Сегодня школы поставлены перед необходимостью подготовить ученика к проверке знаний в форме ОГЭ.  Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в основной школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто в полном объеме владеет материалом, хорошо знаком с процедурой проведения экзамена, психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.
Задача учителя помочь ученику как можно лучше решить первые две проблемы, и уменьшить третью. Экзамен в новой форме не похож на обычные школьные контрольные, к которым привыкли и ученики, и учителя, и родители. Именно поэтому к нему надо начинать специально готовить даже тех, кто неплохо пишет обычные контрольные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.
 В своей работе я остановлюсь на подготовке учащихся к экзамену непосредственно в девятом классе. Хотя начинается она задолго до этого момента.
            
        
        
        
                    
                
                    по подготовке учащихся к ОГЭ по математике (9 класс)
Из опыта работы
Сорокина В.И., учитель математики
МБОУ г.Астрахани «СОШ №51».
Не   секрет,   что   успешнее   сдает   экзамен   тот,   кто   в   полном   объеме   владеет
материалом,   хорошо   знаком   с   процедурой   проведения   экзамена,   психологически
готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.
Задача   учителя   помочь   ученику   как   можно   лучше   решить   первые   две
проблемы,   и   уменьшить   третью.   Экзамен   в   новой   форме   не   похож   на   обычные
школьные   контрольные,   к   которым   привыкли   и   ученики,   и   учителя,   и   родители.
Именно поэтому к нему надо начинать специально готовить даже тех, кто неплохо
пишет   обычные   контрольные   работы,   а   уж   тем   более   тех,   кто   испытывает
затруднения в математике.
  В   своей   работе   я   остановлюсь   на   подготовке   учащихся   к   экзамену
непосредственно в девятом классе. Хотя начинается она задолго до этого момента. 
В   ходе   подготовки   учащихся   к   итоговой   аттестации   у   меня     сложилась
следующая система работы:
1.
2.
3.
Составление плана подготовки к ОГЭ;
Изучение нормативных документов;
Коррекция   календарнотематического   плана   в   соответствии   с
демоверсией  по предмету;
4.
5.
6.
Накопление раздаточного материала;
Повышение эффективности урока;
Внеклассные   мероприятия,   консультации,   посещение   родительских
собраний;
Мониторинг успешности выполнения работ учащимися;
Оформление кабинета.
7.
8.
С   сентября   учащиеся   заводят   папочки,   в   которые   вкладывают   решённые
диагностические   работы   Статграда   за   3   года,   работы   над   ошибками,   тесты,   над
которыми они работают и т.д.
Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника
дают листы контроля  каждого ученика (по результатам текущих работ), которые мы
ведём   в   течение   года   вместе   с   обучающимися.   Этот   трудоёмкий   процесс   более
эффективен   в   случае,   когда   сами   учащиеся   осознанно   прогнозируют   результаты
своего обучения. Листы контроля регулярно доводятся до сведения учащихся и их
родителей.
дата
07.09.16
1 часть
Алгебра
(мин. 3 б.)
4
Лист контроля  ученицы 9 класса
1 часть
Геометрия
(мин. 2 б.)
3
1 часть
Реал. матем.
(мин. 2 б.)
4
всего
Алгебра
(мин. 5 б.)
8
всего
Геометрия
(мин. 3 б.)
3
Всего
за тест
(мин. 8 б.)
1129.09.16
24.10.16
14.11.16
26.12.16
23.01.17
8
6
6
5
8
Элективы.
5.12.16
12.12.16
+
2
1
4
3
4
6
5
6
3
5
19.12.16 29.12.16 17.01.17
+
+
+
16
12
16
13
17
2
1
5
5
5
14
11
11
8
2
01.02.17
Ознакомлены:          (подписи ученика и родителя, законного представителя)
На консультациях знакомлю учащихся с   документами, регламентирующими
проведение экзамена по математике, Демоверсией, литературой для подготовки к
экзамену, интернетресурсами. Знакомлю учащихся с планом подготовки к экзамену
в течение года, примерным расписанием «пробных»   контрольных работ в форме
ОГЭ.
Результаты   доводятся   до   сведения   учащихся   и   их   родителей.   По   итогам
пробного тестирования  корректируются работа по подготовке к экзамену и группы
«риска». Проводятся индивидуальные беседы и консультации с  данными учащимися
и их родителями. Кроме этого в течение года в домашнее задание включаются задачи
из открытого – банка заданий ГИА по математике.  
Для повышения эффективности  урока и дополнительных  занятий  применяю
ИКТ.   Презентации   к   урокам   создаю   и   сама,     и   использую   готовые,   созданные
учителями   математики   и   расположенные   на   различных   педагогических   сайтах,  за
которые хочется сказать большое спасибо коллегам, так как  очень часто у учителя
