   ребенка,   инициативу   в   социально­ педагогической деятельности в микрорайоне. Благодаря   сельским   экспериментальным   школам, работающим   как   открытые   социально­педагогические системы,   дети   сближаются   со   взрослыми,   меняется   к лучшему   отношение   ребят   к   фундаментальным   социальным ценностям. Опыт, достойный распространения, есть и в городах. Школа   №   261   города   Ставрополя   (2   тыс.   учащихся) расположена   в   отдаленном   от   центра   города   районе.   Там нет   культурно­просветительных   учреждений,   а   это 1 Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. “Детская психология”), ­ Учебник. ­ М.:  Российское пед.агентство. ­ 1996. ­ № 5. ­ С.356добавляет остроты в проблему детей и молодежи. В школе создана   психолого­педагогическая   служба,   в   нее   вошли социальные педагоги, психологи, педагоги­организаторы и др.   Школа   превратилась   в   открытую   социально­ педагогическую   систему,   позволившую   осуществить трехуровневый подход к образованию учащихся с учетом их интересов, пожеланий, возможностей. В   средней   школе   №   59   города   Ярославля   ­   20 социальных   педагогов.   За   2   года   позитивно   изменилось отношение ребят в школе, взрослым, друг к другу. Здесь нет   серьезных   правонарушений,   в   школе   установилась атмосфера   доброжелательности   и   творчества,   в   чем,   по мнению   коллектива,   большая   заслуга   социальных педагогов.1 Однако в социально­педагогической работе с детьми, их   семьями   немало   противоречий,   нерешенных   проблем.   У многих социальных педагогов нет достаточной подготовки. Введение   новой   должности   в   штатное   расписание образовательных   учреждений     сдерживается   нехваткой ассигнований  по фонду заработной платы. Там, где должность введена, для   нее   используются   ставки   классных   руководителей, воспитателей   групп   продленного   дня,   средства, выделяемые   на   опытно­экспериментальную   работы, получаемые   от   спонсоров.   Не   перспективность   такого метода выхода из положения очевидна. Количество ставок социальных   педагогов   определяется   не   потребностями   и задачами   образовательного   учреждения,   а   их 1 Гуров В.Н. Опыт организации социально­педагогической работы//Педагогика. ­ 1993. ­ № 4. – стр.55возможностями.   Представление   о   заказе   на   кадры социальных   педагогов   приблизительно   не   опирается   на четкие статистические данные. Потребности в практике и в подготовке специалистов не изучены. Слабо поощряются передовой   опыт,   старания   энтузиастов,   плохо пропагандируются   их   достижения.   От   практики   отстает наука,   и   возникает   опасность,   что   этот   разрыв   будет увеличиваться.   Поэтому   необходима   поддержка   социально­ педагогических   исследований.   Остро   стоит   вопрос подготовки   высококвалифицированных   специалистов, готовящих   кадры   социальных   педагогов.   Такая   должность сегодня очень нужна школе. Например,   в   Санкт­Петербурге   много   спецшкол   с различной   направленностью.   Сотрудники   таких   учебно­ воспитательных   учреждений,   к   сожалению,   плохо подготовлены. Нужны настоящие специалисты, в том числе и   социальные   педагоги,   которые   будут   формировать микросреду,   решать   конкретные   поведенческие   проблемы ребенка.1 Чтобы   организовать   социально­педагогическую   службу в школе, надо подготовить 600­700 социальных педагогов. О   работе   петербургских   социальных   педагогов   в спецшколах написал статью “Когда крепости пали” Лебедев О.   В   этой   статье   освещаются     проблемы   воспитания   и социальной  поддержки   учащихся   спецшкол   г.Санкт­Петербурга.   Более освещены вопросы, касающиеся работы школьных социальных 1 Лебедев О. Когда крепости пали//Народное образование. ­ 1994. ­ № 5. –стр.30педагогов с детьми девиантного поведения и малолетними правонарушителями.