Материал содержит описание опыта работы учителя с одарёнными детьми по подготовке детей к олимпиадам. План-сетка конкретных мероприятий представлена в таблице. Подробно описана работа с тестовыми материалами, даны примерные задания для начальной школы (логические, творческие, повышенной сложности, задания с текстом и словарём).Материал содержит описание опыта работы учителя с одарёнными детьми по подготовке детей к олимпиадам.
доклад Котельникова.doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол
Муниципального района Сергиевский
Самарской области
Доклад
«Из опыта работы с одаренными детьми.
Подготовка к олимпиадам».
Выполнила:
Котельникова
Ольга Владимировна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1
п.г.т. Суходол 20132014 учебный год
В целях обеспечения благоприятных условий для развития талантливых
детей, сохранения и приумножения их интеллектуального и творческого
потенциала, а также повышения качества образования и воспитания
школьников в нашей школе существует система работы с мотивированными
и одаренными учащимися. Каждый учебный год составляется план работы с
одаренными детьми. При разработке такого плана перед учителем ставятся
следующие задачи:
Совершенствование существующей системы выявления,
сопровождения и специальной поддержки одаренных детей;
Отбор из различных систем обучения тех методов и приемов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления,
инициативности и творчества;
Создание условий для укрепления здоровья одаренных детей;
Расширение возможности для участия способных и одаренных
учеников в школьных, районных, областных олимпиадах, научных
конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе.
Оно осуществляется не только на основе наблюдения, изучения
психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления,
но и в результате участия детей в олимпиадах и конкурсах.
План работы с мотивированными и одаренными детьми (учащимися
2 «Г»класса) на 20132014 учебный год №
1
Название мероприятия
Подготовка к предметным олимпиадам
Сроки проведения
сентябрь
( русский язык + литературное чтение,
математика, окружающий мир)
Работа с тестами
Задания повышенного уровня
Использование занимательного
лингвистического материала
Решение творческопоисковых и
творческих заданий
Логические задания
Творческие задания
Использование вариативных домашних
заданий повышенного уровня сложности
Обучение работе со словарями,
энциклопедиями, дополнительной
литературой, Интернет ресурсами.
Участие в школьном этапе предметных
олимпиад.
Подготовка к школьному этапу научно
2
3
октябрь
октябрь
практической конференции
Организация научно исследовательской
работы учащихся
Выбор темы, проблемы исследования
Опрос, анкетирование
Отбор материала
Фотографирование
Создание слайдовых презентаций (по ноябрь
ноябрьдекабрь
январь
один раз в четверть
в течение года
выбору)
Работа со словарями, дополнительной
литературой, Интернет ресурсами.
Оформление материала
Подготовка к публичному выступлению
Участие в школьном этапе научно
практической конференции
Подготовка и участие в окружном этапе
научнопрактической конференции (при
получении призового места)
Проведение конкурсов юных поэтов
Проведение выставки иллюстраций
произведений
Организация выставки поделок учащихся
Ведение научно – исследовательского дневника
(окружающий мир)
Работа с КИМами (конрольноизмерительные
материалы) по математике, русскому языку,
литературному чтению, окружающему миру
Использование интегрированных заданий на
уроках
Использование творческих заданий на уроках
Организация развлекательно познавательных
игр
Участие в интеллектуальных марафонах,
конкурсах разного уровня
Участие в тематических конкурсах разного
уровня
Участие в конкурсах творческого мастерства
Работа кружка «Умники и умницы»
Работа кружка «Театр для малышей»
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Более детально остановимся на некоторых этапах подготовки к олимпиадам. Работа с тестами.
Тестирование стало в последние годы весьма популярным. Тест –
довольно эффективный способ проверки знаний. Тетради на печатной основе
по разным предметам в начальной школе содержат тестовый материал.
Многие дети легко стравляются с тестами, но есть и те, кто испытывает
затруднения. В последнее время в олимпиадных работах встречаются
тестовые задания и отрабатывать навыки работы с тестами необходимо. Как
научить ребенка работать с тестами?
Прежде всего, надо помнить, что работа с тестами – самостоятельная работа.
А к самостоятельной работе ребенок должен быть готов.
Иногда при работе с учебником ребенок читает задание упражнения и тут же
задает вопрос: «А что надо делать?» Необходимо научить ребенка читать
задание и анализировать, что он будет делать.
Аналогично поступаем и с тестом. Необходимо научить ребенка прочитать
задание и проанализировать, что надо сделать: дополнить слово, выбрать
правильный ответ и т.д.
При работе с любым текстом, особенно по окружающему миру, чтению и др.
