Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
3 кл
10.06.2017
Дидактическая игра-это ещё и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальном этапе обучения, это игра только для ребёнка. Для взрослого она- способ обучения. Цель дидактической игры и игровых приёмов обучения-облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.
Доклад Активизация познавательной деятельности обуч-ся с ОВЗ через игры на уроках мат-ки.docx
Активизация познавательной деятельности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья средствами
дидактических игр на уроках математики
Практически всем учителям коррекционной школы приходится
искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к
активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с
ограниченными возможностями здоровья? Дети чрезмерно подвижны,
не могут высидеть на уроке и пяти - десяти минут. Внимание
неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Так как же
заставить ребёнка слушать? С помощью, каких средств и методов
сделать обучение увлекательным? Возможно, ли надолго удержать в
ребёнке чувство радости перед школой? Полагаю, что да! Но для этого
школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков,
фантазии, света, сказки, творчества. Дети подвижны - значит надо дать
выход их энергии. Они эмоциональны, у них слабая нервная система -
значит не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они ещё не
научились с достоинством переносить поражение, которое может
явиться причиной горьких слёз. У ребят повышенная утомляемость -
значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У
них неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный
материал, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда
запомнят лучше то, что интересно. Мы пришли к выводу, что одним из
способов решения этой проблемы является дидактическая игра.
Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из
основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех
мотивов учебной деятельности самым действенным является
познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не
только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и
направляет её к последующему решению различных задач. Как
известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании
эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал,
как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой
целью учителя начальных классов должны использовать в своей
практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает,
заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу
и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на
уроках математики - одно из наиболее существенных требований,
обеспечивающих качество обучения по данному предмету. Работая с
детьми с ограниченными возможностями здоровья, убеждаешься, что
такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя.
Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго
думающего, со слабой памятью являются его неумение
сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца,
вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ребенок
улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А
это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ребенок теряет любознательность, это
ограничивает возможности его развития.
После поступления в школу эти дети продолжают вести себя как
дошкольники. Ведущей деятельностью у них остаётся игра,
положительного дела к школе не наблюдается. Внимание детей
характеризуется неустойчивостью, завышенной отвлекаемостью,
недостаточной концентрированностью на объекте. Поэтому, при
обучении детей с ограниченными возможностями здоровья нужно
исключить влияние каких бы то ни было посторонних раздражителей,
так как у них наблюдается сравнимо маленький уровень развития
восприятия. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с
таковыми детьми, учителя обязаны считаться с тем, что передаваемая
им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые
детям сведения необходимо не один раз повторять. Т.А. Власова, М.С.
Певзнер указывают на понижение случайной памяти у учащихся как
одну из основных обстоятельств их проблем в школьном обучении. Эти
дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в
уме условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности
памяти, быстрое забывание выученного.
Рассматривая развитие математических способностей младших
школьников можно сказать, что у детей с ограниченными
возможностями здоровья, наблюдается более обычный вид обобщений –
движение от частного к известному общему, подвести частный вариант
под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено еще
слабее, чем у их сверстников, которые обучаются в обычных классах.
Огромное влияние на их рассуждения оказывают несущественные
признаки. Поэтому с таковыми детьми необходимо работать
тщательнее, усерднее. Способность к оперированию числовой и
знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с огромным трудом
запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений,
путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают
наименования неких цифр. Им тяжело переключаться от одной
умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость этих детей
повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в
основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал.
Проявление математической памяти в ее развитых формах не
наблюдается. Дети запоминают числа, операции с трудом,
математическая память находится на низком уровне. Способность к
пространственным представлениям у детей так же не развита, как и
перечисленные выше составляющие математических способностей.
Поэтому уроки математики обязаны быть увлекательными,
занимательными. Необходимо учесть личные особенности детей,
проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются
значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К.
Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу
навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого
человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры
к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не
заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве
таковых и выступают дидактические игры. Эта своеобразная форма
учебной деятельности - учение в дидактической игре - появляется уже в
дошкольном возрасте. Нельзя недооценивать значение игры для детей
младшего школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным,
адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе. Решающую
роль в этом имеют дидактические игры. Дидактические игры - это
разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой
в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение
конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются
воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности.
Запорожец А.В.подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы
дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных
знаний, умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
Дидактическая игра - это ещё и игровая форма обучения, которая, как
известно, достаточно активно применяется на начальном этапе
обучения, это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ
обучения.
Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить
переход к учебной задаче, сделать его постепенным.
Основные функции дидактических игр:
формирование устойчивого интереса к учению и снятия
напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к
школьному режиму;
формирование психических новообразований;
формирование общих учебных умений, навыков учебной и
самостоятельной работы;
формирование навыков самоконтроля и самооценки;
формирование адекватных взаимоотношений и освоение
социальных ролей.
Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. Она
помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное
рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности
обучения.
Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно
сложная для педагога.
Основные условия проведения дидактической игры: наличие у педагога определённых знаний и умений относительно
дидактических игр;
выразительность проведения игры;
необходимость включения педагога в игру, он является и
участником, и руководителем игры, незаметно для детей
направляя игру в нужное русло;
оптимальное сочетание занимательность и обучения. Проводя
игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям
сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их
проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;
средства и способы, повышающие эмоциональное отношение
детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь,
ведущий к выполнению дидактических задач;
между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения,
взаимопонимания, доверия и сопереживания;
используемая в дидактической игре наглядность должна быть
простой и ёмкой.
Важным этапом при организации дидактической игры
является подбор дидактического материала и пособий для
игры. Помимо этого, требуется чётко спланировать временной
параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени
познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть,
какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и
интерес детей, учесть возникновения незапланированных ситуаций при
проведении дидактической игры. Важно продумать заключение,
подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое
значение имеет коллективный анализ игры. Важно продумать
поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале
урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать
активность. В середине урока дидактическая игра должна решить
задачу усвоения темы; в конце - игра может носить поисковый
характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе
урока. В процессе игры на уроках математики учащиеся незаметно для
себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать
множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в
устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска,
пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство
ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля,
характер. Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет,
который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить
(«зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется
ученику скучным, уроки однообразными? Вот здесь и нужна наша
педагогическая находчивость, которая имеет одну цель -
заинтересовать! Приведём некоторые игры и игровые моменты, способствующие
активизации познавательной деятельности детей на уроках
математики. Ведущим направлением работы учителя специальной
(коррекционной) школы является коррекция нарушений
познавательной деятельности детей. Всё новое, сложное преломляется
по-своему, корректируется и применяется в работе, исходя из
целесообразности, состава класса, ведь каждый урок должен приносить
детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в
себе. Поэтому урок насыщается игровым материалом, играми,
имеющими коррекционную направленность: «Найди различия»,
«Сходные предметы», «Что изменилось», «Живой - неживой», «Летает –
не летает», «Узнай по звуку, голосу», «Составление разрезной
картинки», «На ощупь» и т.д.
Математические игры бывают связаны с определенными
сюжетами. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры:
«Поймай рыбку», «Футбол», «Борьба за цифру», «День и ночь» и т.д. В
ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Полет в космос», «Найди
дорогу» и др.Например, при закреплении учащимися знания таблицы
сложения и вычитания использую игру «Поймай рыбку» или «Самый
быстрый почтальон». Загадки, моменты неожиданности, удивления,
загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной
деятельности. На этих приёмах построены дидактические игры и
занимательные упражнения, такие, как «Кто быстрей и верней?», «Не
зевать», «Контролёры», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку»,
математическое домино и т.д. Обязательно на всех этапах урока
уделяется внимание опоре на зрительную наглядность, оформлению
доску: она должна привлекать внимание учащихся. Очень помогают
занимательные ребусы, шифровки, опоры, таблицы, схемы. Любой
вопрос на уроках ученики воспринимают, как игру, но на самом деле
учатся размышлять, рассуждать.
. Используются стихи, либо просто рифмованные тексты. Введение
такого материала оживляет урок, делая его занимательным, а дети,
слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и получают
новые знания. Включение в урок и игровых моментов делает процесс
обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое
рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении
учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к
учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы
зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и
доступные детям вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты
неожиданности, соревнования способствуют активизации
мыслительной деятельности. Следовательно, включение в учебный
процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся,
увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные
знания, умения и навыки по математике.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить
средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации
следует придерживаться следующих требований: 1) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными.
Материал игры должен быть посилен для всех детей.
2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по
использованию.
3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.
Успешное обучение детей находится в прямой зависимости от
внимательного отношения к ним, от элементов творчества. Ребенок,
отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного, интересного,
надеется на успех, одобрение учителя, поэтому в учебной деятельности
должны быть теснейшим образом связаны понятия «урок» и «игра».
Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для них ведущей
деятельностью. Ш. А. Амонашвили писал: «…Без педагогической игры
на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных
переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему
оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия,
которые ставит перед ним учитель, организуя игру. В каждом ребенке с
детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов
впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым
знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости
повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление.
Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное -
продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго
запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который
будет опираться все его дальнейшее образование. На уроках, где
находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог
продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок юмору,
фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и
справедливыми. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются
творческие способности личности. Без игры и игровых ситуаций нет и
не может быть полноценного развития личности. Игра для младших
школьников продолжает оставаться одним из главных средств и
условий развития интеллекта школьника. Включение в урок игровых
моментов делает процесс обучения более интересным и
занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает
преодоление трудностей в усвоении учебного материала,
поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к
познанию ими окружающего мира.
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.