Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения на уроках истории"
Оценка 5

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения на уроках истории"

Оценка 5
Игры +4
docx
Междисциплинарный 6
5 кл—9 кл
03.03.2019
Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения  на уроках истории"
В последнее десятилетия мировое педагогическое сообщество особое внимание уделяет учебным играм, рассматривая их как модель обучения нового тысячелетия. Эту модель отличает не только наличие в ней плана активных внешних действий участников, но и мощное воздействие на эмоциональную сферу личности, вовлеченной в атмосферу состязательности и событийных коллизий. По сути, игра является чуть ли не единственной моделью обучения, которая вызывает у учащихся неподдельный интерес и желание проявить свои возможности, часто скрытые в ходе традиционного обучения. Они предоставляют школьникам уникальную возможность активного воссоздания прошлого, понимания исторических проблем «изнутри», с позиций современников или участников знаковых событий. Трудно переоценить роль исторических игр в развитии творческого воображения, столь необходимого для изучения прошлого. Создаваемые в процессе игры образы должны базироваться на прочном фундаменте понятий и фактов. Достаточно велик и воспитательный потенциал учебной исторической игры: выступая в ходе игры в роли более опытного и знающего человека, оказавшегося волею судьбы в гуще исторических событий, пытаясь понять и описать мотивы его поступков и переживаний, ученик «упражняется» в сопереживании и сочувствии, формирует и проявляет свой собственный внутренний мир. Состязательность, часто доведенная до азарта в коллективных тренировочных играх (викторинах, чайнвордах и т.д.), оказывает благотворное воздействие на формирование классного коллектива и развитие неформальных отношений учащихся. Как правильно отмечал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, «без игры школа превращается в скучнейшее казённое заведение, которое сушит ум и опустошает сердце».
Игровые технологии в преподавании истории.docx
1     Использование технологии игрового обучения  на уроках истории    В   последнее   десятилетия   мировое   педагогическое   сообщество   особое   внимание уделяет учебным играм, рассматривая их как модель обучения нового тысячелетия. Эту модель отличает не только наличие в ней плана активных внешних действий участников, но и   мощное   воздействие   на   эмоциональную   сферу   личности,   вовлеченной   в   атмосферу состязательности и событийных коллизий. По сути, игра является чуть ли не единственной моделью   обучения,   которая   вызывает   у   учащихся   неподдельный   интерес   и   желание проявить   свои   возможности,   часто   скрытые   в   ходе   традиционного   обучения.   Они предоставляют   школьникам   уникальную   возможность   активного   воссоздания   прошлого, понимания  исторических  проблем  «изнутри», с позиций современников или участников знаковых событий. Трудно   переоценить   роль   исторических   игр   в   развитии   творческого   воображения, столь необходимого для изучения прошлого. Создаваемые в процессе игры образы должны базироваться   на   прочном   фундаменте   понятий   и   фактов.  Достаточно   велик   и воспитательный потенциал учебной исторической игры: выступая в ходе игры в роли более опытного и знающего человека, оказавшегося волею судьбы в гуще исторических событий, пытаясь понять и описать мотивы его поступков и переживаний, ученик «упражняется» в сопереживании и сочувствии, формирует и проявляет свой собственный внутренний мир. Состязательность, часто доведенная до азарта в коллективных тренировочных играх (викторинах, чайнвордах   и т.д.), оказывает благотворное воздействие на формирование классного   коллектива   и   развитие   неформальных   отношений   учащихся.   Как   правильно отмечал   выдающийся   педагог   В.А.Сухомлинский,   «без   игры   школа   превращается   в скучнейшее казённое заведение, которое сушит ум и опустошает сердце». Учебные   исторические   игры   предоставляют   учащимся   высокую   степень самостоятельности   в   изучении   исторического   процесса,   а   педагогу   –   роль   старшего товарища, инструктора и координатора учебной деятельности.        Детской   игре   посвящены   фундаментальные   исследования   Д.Эльконина, Л.Выготского, А.Леонтьева, которые и в начале  XXI  века составляют методологическую основу её рассмотрения. Учебной игре посвящены  работы  Н.Аникеевой, Петровой Л.В., Секацкой К.И. и др. Из учебных пособий последнего времени следует отметить книгу П. Пидкасистого и Ж.Хайдарова «Технология игры   в обучении и развитии», Занько, С.