необходимо не только готовить пересказ, но и отвечать на конкретные
вопросы по тексту. Важно структурировать получаемую информацию. В этом
случае ребенку будет легко ответить на конкретный вопрос. При заучивании
определений и правил можно составлять план правила, показывая, его
составляющие.
Например:
«1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Имя
существительное отвечает на вопрос кто? или что?
2. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему
роду и изменяются по падежам и числам.
3. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями».
План правила:
Имя существительное
Обозначает предмет.
Отвечает на вопросы кто? что?
Относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Изменяются по падежам.
Бывают подлежащими или дополнениями.
Когда ребенок учит правило (изучает текст) с использованием плана, в
котором четко выделены все параметры, которые ребенок должен запомнить,
у него не возникнет затруднения при выборе требуемой информации.
В тестах обычно требуется дать точный короткий ответ. А значит,
необходимо учить ребенка коротко и точно формулировать ответы на
поставленные вопросы. Иногда ребенок теряется, получив лист с тестом:
Задание: Выбери правильный ответ.
«А как выбрать? Обвести в кружок или зачеркнуть неправильные?»
Ничего страшного в этом нет, с опытом ребенок научится оформлять работу,
надо только запастись терпением и спокойно отвечать на такие вопросы,
чтобы не закрепить боязнь бланка. Боязнь бланка – это затруднения взрослого
человека при заполнении тех или иных документов, анкет и др. Обычно
испытывают люди, редко сталкивающиеся с такими документами. Вроде и
написано все понятно, а вот не один бланк изводится, ошибки так и лезут, то
строчки перепутаются, то затруднения в формулировании фразы возникают.
Для ребенка лист с тестом, если тесты не используются достаточно часто –
тот же документ, и затруднения могут быть аналогичными. Тестирование способствует формированию многих учебных умений, помогает
систематизировать, закреплять и контролировать знания.
Каждое тестовое задание имеет целью отработать изученные правила и
применить их в практической деятельности. Кроме того, они позволяют
активизировать деятельность учащихся, обогащают словарный запас,
развивают речь.
Задания повышенного уровня и использование вариативных домашних
заданий повышенного уровня сложности
Предлагаются «сильным» ученикам в виде индивидуальных заданий. Такие
задания даются в контрольных (домашних) работах, как дополнительные,
задания «со звездочкой». Многие задания приходится разбирать подробно,
работая с группой учеников.
Использование занимательного лингвистического материала .
Из года в год, участвуя в предметных олимпиадах для начальной школы,
обратила внимание, что в них стало больше заданий лингвистической
направленности. Такие задания стала включать в уроки. Например: задание
по русскому языку.
Структурировать языковое сознание помогают задания, где понятия и его
обозначение в языке разведены, например, дано сочетание букв, за которым не
стоит узнаваемого детьми объекта реальности, следовательно, работаем с
грамматическим значением, учимся, обобщая, определять значения частей
слова. Одно из таких заданий:
Дан не существующий корень сатун
Предлагаются следующее:
2 класс: – придумать однокоренные слова с этим корнем: маленький предмет,
признак предмета, действие предмета
– придумать существительное женского рода и изменить его по падежам,
придумать прилагательные м.р., ж.р., ср.р., придумать глагол и изменить
его по временам.
И обратное задание. Когда несуществующие слова, надо разобрать и найти им
место в системе русского языка.
Сатунчик, сатунный, сатунщик, всатунить, высатунить, несатунный, сатунище.
2 класс: найди предмет (самый маленький и самый большой), признак
предмета, действие предмета.
Определи часть речи, назови возможные постоянные и непостоянные
признаки, найди слова с противоположным значением, найди профессию,
объясни происхождение нн в словах сатунный, несатунный.
(Таким образом, формируем умение видеть язык, как систему знаков, отойдя
от смыслового понятия.)
Формировать начальное представление о языке, как знаковой системе,
помогают задания, позволяющие оперировать такими терминами как «буква»,
«звук», разводить их в сознании ребенка, развивая абстрактность мышления,
что позволяет развивать лингвистическое мышление.
Например, такое задание: Буква «Л» .
12 класс:
– Что есть в яблоке и сливе, но нет в дыне и арбузе?
– Придумай осмысленное предложение, где все слова начинаются с буквы
«Л».
– Придумай небольшой рассказ, где все слова будут начинаться с буквы
«Л». Может использоваться и другая буква.
Развиваем аналитическое мышление, на принципе сопоставления буквы и
звука. Интересная поисковая задача стоит перед младшими школьниками в
таком задании. Расшифруй
2 класс
– Название города 20, 21, 13, 1
– Имя девочки 13, 6, 15, 1.
