Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе..doc
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Словарная работа
на уроках русского языка в начальных классах
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся
стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов,
традиционно именуемых в школьной практике «словарными».
Работу по освоению таких слов, строят в несколько этапов. Первым
шагом в этой работе является введение нового слова.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а
систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа.
младших
словаря
активизации
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от
словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение
таких слов и проведение словарноорфографических упражнений должно
способствовать
школьников.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено
обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
Одной из главных задач, стоящих передо мной, как учителем, является задача
научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения
трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от
современного
работы.
Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим
образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям
объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти
ассоциацию и запомнить написание орфограммы.
творческой
учителя
большой
В работе над словами с непроверяемым написанием я опираюсь на методику
и разработки нейропсихологов Л.С. Цветковой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой,
Т.Г. Визель. А.Е. Соболева указывала, что изучать словарные слова следует
опираясь на один из важнейших принципов педагогики – системность. В
применении к словарным словам это значит, что нужно воспользоваться
алгоритмом запоминания, который будет применяться всегда, для любых слов и в
любом возрасте, то есть превратился в универсальное учебное действие.
Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов
Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и
собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же, моим ученикам. 1. Обращение к этимологии слова
Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда
этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько
примеров.
Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня
образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце
западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где
солнце «западает» за горизонт», падает.
Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).
Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол»
значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е.
имеет власть.
Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало
квадратный кусок материи.
2. Словаподсказки
Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда
на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со
словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони
собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме;
Катя у калитки; Катя на картине; Оля на портрете; два Коли в коридоре;
девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис
на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги
дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов
помощников.
3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм
При изучении словарных слов некоторых тематических групп удобно
сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной
«о» ( или с какойнибудь другой), а затем – слова со сложностями в
написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом,
квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной
«а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной
гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы
словом счастье.
4. Использование схем гласных (согласных)
При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и
стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио),
велосипед (еоие), библиотека (ииоеа).И наоборот, в словах, где сложности
могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему
согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только
согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с
удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию
сложных слов.
5. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов
В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую
очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в частности,
для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно
использовать специально для запоминания словарных слов.
«Словарное лото»
Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны
словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие
карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель
предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом,
поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает
карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше
всех, – победитель.
Предъявление нового слова
Здесь я использую следующие способы:
а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;
в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»);
г) описание признaков предмета или предъявление словасинонима.
Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они
начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.
Работа над слуховым образом слова
Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по
одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно
для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми
ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения
ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше
запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники
умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма
становится для них более осознанным.
Запись слова с «окошком» После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают
словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся,
записывая слово, сами показали трудное место пропуском буквы – так называемым
«окном», или «дыркой».
Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя
ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какойлибо
«сигнал опасности», например, точка: б.реза.
После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать
к нему проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не
удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо я сама
показываю написание нового слова – записываю на доске, выделяя цветным мелком
орфограмму, – либо предъявляю карточку или прошу посмотреть слово в учебнике
на соответствующей странице. Вставив нужную букву, учащиеся еще раз
записывают слово, проговорив его несколько раз орфографически, то есть так, как
оно написано.
Специфическая форма записи слова с пропуском трудного места (с «окном»)
– это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической
задачи.
Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями
учились прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою
орфографическую зоркость.
Этот прием не равноценен приему записи слова с окном самим учителем, так
как ученик имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной педагогом.
Важно же, чтобы он ставил ее САМ.
Работа над зрительным образом слова
На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на
поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю
(или к словарю учебника). Это способствует, вопервых, накоплению опыта работы
со словарями, вовторых, формированию умения не только ставить, но и решать
орфографическую задачу самостоятельно.
Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии
работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он
помогает объяснить написание слова).
Проиллюстрирую все сказанное примером из практики. Приведу фрагмент
урока во 2м классе. Проводится работа над словом береза. Учитель. Отгадайте загадку.
В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети находят отгадку, сообщают признаки, по которым они определили
предмет.