Т. «Игра   и   учение»,   в   которых,   кроме   теоретических   основ   данной   проблемы,   подробно рассматриваются на конкретных примерах основные вопросы организации и проведения дидактических игр. По мнению С.Т. Занько, учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной   игры   как   средства   психологического,   социально­психологического   и педагогического воздействия на личность. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном   росте   учащихся.   Педагогически   и   психологически   продуманное использование   ее   на   занятии   обеспечивает   развитие   потребности   в   мыслительной деятельности.  Для   значительной   части   учителей   обобщающим   пособием   продолжает оставаться изданная ещё в советский период книга Г.А. Кулагиной «Сто игр по истории». 2          Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто  участник,   активный   участник,   ведущий,   организатор,   инициатор.   Игра  помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, исчезает робость, возникает ощущение – я тоже могу, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение. В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. Игр может быть множество.                                  Классификация исторических игр По характеру педагогического процесса выделяются следующие  группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму  (средство, методический прием) обучения, преподаватель должен быть уверен в  целесообразности ее использования, определить цели игры в соответствии с задачами  учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их  определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо  учитывать особенности группы ее членов. Педагогические требования подразумевают  вплетение оптимальных условий ведения игры.      В своей практике на протяжении многих лет активно применяю широкий спектр учебных игр,  часто используя либо модели с телеэкрана («Поле чудес», «Колесо истории», брейн­ринги,   «Что?   Где?   Когда?»,   «КВН»,   «Умники   и   умницы);   варианты   прототипов деловых встреч (конференция, симпозиум, интервью, суд и т.п.), адекватные изучаемой эпохе формы общественной практики (турнир, ассамблея, салон, вернисаж, круглый стол и т.д.)   При   выборе   игровых   форм,   в   основном,   полагаюсь   на   собственный   опыт   и педагогическую интуицию.                    В современных условиях новое прочтение получает идея «творческих сочинений» (образных   заданий,   персонифицированных   сочинений,   игровых   заданий)   как   вида 3 самостоятельной  работы  учащихся.  Более  разнообразными  стали  не  только  темы,  но  и возможные формы выполнения, соответствующие эпохе и характеру изучаемого материала. В современной школьной практике применяется составление рассказов об исторических событиях   от  имени  современников,  их  участников,   свидетелей,   моделируются  диалоги, озвучиваются   исторические   картины,   ведутся   «дневники»   путешественников, составляются «записки» полководцев, «речи»  ораторов и трибунов, доклады «археологов» «искусствоведов»,   «политологов»   и   т.д.   расширилось   и   разнообразие   тренировочных, которые применяются учителями с целью повторения и закрепления дат, имён, событий и могут   рассматриваться   как   вид   коллективной   формы   организации   познавательной деятельности учащихся  на уроках истории. К хорошо известным и широко используемым кроссвордам, чайнвордам, ребусам прибавились поэтические викторины, сканворды.              Учебные   исторические   игры   способствуют   формированию   устойчивого   интереса учащихся   к   предмету   «История»,   через   их   вовлечение     в   интерактивное   изучение прошлого, развивают способность как критического изучения исторических событий, так и толерантности к иным взглядам и оценкам. Активное изучение исторического материала «изнутри»   формирует   глубокие   знания   и   помогает   более   прочному   запоминанию   и дальнейшему оперированию ими.          В соответствии со степенью преобладания в учебной игре того или иного структурного элемента игровой деятельности   предлагаются различные виды учебно­исторических игр. Например, преобладание в игре такого компонента как сюжет и связанной с ним роли, обуславливает выделение такой группы учебных игр, как  сюжетно­ролевые.  Сюжетно­ ролевая игра ­ это особая форма организации коллективной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой   школьники совершают целенаправленные игровые действия в моделируемой   (воображаемой)   ситуации   прошлого   в   соответствии   с   игровой   задачей, сюжетом игры и распределением ролей. Сюжетно­ролевые игры не являются однородными по   содержанию   и   характеру   распределяемых   ролей.   