Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"
Оценка 4.6

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
математика
3 кл
10.06.2017
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"
Дидактическая игра-это ещё и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальном этапе обучения, это игра только для ребёнка. Для взрослого она- способ обучения. Цель дидактической игры и игровых приёмов обучения-облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.
Доклад Активизация познавательной деятельности обуч-ся с ОВЗ через игры на уроках мат-ки.docx
Активизация познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактических игр на уроках математики Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья? Дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть на уроке и пяти - десяти минут. Внимание неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Так как же заставить ребёнка слушать? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно, ли надолго удержать в ребёнке чувство радости перед школой? Полагаю, что да! Но для этого школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества. Дети подвижны - значит надо дать выход их энергии. Они эмоциональны, у них слабая нервная система - значит не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они ещё не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться причиной горьких слёз. У ребят повышенная утомляемость - значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У них неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный материал, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Мы пришли к выводу, что одним из способов решения этой проблемы является дидактическая игра. Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов должны использовать в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения по данному предмету. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, убеждаешься, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. После поступления в школу эти дети продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью у них остаётся игра, положительного дела к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, завышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Поэтому, при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья нужно исключить влияние каких бы то ни было посторонних раздражителей, так как у них наблюдается сравнимо маленький уровень развития восприятия. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с таковыми детьми, учителя обязаны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения необходимо не один раз повторять. Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на понижение случайной памяти у учащихся как одну из основных обстоятельств их проблем в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного. Рассматривая развитие математических способностей младших школьников можно сказать, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдается более обычный вид обобщений – движение от частного к известному общему, подвести частный вариант под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено еще слабее, чем у их сверстников, которые обучаются в обычных классах. Огромное влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с таковыми детьми необходимо работать тщательнее, усерднее. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с огромным трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений, путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают наименования неких цифр. Им тяжело переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал. Проявление математической памяти в ее развитых формах не наблюдается. Дети запоминают числа, операции с трудом, математическая память находится на низком уровне. Способность к пространственным представлениям у детей так же не развита, как и перечисленные выше составляющие математических способностей. Поэтому уроки математики обязаны быть увлекательными, занимательными. Необходимо учесть личные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление. Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Эта своеобразная форма учебной деятельности - учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. Нельзя недооценивать значение игры для детей младшего школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Запорожец А.В.подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка». Дидактическая игра - это ещё и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальном этапе обучения, это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения. Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным. Основные функции дидактических игр:  формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;  формирование психических новообразований;  формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;  формирование навыков самоконтроля и самооценки;  формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей. Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога. Основные условия проведения дидактической игры:  наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;  выразительность проведения игры;  необходимость включения педагога в игру, он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло;  оптимальное сочетание занимательность и обучения. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;  средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;  между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;  используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой. Важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактического материала и пособий для игры. Помимо этого, требуется чётко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возникновения незапланированных ситуаций при проведении дидактической игры. Важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце - игра может носить поисковый характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. В процессе игры на уроках математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? Вот здесь и нужна наша педагогическая находчивость, которая имеет одну цель - заинтересовать! Приведём некоторые игры и игровые моменты, способствующие активизации познавательной деятельности детей на уроках математики. Ведущим направлением работы учителя специальной (коррекционной) школы является коррекция нарушений познавательной деятельности детей. Всё новое, сложное преломляется по-своему, корректируется и применяется в работе, исходя из целесообразности, состава класса, ведь каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в себе. Поэтому урок насыщается игровым материалом, играми, имеющими коррекционную направленность: «Найди различия», «Сходные предметы», «Что изменилось», «Живой - неживой», «Летает – не летает», «Узнай по звуку, голосу», «Составление разрезной картинки», «На ощупь» и т.д. Математические игры бывают связаны с определенными сюжетами. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры: «Поймай рыбку», «Футбол», «Борьба за цифру», «День и ночь» и т.д. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Полет в космос», «Найди дорогу» и др.Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания использую игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон». Загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. На этих приёмах построены дидактические игры и занимательные упражнения, такие, как «Кто быстрей и верней?», «Не зевать», «Контролёры», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку», математическое домино и т.д. Обязательно на всех этапах урока уделяется внимание опоре на зрительную наглядность, оформлению доску: она должна привлекать внимание учащихся. Очень помогают занимательные ребусы, шифровки, опоры, таблицы, схемы. Любой вопрос на уроках ученики воспринимают, как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать. . Используются стихи, либо просто рифмованные тексты. Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, а дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и получают новые знания. Включение в урок и игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований: 1) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей. 2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию. 3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок. 4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким. Успешное обучение детей находится в прямой зависимости от внимательного отношения к ним, от элементов творчества. Ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного, интересного, надеется на успех, одобрение учителя, поэтому в учебной деятельности должны быть теснейшим образом связаны понятия «урок» и «игра». Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для них ведущей деятельностью. Ш. А. Амонашвили писал: «…Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры и игровых ситуаций нет и не может быть полноценного развития личности. Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира.

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ средствами дидактических игр на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017