Учащиеся проговаривают слово «береза» орфоэпически, называют ударный и
безударные слоги.
Перед учащимися я ставлю следующую задачу.
– В тетрадь самостоятельно запишите слово береза, пропустив орфограмму
(«трудное» место).
Дети записывают слово.
– Прежде чем мы вставим в «окошко» нужную букву, послушайте, что написано о
березе в книге Успенского «Почему не иначе?».
«Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но название его знакомо
большинству родственных народов. Оно восходит к корню «bhe» (бе), уходящему в
глубокую древность, означавшему «блеск», «белизна». Ведь и ее кора – береста –
носит название, связанное с тем же корнем».
Итак, слово береза образовано от того же корня, что и слово белый, и дерево
названо так по белому цвету коры. Какую же букву, как подсказывает эта история,
нужно написать в первом слоге?
Дети сверяют правильность ответа по словарю учебника.
– Проговорим, как будем писать это слово. Вставим в «окошко» нужную букву.
Затем слово еще раз прочитывается орфографически, закрывается и под
орфографическую самодиктовку каждым учеником записывается, делится на
слоги и для переноса (оба варианта).
Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым
написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку
орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей
буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в
том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа.
Завершающий шаг – запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.
У. Прочитайте пословицы, объясните их значение.
На доске:
1. И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут.
2. Березой обогреешься, а не оденешься.
3. Где дубняк, там и березняк.
– Когда так говорят: «Дать березовой каши»?
Дети. Когда хотят наказать розгами, выпороть, высечь.
У. Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.
На доске:
Сделанный из б.резы –
Б.резовый лес –
Гриб, который растет под б.резой.
– Составьте словосочетания со словами, предложенными вам.
На доске:
За березу – (спрятаться)
За березой – (ухаживать)
На березу – (влезть)
На березе – (сидеть)
Под березу – (сесть, лечь)
Под березой – (сидеть)
С березы – (слезть, упасть)
– Опишите березу: какая она? Д. Огромная, тонкая, маленькая, ветвистая, сухая, старая, молодая, кудрявая...
Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование
мнемонических приемов.
К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки,
которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают детям запомнить
трудное слово.
Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей,
например, «Сорока и медведь» Н. Сладкова, «Собака» А. Вознесенского.
Хотелось бы рассказать о том, как беседа с учащимися о прочитанном
произведении может помочь запоминанию орфографии определенного слова,
например, слова «собака».
Сначала дети рассматривают картинку с изображением собаки. Затем
работают над определением «трудного места», то есть решают орфографическую
задачу. Учащиеся слушают рассказ А. Вознесенского «Собака».
У. Заслужила ли собака медаль за свою верную службу?
К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву О.
Порой на помощь к моим учащимся приходят детские поэты с небольшими
шутливыми стихами.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» –
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мед,
Лисалисица, посмотри,
Очень любит букву... (и)
Чтоб не обиделась корова
И не прокисло молоко,
Мы оба этих дружных слова
Напишем в корне с буквой О.
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собакипустолайки Научилися летать? (Д.Хармс)
Петуха спросили дети
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я. (И.Коньков)
Вот дети учатся писать правильно слово лимон. На доске стихотворная шутка
Г. Сапгира «Лимон».
Что за «ли»?
Что за «мон»?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут
– Лимон ... –
Сразу станет кисло.
Две первые строчки легко и быстро запоминаются, и в перемену только и слышно:
«Что за «ли»?
Что за «мон»?»
Значит, в этом слове ошибок не будет.
Завершающим этапом в работе становится закрепление нового слова. На
этом этапе дети подбирают и записывают однокоренные слова.
Эта работа может сочетаться с грамматикоорфографическим анализом
предложений и другими упражнениями.
После знакомства с новым словом в уголке русского языка (если такой
есть в классе) постепенно может заполняться «страничка слова» .