Сюжет   некоторых   из   них разворачивается  в далёком  прошлом, и  участники  игры  получают роли  представителей общественных   групп,   уже   исчезнувших   с   исторической   арены:   князей,   дружинников, рыцарей и т.д. Содержание и сюжеты других сюжетно­ролевых игр посвящены событиям современности   или   относительно   недавнего   прошлого.   В   таких   играх   школьники исполняют   роли   своих   современников,   специалистов   в   той   или   иной   области   знаний: юристов,   историков,   археологов,   писателей,   дипломатов.   Сюжетно­ролевая   игра   –   это особая форма организации коллективной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой     школьники   совершают   целенаправленные   игровые   действия   в   моделируемой (воображаемой) ситуации прошлого в соответствии с игровой задачей, сюжетом игры и распределением ролей. Таким   образом,   можно   выделить   два   самостоятельных   вида   сюжетно­ролевых исторических игр, которые условно можно определить как ретроспективные и деловые игры. Эти виды игр могут принимать различные формы: суд над исторической личностью, историческое   расследование,   воображаемое   путешествие,   съезд   князей,   научная конференция. Подобное разделение может быть отнесено и к рубежным играм или игровым заданиям, в которых ученику или группе учащихся   могут быть предложены роли как современного   человека,   так     и   представителя   прошедших   эпох.   В   своей   практике   для подготовки   учащихся   к   участию   в   сюжетно­ролевых   играх     применяю   задания   на 4 составление  рассказов  от первого  лица  об исторических   событиях,  а  также  одиночные воображаемые   путешествия,   использую   заданий   на   «оживление»   учебных   картин   и иллюстраций учебника.  Если в игре полностью отсутствуют роль и сюжет, но жёстко фиксируются правила, определяющие чёткий алгоритм игровых действий,   мы имеем дело с такой группой игр, как  игры   с   правилами   (тренировочные   игры).  Например,   видами   игр   с   правилами являются викторины, чайнворды, сканворды, лото, чайндаты и т.п. Вместе с тем, наряду с типом и видом игры выделяется её форма, т.е. внешний контур игры.  Сегодня в школьной практике популярны и довольно распространены такие игры как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»  и   другие   аналоги   широко  известных  телепередач.  Но  по  сути   своей   эти  игры являются   обычными   викторинами,   содержание   которых   оказывается   облечённым   в зрелищную форму.        Игры с правилами характеризуются следующими признаками:       ­  жёстко   фиксированные   правила,   несоблюдение   которых   может   привести   к   полному разрушению игры; ­ отсутствие ролей и сюжета, но наличие общей темы, объединяющей вопросы викторины, кроссворда, лото и т.п. ­ состязательность, способная довести мотивацию участников до азарта.             В   своей   практике   чаще   всего   с   целью   повторения,   закрепления   и   обобщения исторических   знаний   применяю   различные   варианты   викторин:   «О   каком   событии сказано?», «Узнай героя», «Кому принадлежат эти слова?», «Неотправленные депеши», «О каком   произведении   сказано?»,   «Когда   произошло   это   событие?»   и   т.д.   Во   многом причинами   особого   интереса   к   историческим   викторинам   является   их   динамичность, возможность   с   их   помощью   организовать   активную   познавательную   деятельность   всего класса. В отличие от викторин, основой  которых  являются  исторические  документы и прозаические   жанры   художественной   литературы,   поэтические   викторины   применяются значительно   реже.   Между   тем,   считаю,   что   именно   поэтические   викторины   содержат образные   и   ёмкие   описания   важнейших   событий   прошлого,   произведений   живописи   и архитектуры, облечённые в художественную форму реальные слова и оценки выдающихся личностей. Образность, яркость и эмоциональность этой модели исторических викторин способствуют созданию  у учащихся представлений о событиях и личностях прошлого.  Деловая игра требует большой подготовки и учителя, и учеников. Перед учителем  стоит задача технологически продумать и спроектировать учебную игру. В любой деловой  игре можно выделить этапы, то есть последовательность шагов по ее проведению: 1. Введение в игру. Обычно на этом этапе участников знакомят со смыслом, целями и  задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и  инструктаж. 2. Разделение слушателей на группы. Оптимальный размер группы 5–7 человек; в  каждой группе выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли.  