нет времени на их составление.
Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как
систему   ярких   опорных   образов   (схемопор),   наполненных   исчерпывающей
структурированной   информацией   в   алгоритмическом   порядке.   В   этом   случае
задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию
не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память
учащихся.
Урок,   проведенный   с   использованием   мультимедийной   презентации,
оказывается   эффективнее,   чем   традиционный.   Последующее   изучение   темы
показывает, что знания, полученные учащимися на таком уроке, откладываются в
долговременную память.
Таким образом, в своей работе применяю следующие принципы подготовки к
ОГЭ.
Первый   принцип   –   тематический.  Эффективнее   выстраивать   такую
подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.При   подготовке   не   стараюсь   решить   как   можно   больше   вариантов   заданий
предыдущих   лет.   Такой   путь   неперспективен,   так   как     варианты     работ   не
повторяются,   и   у   школьника   не   формируется   устойчивый   общий   способ
деятельности с заданиями соответствующих  видов. Ученик через несколько недель
не сможет вспомнить, как  он решал это задание. Причём он будет  пытаться именно
вспомнить   решение,   а   не   применять   общий   подход   к   заданиям   такого   типа.
Запомнить  
  решения   всех   заданий   невозможно.   Учащихся   учу   общим
универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов.  
  же  
Второй принцип – логический (или спиралевидный).  На   этапе   освоения
знаний подбираю материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного
следует   другое.   На   следующих   занятиях   полученные   знания   способствуют
пониманию нового материала.
Третий   принцип   –   тренировочный.  Учащимся   на   консультациях,   в
домашнем задании предлагаю тренировочные тесты, выполняя которые   учащиеся
могут оценить степень подготовленности к экзамену.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не
только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали у него
затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты провожу в режиме
«теста  скорости»,    т.е.  с жестким  ограничением  времени,  чтобы  учащиеся  могли
контролировать себя  за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. 
При подготовке осуществляю одинаковую нагрузку, как по содержанию, так и
по времени,  для всех школьников  (сильных и слабых)   в равной мере. Содержание
КИМов     ставит   всех   учеников   в   равные   условия   и   предполагает   объективный
контроль результатов,  т.е.  слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. 
Следуя   этим   принципам,   формирую   у   учеников   навыки   самообразования,
критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Развиваю   способность  мыслить  свободно,  и творчески.  Стараюсь   создать  условия
каждому школьнику расти настолько, насколько он способен. Моя цель как учителя
состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи,
оформлять их чётко и компактно.
Указываю на  типичные ошибки при выполнении  заданий первой части:
1.   Невнимательное   чтение   условия   (учащиеся   путают   выбор   правильного
ответа, часто не знают, что вынести в ответ и т. п.).
2.   Арифметические   ошибки   (при   работе     с   отрицательными   числами   и
дробями).
3.  Невнимательно переносят ответ  в бланк.
Неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению
бланков, поэтому и диагностические контрольные работа по математике с сентября я
провожу на бланках ОГЭ.На консультационных занятиях я провожу индивидуальную работу с каждым
отдельным учеником по устранению пробелов в знаниях и умениях. Считаю очень
важным научить учащихся «читать» условие задачи до начала решения и после ее
решения для того, чтобы верно ответить на поставленный вопрос (что нужно было
найти?). Учу технике выбора ответа  методом «исключения»  явно неверного ответа.
При   индивидуальной   работе   с   учащимися   я   использую   не   только   тесты
сборников, но и тесты в режиме     online, а также готовые электронные продукты,
составленные   самостоятельно   тестовые   задания,   созданные   мультимедийные
презентации, ресурсы сети Интернет, собственные ресурсы медиатеки.
Сегодня   школы   поставлены   перед   необходимостью   подготовить   ученика   к
проверке знаний в форме ОГЭ.  Экзамен по математике  это итог работы и ученика,
и учителя на протяжении пяти лет обучения в основной школе, поэтому подготовка к
нему является важной составляющей учебного процесса.