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном
порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более
высоком уровне обученности. Так, в словах «корова», «молоко», «город»,
«деревня» полногласия «оро», «оло», «ере» пишутся всегда с буквами «о» и
«е». В том, что это полногласия, а не случайные сочетания, легко убедиться,
подбирая проверочные родственные слова: «город – град» («оро» чередуется с «
ра»), «деревня – древо, древесный» («ере» чередуется с «ре»), «молоко – млека,
млечный» («оло» чередуется с «ле»).
Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует
использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные
ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.
Часто на помощь в работе над трудными словами приходят детские поэты со
своими небольшими шутливыми стихами, например:
Вот каникулы настали,
До свиданья, школа!
Мы теперь уже с тобой
Встретимся не скоро,
Но как радостно нам после
Лета золотого
К твоему порогу, школа,
Возвращаться снова!
В. Броневский
Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием я
использую ПРИЕМ ЗАМЕНЫ РАЗВЕРНУТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНИМ СЛОВОМ из
«Словаря».
Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся
получают задания типа: «Ответьте письменно одним словом» и т. д.
При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания
детей, формирую навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки
мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом,
сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и
обобщать.
знания систематизируются и
автоматизируются.
Посредством упражнений
Детям такая работа особо нравится. Они активно и охотно включаются в
работу.
Я классифицирую все виды упражнений над словами с непроверяемыми
гласными по направлениям:
1) фонетические упражнения;
2) словообразовательные упражнения;
3) морфологические упражнения ;
4) синтаксические упражнения;
5) упражнения лексического характера;
6) упражнениянаблюдения над синонимами, антонимами, омонимами,
многозначными словами;
7) упражнениянаблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и
поговорками.
Алгоритм изучения словарных слов, который я использую с ребятами, я
назвала «Правило трёх «Пэ»». Обозначаем мы его так:
П – П – П
1. Первое «П»: прочитай слово орфографически, то есть так, как оно написано. Это просто необходимо. Дети помогают себе, проговаривая слова
при письме именно так, как они пишутся, поэтому в любой работе со
словарными словами ребята произносят их только орфографически. Спустя
некоторое время они так к этому привыкают, что даже не требуют
напоминания этого важного правила.
2. Втрое «П»: продиктуй себе орфографически и пропиши. Два действия
осуществляются одновременно, поэтому объединены в одну букву «П».
Постепенно, по мере изучения, дети переходят от проговаривания вслух к
проговариванию «про себя», обязательно оставляя беззвучное движение губ.
У детей, испытывающих трудности в обучении,
это беззвучное
проговаривание остаётся надолго (иногда я сама напоминаю им про
проговаривание только губами с целью предотвращения ошибок), у сильных
учеников быстрее переходит во внутренний план.
3. Третье «П»: проверь себя. Следует отметить, что у учащихся начальной
школы операции самоконтроля ещё не сформированы и им надо специально
обучать. По наблюдениям Л.С. Цветковой проговаривание при письме уже
играет роль важного текущего контроля.Когда слово уже написано.
Необходимо осуществить результирующий контроль. Существуют разные
способы контроля данного вида. Для детей с хорошей визуальной памятью
достаточно «сфотографировать» слово и узнать, что оно написано верно. Для
других – сравнить с образцом. Когда ребёнок всё же испытывает трудности в
поиске ошибок в написанном слове, я рекомендую детям использовать
приём «Закрой слово ладошкой». Дети закрывают слово рукой, а потом
постепенно открывают по одной букве, проговаривая вслух. Так легче
отыскать неточность написания, так как осуществляется «принудительный»
побуквенный анализ уже написанного слова. Это техническая сторона нашего
алгоритма. (Это же правило – «Правило трёх «Пэ»» хорошо применять при
обучении первоклассников списыванию текста).
Основной смысл фонетических упражнений, на мой взгляд, состоит в том,
чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в
отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы
слов при внутреннем их проговаривании.
Все эти упражнения способствуют формированию фонематического слуха и
речевых навыков у моих учащихся. В результате фонетических упражнений у детей
формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких
согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, алфавите.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами
вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их
прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 57 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это
приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и
безошибочно применяет в практике.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.