Деятельность по формированию игровой группы предполагает оценку индивидуальных  качеств обучаемых, степени их подготовленности к деловой игре. Все участники должны  хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Эффективность игры резко  снижается из­за участия в ней некомпетентных людей, незнакомых с ее теоретическими  основами и тем родом деятельности, который она имитирует. Для большинства игр 5 желателен однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не  менее важно, чтобы между ними установились отношения доверия и открытости. Только в  этом случае оценки, советы, замечания и критика будут правильно восприниматься и  окажут обучаемым реальную помощь.  3. Погружение в игру. На этом фрагменте слушатели получают «игровое задание»,  например: разработать «визитную карточку команды», подготовить мини­презентацию,  сделать комплимент партнерам по игре и т.д. Существуют специальные упражнения,  осуществляющие функцию «погружения» в игровое взаимодействие. Их выбор зависит,  прежде всего, от намерений и ожиданий организатора игры, а также от особенностей  аудитории и времени, отводимого на такую форму занятий.  4. Игровой процесс. На этом этапе, в соответствии с принятой в каждой группе  стратегией, осуществляется поиск или выработка вариантов решений. В ходе дискуссии  вырабатывается коллективное решение, затем разрабатывается и обосновывается проект,  который визуализируется на плакатах или слайд­шоу, делаются расчеты и заполняются  документы, необходимые для решения и его презентации на пленуме с применением  стандартных программ. На этом этапе необходимо использовать сеть Интернет для  коммуникации и сбора информации; различные поисковые системы. Консультации с  преподавателем могут проводиться по электронной почте, с помощью форумов и чатов в  реальном времени. Среди Интернет­ресурсов, наиболее часто используемых в  самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные  порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических  изданий.  5. Общая дискуссия или пленум. Каждая группа делегирует представителя своей  команды для презентации и обоснования своих решений или проектов (обмен мнениями,  оппонирование, вопросы и ответы). Для проведения межгруппового общения изменяется  пространственная среда игры, и распределяются специальные роли, как правило,  исполняющие игровые функции («адвокат дьявола», провокатор, оппонент, критик и т.д.).  На пленуме активно работают экспертные группы, которые оценивают не только  результаты проективной деятельности команд, но и культуру коммуникации и презентации. По итогам дискуссии может выступить и преподаватель, но лишь с комментариями по  содержанию дискуссии, по проектам, а не вообще по всей игре. Кроме того, преподавателю на этом этапе приходится вести пленум, а, следовательно, ставить вопросы и корректно  управлять процессом обмена мнениями. 6. Подведение итогов игры. Необходимость этого этапа особенно важна, так как здесь  оцениваются решения и проекты, происходит знакомство с разными стратегиями,  определяется их эффективность и конкурентоспособность. Кроме того, на этом этапе  подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды,  игроки, проекты. Именно на этом этапе игра получает логическое завершение. Система  оценивания в конечном итоге должна соотносить планируемые цели и полученный  результат игры. 7. Выгружение из игры. Существует много техник, способствующих «выгружению»  участников из игрового процесса. Их выбор зависит от целей игры и игротехнической  компетентности преподавателя. Завершающая часть игры может быть посвящена 6 размышлениям участников об их будущем, о перспективах использования в учебном  процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям и т.д. 8. Анализ результатов. Анализируя учебную игру, учитель может определить, какие  факторы влияют на успешность деловой игры:    владение материалом по теме; подготовленность к игре всем ходом предшествующих занятий; проводится ли игра в первый раз, настроена ли учебная группа на продуктивное  сотрудничество, активная позиция каждого ученика по отношению к происходящему и  к своей роли в деловой игре. Таким   образом,   сегодня   в   школьной   практике   учителями   используется   огромное количество   различных   учебных   игр.   Эффективная   игра   способствует   формированию устойчивого интереса к предмету «История», накоплению глубоких исторических знаний и развитию личностного отношения к прошлому.

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения  на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения  на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения  на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения  на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения  на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения на уроках истории"

Из опыта работы "Использование технологии игрового обучения  на уроках истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019