– Название реки 16, 12, 1
Обратное задание, зашифровать:
– Название реки Нева, название города Москва и т.д.
Развиваем логическое мышление, учим анализировать, видеть в слове именно
набор знаков, каждому из которых в алфавите соответствует свой
порядковый номер. Так же направлено на знание алфавита, развитие языковой
памяти.
Следующее задание направлено на формирование внимания к структуре
слова, помогает понять его смысл, умение вычленять корень, помогает
увидеть главное в его лексическом значении, определить значение.
Исходя из названия профессии, определи, чем будет заниматься человек.
Для 2 класса мы берем более понятные названия профессий, для 34 более
сложные названия профессий с использованием иноязычных корней.
2 класс:
водолаз
34 класс:
товаровед
ковбой
переводчик
сыровар
геолог
флорист окулист
Как развивающее, задание, предлагается исследовать, обсудить корень ЛОГ,
который встречается в названиях некоторых профессий. И предложить детям
найти слова, где встречается этот корень.
Совершенствуем навыки работы со структурой слова, развиваем
лингвистическую зоркость, понимание, что не всегда надо механически
действовать по аналогии.
Какое из слов не того рода, что все остальные: зайчишка, скворушка,
соловушка, коровушка. Домишко, полюшко, окошко, солнышко, бревнышко.
Это задание на развитие логики, лингвистического мышления. Детям надо не
только увидеть «лишнее» слово с точки зрения языка, но и постараться
доказать, почему, увидеть способы доказательства. Поставить слова в ту
форму, по которой будет сразу определяться род.
Представлю несколько заданий по Окружающему миру, лингвистической
направленности.
12 класс: соотнеси герб и название города. Липецк, Курск, Архангельск,
ОреховоЗуево
Развиваем умение читать гербы по их ключевому образу. Выделяем ключевой
образ, соотносим его со словом.Умение определить герб по его описанию,
найти ключевое слово, которое отразится в названии города.
«Город, на воротах орел одноглавый черный, сверх орла корона золотая в
синем поле». (ОРЕЛ)
«Лазоревый щит герба пересечен; в верхнем поле золотое солнце, над золотой
же горой; в нижнем поле три золотых дерева». (СОЛНЕЧНОГОРСК) «В лазоревом (синеголубом) поле – серебряная, летящая скопа». (СКОПИН)
«В лазоревом поле серебряный колокол с золотыми узорами».
(ЗВЕНИГОРОД)..
12 класс: соотнеси название рыб и с их внешним видом: рыбаклоун, рыбы
бабочки, рыбыпопугаи, рыбаединорог.
Необходимо найти особенности во внешнем виде рыб, которые отразились в
их названии. (Рыбы: пила, молот, меч, горбуша)
Похожее задание, на умение через название вычленить признаки, даем детям и
на литературном материале.Найди соответствие слов из сказки «Лиса и
заяц» с объяснением их происхождения.
«уволакивающий добычу»
«прыгун, скакун»
«красивый»
«пучок волос, шерсти»
«медоед»
«сделанный из коры
деревьев»
«тот, кто похож на волка»
«певчее животное»
«желтоватый»
Заяц
Волк
Петух
Лиса
Лубяно
й
Медвед
ь
Клочок
Собака
Красны
й
Выполняя это задание, обращаем внимание к происхождению слов, и к корню.
Одним из любимых занятий детей младшего школьного возраста, является
словотворчество. Все дети любят героев Волкова Незнайку и его друзей.
Дать имена Подумай, какие могут быть имена у коротышек, которые живут в городе
«СКРИПКА». (Придумать не менее трех имен.)
Задание выполнено правильно, если имена коротышек будут иметь общий
корень со словом СКРИПКА нр (скрипун, скрипачок, скрипочка, перескрип и
т.д.) а так же, те имена коротышек, которые относятся к скрипке, как объекту
– предмету (смычок, струночка, футлярчик и т.п.).
Выполняя эту работу, дети устанавливают языковые аналогии с писательским
словотворчеством.
Лингвистические задания учат воспринимать родной язык как языковую
систему. Способствуют изучению иностранных языков. Мотивируют
учащихся на исследовательскую работу. Расширяют словарный запас.
Мы постарались освятить только некоторые этапы подготовки к
олимпиадам, на примере заданий, которые встречаются в работах. Но в
течение учебного года стараемся такие задания отрабатывать на уроках,
включать в задания внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности.
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Из опыта работы с одарёнными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.